25.04.2024 Спецтехника 1368 Время чтения: 13 мин.

Грузоподъемность строп: на что обратить внимание

Грузоподъемность стропа определяется его типом, материалом изготовления и конструкцией. Существуют текстильные, стальные канаты, цепи и комбинированные стропы.

Из этого материала вы узнаете:

Основные виды строп по материалу изготовления

Оценка готовности техники к работе включает в себя анализ способности строп выдерживать нагрузку. Применяются стропы различных типов, которые отличаются по своему предназначению, материалу, из которого они сделаны, и максимально допустимой нагрузке.

В ассортименте представлены изделия:

  • из прочного проволочного троса;
  • из синтетической нити;
  • цепные варианты.

Стропы бывают разных видов: кольцевые, с петлями, одноветвевые и многоветвевые. Их производят из стального каната, состоящего из нескольких нитей, соединенных при помощи алюминиевых втулок. Для удобства использования канаты комплектуют различными элементами: захваты, крюки, кольца и скобы.

Канатные стропы

Находят применение в качестве составных элементов оборудования для подъема грузов стационарных и передвижных кранов.

канатные стропы Канатные стропы

Цепные стропы

Изготовленные из грузовых цепей со звеньями овальной или круглой формы, сварными по типу, цепные стропы отличаются высокой грузоподъемностью. Их вес в сравнении с канатными значительно больше. Они находят применение в перевозке крупногабаритных грузов, используются для кантования и удерживания тяжелой, крупногабаритной техники при транспортировке.

Текстильные стропы

Стропы, изготовленные из полиэстеровой ленты, выделяются гибкостью и легкостью, что делает их идеальными для перемещения чувствительных материалов, минимизирует риск повреждения. Существуют две основные разновидности: круглопрядные и ленточные. Круглопрядные способны выдерживать вес до 100 тонн, ленточные отличаются повышенной эластичностью и предпочтительны для перевозки грузов, требующих особо аккуратного обращения.

Преимущества строп

Положительные стороны цепных строп:

  • гибкие;
  • просто поддаются ремонту в случае повреждений;
  • устойчивы к огню, выдерживают высокие и низкие температуры, не разрушаются под воздействием кислот;
  • можно оснащать различными видами крюков и звеньев.

Благодаря использованию специальных сплавов, возможно уменьшение веса цепных строп, который является их существенным недостатком.

Стропы идеально подходят для работы с грузами, имеющими острые края, и для выполнения загрузочных и выгрузочных операций.

Преимущества текстильных строп:

  • легкость и удобство в перевозке и использовании обеспечиваются за счет небольшого веса;
  • высокая эластичность гарантирует безопасность при работе с объектами, склонными к повреждению;
  • устойчивы к разрыву и внешним воздействиям, поскольку изготовлены из высокопрочных материалов;
  • надежно функционируют в различных климатических условиях;
  • выдерживают экстремальные температуры;
  • предлагаемая вариативность в выборе материалов позволяет адаптировать их к конкретным нуждам использования.

Плюсы канатных строп:

  • обладают гибкостью и способны выдерживать экстремальные условия, будь то мороз до -45 °С или жара вплоть до +40 °С;
  • приспособлены к выдерживанию внезапных нагрузок;
  • в случае необходимости легко починить;
  • медленный износ;
  • длительный срок службы.

Изделия обладают существенными недочетами: значительный вес, нецелесообразность применения при взаимодействии с ломкими материалами, непригодность к эксплуатации в условиях агрессивного химического окружения.

преимущества текстильных строп Преимущества текстильных строп

Допустимая нагрузка строп

Каждый строп сопровождается паспортом, где указаны его максимальные безопасные рабочие нагрузки, учитывая различные способы его применения при строповке грузов. Введенный коэффициент запаса прочности служит гарантией против возможных повреждений или разрывов из-за динамических нагрузок, способных в несколько раз превышать нагрузку при покое.

Канатные стропы

Для этих строп предусмотрен запас прочности в шесть раз больше их номинальной грузоподъемности. Это гарантирует их целостность, пока статическая нагрузка не увеличится в шесть раз по сравнению с заявленной способностью поднимать тяжесть.

При воздействии динамических нагрузок, а также изменении способа прикрепления груза эта величина может отличаться. Использование строп для перемещения грузов, чей вес превосходит максимально допустимый предел, является риском для безопасности.

Цепные стропы

Для цепных строп обязателен коэффициент безопасности в четыре раза больше, чем их номинальная грузоподъемность. Они выдерживают статическую нагрузку, которая в четыре раза превосходит их максимальную заявленную способность поднимать груз. При динамических воздействиях их прочность уменьшается.

Показатель может изменяться в зависимости от способа крепления груза. Использовать стропы для подъема грузов, чей вес превышает указанную на маркировке рабочую грузоподъемность, крайне рискованно.

Текстильные стропы

Для строп из текстиля предусмотрен запас прочности, увеличивающий их номинальную грузоподъемность в семь раз. Их разрушение наступает при статическом давлении, которое в семь раз выше, чем грузоподъемность, указанная производителем. При воздействии динамических нагрузок и варьировании способов крепления груза данный показатель может изменяться. Использовать стропы для перемещения тяжестей, чей вес превосходит максимально допустимый, крайне рискованно.

текстильные стропы Текстильные стропы

Как определить грузоподъемность стропа

Эффективность и безопасность выполнения работ с использованием грузовых строп связаны с профессионализмом инженеров, ответственных за расчет их грузоподъемности. Специалисты должны придерживаться установленных норм и правил, обладать необходимыми знаниями и опытом. Максимальная грузоподъемность строп, обозначенная на этикетке, относится к стандартной строповке. Использование сложных многоветвевых систем требует пересмотра этих параметров, чтобы избежать непредвиденных ситуаций.

Чтобы определить, какую нагрузку способны выдержать стропы, используют следующую методику вычисления:

S = 9,8 G / (MK * cos(a))
  • S – грузоподъемность;
  • G – масса поднимаемого объекта;
  • M – число задействованных строповых ветвей;
  • К – коэффициент, варьирующийся в зависимости от количества ветвей (для трех и менее он равен 1, а при большем количестве – 0,75), отражает, как распределяется вес груза между ветвями;
  • а – угол между вертикалью и направлением ветвей.

Значение, получаемое в результате измерений, не должно превышать предел грузоподъемности стропа, указанный в его техническом паспорте. Документ включает в себя информацию о коэффициенте запаса прочности, который был определен на этапе производства.

Показатель измеряется при статической нагрузке. В случаях, когда она становится динамической из-за внезапных изменений направления движения или при поднятии грузов, важностью обладает высокий запас прочности, который способен учесть эти динамические воздействия.

Расчет нагрузки для многоветвевых строп

В процессе проектирования сложных строповых систем основное внимание уделяется обеспечению равномерного распределения веса груза по всем ветвям и одинаковому углу их расхождения. Корректно разработанная система гарантирует, что нагрузка делится поровну между всеми элементами стропа, а углы между ветвями строго совпадают.

Для определения минимально допустимого усилия, при котором строп не разрушится, используется следующее выражение:

N = P * 9,81 * K / n * cos a

где:

  • P – вес груза в килограммах;
  • K – коэффициент, отражающий запас прочности;
  • n – число ветвей в системе;
  • a – угол между ветвями в градусах.

Рассмотрим ситуацию с использованием четырехветвевого канатного стропа для перемещения 10-тонного груза. При этом угол расхождения ветвей составляет 30 градусов. Для расчетов применяем указанную формулу:

N = 10000 * 9,81 * 6 / 4 * cos 300 = 169914 H.

Ориентируясь на стандарты ГОСТ 2688-80, выбираем необходимый канат. Наиболее подходящий по параметрам, в частности по величине разрывного усилия, канат имеет диаметр 18 мм и способен выдерживать нагрузку в 166000 Н.

расчет нагрузки для многоветвевых строп Расчет нагрузки для многоветвевых строп

Рекомендации по использованию строп

  • Строго придерживаться правил использования строп.
  • Точно определять длину строп, находить центр тяжести и правильно распределять вес груза.
  • Когда необходимо, применять дополнительные оттяжки.
  • Обеспечивать стабильность груза в процессе подъема, без вращения и перекручивания строп, которые могли бы привести к образованию петель.
  • Крюки для груза должны легко зацепляться за предусмотренные для этого петли.
  • Обеспечить равномерное натяжение строп и их перпендикулярность друг к другу.
  • Лишние концы строп надежно закрепить.
  • Перед поднятием груза на высоту рекомендуется сначала проверить его на небольшой высоте, чтобы убедиться в корректности строповки. Подъем груза следует выполнять, поднимая его как можно ниже.

Использование высококачественного такелажного оборудования значительно снижает риск нештатных ситуаций.

Часто задаваемые вопросы о грузоподъемности строп

Как правильно подобрать стропы для поднятия грузов?

При выборе строп необходимо рассмотреть несколько ключевых характеристик: длина, прочность, способность выдерживать вес и количество точек для закрепления на грузе. Изготавливаемые элементы делятся на категории, каждая из которых имеет свои особенности по грузоподъемности, длине и предназначению ветвей.

Какие факторы влияют на предельную нагрузку, которую может выдержать текстильный строп?

Ширина ленты влияет на способность выдерживать различные нагрузки – чем она больше, тем выше максимально допустимые веса. Согласно нормам безопасности, все они должны обеспечивать коэффициент запаса прочности в соотношении не меньше 7 к 1.

Чтобы упростить выбор строп и избежать путаницы, производители используют систему цветовой маркировки для строп разной грузоподъемности.

Как можно узнать грузоподъемность стропа, анализируя его характеристики по отдельным параметрам?

Определение веса по визуальным признакам, таким как цвет или толщина, облегчает восприятие. У каждого цвета есть соответствующий ему вес: фиолетовый (35 мм) указывает на 1 тонну, зеленый (60 мм) на 2 тонны, желтый (90 мм) на 3 тонны, серый (120 мм) на 4 тонны, красный (150 мм) на 5 тонн, коричневый (180 мм) на 6 тонн, синий (240 мм) на 8 тонн и оранжевый (300 мм) на 10 тонн. Отметим, стропы для 7 и 9 тонн отсутствуют.

Утилизационный сбор
Спецтехника
Утилизационный сбор
Подробнее
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Погрузчики
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Подробнее
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подъемные краны
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подробнее
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Спецтехника
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Подробнее
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Спецтехника
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Подробнее

Есть вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер с вами свяжется в течение 15 минут

Введите корректные данные
я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
*Необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных

Или звоните по бесплатному номеру

price icon
Получить актуальный прайс
Получить прайс
Позвонить бесплатно
Подобрать оборудование
close icon

Артем Родин

Руководитель направления "спецтехника"

Артем Родин печатает ...