09.07.2024 Подъемные краны 1353 Время чтения: 13 мин.

Основные виды грузоподъемных машин

Какие бывают? На рынке представлены различные виды грузоподъемных машин. Они классифицируются по виду привода, ходовому устройству, степени поворота, конструкции. Все их объединяет одно – наличие захвата в виде крюка, магнита, грейфера.

Что учесть? При выборе подходящего вида грузоподъемной машины учитывают стоящие перед ней задачи, размер и вес груза, место проведения работ. Для производственных площадей чаще всего покупают краны, а для тяжелых режимов, но узких проемов – обычную лебедку.

Из этого материала вы узнаете:

Что собой представляют грузоподъемные машины

К ГПМ (грузоподъемным машинам) относят класс специальной техники, предназначенной для подъема и перемещения в пространстве материальных объектов. Классификация подобных механизмов производится по многим критериям. Но практически все машины состоят из трех основных компонентов:

  • несущей конструкции (рамы, платформы, консоли и пр.);
  • рабочего органа (стрелы, полиспаста и т.д.);
  • устройства для захвата груза (крюка, грейфера, ковша, электромагнита и т.п.).

В качестве привода большинства видов кранов используют моторы, преобразующие электрическую энергию в механическую. Кроме того, для относительно легких объектов могут применяться механизмы, действующие на мускульной силе оператора.

что собой представляют грузоподъемные машины Что собой представляют грузоподъемные машины

Виды грузоподъемных машин

Существует много видов грузоподъемных машин и механизмов. Чтобы в этом изобилии найти технику, при помощи которой можно будет решать поставленные задачи наиболее оптимальным способом, нужно внимательно изучить технические характеристики. Современная классификация средств для перемещения грузов производится по многим параметрам: производительности, типу привода, грузоподъемности, маневренности и т.д. Знание этих нюансов значительно облегчит поиск подходящего ГПМ.

Различают следующие классы:

Краны

Это вид грузоподъемных машин, используемых при монтажных работах, очень часто можно встретить на строительных площадках. Краны подразделяются на козловые, мостовые, консольные и мобильные:

  • Предназначение мостовых кранов заключается в перемещении грузов в пространстве, ограниченном направлением подкранового пути.
  • Консоли действуют в радиусе вылета стрелы, которая может вращаться вокруг несущей платформы. По мобильности этот тип кранов может быть передвижным и стационарным.
  • В конструкцию козловых кранов входят опорные стойки, установленные чаще всего на рельсы.
  • Одним извидов грузоподъемных машин, управляемых с пола, являются мобильные перегрузочные устройства (МПУ). Конструкционно они схожи с козловыми кранами, но предназначены для манипуляций с небольшими по объему и весу объектами. Обычно устройство передвигается по площадке на станине с полиуретановыми колесами.

На выбор техники влияет разновидность оперативного поля (производственной площадки). В замкнутом пространстве с крышей или на открытом воздухе применяются разные классы кранов. Для защиты от воздействия атмосферных осадков машины, эксплуатируемые в полевых условиях, оборудуются дополнительными приспособлениями из стойких материалов.

Лебедки, тельферы

Это весьма распространенные виды грузоподъемных машин и средств. Лебедка представляет собой механизм, главным элементом которого является специальный барабан, на который наматывается силовой трос с установленным грузозацепом (крюком, ковшом и пр.). В качестве привода в настоящее время чаще всего применяются электромоторы. Как правило, устройство снабжено рамой или станиной.

Для перемещения небольших объектов на короткие расстояния используются ручные механические лебедки. Многие грузовые автомобили имеют в комплекте небольшую лебедку, смонтированную на переднем бампере.

Тельферы, по сути, это разновидность лебедки. Отличительный признак – все элементы устройства собраны в едином корпусе.

ГПМ по типу привода

Чаще всего на практике применяются ручные и электрические грузоподъемные машины. В принципе, механическое устройство, использующее мускульную силу, можно реконструировать, снабдив его двигателем.

Моторы преобразуют электрическую энергию в механическую. За счет этого значительно повышается грузоподъемность и производительность механизмов для перемещения материальных объектов. Тем не менее актуальность применения небольших мобильных устройств для оперативного решения локальных задач остается на высоком уровне.

Крупные партии однотипных грузов большого веса целесообразно перемещать при помощи автоматизированных систем.

Классификация по способу перемещения

Краны и другие подъемные механизмы могут функционировать в различных условиях. В зависимости от характера и объема задач выбирают технику с разным способом перемещения. По этому параметру ГПМ подразделяются на:

  • Передвижные. Перемещение платформы осуществляется по пути, установленному конструкцией устройства. Примеры: козловые и мостовые краны, МПУ.
  • Самоходные. Грузозацепное устройство располагается на мобильной платформе, снабженной колесами или гусеницами и приводимой в действие двигателем (электромотором, ДВС и др.).
  • Стационарные. Закрепленные немобильные устройства с ограниченным рабочим пространством. Примеры: консоли колонного и настенного вида, стационарные МПУ.

Типы грузоподъемных машин по степени свободы рабочего органа

Важной характеристикой различных видов грузоподъемных машин является способность их рабочих инструментов перемещаться по заданной конструкторами траектории. Например, поворотный кран способен при вращении вокруг оси своей опоры поворачиваться на достаточно большие углы. Такой же способностью обладают башенные и консольные краны.

типы грузоподъемных машин по степени свободы рабочего органа Типы грузоподъемных машин по степени свободы рабочего органа

Те устройства, стрела которых не имеет возможности вращаться вокруг какой-либо оси, называют неповоротными. Они не имеют части, способной совершать круговые движения. Примером таких машин служат мостовые и козловые краны, у которых подъемный блок перемещается строго вдоль направляющих.

Конструктивные особенности разных видов грузоподъемных машин

Все механизмы для манипуляций с грузом подразделяются на сложные и простые. Эта классификация весьма условна и не имеет жестко заданных критериев. Тем не менее ее довольно часто применяют на практике. Устройства, состоящие из нескольких элементов и деталей и имеющие, как правило, ручной привод, принято называть простыми. В этой категории рассматривают различные домкраты, блоки, полиспасты, лебедки и пр. Технологичные изделия, имеющие в своем составе отдельные узлы, агрегаты и системы, относятся к сложным машинам. Примеры: краны, тельферы, манипуляторы, погрузчики и т.д.

Классификация грузоподъемных машин и механизмов по режиму работы

Какие виды строительных грузоподъемных машин существуют? Одной из важных характеристик наряду с грузоподъемностью является интенсивность воспринимаемой нагрузки. Правила безопасной эксплуатации ГПМ регламентируются требованиями, изложенными в ГОСТ25546-82 и ISO 4301-1-86 (международный стандарт).

Всего выделяют несколько режимов работы, которые обозначаются литерой с цифровым индексом – от А1 до А8.Физический смысл параметра заключается в отношении веса перемещаемого груза к интенсивности и скорости проведения операции. Чем выше уровень, тем более жесткие требования предъявляются к механизму для подъема материальных объектов.

А1

К этой категории относят краны общего назначения, график работы которых не имеет интенсивного характера. Чаще всего это механические средства с ручным приводом и невысокой грузоподъемностью. Такое оборудование применяется в автомастерских для вывески ремонтируемых двигателей на ремонтные стенды, в машинных залах компрессорных и насосных станций, производственных цехах заводов и фабрик и пр. Стреловые самоходные автокраны также работают в режиме А1.

А2

В этом режиме детали машин испытывают более серьезные нагрузки, но отдельные активные манипуляции с грузами перемежаются достаточно длительными периодами простоя. Сюда причисляют механизмы, подающие массивные заготовки на обрабатывающие станки, производственные мостовые и консольные краны, самоходные машины с рабочим инструментом в виде стрелы (мачты). Грузоподъемность агрегатов лежит в пределах 25-100 тонн.

А2 А2

А3

Интенсивность работ механизмов чуть выше, чем у предыдущей категории. Чаще всего в таком режиме функционируют мостовые и башенные строительно-монтажные краны, чья грузоподъемность превышает 100 тонн. В этой же группе располагаются автокраны на колесном и гусеничном ходу, способные поднимать объекты, чей вес составляет до 25 тонн.

А4

К этой группе относят грузоподъемные механизмы, при помощи которых производят работы повышенной интенсивности в одном цикле, между которыми соблюдаются достаточно большие перерывы. Примеры: оборудование для крупных оптовых хранилищ, башенные строительные краны для монтажа тяжелых ЖБИ при строительстве зданий и сооружений. Грузоподъемность этой специальной техники не превышает 100 тонн.

А5

Механизмы этой категории сконструированы таким образом, чтобы воспринимать интенсивные существенные нагрузки. Подобные краны применяются в производственных цехах крупных заводских комплексов, в деревообрабатывающей отрасли с непрерывным технологическим циклом, карьерах и горных выработках.

А6

Режим работы для постоянно нагруженных кранов. Например, на производствах, работающих круглосуточно (в три смены) или крупных складских комплексах, портовых терминалах. Механизмы используются для погрузки контейнеров, крупногабаритных объектов, бревен и пр. В этой же категории ГПМ находятся передвижные консольные краны, которые задействуются в литейном производстве на металлургических комбинатах.

А7

Схема работы, подразумевающая регулярную нагруженную эксплуатацию специальной техники с малым количеством непродолжительных по времени простоев. Специализируются эти механизмы на подъеме и перемещении однотипных грузов по заданному алгоритму. Часто краны этой категории применяются для погрузки сыпучих материалов, металлического лома на сортировочных станциях приема вторичного сырья (используются электромагнитные зацепы), при строительстве дамб, плотин и других гидротехнических сооружений.

А8

Категория, в которой находятся самые нагружаемые механизмы. Для меньшего износа при интенсивной эксплуатации детали машин изготавливаются из особо прочных материалов. В этом режиме работают краны, совершающие манипуляции с грузами практически без перерывов на протяжении всего своего ресурса до капитального ремонта. Примеры: траверсные, мульдо-завалочные, колодцевые, копровые, ваграночные, стрипперные краны. Сфера применения: строительство, крупное металлургическое производство, складское хозяйство, хранилища насыпных материалов.

А8 А8

Очевидно, что чем жестче требования к режиму эксплуатации, тем надежнее должны быть детали машин. Конструкторы при проектировании подобных механизмов закладывают повышенный запас прочности, который позволит свести к минимуму количество вынужденных ремонтов и вызванных ими простоев.

Часто задаваемые вопросы о видах грузоподъемных машин

Что учесть при выборе любого вида грузоподъемных машин?

Прежде всего необходимо проанализировать потребности и определить круг задач, которые вы намерены решать при помощи специальной техники. Для этого надо знать основные параметры и характеристики машин: грузоподъемность, производительность, габариты, ремонтопригодность, сложность технического обслуживания, доступность запасных частей и пр.

Для многих предпринимателей критичным фактором является также стоимость изделия. Машины известных брендов славятся своим качеством, но и цена их бывает очень высокой.

Многое зависит от квалификации машинистов. Даже самая дорогая и качественная техника может быть приведена в полную негодность при грубых нарушениях правил эксплуатации.

Есть ли универсальные характеристики, которыми обладают все классы ГПМ?

Существует несколько типов грузоподъемной техники, модельный ряд которых весьма обширен. Но есть параметры, одинаковые для всех, по которым можно оценить функционал. Перечислим некоторые из них:

  • Грузоподъемность.

Большинство кранов, в том числе и самоходных, рассчитаны для подъема и манипулирования грузом, чей вес не превышает 10-15 тонн. Некоторые модели при использовании дополнительного оборудования, например, ограничивающей вылет стрелы, способны справляться и с более тяжелыми объектами.

Сфера применения ГПМ весьма обширна. Краны активно применяются в портах, на железнодорожных станциях, в складских помещениях разных размеров и объемов, в строительной области, на производстве, в горнодобывающей отрасли, сельском хозяйстве и пр. Единичные экземпляры, специально разработанные и изготовленные для решения узких специфических задач, способны поднимать грузы весом в несколько тысяч тонн. Но в небольших мастерских уместны тали и тельферы с различными приводами и грузоподъемностью в 0,5-0,7 тонн.

  • Вылет стрелы.

Этим параметром определяется максимальная высота поднятия груза. Надо помнить, что вес перемещаемого объекта зависит от того, как высоко его требуется поднять.

В горизонтальной плоскости грузоподъемные механизмы перемещаются по подкрановым путям, в качестве которых иногда выступают рельсы. В зависимости от конструкции крана скорость перемещения его платформы с подвешенным грузом может достигать значений в переделах 3-8 м/с.

При каких температурах можно эксплуатировать краны?

Как правило, в инструкции указана информация об условиях безаварийной работы техники, среди которых содержатся сведения о климатических исполнениях. В маркировке они обозначаются в виде литер:

  • У – умеренный климат (+40/-45 °С),
  • ХЛ – холодный климат (+40/-60 °С),
  • УХЛ– умеренный и холодный климат (+40/-60 °С),
  • Т – тропический климат (+40/-1 °С),
  • М – морской умеренно-холодный климат (+40/-40 °С),
  • О – общеклиматическое исполнение, кроме морского (+50/-60 °С),
  • ОМ – общеклиматическое морское исполнение (+45/-40 °С),
  • В – все климатические исполнения (+50/-60 °С).

Существует большое разнообразие типов грузоподъемных механизмов, которые предназначены для различных видов работ. При выборе техники надо проанализировать несколько универсальных параметров: грузоподъемность, производительность, ремонтопригодность, надежность и пр. Наибольшей эффективности можно будет достичь, если все технические характеристики машины будут подходить тем задачам, которые вы намерены решать.

Утилизационный сбор
Спецтехника
Утилизационный сбор
Подробнее
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Погрузчики
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Подробнее
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подъемные краны
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подробнее
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Спецтехника
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Подробнее
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Спецтехника
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Подробнее

Есть вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер с вами свяжется в течение 15 минут

Введите корректные данные
я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
*Необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных

Или звоните по бесплатному номеру

price icon
Получить актуальный прайс
Получить прайс
Позвонить бесплатно
Подобрать оборудование
close icon

Артем Родин

Руководитель направления "спецтехника"

Артем Родин печатает ...