10.06.2024 Спецтехника 5342 Время чтения: 13 мин.

Виды прицепов и полуприцепов для грузовых и легковых авто

О чем речь? Виды прицепов различаются в зависимости от транспорта, с которым эксплуатируются, а также по назначению. В отличие от полуприцепов не оборудованы передней осью и устанавливаются на подпорки.

Какие бывают? Бывают неспециализированные и специализированные прицепы. К первой категории относятся тентовые, бортовые, самосвальные, а ко второй – цистерны, автовозы, рефрижераторы, тралы. Выбирают подходящий вид в зависимости от типа грузоперевозок.

Из этого материала вы узнаете:

Отличия прицепов от полуприцепов

Прицеп – это транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов и оборудованное собственной передней осью. Оно может быть прикреплено к тягачу с помощью прицепного устройства. В случае использования прицепа связь с тягачом осуществляется исключительно для передачи тягового усилия, а вес груза равномерно распределяется по несущей раме самого прицепа. Это делает прицепные транспортные средства эффективными для перевозки различных видов грузов на большие расстояния, обеспечивая более равномерное распределение нагрузки.

Полуприцеп отличается от прицепа тем, что обычно является частью состава тягача и опирается на его опорно-сцепное устройство при транспортировке грузов. Полуприцеп самостоятельно не способен двигаться без сцепки с тягачом.

отличия прицепов от полуприцепов Отличия прицепов от полуприцепов

Во время транспортировки грузов связь между прицепом и тягачом необходима не только для передачи тягового усилия, но и частично для распределения общей нагрузки. Даже если вес груза размещен на несущей раме полуприцепа, он равномерно распределяется на колеса полуприцепа и колеса тягача, что способствует более равномерному распределению нагрузки при транспортировке. Для тягачей используются различные виды прицепов, включая полуприцепы, контейнеровозы, рефрижераторные прицепы и другие.

Сцепное устройство обычно является стандартным и универсальным для прицепов и полуприцепов. Колеса этих транспортных средств могут быть оснащены гидроприводом, который может работать от двигателя тягача или быть активным механическим приводом. Дополнительные системы, управляющие поворотом колес, могут быть установлены для улучшения маневренности автосцепки.

При транспортировке грузов с прицепами и полуприцепами массой более 750 килограмм требуется обязательная установка собственной тормозной системы. Это важное требование для обеспечения безопасной эксплуатации и предотвращения возможных аварийных ситуаций.

Автомобильный роспуск, предназначенный для перевозки длинномерных грузов, состоит из сочетания тягача и специального прицепа или полуприцепа. Роспуск обеспечивает возможность перевозки грузов большой длины, таких как строительные материалы, балки, трубы и другие крупногабаритные грузы. Груз в большинстве случаев размещается на ложементах, чтобы обеспечить равномерное распределение его веса между несущей рамой роспуска, колесами и тягачом.

Преимущества, которые делают прицепы и полуприцепы с тягачами популярным выбором для многих видов грузоперевозок:

  • можно перевозить большие объемы товаров или материалов за один рейс;
  • корректное распределение груза по всем осям;
  • обеспечение надежной защиты груза от внешних воздействий;
  • снижение затрат на топливо и общей стоимости услуг.

Основные виды неспециализированных прицепов и полуприцепов для грузовиков

Разнообразие видов прицепов позволяет оптимизировать эксплуатацию и управление сцепкой с тягачом в зависимости от специфики перевозимых грузов. Например, для перевозки крупногабаритных или тяжелых грузов могут применяться различные типы низкорамных полуприцепов, которые обеспечивают более удобную загрузку и выгрузку.

Кроме того, специализированные полуприцепы, такие как самосвальные или контейнеровозы, обеспечивают оптимальные условия для перевозки сыпучих материалов, строительной техники и других специфических грузов. Вот несколько основных видов грузовых прицепов и полуприцепов:

Тентовые полуприцепы

Являются одними из распространенных на территории Таможенного союза и в Европе. Они широко используются для перевозки различных грузов, таких как продукты питания, строительные материалы, бытовая техника и другие товары, требующие защиты от атмосферных воздействий.

Тентовые прицепы состоят из платформы с каркасом, на который натягивается прочный водонепроницаемый тент из ПВХ или редко брезента. Это обеспечивает защиту груза от влаги, пыли и других атмосферных факторов во время транспортировки.

тентовые полуприцепы Тентовые полуприцепы

Шторные полуприцепы

Конструкционно схожи с тентовыми, но имеют некоторые особенности, которые делают их удобными для различных вариантов загрузки и выгрузки. Шторные фуры оборудованы сдвижными боковыми стенками (шторами), а также жёсткими распашными задними воротами. На некоторых моделях крыша также может сдвигаться, что обеспечивает дополнительные варианты доступа.

Бортовые прицепы

Обычно имеют несколько секций боковых бортов, что делает их удобными для погрузки и выгрузки грузов различных размеров и форм. Это позволяет перевозить как крупные грузы, такие как строительные материалы и оборудование, так и мелкие грузы, такие как упакованные товары и контейнеры.

Шторно-бортовые полуприцепы

Представляют собой удачное сочетание характеристик бортовых, шторных и тентовых полуприцепов. Они оснащены сдвижными боковыми стенками, которые обеспечивают быструю загрузку и разгрузку грузов. Благодаря жёстким бортам, этот тип полуприцепа позволяет предотвратить опрокидывание груза на дороге во время движения. Тенты, в свою очередь, защищают груз от осадков, грязи и пыли.

Самосвальные прицепы

Предназначены для перевозки сыпучих грузов, таких как песок, щебень, зерно и другие материалы. Они имеют гидравлическую систему, которая позволяет быстро и эффективно опрокидывать бункер и выгружать груз. Наклон платформы может осуществляться как в продольном (назад), так и в боковом направлении, в зависимости от конструкции и модели полуприцепа.

Виды специализированных полуприцепов для грузовых автомобилей

Существует несколько основных видов автомобильных прицепов.

Рефрижератор

Рефрижераторы, или холодильные полуприцепы, предназначены для перевозки грузов, которые требуют определенного температурного режима. Они оборудованы специальными холодильными агрегатами, которые могут поддерживать постоянную температуру в заданных пределах, как правило, от +12 до -20 градусов Цельсия.

Такая техника используется для перевозки продуктов питания, медицинских препаратов, цветочных поставок и других товаров, которые требуют строгого контроля температуры, чтобы сохранить свои свойства и качество.

рефрижератор Рефрижератор

Все рефрижераторы подразделяются на определенные классы в зависимости от их температурных режимов:

  • класс А – температура от +12°C до 0°C;
  • класс В – температура от +12°C до -10°C;
  • класс С – температура от +12°C до -20°C;
  • класс D – температура не более +2°C;
  • класс Е – температура не более -10°C;
  • класс F – температура не более -20°C.

Рефрижераторные перевозки имеют высокие стандарты и регулируются строгими правилами, особенно когда речь идет о скоропортящихся грузах, таких как рыба, фрукты, мясо и другие.

Соблюдение правильной температуры и санитарных условий является критически важным для обеспечения сохранности продуктов в процессе перевозки. Действительно, рефрижераторные перевозки играют ключевую роль в обеспечении безопасности и качества скоропортящихся продуктов на пути от производителя к потребителю.

Изотермический фургон

Изотермический фургон не оборудуется холодильной установкой и способен поддерживать определенную температуру только в течение ограниченного времени. Из-за этого он лучше подходит для перевозки грузов на небольшие расстояния, где отсутствует необходимость в продолжительном хранении при постоянной температуре.

Этот тип фургона может быть использован, например, для перевозки продуктов между складами или точками продажи внутри одного города, где требуется поддержание определенной температуры лишь на короткие расстояния.

Полуприцеп-контейнеровоз

Полуприцеп-контейнеровоз предназначен для перевозки морских контейнеров с контейнерной площадки порта до места назначения груза. Стандартный прицеп-контейнеровоз обычно способен перевозить один 40-футовый контейнер или два 20-футовых контейнера. При этом его размеры составляют около 12,5 метров в длину, 2,5 метра в ширину и погрузочную высоту около 1,4 метра. Максимальная грузоподъемность такого контейнеровоза обычно составляет порядка 31 тонны, что может варьироваться в зависимости от конкретной модели и характеристик.

полуприцеп-контейнеровоз Полуприцеп-контейнеровоз

Низкорамные полуприцепы-контейнеровозы представляют собой вариант с измененной геометрией, обеспечивающий более низкую высоту погрузочной площадки. Это позволяет им перевозить более тяжелые грузы с большим весом.

Низкорамные полуприцепы-контейнеровозы способны перевозить 34 тонны общего груза, их размеры составляют около 12,6 метра в длину, 2,5 метра в ширину и погрузочная высота составляет примерно 1,1 метра. На таких полуприцепах можно разместить два стандартных 20-футовых контейнера, один высокий 20-футовый контейнер или один 40-футовый контейнер.

Автовозы

Автовозы – специализированные прицепы, предназначенные для перевозки автомобилей. Они обладают различными конструкциями в зависимости от типа транспортируемых автомобилей.

Для грузовых автомобилей, как правило, бывают одноярусными, тогда как для легковых автомобилей используются двухъярусные автовозы. Стандартный автовоз способен вместить от 6 до 8 легковых автомобилей, но существуют и более вместительные варианты, способные перевозить от 10 до 12 легковых автомобилей.

Цистерны

Для перевозки жидких и наливных грузов используются различные транспортные средства, включая прицепы-цистерны, автомобильные цистерны, полуприцепы-цистерны и заправщики. Они обеспечивают безопасную и эффективную транспортировку жидких и наливных грузов, а их конструкция может быть адаптирована под специфические требования каждого вида груза.

Для безопасной и эффективной транспортировки жидких и наливных грузов особенно важно, чтобы все транспортные средства такого типа были оснащены надежными системами клапанов и шлюзов. Эти устройства обеспечивают контроль по заполнению цистерн, разгрузкой и предотвращением утечек грузов во время транспортировки.

Тралы

Автомобильные полуприцепы-тралы представляют собой особые типы прицепов, предназначенные для перевозки особо тяжелых и крупногабаритных грузов, таких как промышленное оборудование или строительная техника. Обычно тралы имеют значительные размеры: длина составляет около 13 метров, ширина - примерно 2,5 метра, а грузоподъемность достигает 36 тонн. Несмотря на это, они могут перевозить грузы весом от 100 тонн и более.

Важным аспектом конструкции тралов является возможность удобной погрузки и выгрузки грузов. Поэтому низкорамники, которые являются одним из видов тралов, обычно оснащены специальными откидывающимися трапами и могут быть укомплектованы поворотными осями. Тралы подразделяются на три основных класса: легкие, универсальные и тяжелые.

тралы Тралы

Полуприцепы-тралы среднего класса, обычно имеют до 8 осей и предназначены для перевозки тяжелой техники или негабаритных грузов общим весом до 200 тонн. Они обеспечивают более высокую грузоподъемность и способны обслуживать более крупные грузы. К тяжелому классу тралов относятся низкорамники, которые предназначены для перевозки грузов свыше 200 тонн. Эти сложные транспортные средства состоят из нескольких многоосных тралов, которые сцеплены в одну общую конструкцию.

Это основные виды прицепов для фур, которые используются для перевозки различных видов грузов по дорогам и автомагистралям.

Виды легковых прицепов

Устройство для легковых автомобилей, предназначенное для перевозки грузов или других транспортных средств, называется легковым прицепом или автоприцепом. Легковой прицеп может быть использован для перевозки различных грузов, таких как легкие строительные материалы, садовый инвентарь, багаж и другие предметы.

Основные виды прицепов для легковых автомобилей, которые могут использоваться для различных целей:

  • бортовые прицепы часто используются для перевозки как мото-техники, так и хозяйственных грузов;
  • безопасная перевозка водной техники (гидроциклы, лодки из ПВХ, лодки из пластика или алюминия, крупные катера и яхты);
  • прицепы для перевозки автомобилей;
  • прицепы для перевозки малой строительной техники;
  • жилые прицепы (кемперы, дома на колесах);
  • изотермические прицепы-фургоны применяются для перевозки продуктов питания, что позволяет сохранять свежесть и качество продуктов на протяжении всего пути доставки;
  • специальные прицепы для перевозки крупных животных, таких как лошади или крупный рогатый скот;
  • специальные прицепы-фургоны для перевозки мелких животных, такие как собаки или другие домашние питомцы;
  • прицепы для перевозки пчелиных ульев;
  • прицепы для перевозки дизельных электростанций и другого специализированного оборудования;
  • специальные прицепы для торговли, такие как передвижные ларьки для продажи продуктов или фаст-фуд;
  • прицепы-самосвалы с гидравлическим домкратом, предназначенные для транспортировки сыпучих грузов;
  • специальные прицепы-цистерны, предназначенные для перевозки различных жидкостей, таких как техническая вода, молоко, соки, квас и другие жидкие продукты;
  • прицепы, предназначенные для перевозки кабеля и пластиковых труб в бухтах.
При выборе прицепа необходимо обращать внимание на его полную массу и удостовериться, что она соответствует требованиям для конкретного типа транспортного средства, которое будет использоваться для тяги прицепа.

Разрешенная максимальная масса прицепа – параметр определяет предельный вес, который прицеп может нести во время движения. Производитель указывает эту массу в технической документации и на маркировке прицепа.

Различают легкие и тяжелые классы автоприцепов. К легким прицепам относят категорию, предназначенную для легковых автомобилей с разрешенной максимальной массой до 750 килограмм включительно и не оснащенных тормозной системой. Тяжелые автоприцепы имеют разрешенную максимальную массу от 751 до 3500 кг и обязательно оснащаются тормозной системой.

виды легковых прицепов Виды легковых прицепов

Водителям разрешается транспортировать такие прицепы в 90% случаев только при наличии водительского удостоверения категории "Е". Эти категории широко используются для классификации прицепов и помогают определить уровень безопасности и компетентности водителя для управления транспортным средством с прицепом.

Использование сертифицированных прицепов способствует обеспечению безопасности дорожного движения и защите участников на дороге.

Часто задаваемые вопросы о видах прицепов

Каковы размеры и грузоподъёмность полуприцепов?

Полуприцепы "еврофура" (или "кузовные фургоны") являются одними из самых популярных в Российской Федерации. Они обладают стандартными габаритами 13600х2450 мм, что соответствует европейским стандартам и позволяет удобно и эффективно использовать их для грузоперевозок между Россией и странами Евросоюза.

В России и Китае длина автопоезда может достигать до 20 метров, в то время как в Европе она ограничена 16,5 метрами (с учетом длины кабины тягача). Это позволяет российским перевозчикам использовать американские капотные тягачи, которые имеют большие габариты по сравнению с европейскими моделями.

Для чего предназначены полуприцепы сортиментовозы (лесовозы)?

Сортиментовозные полуприцепы предназначены для перевозки брёвен, столбов, стержней и труб. Важной особенностью этих полуприцепов являются специальные вертикальные стойки, которые обеспечивают безопасную фиксацию и транспортировку грузов данного типа.

Какие бывают виды прицепов по количеству осей?

В зависимости от числа осей можно выделить несколько основных видов прицепов:

  • Одноосные прицепы обладают грузоподъемностью до 1,5 тонн, их ось находится с противоположной стороны от крепления к грузовику рамы. Это делает их более устойчивыми и обеспечивает удобство стоянки прицепа без автомобиля.
  • Двухосные прицепы предназначены для перевозки более тяжелых грузов, обычно от 2 до 6 тонн. Они обладают более прочной рамой с платформой и поворотной осью, находящейся спереди.
  • Трехосные прицепы рассчитаны на перевозку тяжелых грузов весом до 20 тонн. Они могут иметь различные схемы размещения осей, например, размещение всех трех осей вместе или двух осей сзади и одной спереди.
  • Многоосные полуприцепы используются для перевозки грузов весом от 20 до 60 тонн. Оси на таких полуприцепах могут располагаться как парами, так и по всей платформе в зависимости от конструкции и назначения транспортного средства.
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Погрузчики
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Подробнее
Утилизационный сбор
Спецтехника
Утилизационный сбор
Подробнее
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подъемные краны
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подробнее
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Спецтехника
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Подробнее
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Спецтехника
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Подробнее

Есть вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер с вами свяжется в течение 15 минут

Введите корректные данные
Я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
*Необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных

Или звоните по бесплатному номеру