О чем пойдет речь? Грузовая отрасль в России испытывает нелегкие времена. К уже существовавшим сложностям с инфраструктурой и экологией добавились проблемы, связанные с санкциями.
На что обратить внимание? Сегодня большая часть перевозок в пределах страны и за рубеж осуществляется с помощью автомобильного транспорта. А потому основное внимание в статье уделено именно ей.
Из этого материала вы узнаете:
Глобальные проблемы грузовой отрасли в России
Грузоперевозки – это важная отрасль экономики России. Однако в данной сфере есть несколько проблем, которые давно необходимо решить.
Инфраструктура
Развитие инфраструктуры для грузоперевозок можно признать одной из ключевых проблем, учитывая размеры территории страны. Для обеспечения эффективной и безопасной транспортировки грузов требуется строить и модернизировать дороги, ЖД, порты и аэропорты. При этом развитие даже автомобильных дорог происходит неравномерно.
По информации Федеральной службы государственной статистики, лишь около 20 % из 1,7 миллиона километров автомобильных дорог имеют твердое покрытие. Порядка 20-35 % дорог находятся в крайне плохом состоянии. Из-за этого перевозчики выбирают более дорогие, но и более безопасные маршруты. Стоимость грузоперевозок увеличивается, как и длительность транспортировки.
Транспортные пробки
Пробки в крупных городах России, включая Москву и Санкт-Петербург, представляют собой еще одно препятствие для развития грузовой отрасли. Причем данная проблема актуальна и для других регионов РФ.
Транспортные пробки
Для решения проблемы перегруженности дорог следует разработать и внедрить инновационные подходы. Например, умные системы управления трафиком. Кроме того, требуется совершенствовать общественный транспорт. Это поможет снизить нагрузку на дорожную сеть.
Экология
Еще одной важной проблемой является ухудшение экологии. Отрасль грузовых перевозок отрицательно влияет на окружающую среду. В 2024 году на первый план выходит задача сокращения выбросов вредных веществ путем перехода на более экологически чистые виды транспорта. Например, электрические грузовики и поезда.
Временные трудности рынка грузоперевозок
Помимо глобальных проблем, есть и не такие значительные, для решения которых нужно меньше времени и ресурсов.
Увеличение стоимости грузовиков и запчастей
По результатам исследований, в связи с высокими ценами на грузовики и запчасти только 20,8 % предприятий собираются обновить свой автопарк в ближайшее время. При этом 43 % перевозчиков планируют сделать это в будущем, а 36,2 % не будут менять технику. 37,7 % перевозчиков хотели бы заменить весь автопарк, а 18,5 % – более 50 % машин. Лишь 21,9 % респондентов отметили, что их автопарк находится в хорошем состоянии.
По информации агентства «Автостат», 69 % грузовиков в России используются уже более 10 лет. Этот факт вызывает опасения среди аналитиков, так как стареющая техника может негативно сказаться на безопасности дорожного движения. Однако недавно появилась обнадеживающая информация: начался параллельный импорт техники и запчастей через Турцию, Армению, Беларусь и Казахстан. Таким образом, намечается положительная динамика в отрасли грузового транспорта.
Нехватка квалифицированных кадров
Почти 25 % из них сообщили, что столкнулись с недостатком более 30 % водителей. У 12,3 % перевозчиков нехватка находится на уровне 20-30 % а у 15,2 % респондентов – 10-20 %
Нехватка квалифицированных кадров
В 2023 году из-за нехватки кадров грузовики находились в простое в среднем 47 дней. Опрошенные указали несколько причин дефицита персонала, включая тяжелые условия труда, снижение престижа профессии дальнобойщика и переход кадров в другие сферы деятельности.
Повышение количества хищений
Уровень хищений в грузовой отрасли также увеличивается. Кражи грузов, дорожные аварии и другие негативные ситуации зачастую приводят к потере груза и большому ущербу для компаний.
Если речь идет о магистральных грузоперевозках, то кражи происходят чаще всего за Уралом, где дальнобойщики остаются на дороге без населенных пунктов или инфраструктуры вблизи в течение большого количества времени. Проблема частично связана с недостатком средств контроля за перемещением автомобилей и грузов на всех этапах: от погрузки до доставки.
Изменение направлений товарооборота
Перевозчики из России, которые раньше были настроены на работу с Европейским союзом, Великобританией и Норвегией, потеряли доступ к этим рынкам. Компании столкнулись с необходимостью переориентации на внутренние перевозки. Возникла проблема долгих очередей на границах. Кроме того, снизился объема заказов. Многие предприятия начали активнее работать внутри страны, а также увеличили поставки из Турции и стран СНГ.
Самые крупные мировые контейнерные перевозчики, контролировавшие около половины рынка, остановили доставку грузов в Россию и из нее. Однако их довольно быстро заменили более мелкие игроки. Такие компании располагают судами с меньшей грузоподъемностью, что приводит к увеличению числа судозаходов. В результате порты Дальнего Востока и Новороссийска столкнулись с проблемами при перевалке грузов.
Закрытие воздушного пространства над Европой и Америкой, а также отказ международных аэропортов принимать российские самолеты существенно сократили возможности прямых воздушных перевозок грузов в Россию. Однако начали активно использоваться маршруты авиаперевозок через третьи страны, такие как Иран, Узбекистан, Турция, ОАЭ и т.д.
В этих государствах находятся крупные аэропорты (к примеру, Тегеран и Ташкент), а также крупные авиахабы (в т.ч. Стамбул и Дубай). Опытные компании (например, Nawinia) начали консолидировать грузы в этих хабах со всего мира и затем направлять их в Россию. Также изменились направления автомобильных грузоперевозок (основным является Восток).
Изменение направлений товарооборота
Появились заказы на доставку грузов в новые регионы, такие как Донецк, Луганск, Харьков и Запорожье. На эти территории поставляются строительные материалы и продукты питания, а также осуществляется доставка материалов для военных объектов по заказам Минобороны России.
Задействованные варианты преодоления кризиса
Исчезающие торговые направления были заменены новыми. При этом оборот через страны Центральной Азии и Индию значительно увеличился. В то же время Китай и Беларусь остаются лидерами в данной области. Увеличилось присутствие на Дальнем Востоке. В сравнении с 2022 годом объемы перевозок сборных грузов в 2023 году стали больше на 15 %. Предполагается, что данная тенденция продолжится и в 2024 году.
Проблема износа европейской техники решалась различными способами: от параллельного импорта запчастей до замены старого автопарка китайскими машинами.
Для снижения уровня хищений в грузовой отрасли внедряется единая система мониторинга транспорта и грузов. Она дает возможность следить за местоположением перевозчика на каждом этапе маршрута, быстро реагировать на нештатные ситуации, такие как остановки или аварии, а также предоставлять информацию о ближайших АЗС, гостиницах или автосервисах. Кроме того, разрабатываются требования к передвижению перевозчиков.
Например, движение исключительно в группах, избегание опасных зон, использование определенных мест для заправки и стоянки. Для обеспечения непрерывной помощи перевозчикам внедряется диспетчеризация и организуется круглосуточная служба поддержки.
В связи с нехваткой водителей автотранспортные компании внедряют инновационные стратегии. Это позволяет улучшать условия труда. Предприятия предоставляют более гибкий график работы, возможности для обучения и профессионального развития, а также увеличивают заработную плату и оформляют льготы.
Задействованные варианты преодоления кризиса
Эксперты отмечают открытую конкуренцию как ключевой фактор, способствующий развитию грузовой отрасли. В настоящее время зарегистрировано около 45 000 транспортных компаний. При этом 85 % из них составляют микропредприятия. Значительный рост спроса на дальние перевозки и стремление ритейлеров к увеличению эффективности привели к тому, что многие из компаний решают создавать собственные автопарки. Среди крупнейших участников рынка можно выделить такие компании, как СДЭК, «Деловые линии» и DPD.
Ближайшее будущее грузовой отрасли
Специалисты прогнозируют, что в 2024 году объемы грузоперевозок вырастут на 11 %. Некоторые тенденции, наблюдавшиеся в прошлом году, будут продолжать развиваться. Речь идет как о положительных, так и об отрицательных последствиях кризиса:
- Продолжится рост импортозамещения, а также развитие восточного транзита, особенно из Китая. Также можно ожидать развитие смешанных перевозок, включающих несколько видов транспорта.
- Стоимость грузоперевозок будет продолжать увеличиваться. Прогнозируется, что к началу 2025 года тарифы удвоятся.
- Наблюдается увеличение спроса на квалифицированный персонал в логистической отрасли. Для привлечения новых сотрудников будет увеличиваться зарплата на 20-30 %.
- Наблюдается увеличение уровня цифровизации в логистической отрасли. Ярким примером является переход экспедиционных компаний на полностью электронный документооборот. Использование электронной транспортной накладной e-CMR демонстрирует значительные улучшения: сокращение издержек и повышение общей эффективности грузовой отрасли. Внедрение информационных технологий способствует оптимизации логистики и упрощает процесс поиска подрядчиков.
Новые тенденции:
- Становится явным увеличение интереса логистических компаний и импортеров к торговле с ОАЭ и африканскими странами. Эти территории приобретают важнейшее значение в восстановлении объемов международной торговли в современных условиях.
- Прогнозируется увеличение спроса на финансовую логистику и контейнерные перевозки. Создание новых логистических коридоров, нормализация объемов транспортировки и товарооборота приведут к увеличению объема перевозки контейнеров на 3 %.
- Автомобильная отрасль пытается использовать более устойчивые и экологически чистые технологии, направленные на оптимизацию топливной эффективности и снижение выбросов. Большие средства вкладываются в развитие электрических и гибридных грузовиков, а также в исследование альтернативных источников топлива (к примеру, природного газа и биотоплива).
- Ожидается значительный прогресс в автоматизации в сфере грузоперевозок.
Прогнозируется, что самоуправляемые грузовики, оснащенные передовыми датчиками и искусственным интеллектом, приведут к революции в грузовой отрасли. Некоторые специалисты предполагают, что полностью автономные грузовики станут широко распространены только в середине или конце 2030-х годов. Однако частичная автоматизация (к примеру, с использованием систем контроля полосы движения и автоматического торможения) произойдет гораздо раньше.
Часто задаваемые вопросы о грузовой отрасли
Увеличивается ли конкуренция в грузовой отрасли?
Да, несмотря на все сложности, конкуренция на рынке транспортных услуг действительно растет. Проблем становится все меньше, что способствует появлению новых компаний. С развитием новых технологий логистические компании ощущают давление со стороны новых участников рынка, предлагающих более гибкие и экономичные решения. В современном мире потребители становятся все более требовательными к качеству услуг и ожидают максимально быстрой доставки товаров.
Будет ли увеличиваться дефицит техники в 2024 году?
На данный момент рыночная ситуация является уникальной: при росте спроса наблюдается дефицит подвижного состава. Санкции оказали значительное воздействие на грузовую отрасль в России.
Будет ли увеличиваться дефицит техники в 2024 году
Российские производители, например КАМАЗ, пока не могут полностью удовлетворить текущие потребности рынка. При нынешних условиях на рынке в 2024 году значительного увеличения дефицита техники ожидать не стоит. Скорее всего, будут наблюдаться расширение предложений со стороны китайских партнеров и постепенная стабилизация цен.
Приспособлены ли зарубежные автомобили к российским климатическим условиям?
В условиях сильных морозов и при неправильной эксплуатации могут возникнуть проблемы с использованием любых автомобилей, даже тех, которые относятся к премиум-классу. Однако китайские автопроизводители демонстрируют высокую эффективность и гибкость. Скорее всего, они будут совершенствовать и адаптировать свои модели не только для российского рынка, но и для других стран.
Каковы последствия ухода иностранных автоперевозчиков из России?
После спада в конце 2022 года рынок автоперевозок восстановился, адаптировался к изменяющимся обстоятельствам и продолжил свое развитие. Уход крупных международных компаний из страны привел к перераспределению объемов между российскими перевозчиками. В краткосрочной перспективе это могло показаться неблагоприятным, однако в долгосрочной перспективе принесет стране много пользы.