Почему востребованы? Лучшие китайские тягачи пользуются большим спросом в России благодаря доступной стоимости в сочетании с хорошими техническими характеристиками и короткими сроками поставки.
Стоит ли покупать? Тягачи, собранные в Поднебесной, сегодня являются бюджетными и неприхотливыми машинами в сфере грузоперевозок. Они достойно конкурируют с европейскими, американскими и японскими моделями, а по некоторым параметрам, в частности, комфортабельности, даже превосходят их.
Из этого материала вы узнаете:
Тенденции рынка, связанные со спецтехникой из Китая
В настоящее время в Китае насчитывается 20+ заводов, производящих тяжелую грузовую технику. Каждый из них имеет 2–3 партнера-производителя двигателей.
Как прогнозирует «Автостат», потребность отечественного рынка автомобильных перевозок в новых грузовиках возрастет до 27 175 единиц к 2025 году. На данный момент этот показатель оценивается экспертами в 24 393 единицы. Подобные прогнозы косвенно подтверждаются ростом сбыта новых седельных тягачей в России. Специалисты маркетингового агентства НАПИ подсчитали, что в сравнении с периодом с января по май 2022 года, объем продаж вырос на 91 %.
Тенденции рынка, связанные со спецтехникой из Китая
Китайские автопроизводители наращивают присутствие на российском рынке с огромной скоростью. Лидером становится SITRAK, которому принадлежит 44 % всех продаж. Одновременно «КамАЗ» резко теряет позиции. В 2023 году отечественный производитель удерживал всего 15,6 % рынка, в то время как китайский FOTON вышел на третье место с 9 %. Европейские гиганты автопрома, такие как MAN, Mercedes-Benz, VOLVO и DAF, пока удерживают продажи, но с минимальным успехом: их доли на рынке варьируются от 1,6 % до 2,4 %.
Преимущества и недостатки китайских тягачей
Для многих выражение «китайская продукция» все еще ассоциируется с дешевизной и ненадежностью – с чем-то вообще не сопоставимым по качеству с западными аналогами. Эта репутация сложилась десятилетия назад из-за появления на рынке товаров из Поднебесной, изготовленных из дешевых комплектующих в условиях низкого контроля качества. Однако с тех пор многие китайские компании значительно улучшили производственные процессы и стали предлагать более качественные и надежные продукты. Преимущества таких тягачей:
- доступная цена – стоимость спецтехники из Китая на 10–30 % ниже аналогов из Европы или Японии;
- достойное качество – китайцы производят технику, тщательно соблюдая технологические процессы и контролируя стандарты на каждом этапе (большинство брендов имеют сертификацию ISO);
- комфорт при эксплуатации;
- неприхотливость – машины проектируются с учетом интенсивной работы в экстремальных условиях.
Недостатки:
- высокий расход горючего – 2–3 литра на 100 км (выше, чем у европейских аналогов);
- более частые поломки и замена расходников;
- сложности с подбором деталей и обслуживанием;
- частые проблемы с лакокрасочным покрытием, электрикой, ходовой частью;
- необходимость подготовки к локальным условиям работы (к примеру, утепление кабины).
Лучшие китайские седельные тягачи почти ни в чем не уступают более дорогостоящим японским и европейским аналогам. Покупка грузовика, собранного в Поднебесной, абсолютно точно станет выгодным вложением.
Лучшие китайские тягачи
Появление этой спецтехники в РФ в начале 2010-х сразу вызвало внимание перевозчиков негабарита благодаря достойному качеству, доступной стоимости и хорошему сервису. Какой самый лучший китайский тягач? Из тех, что представлены в России, можно отметить несколько популярных брендов:
SITRAK
Sinotruk Group, китайский производитель тягачей, начал сотрудничество с немецкой компанией MAN в 2009 году. Была создана серия тяжелых премиальных грузовиков Sitrak, которые известны высоким уровнем безопасности, надежностью, а также экономичностью.
Оригинальные технологии MAN используются при сборке мостов, трансмиссии, двигателей и прочих комплектующих тягачей Sitrak. Эти грузовики используются для разнообразных работ: портовых перевозок, выемки и удаления горных пород, инженерного и городского строительства.
Завод по сборке спецтехники Sitrak расположен в провинции Шандунь, городе Цзинань. В Санкт-Петербурге и Москве есть официальные представительства бренда. Согласно отчету за 2023 год, доля Sitrak на российском рынке седельных тягачей составила 43 %, что соответствует продаже более чем 4500 единиц.
FOTON
Это китайский производитель, выпускающий коммерческий транспорт: тягачи, грузовые автомобили, автобусы. Компания появилась в 1996 году. Она быстро завоевала звание одного из ведущих мировых производителей тягачей. В ассортименте Foton представлены модели всех классов – от легких до тяжелых, включая городские и международные варианты. Основные преимущества техники: безопасность, экономичность, надежность, высокое качество. Кроме того, машины привлекают внимание современным видом и эргономичной комфортной кабиной.
SHACMAN/SHAANXI
Shacman/Shaanxi – китайский производитель тягачей, спецтехники и автобусов. Компания появилась в 1968 году и постепенно завоевала звание одного из самых крупных производителей коммерческого транспорта в Поднебесной. Бренд располагает широкой линейкой тягачей разных моделей и комплектаций. Вся их техника отвечает высоким стандартам экологичности, безопасности и качества. Тягачи торговой марки могут использоваться для перевозки разных грузов: тяжелые машины, строительная техника, сыпучие материалы, контейнеры и так далее.
SHACMAN/SHAANXI
Shacman/Shaanxi поставляет тягачи в 90+ стран мира, в том числе в РФ, где они завоевали высокую популярность и доверие потребителей. В 2023 году компания продала в Россию 902 их единицы.
Лучшие китайские тягачи по итогам конкурса China Truck of the Year
Чтобы понять, какой китайский тягач лучше купить, стоит изучить результаты конкурса China Truck of the Year, который проводится по правилам, схожим с европейским Truck of the Year. Грузовые машины оцениваются по следующим критериям: наличие инновационных технологий, уровень экономичности расхода топлива, безопасность, степень комфорта при эксплуатации, управляемость, экологичность.
Foton Auman EST 6х4
Модель 2017 года выпуска. Аббревиатура EST в названии седельного тягача расшифровывается как Energy Super Trucks – экономичный и мощный супергрузовик. Примечательно, что в России он был представлен уже осенью: на выставке «КОМТРАНС-2017» презентовали EST Н5 4х2. Машина разработана компаниями Foton Motor и Daimler AG: кабина (каркас) заимствована у Mercedes-Benz Actros 3-го поколения, а облицовка, бампер, светотехника – оригинальные от Foton.
Мотор Cummins ISG12 с объемом 11,8 литра, разработанный в США, производится на заводе Foton Cummins в Пекине. Этот двигатель способен пройти примерно 1 200 000 км и отличается высокой экономичностью. От 350 до 500 лошадиных сил –в этом диапазоне находится его мощность, а крутящий момент колеблется от 1900 до 2300 Нм.
На модели, представленной на выставке, была установлена механическая коробка передач ZF Ecosplit 16S2230TD с диапазоном 16,41–1,00, однако в Китае машина оснащается и новейшим «роботом» –12-ступенчатой АКП ZF 12TX2420TD семейства Traxon. Автозавод FotonDaimler, рассчитанный на производство 200 000 тягачей разной грузоподъемности, является одним из нескольких филиалов концерна в Китае.
Veyron 6х4
Седельный тягач 2018 года выпуска от компании JMC, разработанный совместным китайским предприятием JMC-Ford. В нем кабина собрана на базе грузовика Ford Cargo N566 от турецкого бренда Ford Otosan, однако она имеет уникальный дизайн. Интересный факт: моделью, которая пришла на смену Cargo N566 на конвейере, стал турецкий тягач Ford F-Max, удостоившийся награды европейского конкурса International Truck of the Year 2019.
Veyron 6х4
Грузовики семейства JMC Veyron оснащаются двумя типами двигателей: 9-литровым JX6D9.365 A5, 365 л. с./1400 Нм и 12,7-литровым JX6D13.420 A5 420 л. с./2150 Нм. Эти дизельные моторы схожи с двигателями Ford Otosan Ecotorq 9 и Ecotorq 13, обладающими усиленными характеристиками мощности.9-литровый предлагает 3 варианта мощности: 320, 350, 380 лошадиных сил с крутящим моментом от 1100 до 1550 Нм. В то время как 13-литровый имеет две дополнительные настройки – 480 и 500 л. с. при 1800 об/мин и крутящий момент 2500–2700 Нм при 1000–1200 оборотах.
Доступны два типа коробок передач: 12-ступенчатая механическая Fast Gear 12JSD220TA и современная автоматизированная Fast F-Shift.
FAW J7 Eagle 6х4
Седельный тягач 2019 года выпуска. Финалистами конкурса тогда стали 3 грузовика: FAW, Foton, CAMC. В числе преимуществ победителя – новейшая кабина J7 с увеличенными объемом и внутренним пространством. Без внимания не остался и обновленный дизайн передней ее части, выделяющийся стильными фарами и эффектной облицовкой радиатора. Над этим, к слову, работали дизайнеры итальянской компании Italdesign.
FAW Jiefang Automotive Co Ltd осуществляет производство своих двигателей и коробок передач.FAW J7 Eagle предлагает дватипа моторов: 11-литровый FAW CA6DM2 мощностью 420, 460 л. с., и 13-литровый FAW CA6DM3 с мощностью 500 и 550 л. с. и крутящим моментом до 2600 Нм. Коробка передач FAW CA12TAX230M в грузовиках FAW J7 Eagle – 12-ступенчатая механическая, созданная на основе лицензии от Eaton Fuller, но доступна версия с автоматической трансмиссией.
FAW Jiefang – один из лидеров по продажам тяжелых грузовиков в Китае, контролируя 20–25 % рынка. Компания производит более 300 000машин ежегодно, экспортируя продукцию в 80 стран.
Dongfeng Tianlong KL (2020 год)
Модель 2020 года выпуска. Стоит отметить, что грузовики Dongfeng KL производятся с 2006 года с постоянными обновлениями. Dongfeng Tianlong KL – тягач, победивший на конкурсе в 2020-м.Кабина его наследует каркас от Nissan Diesel Quon, но она более высокая, широкая и удлиненная.
Рестайлинговая её версия Tianlong KL получила обновленный фасад, более компактные фары светодиодные, расширенную решетку радиатора и модернизированный бампер. Самое значимое отличие Tianlong KL от KL– ровный пол. Внутри кабины установлены новая панель приборов, обновленный дисплей и 3-спицевый мультируль. Система мультимедиа с дисплеем в 7 дюймов.
Dongfeng Tianlong KL
Среди разнообразия дизельных двигателей, доступных в арсенале Dongfeng, особое внимание привлекает 11-литровый агрегат DDi11S385, которым оснащен рассматриваемый тягач. Видимо, это мотор Renault Trucks dCi11, он в рамках коллаборации французской компании со шведами был успешно внедрен не только на российском рынке, но и в Китае. При этом у последних установлена настройка двигателя, обеспечивающая всего 385 л. с. при 1900 об/мин., максимальный крутящий момент 1800 Нм в диапазоне от 1100 до 1500 об/мин.
Добавим, что ЯМЗ‑653 обладает мощностью в 422 л. с. и крутящим моментом 2000 Нм. Тягач Tianlong KL комплектуется 14-ступенчатой механикой или «автоматом» DT1420 собственной разработки. Ноходят слухи, что эту автоматическую коробку базируют на коробке Volvo I-Shift.
Foton Auhawk R pro
В 2021 году награду получил Foton Auhawk R pro, но он представляет собой шасси для фургонов либо бортовую платформу, а не седельный тягач. Это скорее гигантский среднетоннажник, способный перевозить груз весом от 18 до 22 тонн. Единственное, что связывает его с категорией седельных тягачей,– это 4x2-колесная конфигурация.
Foton Auman Galaxy
Победитель конкурса 2022 года. Машина получила новую кабину с уникальным оформлением радиатора. Здесь ровный пол и высокая крыша. Основное преимущество – увеличенная длина, аналогично Eagle Way Life,FAW J7 Eagle Way. Ширина спальной полки – 101 см! Есть мультируль, зеркала заднего вида с мониторами и камерами, шикарные сиденья с пневматической подвеской, автономный отопитель и кондиционер, неплохой набор шкафчиков и ящиков.
Foton Auman Galaxy
Этот китайский тягач трехосный 6х4. Он оснащен двигателем Foton Cummins X13NS6B580 объемом 13 литров и мощностью 580 лошадиных сил, соответствующим стандартам Евро-6.Установлена 12-ступенчатая автоматизированная коробка передач от ZF, мосты произведены по технологии Daimler. Для надежного торможения установлены дисковые тормоза на всех осях, задняя тележка оборудована пневмоподвеской. Системы безопасности: ACC – адаптивный круиз-контроль, LDWS – предупреждение о выезде за полосу движения, AEBS – оповещение о столкновении, панорамный обзор и автоматическая парковка.
Примечательно, что церемония награждения тягача Auman Galaxy состоялась в день выпуска 10-миллионного грузовика бренда Foton.
BAIC Fuxing 580 6x4 AMT
Победитель конкурса 2023 года, автомобиль, разработанный конструкторами BeijingHeavyTruck. Тягач BAICFuxing отличается высокоэффективной аэродинамической конструкцией кабины, что позволяет снизить коэффициент лобового сопротивления до 0,52 – это на 10 % выше результатов конкурирующих моделей. Внедрен ряд инновационных решений при проектировании, что способствовало значимому снижению веса конструкции, улучшению топливной эффективности.
Седельный тягач оборудован мотором Foton Cummins X13, генерирующим мощность 580 л. с. Трансмиссия – ZF Traxon AMT второго поколения. Грузовик может похвастаться хорошими задними мостами, тормозными дисками с вентиляцией, системой торможения AEBS. Системы безопасности: предупреждение о лобовом столкновении, экстренное торможение при повреждении шин, информация о выходе из полосы движения. Более того, они контролируют усталость водителя и слепые зоны.
Часто задаваемые вопросы о китайских тягачах
На какие бренды, кроме Foton, Sitrak, Shacman/Shaanxi стоит обратить внимание, какой из китайских тягачей лучше выбрать?
Неплохой репутацией еще обладают грузовики от JMC, BEIFANG, DongFeng, Baw, САМС, SANY, Hongyan, Howo, Faw, Jac.
Сколько стоит хороший китайский тягач в базовой комплектации?
В зависимости от бренда цена колеблется в пределах 8 500 000–12 500 000 рублей с учетом НДС.
Почему европейские и японские тягачи не такие комфортные для водителя, как китайские?
Например, у тягачей FAW на целых 15 сантиметров шире спальное место, чем у «японцев» и «европейцев». Кабина дополнительно оснащена ящичками для документов и бритвенных принадлежностей. Есть холодильник и кондиционер. Имеются «китайцы», водительское сиденье которых оснащено массажной функцией.
Комфортные китайские тягачи
Независимо от мнений и предубеждений, лучшие китайские тягачи прочно влились в российскую транспортную отрасль, активно участвуя в грузоперевозках. А так как сейчас возможность снабжать рынок японскими и европейскими грузовиками ограничена, альтернатива машинам из Китая попросту отсутствует. Эпоха низкого качества китайских автомобилей осталась в прошлом – сегодня на них предусматривается гарантийное обслуживание и постгарантийный сервис.