О чем речь? Управление грузовым автомобилем требует не только получения соответствующей категории прав, но и ряда навыков, которые приобретаются с опытом. Это касается маневрирования, движения задним ходом и правильного торможения.
На что обратить внимание? Управление грузовиком невозможно и без тахографа – прибора, отслеживающего скорость машины и количество часов водителя за рулем. Отсутствие этого прибора приведет к штрафам для шофера и собственника грузового автомобиля.
Из этого материала вы узнаете:
Права на управление грузовым автомобилем
Какой возраст получения прав на грузовые категории и какой нужен стаж?
В пункте 21.4 Правил дорожного движения прописано, что обучение на право управления грузовыми транспортными средствами категорий С/С1 доступно для лиц, достигших шестнадцатилетнего возраста. Обучение категории D/D1 (управление автобусом) доступно только при достижении 20 лет.
Исключением являются военнослужащие российской армии, они могут получить права и управлять автобусом уже в 18 лет, но с одной оговоркой – водить они могут только военные транспортные средства. На «гражданке» они смогут рулить автобусом только при достижении 21 года.
Права на управление грузовым автомобилем
Для того, чтобы получить право на управление грузового автомобиля с прицепом категории Е (BE, CE/C1E, DE, DE/D1E), необходим годовой стаж вождения с одной из действующих категорий B, C/C1, D/D1. С 01.04.2024 года для того, чтобы открыть категорию D, будет необходим стаж вождения транспортными средствами с открытыми категориями В или C/C1. Единственной поблажкой остается то, что не требуется документальное подтверждение стажа, поэтому достаточно наличие в правах открытой не менее года назад требуемой категории.
Какие документы нужны для обучения на категории C, D и какие особенности учёбы?
Перед обучением на категорию C, D, кроме паспорта и уже имеющегося водительского удостоверения, потребуется пройти медицинскую комиссию на допуск к управлению транспортными средствами. Это требование закреплено в статье 23 Федерального закона №196 «О безопасности дорожного движения». Медосмотр на получение профессиональной категории прав более строгий и расширенный по сравнению с водителем легковых автомобилей. Потребуется пройти таких врачей, как невролог, отоларинголог и сделать энцефалограмму.
Программа обучения на управление грузовым автомобилем предусматривает не только разбор правил дорожного движения и оказания первой помощи, но и изучение устройства автомобиля, с организаций грузовых и пассажирских перевозок.
После теоретической части обучения наступает практическая часть, т.е. приобретение навыков вождения на площадке. Здесь курсанты отрабатывают стандартные маневры в условиях ограниченного пространства, движение задним ходом и остановку для безопасной посадки/высадки пассажиров. Также будущие водители, которые получают категорию для управления грузовым автомобилем с прицепом, тренируются ездить с прицепом и отрабатывают процесс сцепки/расцепки с использованием тягача.
Во время учебной езды в населенном пункте инструкторы ставят перед курсантами задачи по проезду различных перекрестков и выполнению иных маневров.
Документы для обучения на категории C, D
Чем теоретическая часть курса на грузовой транспорт отличается от легковой категории В?
При обучении на профессиональные категории вождения, а именно C, D, и Е, в учебные материалы добавляется около пятидесяти экзаменационных билетов определенной специфики. К примеру, водитель транспортного средства должен знать все дорожные знаки, на которых есть обозначение допустимой осевой нагрузки, полные массы автомобилей, а также скорость движения, габаритные размеры грузовых автомобилей и автобусов.
Необходимо выучить, как правильно останавливаться, оставлять на стоянку транспортные средства соответствующей категории, какая должна быть траектория движения при развороте, кто обладает правом приоритетного проезда, какой остаток протектора запрещает эксплуатацию автомобиля.
Какова продолжительность обучения на категории C, D и на каких машинах оно проходит?
Для каждой автошколы продолжительность учебного процесса регламентируется внутренними документами. Как правило, дольше всего учиться на категорию D, которая предполагает вождение автобусов. В зависимости от уровня ответственности будущего водителя срок обучения колеблется от 2 до 2,5 месяцев. Автокурсы на получение категории С, управление грузовым автомобилем, длятся от 1,5 до 2 месяцев.
В каждой автошколе свой парк транспортных средств. Обучение на категорию С может проходить на таких автомобилях, как ГАЗон Next, ГАЗ-3308, двухосных КамАЗах, трехосных Зилах или Уралах. Иногда можно встретить и иномарки типа Isuzu NQR или Hyundai HD. В качестве учебных автобусов чаще всего выступает продукция Павловского автомобильного завода (ПАЗ), нижегородский ГАЗели или Toyota Coaster и Hyundai County.
Как в автошколе принимают экзамены?
По окончании учебного процесса в автошколе проходят внутренние экзамены по теории и вождению, в случае успешной сдачи которых курсанты допускаются до сдачи аналогичных экзаменов в отделении государственной инспекции безопасности дорожного движения.
В случае непопадания со своей группой на сдачу экзамена можно прийти самостоятельно. Для этого на него нужно записаться через Госуслуги. К минусам такого подхода относится ожидание в очередях и сдача вождения на той машине, которую предоставят в отделении государственной автомобильной инспекции.
Как в автошколе принимают экзамены
В государственной инспекции безопасности дорожного движения на сдачу теоретической части, состоящей из 20 вопросов, курсантам дается 20 минут. Допускается совершение двух ошибок, за каждую из которых к теоретической части добавляется 5 дополнительных вопросов и столько же минут. После успешной сдачи теории следует сдача вождения с инспектором.
Правила, облегчающие управление грузовым автомобилем
Следите за слепыми зонами
Многие водители грузовых транспортных средств частенько забывают о слепых зонах, из-за чего нередко возникают аварийные ситуации. К слепым зонам относится пространство:
- перед кабиной транспортного средства;
- за боковыми зеркалами;
- сразу за грузовиком;
Если не знать об этих опасных местах, то можно попасть в аварию. Перед прохождением поворота или при изменении полосы движения во время управления грузовым автомобилем нужно быть особенно осторожным и соблюдать безопасное расстояние до возможных препятствия и иных транспортных средств.
Снижение скорости на трассе
Около 30 % смертельных несчастных случаев на дорогах приходится на большегрузные автомобили. Невысокая скорость – залог сохранения жизни и перевозимого груза.
Поддерживайте свой автомобиль в исправном состоянии
Перед каждой поездкой необходимо делать осмотр автомобиля, проверять уровень всех жидкостей, давление в колесах, зеркала. При обнаружении каких-либо проблем необходимо устранить их до начала движения. Исправность транспортного средства должна ежегодно подтверждаться на техническом осмотре. Управление грузовым автомобилем без техосмотра запрещено.
Автомобиль в исправном состоянии
Не перегружайте автомобиль
В паспорте каждого транспортного средства должна быть прописана его максимальная грузоподъемность, которую нельзя превышать. В противном случае увеличивается нагрузка на все узлы и механизмы техники, повышается расход топлива.
Снижение скорости на поворотах
Скоростные ограничения призваны снизить аварийность на дорогах. В коммерческих грузоперевозках скорость доставки напрямую влияет на заработок водителя, поэтому последние часто пренебрегают соблюдением скоростного режима, причем не только на прямых участках автомагистрали, но и в поворотах, из-за чего нередко происходит опрокидывание полуприцепа.
Опытные водители, в целях безопасности, рекомендуют проходить повороты с меньшей скоростью по сравнению с той, что указана на дорожных знаках.
Соблюдение скорости
Ухудшение погодных условий в 25 % случаев является причиной дорожно-транспортных происшествий, которые связаны с несоблюдением скоростного режима. Если движение происходит по мокрому покрытию, то скорость необходимо уменьшить на 30 % относительно допустимо разрешимой, а если на дороге образовался снежный накат или ледяная корка, то скорость необходимо уменьшить наполовину.
Совершать маневры в условиях плохой видимости и на скользкой дороге необходимо с особой осторожностью. Всегда обозначайте свое намерение повернуть включением соответствующего указателя поворота.
Позаботьтесь о себе
Есть такая поговорка «сам о себе не позаботишься, никто о тебе не позаботится». К водителям это относится в первую очередь. Для безопасного вождения необходимо обеспечить полноценный сон, питание, выделить время для отдыха и физических упражнений. Только так можно оставаться бодрым и внимательным на дороге.
Управление грузовиком при маневрировании и остановке
Повороты
При выполнении поворота необходимо постоянно помнить следующую закономерность – прицеп стремится к своему центру, из-за чего радиус поворота у грузовиков с полуприцепом достаточно большой.
Наиболее часто опасная ситуация возникает при езде в населенных пунктах, так как в них дороги не отличаются достаточной шириной и характеризуются небольшим радиусом поворота. Для облегчения вождения в городских условиях часть полуприцепов и прицепов Скания имеют подруливающие колеса.
Задний ход
Самое сложное в управлении евро фурой – это движение задним ходом. Без постоянной практики отточить навыки мастерства практически невозможно. Основная сложность при езде задним ходом заключается в том, что толкательная сила стремится постоянно увести прицеп с намеченной траектории движения. Водитель должен постоянно следить за положением ведущих колес и при необходимости корректировать их.
Тормозной путь
Управление фурой, особенно груженой, кардинально отличается от вождения легкового автомобиля. Необходимо учитывать ряд особенностей. К примеру, если на сухой дороге автомобиль остановить легко, то на скользкой поверхности этот процесс усложняется в несколько раз. Тем более, что отечественная техника оснащается барабанными тормозными системами, в то время как в Европе на все грузовики устанавливают более эффективные дисковые тормоза.
Если рассмотреть машину, которая движется со скоростью 80 км/ч, при условии, что здесь барабанная система, то тормозной путь составит 60 метров, в то время как транспортное средство с дисковыми тормозами остановится уже через 45 метров. Расстояние в 15 метров кажется не таким уж и большим, но в некоторых ситуациях оно может спасти чью-то жизнь. Также на тормозной путь, помимо вида тормозов, влияют состояние покрышек и элементов подвески.
Эффект складывания
Наверняка каждый хоть раз видел изображение сложенной фуры. Эффект складывания возникает из-за того, что прицеп, масса которого кратно превышает массу тягача, продолжает прямолинейное движение независимо от того, куда пытается ехать машина. Из-за пробуксовки колес ухудшается их сцепление с дорогой, и прицеп начинает нести. Это и есть эффект складывания – машина поворачивает, а прицеп едет прямо.
На складывание влияет несколько факторов, среди которых основным является уровень мастерства водителя.
Научиться водить грузовик с прицепом или полуприцепом легко, гораздо тяжелее грамотно рулить. К примеру, при заносе автомобиля новичок растеряется, а опытный водитель мгновенно отреагирует определенным действием. К основным причинам складывания относят лопнувшее колесо или заснеженную обочину.
Эффект складывания
Необходимое устройство для управления грузовым автомобилем
Все транспортные средства, относящиеся к категории С разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны, должны быть оснащены тахографами. На легкие коммерческие грузовики типа «Газель» установка таких устройств необязательна. Более тяжелые грузовики, Газон и иная среднетоннажная техника, требуют установки тахографа.
Причем установка этого контрольного устройства осуществляется на все машины, независимо от того, кто является собственником – физическое лицо, индивидуальный предприниматель или организация.
В нашей стране тахографы делятся на две группы: средство криптографической защиты информации (СКЗИ) и европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств (ЕСТР).
- Устройства, оснащенные блоками СКЗИ – механизмы, которые кодируют информацию и защищают её от взлома, применяются только на территории России. Пересекать государственную границу на машине с таким устройством запрещено, так как блок криптозащиты попадает под действие закона «О государственной тайне». Если перевозчик по забывчивости поедет за границу, то по возвращении ему грозит уголовное преследование. В приказе Министерства транспорта №440 прописано, что если перевозчик не является международным, то он обязан использовать именно такое устройство.
- Тахографы ЕСТР имеют соответствие европейскому стандарту, затрагивающему работу транспортных средств, и подходят для осуществления деятельности за рубежом. Если перевозчик обладает лицензией на международные перевозки, то ему разрешается применять тахограф ЕСТР для работы на внутренних маршрутах.
Также им требуется дополнительное обслуживание, так как первый вариант раз в три года должен меняться. В результате этого часть перевозчиков предпочитает получить международную лицензию и пользоваться устройствами второго варианта для внутрироссийских перевозок.
В чем заключается суть работы тахографа? Перед началом движения водитель должен включить устройство, вставить в него свою карту и ввести пин-код. С этого момента прибор в автоматическом режиме включает статус «управление» – при движении транспортного средства или «работа» – при стоянке машины. «Отдых» включается водителем в ручном режиме, но некоторые модели устройств могут делать это самостоятельно в момент выключения зажигания.
Все современные тахографы оснащаются компактным термопринтером. Это нужно для того, чтобы при остановке транспортного средства сотрудниками федеральной службы по надзору в сфере транспорта или управления государственного автодорожного надзора, последние могли проверить соблюдение режима труда и отдыха водителем. Соответственно, перед началом движения в обязанности водителя входит проверка наличия бумаги в тахографе.
Современные грузовые автомобили прямо на заводе оснащаются такими устройствами контроля, поэтому водителю остается только оформить на себя карту. Если собственником является организация, то она оформляет карты на всех водителей, которые будут пользоваться данным автомобилем.
Часто задаваемые вопросы об управлении грузовым автомобилем
Можно ли управлять грузовиком без тахографа?
Если поломка прибора произошла до начала рейса, то сначала необходимо его отремонтировать и только потом отправляться в путь. Если же устройство сломалось во время движения, то водитель должен следовать на ближайшую станцию технического обслуживания или к месту регистрации транспортного средства. На это ему отводится семь календарных дней.
Что будет за управление без тахографа?
За управление грузовым автомобилем без тахографа или при выявлении нарушений при его использовании физическим лицам выписывается штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей. Если устройство исправно и показывает нарушение режима труда и отдыха, то сумма штрафа составит 1,5-2 тысячи рублей. Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц отсутствие тахографа наказывается штрафом в размере 15-25 и 20-50 тысяч рублей соответственно. Такие же суммы они заплатят в случае нарушения режима труда и отдыха.
Сколько стоит обучение на управление грузовиком?
Программа обучения на управление грузовиком включает теоретическую часть, практическую часть – вождение, и сдачу экзаменов. Стоимость зависит от региона и конкретной автошколы. Например, в столице средние расценки составляют: обучение категорий ВЕ – от 19 до 24 тысяч рублей, С – от 22 до 27 тысяч, СЕ – от 24 до 29 тысяч, D – от 25 до 29 тысяч, DE – порядка 29 000 рублей. Впоследствии часть суммы можно вернуть в виде налогового вычета.
Для того, чтобы безопасно управлять грузовым автомобилем, необходимо владеть особыми навыками вождения. Знания одной теории недостаточно для эффективной работы. Профессиональные перевозчики постоянно оттачивают полученные теоретические знания на практике.