О чём речь? Основные характеристики катка – его назначение, масса и принцип работы. Существуют разные виды спецтехники. Катки бывают асфальтовые и грунтовые. Первые используют для выравнивания заливных покрытий, а вторые – сыпучих и рыхлых, например, песка или щебня.
На что обратить внимание? Значимой характеристикой являются типы рабочего органа – вальца. Их классифицируют по количеству (одно-, двух- и трехвальцовые), а также по типу поверхности – гладкие или нет. Не менее важно дополнительное оборудование.
Из этого материала вы узнаете:
Задачи дорожного катка
Катком чаще всего называют тяжелую машину на массивных металлических колесах, имеющих вид валов. Равномерно передвигаясь по грунту или вновь уложенному асфальту, такая техника постепенно уплотняет слои материала и формирует монолитный дорожный пирог.
Задачи дорожного катка
В основном катки снабжаются одним двигателем и двумя парами колес. Но бывают исключения, требующие транспортировки этой техники автомобилем (например, на платформе автопоезда). Дело в том, что две колесные оси увеличивают массу катка, сказываются на его скорости и маневренности.
Укладчик может передвигаться до строительной площадки и своим ходом, но это значительно увеличит время и приведет к повреждению дорожного покрытия. Главные рабочие органы катка – вальцы – изготавливаются полностью из металла либо на основе пневмошины. Ведущий вал непосредственно принимает крутящий момент от силового агрегата. Повороты же катка обеспечивают ведомые вальцы. Данная строительная техника имеет весьма разветвленную классификацию в зависимости от принципа действия.
Основной функцией катков всех разновидностей принято считать равномерное уплотнение сыпучего материала для обеспечения максимальной однородности массы, которая содержит в себе различные по размеру фракции (песок, гравий, асфальт). Могут применяться и дополнительные полимерные включения (геотекстиль).
Виды дорожных катков
По назначению
Данными машинами, как уже говорилось, трамбуют покрытие. Разделение по назначению в таком случае зависит от вида обрабатываемого основания. Исходя из этого различают:
- Грунтовые дорожные катки. Предназначены для уплотнения подвижного и рыхлого материала (песок, щебень, глина, скальные породы).
- Асфальтовые дорожные катки. Работают только с асфальтом, асфальтобетоном, их смесями. Существуют катки для выравнивания и уплотнения горячего и холодного материала.
Виды дорожных катков
По режиму эксплуатации
По этому критерию выделяют 5 разновидностей дорожных катков. Характеристики машин для удобства сведены в таблицу:
Вид катка | Масса, т | Удельное линейное давление, кг/см | Назначение |
---|---|---|---|
Тротуарные (ремонтные) | 0,5–2,0 | 8-20 | Уплотняют материал тротуаров, участвуют в ямочном ремонте асфальтовых или асфальтобетонных покрытий. Чаще всего представлены ручными катками |
Лёгкие | 3–5 | 20-40 | Укладывают тротуары, формируют парковые аллеи, трамбуют площадки стадионов, выполняют внутренние работы по обустройству напольного покрытия |
Средние | 6–10 | 40–60 | Выполняют предварительное уплотнение покрытия городских и внегородских автодорог. В качестве материала – асфальт, асфальтобетон и гравийно-щебеночная смесь |
Тяжёлые | 10–14 | 40–60 | Окончательно уплотняют автодорожное покрытие |
Сверхтяжёлые | 10–20 | 80–120 | Уплотняют твердые и тяжелые основания, способные выдержать большую нагрузку |
Прочие классификации
Трамбовочную технику могут также подразделять на группы исходя из конкретных технических и эксплуатационных параметров.
Классификация рабочих органов – вальцов – следующая:
- ведущие;
- ведомые.
Первым, как упоминалось выше, напрямую передается крутящий момент от ДВС. Ведомые вальцы отвечают за маневрирование спецтехники и служат направляющим элементом.
По принципу действия катки классифицируют на:
- статические;
- вибрационные.
Техника первого типа производит уплотнение собственной массой и последовательным перекатыванием рабочего органа по покрытию. Для большей степени уплотнения вес катка можно увеличить, оснастив его дополнительным утяжелением (бетонными либо металлическими конструкциями). Данная спецтехника применяется на стройплощадках, где вибрации недопустимы (дорожные эстакады, путепроводы, жилые зоны и т. д.).
Это обеспечивается колебаниями одного из вальцов, в который встроен дебалансный возбудитель. Данный механизм работает от трансмиссии катка. В итоге покрытие трамбуется в полтора-два раза быстрее, чем при применении техники статической группы. Для оценки качества вибрационных катков используют диапазон движений вальца и их периодичность.
Количество и тип вальцов катка
Существует классификация по количеству осей спецтехники:
- Одноосные катки.
- Двухосные.
- Трехосные катки.
Количество и тип вальцов катка
Первые два типа спецтехники предназначены для трамбовки основания дорожного покрытия. Окончательное же уплотнение материала рекомендуется производить трехосными машинами, обладающими оптимальным распределением массы и обеспечивающими высокое давление на грунт. Благодаря этим качествам выравниваются даже незначительные шероховатости.
- Одновальцовые катки обладают малой массой и высокой маневренностью. Предназначены в основном для уплотнения асфальтового покрытия и гранулированных материалов. Показывают высокую эффективность при ямочном ремонте, обустройстве мостовых сооружений, пешеходных дорожек, формировании ландшафтного дизайна.
- Двухвальцовые катки активно используются в строительстве. С помощью данной спецтехники хорошо уплотняются асфальт и гравийные участки любой площади. Двухвальцовые катки иногда модифицируют, собирая из нескольких машин тандемы на спаренных или шарнирно-сочлененных рамах. Управление такой техникой осуществляется сдвоенными рулевыми механизмами через приводы на два вальца.
- Трехвальцовые катки применяются для уплотнения всевозможных материалов (гравия, щебня, песчаных смесей, асфальтобетона, угольного мусора и т. д.). Данная техника отлично подходит для работ на городских улицах, эстакадах, мостах. Рабочие органы достаточно большой ширины и позволяют трамбовать покрытие у высоких бордюров.
Рабочие органы могут быть гладкими, решетчатыми, ребристыми, кулачковыми, пластинчатыми, пневмоколесными. По этому критерию выделяют несколько разновидностей катков:
- Гладковальцовые машины. Здесь вальцы имеют вид гладких металлических цилиндров. Данная техника предназначена для трамбовки асфальта и асфальтобетона.
- Кулачковые машины. Вальцы также представлены в виде цилиндров, но снабжены специальными выступами (кулачками). Такая конструкция дает возможность эффективно уплотнять рыхлые грунты толщиной до 30 см. Благодаря кулачкам рабочие органы легко входят в материал на первых этапах работы.
- Решетчатые машины. Рабочие органы снабжены металлическими решетками, что помогает уплотнять комковатые грунты с твердыми включениями. В результате такие элементы непрерывно дробятся на мелкие фракции.
- Пластинчатые машины. В данном случае ободы вальцов оснащены башмаками на шарнирах. Конструкция позволяет послойно трамбовать грунты в насыпях.
- Ребристые машины. Вальцы этих катков на своих ободах имеют специальные ребра, также помогающие в послойной трамбовке грунтов.
- Пневмоколесные машины. В качестве рабочих органов здесь используются пневматические колеса, предназначенные для уплотнения асфальта и асфальтобетона.
Технические характеристики катка
Основные параметры катков определяют эффективность данной спецтехники и ее пригодность для выполнения конкретных задач. Перечислим эти характеристики:
- Масса катка. Тяжелые машины оказывают большее давление на обрабатываемую поверхность, повышая эффективность уплотнения грунта по сравнению с легкими катками.
- Рабочая ширина вальца. Определяет размер полосы, который каток способен обработать за один проход. Соответственно, чем выше значение, тем производительнее машина. Однако большая ширина рабочего органа требует высокой мощности катка.
- Тип вальцов. Как уже говорилось, существует несколько разновидностей рабочих органов. Выбор конкретного типа определяется свойствами уплотняемого материала.
- Тип привода. Каток может приводиться в движение гидравлическим, механическим или комбинированным агрегатом. Первый вариант считается самым производительным и позволяет управлять техникой наиболее гибко.
- Тип управления. В качестве органа управления используется руль либо джойстик. Ряд моделей катков оборудуются автоматическими системами.
- Тип охлаждения. Чтобы поддерживать оптимальную температуру рабочих органов, производители спецтехники иногда оборудуют ее системами водяного охлаждения.
- Максимальная скорость. Данный показатель разнится от модели к другой. Высокая скорость катка дает возможность быстро перемещаться между несколькими строительными площадками.
- Технология работы. В современных моделях реализованы разные решения, способствующие более эффективному уплотнению материала (вибрация, автоматический контроль плотности и т. д.).
- Маневренность катка. Некоторые модели спецтехники оборудованы поворотными механизмами, делающими машины более подвижными.
Выбирая какой-то тип дорожного катка, необходимо руководствоваться конкретными требованиями строительных работ, характеристиками грунта, иными сопутствующими факторами.
Технические характеристики катка
Дополнительное оборудование катка
Основными рабочими органами данной техники являются вальцы, имеющие вид металлических цилиндров либо представляющие собой специальные пневмоколеса. Одной из определяющих характеристик грунтовых катков считается масса. Тяжелая машина сильнее давит на грунт и так обеспечивает лучшее, более равномерное уплотнение грунта. Ведущие вальцы задают движение каткам. Самые современные модели спецтехники оснащаются гидравлическим приводом рабочих органов. Это повышает надежность и компактность машин, делает их более мобильными.
Также катки могут оборудоваться дополнительной оснасткой, обеспечивающей безопасность и удобство ведения работ. Машины становятся более производительными.
В число дополнительных элементов катка обычно входят:
- сменные вальцы;
- система климат-контроля;
- тент;
- устройство для измерения плотности материала;
- защитный кожух;
- система воздушных фильтров;
- кулачковый бандаж;
- система защиты от опрокидывания;
- бульдозерный отвал;
- система защиты от падающих предметов;
- устройство для выравнивания кромки асфальтобетонного покрытия.
Дополнительное оборудование катка
Часто задаваемые вопросы о характеристиках катка
Как правильно выбирать асфальтовый каток?
При этом нужно руководствоваться такими критериями:
- Масса, размеры и производительность техники. Чтобы работать с толстыми слоями грунта, надо отдавать предпочтение тяжелым, габаритным и высокопроизводительным машинам.
- Тип привода, особенности трансмиссии. Желательно выбирать по надежности.
- Уровень комфорта в кабине оператора. Чем эргономичнее рабочее место, тем выше будет производительность.
- Стоимость техники и расходы на ее обслуживание. Нужно выбирать модель только с необходимыми опциями, не переплачивая за ненужные функции.
На что обращать внимание при эксплуатации спецтехники?
Правильное использование, обеспечивающее долгую, безотказную работу техники, подразумевает выполнение следующих необходимых условий:
- Ежедневные осмотр катка и проверка уровней рабочих жидкостей.
- Обеспечение чистоты привода и системы охлаждения.
- Регулярная замена фильтров и масла.
- Недопущение работы на холодном двигателе.
- Использование всесезонных эксплуатационных жидкостей в морозную погоду.
Оператору необходимо заблаговременно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации и с правилами техники безопасности. Допуск посторонних лиц в зону ведения работ должен быть запрещен.
Где используют катки?
Основная сфера применения – дорожное строительство. Помимо этого катки эффективно используются в следующих областях:
- возведение промышленных объектов;
- городское благоустройство;
- прокладка железных дорог;
- строительство гидротехнических объектов;
- возведение аэродромов.
Самостоятельный выбор подходящей модели катка нередко связан с трудностями. Поэтому важно обращаться за помощью к специалистам. Дорожный каток – это сложная техника, влияющая в итоге на качество укладываемого покрытия.