27.03.2024 Грузовики 3088 Время чтения: 14 мин.

Виды полуприцепов: какие и где используются

О чём речь? Разные виды полуприцепов используются в паре с тягачом для перевозки разнообразных грузов. Самый распространенный тип – тентованный. На трассах федерального значения такие полуприцепы составляют львиную долю грузового потока.

Что учесть? Есть и другие виды. Для перевозки автомобилей используются автовозы, для транспортировки тяжелой строительной техники – тралы. В лесозаготовительных работах применяются лесовозы. Исходя из названия, предельно ясны сферы использования полуприцепов.

Из этого материала вы узнаете:

Конструкция и характеристики полуприцепов

Полуприцеп – это колесное несамоходное устройство для перемещения грузов, которое опирается своей передней частью на механическое транспортное средство (тягач) и буксируется им.

Сочленение производится посредством опорной площадки седла таким образом, чтобы часть веса переносилась на тягач. В России популярны виды полуприцепов, производимых на заводе «Тонар».

конструкция и характеристики полуприцепов Конструкция и характеристики полуприцепов

Перечислим основные элементы конструкции:

Рама

Ее тип определяется перечнем задач, которые надо решать. Например:

  • жесткая сварная конструкция, рассчитанная на значительную нагрузку;
  • элементы рамы собираются при помощи болтовых соединений. За счет этого достигается большая гибкость, но понижается грузоподъемность.

Усиливают конструкцию поперечные элементы, располагающиеся перпендикулярно продольным лонжеронам и придающие скелету большую жесткость. Если их количество невелико, то, соответственно, меньше вес всего сооружения. При этом улучшаются ходовые качества полуприцепа.

Большое значение также имеет марка стали, из которой изготавливаются детали каркаса.

Платформа

Так называют площадку для размещения перевозимого груза. Для производства платформы применяют различные материалы:

  • Дерево (доски). Площадка ровная и не скользкая. Обладает хорошей ремонтопригодностью, но быстро изнашивается.
  • Сталь. За счет повышенных прочностных характеристик предназначена для больших нагрузок. Среди недостатков стоит отметить скользкую поверхность и склонность к коррозии.
  • Алюминиевые сплавы. Снабжаются специальными насечками для увеличения коэффициента трения. Благодаря легкости, долговечности, приемлемой ремонтопригодности получили широкое распространение.

Размеры платформы определяются видом грузового полуприцепа и его габаритами.

Мосты

Число и вид осей полуприцепов зависит от длины и грузоподъемности ТС. Они, как правило, располагаются в задней части полуприцепа, так как перед лежит на сцепном устройстве (седле). Наиболее распространены двухосные или трехосные конструкции. Но у наиболее нагруженных тралов может быть до 8 мостов.

Оси полуприцепов не являются ведущими, но они имеют тормозную систему, которая обеспечивает отличную управляемость всему составу.

Подвеска

При езде по дорогам она обеспечивает мягкую амортизацию.

Виды подвесок полуприцепов для грузовых автомобилей:

  • Пневматические. Такая конструкция обеспечивает большую плавность хода. Основное предназначение – перемещение нетяжелых грузов.
  • Рессорные. Классическая подвеска с повышенной жесткостью позволяет перевозить громоздкие объекты с большим весом.

Если необходимо перевозить тяжелые грузы, то следует применять полуприцепы с рессорным типом подвески.

Седло

Для того чтобы присоединить ТС к тягачу, спереди полуприцепа существует специальное устройство в виде площадки со шкворнем. При сцепке оно располагается на седле буксировочного автомобиля.

При помощи шкворня происходит закрепление полуприцепа на тягаче. В этой точке осуществляется осевое смещение элементов автопоезда, которое обеспечивает плавный поворот по различным радиусам. Седельная сцепка сконструирована таким образом, что часть веса груза приходится на тягач.

Конструкция каждого элемента полуприцепа к седельному тягачу любого вида определяет эксплуатационные параметры подвижного состава.

Снятый с тягача полуприцеп способен стоять на поверхности земли, если только спереди выдвинуты специальные опорные стойки.

Грузоподъемность

Самый большой по весу груз, который способен перевозить автопоезд по дороге с твердым покрытием:

  • две оси – 18 т;
  • три оси – 25 т;
  • четыре оси – 32 т.

Грузоподъемность тралов, имеющих шасси с 5 и более мостами, не должна превышать 38 т.

Габариты

Максимально разрешенные размеры:

  • длина – до 20 м;
  • ширина – до 2,55 м;
  • высота – до 4 м.

Длина свешивающегося за пределы полуприцепа части груза не должна превышать 2 м.

Материал, из которого изготавливаются элементы кузова и шасси.

Алюминий как прочный и легкий металл активно используется при изготовлении узлов полуприцепов любого вида. За счет этого снижается вес автопоезда, и происходит экономия топлива.

Тип разгрузки

Характеристики перевозимых объектов определяют конструкцию полуприцепов. Для перемещения в пространстве сыпучих грузов целесообразно использовать самосвалы. В некоторых случаях удобнее применять модели с подвижным полом. Например, если транспортируемый груз необходимо порционно доставить в разные места основного маршрута.

Конструкция полуприцепов практически всех видов позволяет более равномерно распределить нагрузку по всему автопоезду, уменьшая таким образом удельное давление на грунт. За счет этого общая грузоподъемность транспорта увеличивается, и за один рейс можно перевезти объекты большей массы.

Основные виды полуприцепов

Во многих странах огромное количество самых разных предметов доставляется в пункты назначения при помощи автотранспорта. Для оптимизации грузооборота применяются тягачи и полуприцепы распространенных видов.

Полуприцепы с тентом

Благодаря универсальности при эксплуатации весьма популярны различные виды тентованных полуприцепов. Оболочка изготавливается из ПВХ-материалов. Такие машины способны перевозить любые категории товаров, не требующих специфических условий для транспортировки. Функция тента заключается в защите объектов от воздействия окружающей среды (дождя, ветра, снега и пр.).

полуприцепы с тентом Полуприцепы с тентом

Верхняя поверхность трейлеров представляет собой полотно из ПВХ или металлического листа. Как правило, этот элемент делается подвижным для того, чтобы упростить операцию разгрузки. Рама может быть сборной или цельнометаллической. В условиях бездорожья предпочтительнее второй вариант, поскольку такая конструкция не содержит разъемных соединений, которые при тряске разбалтываются и интенсивнее изнашиваются.

Передний транец большинства тентовых полуприцепов изготавливается из металла. Это препятствует наваливанию груза на кабину водителя при резком торможении. Виды тентованных полуприцепов:

  • Шторные. Конструкция позволяет при разгрузочных работах смещать тент в сторону. Крыша полуприцепа также откидывается, что позволяет применять автопогрузчики и краны. Все элементы совершенно автономны.
  • Шторно-бортовые. Кузов оборудован специальными бортами, расположенными вдоль полуприцепа. Они удерживают груз внутри. Такая конструкция не пользуется популярностью у грузоперевозчиков, которые справедливо полагают, что борта являются лишним элементом, не несущим какой-либо полезной функции, а только увеличивающим вес автомобиля.
  • Бортовые. Нашли применение при организации перевозок стройматериалов и габаритных предметов. Борта очень оперативно откидываются или снимаются. Время на подготовку разгрузки занимает не более двух минут.

Ограничение по массе груза, перевозимого на тентованных полуприцепах, составляет 35 т. Использование бортовых полуприцепов во многих случаях нерентабельно, так как отсутствует какая-либо защита от непогоды. Недостатком подобных ТС является возможность хищения товара на стоянках.

Автоцистерны

Жидкие грузы (нефтепродукты, молоко, вода и пр.) перевозятся в цистернах. Если груз относится к пищевой категории, на его транспортировку необходимо оформить соответствующую разрешительную документацию. Транспортные средства после каждого рейса подвергаются санитарной обработке.

Для предотвращения эффекта гидроудара внутренняя полость разделена специальными перегородками на несколько секций. Поверхности покрываются составами, нейтральными к разным химическим соединениям. Для наполнения и слива груза используется система клапанов и шлюзов.

Иногда в цистернах перевозят и некоторые виды сыпучих грузов (муку, зерно, гранулированные удобрения и пр.).

автоцистерны Автоцистерны

Контейнеровозы

На полуприцепах некоторых видов можно перемещать контейнеры, габариты которых стандартизированы. Это позволяет оснастить транспортное средство универсальной системой такелажных креплений. Контейнеровозы делят на основные группы:

  • Стандартные. Длина платформы составляет 12,5 м. Предназначены для перевозки двух контейнеров.
  • Низкорамные. Транспортируются сухогрузы.

 

Часто полуприцепы этого вида снабжены телескопическими устройствами, позволяющими быстро изменять габариты, подстраиваясь под размеры транспортируемого объекта. Наличие тыльных и передних площадок упрощает операцию разгрузки.

Тралы

Второе название – низкорамные тяжеловозы. Чаще всего применяются для перевозки тяжелой гусеничной и колесной спецтехники. Рама, близко расположенная к поверхности дороги, позволяет перемещать нестандартные объекты без опасения повредить ЛЭП, мосты и другие невысокие коммуникации и конструкции.

тралы Тралы

Тралы оснащены телескопической системой и выдвижными элементами. Откидные трапы позволяют легко загонять перевозимый подвижной состав на платформу. Собственный вес полуприцепа составляет 6-8 тонн. Так как масса перевозимого груза достаточно велика, тралы имеют в среднем больше осей, чем другие модели полуприцепов.

Фургоны

Такие полуприцепы применяют для перевозки товаров общей категории, не требующих соблюдения специфических условий при транспортировке. Широко используются магазинами, торгующими продуктами питания и промышленными товарами. Кроме того, в фургонах часто оборудуют передвижные мастерские, лаборатории, пункты быстрого питания и т. д.

Конструктивно изделие напоминает тентованный полуприцеп, только вместо гибкой оболочки из ПВХ используется прочная водостойкая фанера, стальные листы или пластик. Для удобства в фургоне может быть установлено несколько дверей.

Продуктовые полуприцепы часто содержат отсеки со специальными ячейками для стандартных упаковок. Фургоны обычно имеют 1-3 моста.

Не менее распространенные виды полуприцепов

Рефрижераторы

Рассмотрим некоторые виды полуприцепов-рефрижераторов. Они используются для перевозки грузов, чувствительных к температурному режиму. Чаще всего это продукты питания глубокой заморозки, цветы, некоторые виды лекарств и т. д. Корпус представляет собой слоистый набор оболочек, собранных по технологии «Сэндвич». Он обеспечивает поддержание эффекта термоса. Для сохранения нужной температуры внутри рефрижератора располагается холодильная установка.

Изотермические фургоны

Конструктивно этот вид полуприцепа очень похож на рефрижератор. Но в отличие от него в изотермическом фургоне нет холодильника. Сохранение нужной температуры происходит весьма длительное время.

изотермические фургоны Изотермические фургоны

Чаще всего такой специальный подвижной состав применяется на коротких плечах в пределах одного населенного пункта.

Самосвальные

Такие полуприцепы обычно оборудованы двумя или тремя мостами. У двухосных моделей подвеска рессорно-балансирная, а трехосные оснащаются пневматической. Грузоподъемность обычно составляет 25-40 т. Широко применяются в строительстве и ЖКХ для транспортировки сыпучих материалов.

Полуприцепы этого вида имеют заднюю или боковую выгрузку. Также существуют марки, имеющие возможность сброса на три стороны. Защита перевозимого груза осуществляется при помощи плотного автоматически сворачивающегося тента.

Цементовозы

Этот вид полуприцепа представляет собой герметичную цистерну объемом до 40 куб. м, изготовленную из конструкционной стали. При этом весь корпус представляет собой единое целое с рамой. Грузоподъемность ТС – до 29 т.

Чаще всего этим транспортным средством перемещаются сыпучие материалы мелких фракций: песок, цемент, сухие строительные смеси и т. д. Выгрузка содержимого осуществляется продувкой сжатым воздухом.

Лесовозы

Главное назначение – транспортировка бревен и деревянного бруса, труб и металлического профиля.

П-образный остов полуприцепа расположен на раме, имеющей повышенные прочностные характеристики. Удерживающие груз фиксаторы могут быть жестко закрепленными или подвижными. Вторая конструкция предпочтительнее, так как позволяет надежнее закрепить груз.

лесовозы Лесовозы

По конструктивным особенностям различают раздвижные (роспуск) и цельнометаллические лесовозы. Специальный подвижной состав активно применяется непосредственно на делянках лесозаготовительных компаний по причине их повышенной проходимости.

Автовозы

Существуют также тралы для перевозки исключительно легковых и грузовых автомобилей. По конструктивным особенностям различают:

  • открытые (закрытые);
  • бортовые, тентовые;
  • одно- и двухъярусные.

Длина автопоезда ограничена 20 м, а грузоподъемность может достигать 20 т.

На платформу полуприцепа одновременно можно загнать до восьми машин или три микроавтобуса.

автовозы Автовозы

Есть также универсальные полуприцепы-трансформеры, которые можно легко адаптировать для перевозки конкретной категории груза.

Часто задаваемые вопросы о видах полуприцепов

Что собой представляют полуприцепы-скотовозы?

Этот транспорт используется для перемещения животных. Используется в сельском хозяйстве, цирках, спортивных клубах. Спецификация и конструкция фургона зависят от размера и вида транспортируемого скота. Живой груз требует соблюдения жестких требований для сохранения жизни и здоровья животных.

Где используются полуприцепы-щеповозы?

Эта разновидность полуприцепа применяется в деревообрабатывающей промышленности для вывоза отходов: щепы, стружки, опилок. Конструктивно щеповоз похож на обычный фургон. Но тем не менее есть и отличия:

  • откидной борт;
  • гидропривод подъемника кузова;
  • подвижное дно и крыша.

 

Чаще всего щеповоз для погрузки подгоняется непосредственно к ленте конвейера. Кузов снабжен автоматической системой откидывания верхней накидки.

Какой вид полуприцепа наилучшим образом подходит для транспортировки пищевых продуктов?

Традиционно применяются различные рефрижераторы и изотермические фургоны. Эти транспортные средства способствуют поддержанию необходимого микроклимата внутри.

Какие грузы могут быть перевезены с помощью шторных полуприцепов?

Такие полуприцепы могут применяться при перемещении грузов разных категорий. Обычно с их помощью перевозятся повседневные товары, не требующие специальных условий: упаковки с напитками, продукты питания, бытовая техника, мебель и пр.

В общем объеме грузоперевозок перемещение товаров при помощи автомобильного транспорта занимает значительную долю. Преимуществами является высокая мобильность, маневренность, достаточно высокая грузоподъемность и скорость доставки. При протяженных маршрутах имеет смысл сократить число рейсов при сохранении объема грузопотока. Эту задачу решают с помощью эксплуатации соответствующих видов полуприцепов, при выборе которых необходимо учесть множество факторов.

Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Погрузчики
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Подробнее
Утилизационный сбор
Спецтехника
Утилизационный сбор
Подробнее
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подъемные краны
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подробнее
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Спецтехника
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Подробнее
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Спецтехника
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Подробнее

Есть вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер с вами свяжется в течение 15 минут

Введите корректные данные
Я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
*Необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных

Или звоните по бесплатному номеру