О чем речь? Расход грузового автомобиля зависит от конструктивных особенностей (параметров двигателя, количества дополнительного оборудования) и внешних условий: погоды, высоты, типа покрытия и веса груза.
На что обратить внимание? Несмотря на то, что производителями заявлены средние нормы расхода грузовых автомобилей, каждый владелец должен сам рассчитывать этот показатель. В случае пренебрежения есть риск получить перерасход горючего и экономические потери.
Из этого материала вы узнаете:
Понятие расхода топлива
Термин «расход топлива» представляет собой динамично изменяющуюся величину, подверженную влиянию сезонных изменений и накопленного опыта эксплуатации, выраженного в возрасте автомобиля. Это колебание зависит не только от типа топлива и объема перевозимого груза, но и от качества дорожного покрытия, по которому движется транспорт.
Характеристики расхода топлива грузового автомобиля, заявленные в техническом паспорте, рассчитаны в условиях идеальной эксплуатации и, следовательно, требуют коррекции. Для этого были разработаны официальные стандарты, представленные в распоряжении Министерства транспорта Российской Федерации № АМ-23-р от 14 марта 2008 года.
Понятие расхода топлива
Необходимо отметить, что утвержденные Минтрансом нормы не являются усредненными или примерными значениями. Фактически они могут различаться для каждого конкретного транспортного средства, требуя индивидуального тестирования.
Кроме того, условия эксплуатации, техническое оснащение, стандартная грузоподъемность и другие факторы могут значительно изменять уровень этих показателей. Средний уровень потребления является приблизительной характеристикой, и на его основе не следует оценивать перспективы заказа доставки. Для точного расчета расхода топлива на километраж необходимо проводить индивидуальные измерения.
Расход грузового автомобиля становится не только финансовой статьей расходов на транспорт, но и диагностической характеристикой. В зависимости от состояния машины и стиля вождения водителя он может как увеличиваться, так и уменьшаться. Наибольшее воздействие оказывают:
- нагрузка (использование автокондиционера, электроприводов грузового отсека, иного оборудования существенно увеличивает расход топлива);
- стиль вождения (применение резких маневров, частые переключения передач и движение в пробке – простые способы повышения расхода);
- аэродинамические характеристики (различные навесные элементы на кабине или грузовом отсеке, открытые окна – все эти факторы нарушают аэродинамическую структуру, приводят к росту расхода грузового автомобиля);
- состояние двигателя и обслуживающих его систем (топливоподача и газораспределение, система охлаждения).
Расход грузового автомобиля
Способы расчёта расхода топлива грузового автомобиля
Определение расхода топлива в грузовом автотранспорте прежде всего зависит от того, какой именно вид топлива используется для заправки данной модели грузовика. Различные вариации энергоносителей оказывают разную степень влияния на этот параметр:
- Дизельное топливо. В настоящее время является основным видом топлива для грузового автотранспорта. Его преимущества выражаются в хорошей адаптации к температурным перепадам, устойчивости к низким температурам и повышенной тяге. Дизельные двигатели также обладают более долгим сроком службы, что важно для длительных переездов.
- Природный газ. Этот вид топлива обладает важным преимуществом: при сгорании разлагается на безопасные для окружающей среды вещества. Он более экономичен по сравнению с дизелем, обеспечивает высокий уровень энергии и оказывает меньшее негативное воздействие на двигатель. Тем не менее, применение природного газа в качестве горючего для грузовых автомобилей пока ограничено.
- Пропан-бутановая смесь. Этот вид топлива, часто называемый пропаном, обладает высоким октановым числом, обеспечивая быстрое воспламенение и сгорание с выделением большего количества энергии. Кроме того, вещества в составе этой смеси более экологически чистые, хотя пропан-бутан остается альтернативным видом горючего.
- Биодизель. Его главной особенностью является максимально полное сгорание его компонентов, что позволяет снизить выбросы углекислого газа и почти полностью исключить выброс диоксида серы в атмосферу. Однако сложность производства придает ему высокую стоимость при ограниченной эффективности, и в России биотопливо не применяется.
В дополнение к перечисленным также существуют модели грузовых автомобилей, функционирующих на электричестве. Однако на сегодняшний день это неудобный и затратный вариант. Несмотря на стоимость электроэнергии, очевидно, что таким машинам требуется регулярная зарядка, и инфраструктура для этого отсутствует на российских дорогах, особенно в отдаленных районах.
Министерство юстиции дополнило этот документ письмом № 03-2609 от 21 сентября 2009 года. В нем предписано использовать нормативные значения, установленные методическими рекомендациями Минтранса, «в целях организации эксплуатации транспортных средств». Вот некоторые позиции из этих норм расхода грузовых автомобилей:
- потребление топлива на отечественных грузовиках в диапазоне от 25 до 50 л на 100 км;
- расход топлива на грузовых автомобилях европейских марок от 25 до 40 л на 100 км;
- потребление бензина или дизеля на других иностранных марках от 18 до 40 л на 100 км.
Эти усредненные показатели, полученные путем сопоставления фактических расходов топлива грузового автомобиля в различных условиях, являются ориентиром. Особенно если учитывать, что методические рекомендации Минтранса содержат пять нормативных значений для каждой марки в разных условиях. Тем не менее реальное потребление может отличаться из-за многочисленных факторов, и его следует вычислять. Для этого существуют два метода расчета расхода топлива у грузовика: эмпирический и теоретический.
Эмпирический (опытный) метод основан на проведении тестовых измерений. Топливный бак заполняется до краев, счетчик суточного расхода горючего обнуляется. После проезжают на машине от 100 до 150 км, снова заправляют бак, выясняют объем долива по чеку и делят его на фактическое число пройденных километров.
Теоретический (научный) метод базируется на формуле:
где:
- QH – потребление топлива, которое необходимо определить (искомая величина);
- Hsan – актуальные нормы потребления (согласно рекомендациям Минтранса);
- S – фактический пробег машины по путевому листу;
- Hw – расход грузового автомобиля на 100 км, учитывая перевозимый груз;
- W – объем транспортной работы (произведение массы груза на пройденный путь, измеряется в тонно-километрах);
- D – коэффициент коррекции, учитывающий возраст машины и состояние дороги (вычисляется отдельно по специальной формуле).
Существуют также онлайн-калькуляторы для расчета расхода топлива на грузовом автомобиле, которые автоматизируют этот процесс при вводе исходных данных. Такие программы рассчитывают объем горючего на поездку или на 100 км, а также его стоимость.
Способы расчета расхода топлива грузового автомобиля
Системы контроля расхода топлива грузовика
Эпоха осмотра топливных баков с использованием линейки и списания средств по чекам остается в прошлом. В современном мире успешные руководители автопредприятий понимают, что точный контроль расхода и меры по его снижению являются ключевыми факторами для обеспечения эффективной работы компании. Для решения этих вопросов они активно применяют современные технологии, среди которых выделяются три основных подхода.
CAN-шина
Этот стандартный метод контроля осуществляется путем передачи данных об уровне топлива от бортового компьютера автомобиля в систему мониторинга с использованием спутников. Большинство современных грузовых автомобилей оборудованы системами контроля, включающими датчики, установленные в топливном баке.
Однако основным недостатком этого метода является относительная неточность данных, так как погрешность датчика может достигать 15 %. Тем самым не учитываются мертвые зоны в верхней и нижней частях бака, что дополнительно увеличивает процент погрешности.
Проточный датчик расхода
Также известный как расходомер, этот датчик устанавливается в топливную магистраль и работает аналогично бытовому счетчику воды, измеряя объем топлива, проходящего через него.
Датчик уровня по емкости
Этот датчик измеряет объем топлива в баке и отслеживает его изменения во время заправок или сливов. В зависимости от формы и объема бака в некоторых случаях может быть установлено два и более таких датчика.
Методы снижения расхода топлива грузовика
Грамотное управление
Важным аспектом снижения расхода топлива у грузовых автомобилей является грамотное управление, основанное на стиле вождения, способствующем экономии горючего. Рекомендации для водителей предусматривают:
- плавное торможение и избегание резких маневров, что не только уменьшает расход топлива, но и продлевает срок службы тормозной системы;
- активное использование движения по инерции для экономии топлива на ровных дорогах;
- передвижение на максимально возможной передаче с учетом, что каждое переключение на более высокую передачу может сэкономить до 30 % горючего;
- избегание использования двойного режима сцепления, особенно для новых грузовиков, где это необязательно.
Оптимальная скорость
Каждый двигатель имеет зону оптимальных оборотов, на которых он работает наиболее эффективно. Поддержание оптимальной скорости, обычно на уровне 1,5 тыс. оборотов в минуту или ниже, снижает расход энергии. Важно уточнить оптимальные параметры для конкретного грузовика согласно техническому паспорту.
Оптимальная скорость
Своевременное техобслуживание
Регулярное техническое обслуживание играет решающую роль в снижении расхода топлива. Следует внимательно следить за состоянием двигателя, шин и расходников, так как изношенные элементы могут значительно увеличить расход топлива грузового автомобиля.
Надежное оборудование и расходники
Выбор грузовиков с современными энергоэффективными технологиями является важным аспектом. Техника, такая как грузовики Shacman, обеспечивает высокую эффективность по доступной цене. Подбор правильных расходников и технических жидкостей также существенно влияет на общий расход топлива.
Рациональное использование этих методов экономии горючего не только сокращает расходы, но и повышает комфорт и безопасность перевозок. Основные принципы включают в себя правильное управление, систематическое обслуживание и тщательный выбор комплектующих.
Часто задаваемые вопросы о расходе топлива грузового автомобиля
Почему важно замерять расход?
Затраты на топливо играют ключевую роль при расчете общих расходов на обслуживание транспортного средства. В контексте определения рентабельности перевозочных услуг расходы на топливо грузового автомобиля могут составлять до 60 % общей суммы оплаты за работу.
Какие поломки могут влиять на расход топлива?
Некоторые поломки могут привести к увеличению расхода грузового автомобиля, такие как выход из строя датчиков массового расхода воздуха, датчиков наружной температуры или лямбда-зонда. Это является наиболее частыми причинами повышения расхода топлива.
Как влияет марка грузовика на расход?
Расход топлива грузового автомобиля существенно зависит от его марки и ряда факторов, таких как условия эксплуатации, уровень загрузки, сезон и модификация машины. Например, легкий КАМАЗ-4308 бортовой может потреблять от 20 до 22 литров топлива на 100 км, в то время как более тяжелые модели могут требовать 25-35 литров, а европейские аналоги – от 25 литров. Любой опытный водитель должен стремиться найти оптимальную скорость для своего грузовика и придерживаться ее, что существенно сокращает расходы.
Влияние марки грузовика на расход
Каждый двигатель имеет свою зону оптимальных оборотов, где достигается максимальная эффективность при минимальном расходе. Эта информация обычно предоставляется производителем и отражена в техническом паспорте. Оптимизированный стиль вождения, своевременное техническое обслуживание и правильный выбор расходников складываются в важные стратегии для снижения расхода топлива грузовых автомобилей.