12.03.2024 Грузовики 8219 Время чтения: 14 мин.

Размеры грузовых шин и их маркировка

О чем речь? Размеры грузовых шин – ключевой момент для обеспечения безопасности, экономии топлива. Покрышки для грузовиков классифицируются по нескольким параметрам: диаметру обода, ширине профиля и высоте боковой стенки. Широкие шины лучше подходят для перевозки тяжелых грузов, так как они обеспечивают большую площадь соприкосновения с дорогой. Узкие легче и часто выбираются для доставки легких товаров или при движении по хорошим трассам.

Как узнать? Для покупки подходящего размера учитывают тип транспортного средства, его грузоподъемность, а также условия эксплуатации. Неправильный выбор может привести к быстрому износу, повышенному расходу топлива и даже аварийным ситуациям на дороге.

Из этого материала вы узнаете:

Таблица размеров легких грузовых шин

МаркировкаГлавные размеры, ммЗначение статического радиуса ±1,0 % (по справочнику)
 Наружный диаметр около 1,0 %Ширина профиля, не более 
185/80R15C674188310
215/80R16C755218355
225/75R16C744228338
5,90-13С620154292
6,40-13С645172303
215/90-15С777218364
6,50-16С760180360
175/80-16С692178326

Таблица размеров шин для грузовых автомобилей

ОбозначениеМаркировка ободаГлавные размеры, ммВеличина статического радиуса около 1,5 % (по справочнику)
 РекомендуемогоДопускаемогоНаружный диаметр около 1,5 %Ширина профиля, не более 
диагональные
7,50-206,0-206,5-20928213443
8,25-206,5-206,0-20970234462
9,00-207,0-206,5-201012256481
10,00-207,5-208,0-201050275498
11,00-208,0-208,5-201080291511
12,00-208,5-209,0-201120312529
12,00-248,5-249,0-241220312576
радиальные камерные
7,50R206,0-206,5-20928210440
8,25R206,5-206,0-20962230453
9,00R207,0-206,5-201018258475
10,00R207,5-207,0-20
8,0-20
1052275491
11,00R208,0-208,5-201082286505
12,00R208,5-209,0-201122313526
12/80R208,5-209,0-201008305472
12,00R248,5-249,0-241226313570
8,25R156,6-157,0-15836234385
радиальные бескамерные
10R22,57,50×22,56,75×22,51020254476
11R22,58,25×22,57,50×22,51050279489
12R22,59,00×22,58,25×22,51084300504
385/65R22,511,75×22,512,25×22,51072389505
275/80R22,58,25×22,57,50×22,5310276470
295/80R22,59,00×22,58,25×22,51044298490
315/80R22,59,00×22,59,75×22,51076312499
350/80R22,511,75×22,512,25×22,51122355526
11/70R22,58,25×22,57,50×22,5962279447
315/70R22,59,00×22,58,25×22,51014312467
425/65R22,513,00×22,514,00×22,51122425525

Приведем пример маркировки шины: 8,25R20 – условное обозначение, в котором 8,25 – это величина номинальной ширины профиля шины в дюймах, R – радиальная конструкция, 20 – величина номинального диаметра обода, обозначенного в дюймах.

Из буквенно-цифрового обозначения можно легко определить основные размеры шин автомобилей, в том числе и грузовых. Величина ширины профиля указана при определении параметра на ободе, рекомендуемого к эксплуатации. Важно помнить, что при монтаже на обод, который может быть использован вместо штатного, ширина профиля будет изменяться на 40 % от разности рекомендуемых и допускаемых величин ширины обода.

Взаимозаменяемость грузовых автошин

В таблице ниже представлены размеры шин грузовых автомобилей в зависимости от диаметра колес транспортного средства.

ОбозначениеСтандартный размер ободаДопустимый размер ободаШирина протектора, ммНаружный диаметр, ммДлина окружности покрышки, мм
7.50R166.005.50 6.502168032449
взаимозаменяемость
225/75R17.56.757.52247842391
245/70R17.57.506.752527802379
8.25R166.506.002308502593
взаимозаменяемость
235/75R17.56.757.502368002440
245/70R19.57.506.752528382556
265/70R19.57.508.252588662641
8.25R206.507.002329652943
взаимозаменяемость
255/70R22.57.508.252549252821
10.00R207.508.0027410523209
взаимозаменяемость
295/80R22.59.008.2529810503203
11R22.58.257.5027710543215
11.00R208.008.5028810903325
взаимозаменяемость
12R22.59.008.2530010703294
315/80R22.59.009.7531510803325
295/80R22.59.008.2529810503203
12.00R208.259.0031511203416
взаимозаменяемость
13R22.59.759.0031611223422
315/80R22.59.009.7531510803325

Маркировка грузовых шин

Расшифровка размеров шин грузовых авто производится по маркировке, наносимой на каждую покрышку, произведенную по стандартам (ГОСТ 4754 и ГОСТ 5513). Основные параметры, содержащиеся в записи:

  • Из обозначения шины можно узнать значение ее ключевых размеров и конструкционные особенности корда. Величины в ГОСТ 4754 даются в миллиметрах или дюймах (допускается и смешанное обозначение). Требования ГОСТ 5513 более строги – все величины прописываются в дюймах. Литера R указывает на радиальную конструкцию покрышки. Диагональные шины в маркировке никак не обозначаются.
  • Индекс грузоподъемности (LI) – это предельно допустимая вертикальная нагрузка, при которой шина сохраняет свои свойства.
  • Индексом скорости (SI) выражается значение максимально допустимой скорости колесного транспортного средства.
  • Индекс давления (PSI) – это величина стендового давления покрышек малотоннажных грузовых автомобилей и автобусов, предназначенных для перевозки небольшого количества пассажиров, с индексом "С" в формуле свойств и типоразмеров.
  • Знак и свидетельство официального утверждения "Е" с указанием уникального номера страны, произведшей выдачу сертификата соответствия Правилам ЕЭК ООН (№ 30 и № 54).
  • Наименование страны-производителя (на английском языке).
  • Товарный знак и (или) наименование компании-изготовителя продукта;
  • Торговая марка, являющаяся утвержденным устоявшимся условным обозначением разработчика покрышки, порядковый номер проекта и вариант разработки;
  • Обозначение стандарта (без года утверждения);
  • Порядковый номер шины.
  • Дата изготовления, зашифрованная тремя цифрами, первые две из которых обозначают неделю, а последняя – год.
  • Штамп технического контроля (ОТК).
  • Radial – для радиальных шин.
  • Знак направления вращения (в виде стрелки) на покрышках с ориентированным рисунком протектора.
  • Tubeless – для бескамерных шин.
  • Steel – для покрышек, у которых в брокере находится металлический корд.
  • All steel – для цельнометаллокордных шин.
  • Regroovable – для шин, у которых предусмотрена возможность дополнительного увеличения высоты протектора методом углубления нарезкой.
  • Reinforced – для усиленных шин, выпускаемых по ГОСТ 4754.
  • Север – для шин, обладающих морозоустойчивым свойством.
  • Литера «Т» проставляется на радиальных шинах с текстильным брокером и каркасом.
  • Знак «M+S» или «МS» наносится на шины, эксплуатируемые в зимний период.
  • All seasons – обозначение всесезонных шин, произведенных по ГОСТ 4754.
  • Балансировочная метка, наносящаяся только на те шины, которые производятся по ГОСТ 4754 (кроме шин 6,50-16С и 215/90-15С). Ее предназначение – указание точки, соответствующей самому легкому месту покрышки или бескамерной шины. Знак имеет вид круга диаметром 5-10 мм и располагается над закраиной обода. При монтажных работах на него ориентируется вентиль.
  • Аббревиатура «TWI» или литера «V» указывает, где расположены индикаторы износа в плечевой зоне протектора.
  • Национальный знак соответствия при сертификации шины.
  • Литера «С», проставленная после главных размеров, указывает на шины для малотоннажных грузовых автомобилей автобусов, предназначенных для перевозки ограниченного (малого) числа пассажиров.

маркировка грузовых шин Маркировка грузовых шин

Примеры маркировки грузовых шин

Покрышка для легковых машин: 165/80R13 МИ-166 Steel Radial S 82 Tubeless ГОСТ 4754 108 071062 Made in Russia

  • 165 – номинальная ширина профиля в миллиметрах;
  • 80 – серия. Процентное отображение отношения высоты профиля к его ширине;
  • R – указание на радиальную конструкцию;
  • 13 – диаметр обода, на который осуществляется посадка резины при монтаже в дюймах;
  • МИ-166 – торговая марка, буквами обозначается производитель, цифрами – порядковый номер разработки;
  • Steel – металлический корд в брокере;
  • Radial – радиальная конструкция покрышки;
  • S – скоростной индекс;
  • 82 – индекс грузоподъемности;
  • Tubeless – бескамерное исполнение;
  • ГОСТ 4754 – наименование государственного стандарта, в соответствии с которым осуществляется производство;
  • 1006 – дата изготовления (10 – номер недели с начала года, 08 – заключительная цифра полной записи года производства – 2008 г.);
  • 071062 – порядковый номер, присвоенный шине при выпуске;
  • Made in Russia – страна-производитель.

А также на боковой поверхности изделия наносится товарный знак компании-изготовителя. В нашем случае это Московский шинный завод.

Маркировка (с размерами) для шин постоянного давления грузовых машин

  • 10, OO R20 ОИ-73Б 146/143J 115PSI ГОСТ 5513 118 80576 Made in Russia, где 10, OO R20 – основное условное обозначение;
  • 10,00 – величина ширины профиля покрышки в дюймах;
  • R – обозначение радиальной конструкции;
  • 20 – монтажный диаметр посадки резины на обод в дюймах;
  • На более ранних моделях покрышек можно было встретить двойную маркировку основных параметров 10, OO R20 (280R508). Цифры в скобках дублировали главные размеры в мм;
  • ОИ-73Б – торговая марка, буквами обозначается производитель, цифрами – порядковый номер разработки, Б – вариант проекта;
  • 146/143 – индекс грузоподъемности для одинарных и сдвоенных на оси колес;
  • J – индекс скорости;
  • 115PSI – индекс давления;
  • ГОСТ 5513 – наименование технического регламента (стандарта), требования и положения которого неукоснительно соблюдаются в производстве;
  • 118 – дата изготовления (11 – номер недели с начала года, 8 – заключительная цифра полной записи года производства – 2008 г.);
  • 80576 – порядковый номер, присвоенный изделию при выпуске;
  • Made in Russia – страна-производитель.

ГОСТ 13298 регламентирует маркировку шин с переменным (регулируемым) давлением

Приведем пример полного обозначения: 1300х530-533 ВИ-3 НС-12 ГОСТ 13298 1196В051457 Made in Russia, где:

  • 1300 – условный внешний (наружный) диаметр шин в мм;
  • 530 – условная ширина профиля в мм;
  • 533 – диаметр обода в мм;
  • ВИ-3 – аббревиатура, обозначающая модель. (ВИ – наименование проектировщиков, 3 – порядковый номер разработки;
  • НС-12 – индекс прочности каркаса (количество слоев корда шины);
  • ГОСТ 13298 – наименование государственного стандарта, требования и предписания которого исполнял изготовитель при производстве;
  • 0809В051457 – комплексное обозначение даты производства и компании, которая выпустила покрышку. (08 –номер недели по порядку с начала года, 09 – непосредственно год производства, В – буквенный индекс компании, 051457 – порядковый номер изделия;
  • Made in Russia – страна, где зарегистрирована фирма-производитель.

На камерах и ободной ленте при производстве наносится следующая маркировка:

  • артикул продукта;
  • товарный знак или название фирмы, производящей изделие;
  • стандарт, в соответствии с которым осуществлялось производство (без проставления даты утверждения);
  • дата изготовления, зашифрованная тремя цифрами, первые две из которых обозначают неделю, а последняя – год;
  • штамп ОТК;
  • аббревиатурой «БК» помечаются камеры, материалом для изготовления которых послужил бутилкаучук.

Шины различной конструкции (диагональные и радиальные) маркируются по-разному. Так, если на диагональной шине нанесено 6,15-13/155-13, то она имеет следующие параметры:

  • 6,15 – условная ширина профиля шины, выраженная в дюймах;
  • 13 – посадочный диаметр обода в дюймах;
  • 155 –ширина профиля покрышки, указанная в миллиметрах.
  • значок дроби (/) служит границей выражений размеров в дюймах и миллиметрах. Иногда в маркировке все значения представлены в метрической системе (в мм).

маркировка шин Маркировка шин

Маркировка радиальной покрышки содержит размеры, указанные и в дюймах, и в миллиметрах одновременно. Например, на шине имеется надпись 165/70 R1378S Steel Radial Tubeless. Из нее можно узнать следующие ключевые показатели:

  • 165 –ширина профиля шины в мм;
  • 70 – относительный параметр, отражающий отношение высоты профиля шины к ее ширине в процентах;
  • R – радиальная конструкция;
  • 13 –диаметр обода в дюймах;
  • 78 – индекс грузоподъемности шины;
  • 8 –индекс скорости;
  • Steel Radial – наличие металлического корда;
  • Tubeless – бескамерка.

При переменной вертикальной нагрузке на колеса шины по-разному классифицируются по индексу грузоподъемности.

Для обозначения индексов скорости применяются следующие буквы латинского алфавита: L – до 120 км/ч; P – до 150 км/ч; Q – дo 160 км/ч; R – до 170 км/ч; S – дo 180 км/ч; T – до 190 км/ч; U – до 200 км/ч; H – до 210 км/ч; U – до 240 км/ч; W – до 270 км/ч; Y – до 300 км/ч и Z (или ZR) – больше 240 км/ч. Чем выше допустимая скорость, тем, соответственно, меньше значение предельной нагрузки на шину.

Существуют и другие варианты маркировок. Иногда на боковой поверхности покрышки размещают дополнительную информацию.

Например, максимально допустимое значение нагрузки (Maximum Load) и соответствующее ей рекомендованное давление (Maximum Pressure). Первый параметр обозначается в фунтах (LBS), а второй, соответственно, в фунтах на квадратный дюйм (PSI) для шины в «холодном» состоянии (1 LBS=0,4536 кг; 1 PSI=0,0069 МПа). Обычно значения показателей даются заниженными, обеспечивая шине некоторый «запас прочности». Наиболее характерна такая ситуация с покрышками для гоночных автомобилей.

Часто задаваемые вопросы о размерах грузовых шин

Что понимают под типоразмером грузовых шин?

Размеры шин грузовых автомобилей имеют очень важное значение при выборе колес с учетом условий эксплуатации техники. Как правило, эта информация содержится на боковой поверхности резины. Чаще всего значения ключевых параметров указываются в дюймах.

Особенностью маркировки покрышек для машин, перевозящих грузы, является обозначение соответствующей оси для установки. При этом диагональная конструкция вообще не отображается в формуле (редко может обозначаться через дефис между шириной профиля и высотой). Шины с полным профилем имеют индекс в виде двух нолей («00»). Смысл записи в том, что отношение высоты профиля к его ширине составляет 100 %. В маркировке резины для легковых авто эта информация игнорируется.

Что представляют собой индексы грузоподъемности и скорости?

Первый параметр характеризует максимально допустимую вертикальную нагрузку, воспринимаемую колесом транспортного средства. Информация о максимальном весе на одну покрышку содержится в технической документации на автомобиль. Этот параметр определяется эмпирическим путем фирмой-производителем. Сам индекс находится в специальных таблицах.

Следует учитывать, что у некоторых грузовиков на мосту установлены спаренные колеса. В маркировке это отражается двойным значением с косым слешем. Второе значение соответствует нагрузке при спаренной конструкции.

Как правильно эксплуатировать и хранить покрышки для грузовых машин?

В связи с тем, что при интенсивной эксплуатации, грузовики имеют значительный годовой пробег, покрышки для них изготавливается с большим запасом прочности. Конкретная модель и условия применения машины налагают ограничения на использование определенных конструкций шин. Диапазон пробега до полного износа покрышки составляет от 80 до 150 тыс. км. В соответствии с техническими регламентами величина остаточного протектора шин для грузовых автомобилей не должна быть менее 1 мм. Для пассажирских автобусов требования жёстче – 2 мм. У зимней резины этот параметр – 4 мм.

как правильно эксплуатировать и хранить покрышки для грузовых машин Как правильно эксплуатировать и хранить покрышки для грузовых машин

В России примерно половина грузового подвижного состава эксплуатируется на восстановленных (наваренных) покрышках. Для обеспечения безопасности движения не рекомендуется монтировать на колеса шины, которые прошли процедуру ремонта более двух раз. Соблюдение правил хранения этих ответственных расходных элементов транспортного средства продлевает его ресурс. Колеса надо содержать в строго горизонтальном положении, причем их стопка не должна превышать 1,5 метров в высоту.

В автохозяйстве уделяют особое внимание правильному подбору шин для грузовых машин с учетом их размера и других важных параметров. От этого зависят эффективность эксплуатации и безопасность движения. Покрышки, по своим свойствам соответствующие марке автомобиля, приводят к снижению расхода топлива, обеспечению номинальной грузоподъемности и улучшению ходовых качеств транспорта.

Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Погрузчики
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Подробнее
Утилизационный сбор
Спецтехника
Утилизационный сбор
Подробнее
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подъемные краны
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подробнее
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Спецтехника
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Подробнее
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Спецтехника
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Подробнее

Есть вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер с вами свяжется в течение 15 минут

Введите корректные данные
Я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
*Необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных

Или звоните по бесплатному номеру