12.02.2024 Грузовики 2340 Время чтения: 13 мин.

Ретардер на грузовике: задачи и принцип работы

О чем речь? Ретардер на грузовике используется для плавного замедления без применения основных тормозов. Он нужен в случае затяжного спуска, когда есть риск перегреть тормозную систему, или при перевозке тяжелых грузов.

На что обратить внимание? Ретардеры отличаются по конструкции и способу установки. Их монтируют на коробке, между КПП и двигателем, между коробкой и мостом, на карданной передаче или даже внутри мотора.

Из этого материала вы узнаете:

Задачи ретардера на грузовике

Важным аспектом функционирования ретардера на грузовике является его принцип сопротивления вращению колес. Этот механизм активируется при установке на заднюю ось грузовика и последующем подключении к трансмиссии или приводному валу. Если необходимо снизить скорость передвижения, ретардер создает дополнительное механическое противодействие вращению колес, что влечет за собой торможение автомобиля.

задачи ретардера на грузовике Задачи ретардера на грузовике

Рассмотрим преимущества использования ретардера на грузовике. В первую очередь, он активно содействует уменьшению износа тормозной системы. Это происходит за счет того, что ретардер применяется в основном для торможения в процессе спуска по склону. Во-вторых, его внедрение повышает уровень безопасности, особенно при перевозке грузов с большой массой. В результате водитель легче контролирует скорость движения, что существенно снижает риск несчастных случаев.

Важно знать, что функциональность устройства зависит от нескольких режимов работы, среди которых выделяются «экономия», «стандарт» и «спорт». Это предоставляет водителю возможность выбора оптимальной настройки ретардера, соответствующей конкретным дорожным условиям и предпочтениям водителя.

Ряд узлов составляет основу ретардера на грузовике, каждый из которых выполняет ключевую роль в его работе. Среди них выделяются:

  • Гидравлический насос, трансформирующий механическую энергию водителя в энергию жидкости. Это обеспечивает управление затормаживающим эффектом с высокой точностью.
  • Клапанная система, регулирующая поток жидкости и, следовательно, силу торможения. В отдельных видах ретардеров она электронная, что гарантирует более точное управление и повышает общую безопасность.
  • Механические фрикционные элементы, такие как тормозные колодки или диски, представляют собой неотъемлемую часть системы. Они создают трение, затрудняя увеличение скорости движения грузовика вниз по склону.

Принцип работы ретардера на грузовике основан на использовании силы трения. Активируя ретардер, водитель запускает гидравлический насос, который начинает подачу жидкости в тормозные механизмы. Это приводит к их соприкосновению с колесами автомобиля, создавая противодействие и постепенно замедляя скорость, что в свою очередь обеспечивает экономию тормозов основной системы.

Виды ретардеров для грузовика

В мире грузоперевозок ретардеры становятся неотъемлемой частью технологического прогресса, предоставляя водителям эффективные инструменты торможения. Рассмотрим, как работают две существующие категории ретардеров на грузовике:

  • гидродинамический;
  • электродинамический.

Оба типа ретардеров выполняют единое техническое задание – обеспечение эффективного и безопасного торможения грузовых автомобилей. Выбор между ними зависит от технических требований и особенностей каждого конкретного автомобиля.

Гидродинамический ретардер

Гидродинамический ретардер, основанный на принципах гидродинамики, представляет собой техническое воплощение компактности и эффективности. С его массой, редко превышающей 85 кг, этот инструмент становится легким и удобным для интеграции.

Основной компонент гидродинамического ретардера – два лопастных колеса, статор и ротор. При активации устройства пространство между лопастями статора заполняется маслом. Тепловая энергия, выделяемая в процессе, передается через масловодяной теплообменник в радиатор автомобиля.

Гидродинамические ретардеры могут быть первичными или вторичными в зависимости от их расположения относительно КПП. Они устанавливаются как перед коробкой, так и за ней, в зависимости от конкретной модели трансмиссии.

Электродинамический ретардер

Электродинамический механизм, представляющий собой массивную конструкцию, напоминающую кастрюлю.

Структура электродинамического ретардера включает в себя два диска, твердо связанных с карданным валом, и статор, который активируется при воздействии силы торможения через электромагнитные катушки (принцип Фотта). Протекающий электроток и тормозящие роторы создают тепло, которое эффективно отводится через вентилятор.

электродинамический ретардер Электродинамический ретардер

Электродинамические ретардеры могут быть установлены непосредственно на КПП, на ведущем мосту или на карданной передаче. Эта универсальность в расположении делает их привлекательными для различных конфигураций грузовиков.

Плюсы и минусы ретардера

Рассмотрев роль ретардера в мире грузоперевозок, настало время взглянуть на веские преимущества и возможные недостатки, которые могут возникнуть при его использовании. Решение о внедрении этого технологического решения напрямую зависит от уникальных потребностей водителя и стратегических приоритетов логистических компаний.

Плюсы ретардера

  • Более высокая безопасность: вождение по крутым спускам или на скользких поверхностях становится более безопасным благодаря ретардеру. Водитель может чувствовать себя увереннее, зная, что у него есть инструмент для безопасного замедления движения.
  • Снижение износа механических тормозов: ретардер снижает нагрузку на основную тормозную систему, увеличивая срок ее службы. Это ведет к снижению расходов на замену и ремонт тормозов.
  • Экономия топлива: использование ретардера не требует расхода топлива.
  • Плавное замедление: ретардер позволяет избежать резкое торможение. Это комфортно как для водителя, так и для пассажиров при остановке грузовика.

Минусы использования ретардера

  • Дополнительное техническое обслуживание: ретардеру необходимо техническое обслуживание, что требует дополнительных усилий и ресурсов.
  • Высокая стоимость установки: внедрение ретардера в тормозную систему грузовика связано с значительными затратами, что может создать финансовые вызовы для компаний.
  • Увеличение массы транспортного средства: ретардер добавляет дополнительный вес к транспортному средству, что может повлиять на его общую маневренность и эффективность.
  • Сложность в управлении: водителям, не имеющим опыта работы с ретардером, может потребоваться время для приспособления и усвоения навыков эффективного управления этим устройством.
Важно отметить, что несмотря на начальные затраты на установку ретардера, логистические компании могут оправдать эти расходы в долгосрочной перспективе за счет экономии на топливе и уменьшении износа тормозной системы. Решение в пользу ретардера – это взвешенный выбор между безопасностью и экономической эффективностью в мире грузоперевозок.

Размещение и управление ретардером на грузовике

Механизм управления ретардером может подчиняться ручной настройке, где ручка управления удобно размещается под рулем, или плавно реагировать на педаль тормоза. В случае ручного управления предлагается шесть уникальных режимов:

  • четыре варианта торможения;
  • стабильный режим;
  • нейтральная позиция.

Регулировка силы торможения происходит с использованием педали тормоза, влияние которой передается к катушкам от аккумуляторных батарей. Этот процесс вызывает появление вихревых токов в катушках, эффективно действующих в противоположном направлении вращения роторов и способствующих торможению.

размещение и управление ретардером на грузовике Размещение и управление ретардером на грузовике

Архитектура ретардера включает в себя статор и два ротора, размещенных с минимальным зазором. Статор, выступающий в роли индуктора, состоит из двух последовательно соединенных магнитов, порождающих электромагнитные токи, известные как токи Фуко. Роторы, выполненные из токопроводящих материалов, выполняют функцию якоря.

Вихревые потоки, инициированные этим процессом, создают силы, направленные против вращения роторов, что эффективно реализует процесс торможения.

Управление этой сложной системой представляет собой интуитивно понятную задачу. Во многих современных моделях применяется электронная система V–contact, которая автоматически регулирует скорость на спуске, переключаясь в оптимальный режим. Важно отметить, что надежность этой системы проявляется на дорогах хорошего качества. В условиях сложных трасс и крутых спусков ручное управление становится неотъемлемым фактором для обеспечения безопасности.

Ретардеры устанавливаются на вторичном валу трансмиссии, карданных валах или даже на осях. Известны несколько вариантов установки:

  • после КПП;
  • между карданными валами (чаще всего используемый вариант);
  • на ведущем мосту;
  • на среднем (проходном) ведущем мосту.

В автомобилях с полным приводом ретардер размещается перед раздаточной коробкой. На грузовиках MAN предлагается интересный вариант установки впереди двигателя, известный как акватардер.

ретардер в автомобилях с полным приводом Ретардер в автомобилях с полным приводом

Интересен порядок применения такого механизма на практике. Ретардер монтируется прямо на передней части двигателя и для своей работы использует тосол. Это уникальное техническое решение позволяет теплу, образующемуся при торможении, обходить водомасляные теплообменники и направляться в систему охлаждения двигателя. В настоящее время подобные технологии активно применяются только на грузовиках MAN, однако можно предположить, что в будущем они найдут свое место и в арсенале других производителей грузовиков, расширяя горизонты технологического прогресса в сфере грузоперевозок.

Правила использования ретардера на грузовике

Соблюдение следующих указаний поможет не только правильно, но и безопасно воспользоваться этим устройством:

  1. Предварительная проверка: перед активацией ретардера удостоверьтесь, что ваш автомобиль оснащен этим устройством, и оно находится в исправном состоянии.
  2. Разумное применение: используйте ретардер в ситуациях, требующих замедления движения, избегая его непрерывного использования на протяжении всего пути.
  3. Активация на спуске: активируйте ретардер перед началом спуска с горы. Это поддерживает стабильный режим торможения, предотвращая перегрузку обычной тормозной системы.
  4. Уровни торможения: существуют различные уровни работы ретардера, предоставляющие разную силу торможения. Выбирайте уровень в зависимости от веса груза и дорожных условий.
  5. Контроль перегрева: регулярно следите за температурой ретардера в процессе его работы. Перегрев может негативно сказаться на его функциональности. При достижении критических значений, рекомендуется остановиться и дать устройству остыть.
  6. Синхронизация с основными тормозами: используйте ретардер и обычные тормоза последовательно, избегая одновременного применения. Это позволит эффективно сохранять работоспособность тормозных систем и предотвращать их перегрузку.

Следуя этим рекомендациям, вы не только продлите срок службы вашего ретардера, но и повысите безопасность грузового автомобиля на дорогах.

Часто задаваемые вопросы о ретардере на грузовике

Как выбрать лучший ретардер для грузовика?

Выбор устройства ретардера на грузовике зависит от нескольких факторов, таких как мощность двигателя, вес грузовика и предполагаемая нагрузка, а также стоимость и желаемые характеристики. Важно подобрать ретардер, соответствующий требованиям эксплуатации, обеспечивающий оптимальную эффективность и безопасность на дороге.

как выбрать лучший ретардер для грузовика Как выбрать лучший ретардер для грузовика

Заменяет ли ретардер обычные тормоза?

Ретардер не является полной заменой обычных тормозов и следует использовать его в дополнение к ним. Он особенно полезен на крутых спусках или при перевозке тяжелых грузов. Однако не рекомендуется заменять им обычные тормоза в экстренных ситуациях.

Использование ретардера дополняет тормозную систему, снижая износ тормозных деталей за счет предоставления дополнительного источника торможения. Это значительно продлевает срок службы тормозов, сокращает расходы на обслуживание и поддерживает высокий уровень безопасности на дорогах.

Утилизационный сбор
Спецтехника
Утилизационный сбор
Подробнее
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Погрузчики
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Подробнее
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Спецтехника
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Подробнее
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подъемные краны
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подробнее
Виды, типы и классификация спецтехники
Спецтехника
Виды, типы и классификация спецтехники
Подробнее

Есть вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер с вами свяжется в течение 15 минут

Введите корректные данные
я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
*Необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных

Или звоните по бесплатному номеру

price icon
Получить актуальный прайс
Получить прайс
Позвонить бесплатно
Подобрать оборудование
close icon

Артем Родин

Руководитель направления "спецтехника"

Артем Родин печатает ...