20.02.2024 Грузовики 7838 Время чтения: 13 мин.

Коробка передач грузовика: устройство и принцип работы

О чем речь? Коробка передач грузовика отличается от аналогичного узла в легковой машине. КПП в легковушках, как правило, обладает 5-6 передачами, в то время как у грузового автомобиля их может быть 12-15, а на некоторых моделях и 18. Это необходимо для равномерного распределения тяги во время перевозки массивных грузов.

На что обратить внимание? Большое количество передач возможно благодаря делителю в коробке. Также узел оборудован демультипликатором, повышающим крутящий момент. И все это со временем выходит из строя, поэтому водителю грузовика важно разбираться в характерных признаках неполадок.

Из этого материала вы узнаете:

Отличительные черты коробки передач грузовика

Может показаться, что легковой автомобиль отличается от грузовика только по своим размерам. Оба транспортных средства оборудованы двигателем внутреннего сгорания, имеют кузов и колеса, которые связаны трансмиссией. Тем не менее, коробка передач грузовика обладает некоторыми особенностями, связанными в основном с массой транспортного средства.

Многоступенчатость обеспечивает использование силовой установки с максимальной эффективностью. Рассмотрим принцип работы коробки передач грузовиков и особенности таких КПП.

отличительные черты коробки передач грузовика Отличительные черты коробки передач грузовика

КПП в трансмиссии грузовых автомобилей, особенно тех, которые предназначены для перевозки крупных грузов, должна быть надежной и иметь большее число передач, чем в обычном легковом автомобиле.

Проектирование коробок передач для грузовых транспортных средств осуществляется с учетом нескольких важных параметров. Она должна обеспечивать транспортному средству необходимые динамические характеристики, экономичный расход топлива, высокий КПД и бесшумное функционирование. Кроме того, коробка передач должна быть надежной, легкой в обслуживании, иметь относительно небольшие вес и размеры.

Как правило, коробка передач грузового автомобиля представляет собой шестеренчатый механизм, регулирующий крутящий момент и частоту на ведущих колесах в более широком диапазоне, чем двигатель. КП также обеспечивает задний ход, позволяет отключать двигатель от движителя на длительный период во время стоянок, а также при запуске.

Для тяжелой грузовой техники вес деталей играет ключевую роль. Производители комплектующих для коробок передач, устанавливаемых на коммерческие транспортные средства, стремятся сделать КПП максимально легкими. Это достигается благодаря использованию облегченных материалов (в основном алюминиевых сплавов), а также применению инновационных технологий при изготовлении внутренних компонентов и корпуса.

Есть два основных типа коробок передач грузовиков: механические и автоматические. Механические коробки начали производить значительно раньше. Их основные отличия – высокая надежность, долговечность и легкость в обслуживании. Переключение передач в грузовых автомобилях происходит с использованием ступеней с зубчатыми шестернями. Смена скоростного режима осуществляется благодаря перемещению этих шестеренок. Зубья, взаимодействующие с шестернями, обеспечивают синхронизацию колес и крутящего момента.

Трансмиссия сконструирована таким образом, чтобы было невозможно включить несколько передач одновременно, так как применяется кулиса, которая не дает случайно изменить скорость.

Устройство коробки передач грузовика

Механическая коробка включает в себя несколько ключевых деталей:

  • обгонные муфты;
  • блок шестеренок;
  • блок заднего хода;
  • картер, заполненный машинным маслом;
  • сцепление;
  • синхронизаторы скорости;
  • кулиса, предотвращающая случайное переключение скоростей.

Механические коробки передач некоторых грузовиков, таких как КамАЗ 43118 50 или бортовой 65207, классифицируются по двум основным параметрам:

  • число ступеней;
  • количество валов.

На грузовики, как правило, устанавливаются 3-вальные механические коробки передач, в то время как легковые автомобили используют 2-вальные. При выборе транспортного средства стоит обращать внимание на оба этих параметра, поскольку от них зависят плавность разгона и общая эффективность коробки передач.

Количество ступеней передач

Автомобили КамАЗ оснащаются коробками передач с количеством ступеней от 6 до 16. ТС с большим числом передач имеет несколько плюсов:

  • Приятное управление. К примеру, модель КамАЗ 43118–50 обеспечивает более плавный процесс разгона. Водителю не нужно переживать из-за резких толчков после каждого переключения, что уменьшает дискомфорт и избавляет от необходимости перегазовывания.
  • Экономия топлива. Водитель может гибко выбирать подходящую передачу, регулируя обороты двигателя и минимизируя расход газа или дизельного топлива.
  • Повышение скорости. Автомобиль может быстрее набирать скорость. Однако стоит учесть, что на максимальную скорость количество ступеней напрямую не влияет, поскольку здесь ключевыми факторами являются мощность силовой установки и эффективность выхлопной системы.

У механических коробок передач с 7 и более ступенями есть минус – затратный ремонт. Процедуры по восстановлению данных коробок более сложны по сравнению с простыми 6-ступенчатыми системами. Перед ремонтом рекомендуется ознакомиться с тарифами и услугами, предоставляемыми сервисами по ремонту АКПП, и проконсультироваться со специалистами дилерских центров для определения точной стоимости.

количество ступеней передач Количество ступеней передач

Демультипликатор и делитель

Демультипликатор и делитель – важные компоненты тяжелых грузовиков, таких как НЕО 2 КамАЗ, которые позволяют регулировать крутящий момент и обеспечивают оптимальное соотношение скорости и оборотов двигателя. Демультипликатор выступает в роли устройства, повышающего крутящий момент. Это значит, что при большом количестве оборотов двигателя грузовик будет двигаться медленнее.

Для эффективной работы демультипликатора необходима раздаточная коробка с низкими передачами, специально предназначенная для грузовых транспортных средств. Однако при таком подходе зачастую возникают проблемы – на больших скоростях обороты двигателя оказываются недостаточными, а на низких они, напротив, избыточны.

Использование демультипликатора положительно сказывается на долговечности коробки передач грузовика за счет уменьшения крутящего момента, что снижает износ силовой установки. Делитель дает машине возможность передвигаться на повышенных передачах.

Причины неисправностей коробки передач грузовика

Перегрев и ухудшение смазочных свойств

Длительная работа под большими нагрузками, подъемы по крутым склонам и движение в экстремальных погодных условиях обуславливают повышение температуры трансмиссионного масла. Это, в свою очередь, может снизить его смазывающие свойства, вызвать увеличение трения и износ деталей трансмиссии.

Большой пробег

Износ компонентов КПП также является распространенной проблемой у грузовых автомобилей с большим пробегом. Преодоление больших расстояний приводит к естественному износу шестерен, подшипников и синхронизаторов, что снижает эффективность передачи мощности и, в конечном итоге, к поломке КПП.

Неправильное техобслуживание и загрязнение масла

Регулярное обслуживание, включая замену масла, фильтров и проведение необходимых проверок, является решающим фактором для обеспечения долговечности коробки передач. Пренебрежение этими процедурами влечет за собой загрязнение металлической стружкой и скопление влаги в системе трансмиссии. Это, в свою очередь, может вызвать абразивное повреждение компонентов трансмиссии.

неправильное техобслуживание и загрязнение масла Неправильное техобслуживание и загрязнение масла

Ошибки при переключении передач и долгая езда с нажатым сцеплением

Резкие переключения скоростей и избыточное трение шестерен создают излишнюю нагрузку на КПП. Частое использование сцепления и избыточное проскальзывание также влечет за собой досрочный износ и повреждение дисков сцепления.

Чрезмерные нагрузки и слишком большой крутящий момент

Перегрузка и избыточный крутящий момент также могут стать причиной проблем. Грузовики с высокой грузоподъемностью предназначены для перевозки тяжелых грузов. Однако превышение рекомендованных лимитов по весу может создать избыточную нагрузку на трансмиссию. Эксплуатация машины с избыточным крутящим моментом вызывает перегрузку трансмиссии, ускоряя износ и повреждение ее компонентов, что может привести к сбоям и поломкам.

Распространенные неисправности коробки передач грузовика

В ходе интенсивной эксплуатации силового агрегата коробка передач грузовика сталкивается с повышенными механическими нагрузками и резкими перепадами температуры. Эти факторы негативно влияют на некоторые части трансмиссии:

  • Сальник. Выявление утечки масла является сигналом о возможных проблемах с сальником коленвала. Замена этого элемента требует больших трудозатрат, поскольку необходимо разбирать всю коробку передач. В случае обнаружения такой неисправности рекомендуется обратиться к специалистам сервисного центра.
  • Вилка коробки передач. Этот ключевой элемент отвечает за движение переключающей муфты и переключение передач. Износ вилки произойдет в любом случае, так как она является одним из наиболее интенсивно эксплуатируемых элементов коробки передач. Поломка вилки может привести к серьезным проблемам с переключением скоростей. Если вы обладаете навыками автослесаря и имеете специальный инструмент, замену вилки можно выполнить собственноручно.
  • Подшипники. Активное использование грузового автомобиля в суровых климатических условиях может повлечь за собой возникновение странного шума при переключении передач или в нейтральном положении КПП, что указывает на возможный износ подшипников. После замены данной детали нужно выполнить точную регулировку для достижения правильного «натяга». Эту сложную процедуру лучше доверить опытному специалисту.
  • Синхронизаторы. Чтобы обеспечить мягкое переключение передач, в КПП встраиваются синхронизаторы. Эти элементы нужны для правильного контакта между шестернями и валами. Поломка синхронизаторов может привести к ситуации, при которой скорости постоянно «вылетают». В некоторых случаях пользоваться КПП становится и вовсе невозможно. При этом ремонт синхронизаторов – сложная задача, требующая вмешательства мастеров.
  • Шестерни. Это самая часто встречающаяся неисправность в коробке передач грузовиков. Износ и поломки зубьев шестерен могут привести к невозможности их взаимодействия и, следовательно, фиксации скорости. Заменить отдельную шестерню обычно сложнее, чем выполнить комплексную замену всей КПП.

Часто задаваемые вопросы о коробке передач грузовика

Каковы признаки возможной неисправности АКПП грузовика?

Первое на что следует обратить внимание – случайное переключение трансмиссии на нейтраль. Это происходит в момент, когда водитель пытается сменить передачу или решает оставаться на текущей. Также наблюдается задержка в работе трансмиссии. В таких ситуациях важно удостовериться, что уровень рабочей жидкости в коробке передач соответствует необходимым параметрам.

признаки возможной неисправности акпп грузовика Признаки возможной неисправности АКПП грузовика

Как нужно переключать скорости на подъеме?

В процессе восхождения рекомендуется установить коробку передач в режим "Н" для оптимальной работы трансмиссии при повышенной нагрузке. При переключении с первой на вторую передачу на подъеме полезно применять метод двойного выжимания сцепления.

Как повысить долговечность КПП?

Для предотвращения механических неисправностей в трансмиссии необходимо вовремя проводить техобслуживание. При этом замена масла, замена фильтров и периодические осмотры должны проводиться согласно указаниям автопроизводителя.

Если вы не обладаете профессиональными навыками, следует доверить ремонт специалисту. Рекомендуется обратиться за помощью к опытному мастеру в автосервисе.

Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Погрузчики
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Подробнее
Утилизационный сбор
Спецтехника
Утилизационный сбор
Подробнее
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подъемные краны
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подробнее
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Спецтехника
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Подробнее
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Спецтехника
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Подробнее

Есть вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер с вами свяжется в течение 15 минут

Введите корректные данные
Я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
*Необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных

Или звоните по бесплатному номеру