О чём речь? Управление экскаватором-погрузчиком осуществляется при помощи рычагов или джойстика. В современных моделях уже предусмотрены две системы одновременно, что очень удобно по отзывам операторов.
На что обратить внимание? При первом использовании экскаватора-погрузчика и после ремонта техники оператор должен провести тестовый запуск. Его цель – ознакомиться с новыми органами управления и проверить их работу.
Из этого материала вы узнаете:
Устройство и задачи экскаватора-погрузчика
Управление экскаватором-погрузчиком – достаточно востребованный навык, так как речь идет об универсальных и эффективных транспортных средствах (ТС), которые давно выделились в отдельную категорию землеройной и коммунальной спецтехники. Этот класс ТС имеет характерные признаки, свойственные всем моделям, независимо от конструкции.
Основными рабочими органами экскаваторов-погрузчиков выступают: фронтальный ковш (как правило, бульдозерный, имеющий челюстной захват), в задней части – стрела с обратной лопатой.
Устройство и задачи экскаватора-погрузчика
Большинство модификаций таких машин комплектуются четырехцилиндровым ДВС мощностью от 60 до 110 л. с., работающим на дизтопливе. Эти моторы могут иметь турбонаддув, механический или электронный впрыск.
К основным преимуществам экскаватора-погрузчика относят высокую маневренность и универсальность. Благодаря таким качествам ТС этого вида пользуются популярностью на строительных площадках и в коммунальных хозяйствах. Малогабаритные машины, отличающиеся маневренностью, способны выполнять широкий спектр работ на небольших участках. Для строительства и аграрного сектора больше подходят экскаваторы-погрузчики повышенной мощности. На участках с плохой проходимостью, и в лесных хозяйствах используют гусеничные.
С учётом базового навесного оборудования эти ТС могут выполнять функции, аналогичные фронтальным погрузчикам, бульдозерам и колесной экскаваторной технике. Перечень операций, выполняемых такими машинами, достаточно обширный и включает уборку территорий, работы с грузом и ландшафтные, планирование участков, копку траншей и т. д.
Многофункциональность экскаваторов-погрузчиков способствовала развитию отдельного направления по производству сменных навесных орудий для этой техники. Особой популярностью пользуются:
- Гидромолоты для демонтажа стеновых конструкций и дорожных покрытий.
- Откидные вилы. Они крепятся прямо на ковш и позволяют эффективно заносить и выгружать паллеты с различной продукцией.
- Планировочные ковши используются при благоустройстве участков и их уборке от снега, а также для обработки обочин трасс.
- Щётки для очистки дорог и тротуаров.
- Виброплиты. С их помощью осуществляют уплотнение почвы и асфальтового покрытия.
- Буры для обустройства скважин, монтажа свай, осветительных опор и т. д.
Полный перечень доступного навесного оборудования для экскаваторов-погрузчиков намного больше приведенного здесь списка. Только фронтальных ковшей с разной функциональностью в нем представлено несколько разновидностей. Коммунальщикам очень помогают машины, оборудованные разного типа щетками.
Варианты систем управления экскаватором-погрузчиком
Классика
Рычажный механизм для управления экскаватором-погрузчиком отличается простотой конструкции и надежностью в работе. Им обеспечивается прямое взаимодействие оператора (с помощью рук или ног) с тормозом или фрикционом. Такое решение способствует высокой чувствительности управления машиной.
В районе сиденья находятся рычаги и педали, используемые в каждом рабочем цикле. Их расположение позволяет перемещать органы управления к себе или от себя, то есть вдоль поворотной платформы. Практика подтвердила: это решение менее утомительно для оператора, чем необходимость отводить рычаги в стороны.
Варианты систем управления экскаватором-погрузчиком
Рычажная система органов управления экскаватором-погрузчиком отличается значительным количеством элементов. Она включает:
- шарнирные механизмы;
- тяги;
- рычаги.
Для преодоления сил трения в каждом шарнире от оператора требуется существенное усилие при перемещении рычагов или педалей управления. Хотя тяги и точки соединения оснащены закаленными пальцами и втулками из стали, они подвержены ускоренному износу. При частых и длительных простоях ТС требуется дополнительная настройка системы управления. Регулярное смазывание шарнирных механизмов существенно усложняет техническое обслуживание машины.
Экскаваторы-погрузчики с механическим управлением оснащены сервоприводами. Они перенаправляют мощность от двигателя, приводящего в движение трансмиссию, на активацию основных фрикционов. Эти устройства часто называют сервофрикционами.
Новые технологии
Производители экскаваторов-погрузчиков стали активно использовать электронику для оснащения моделей. Сегодня многие машины комплектуются электрическим сервоуправлением с активными джойстиками.
Новые технологии
При изучении рынка спецтехники можно заметить, что в некоторых случаях наличие электронной системы не является дополнительной опцией. Но есть и такие модели, в которых управляющие джойстики присутствуют уже в базовой комплектации. В сравнении с рычажной системой, такая имеет явное преимущество. Оно заключается в уменьшении необходимых усилий оператора при выполнении работ. Это достоинство отражается на увеличении производительности.
Нестандартные решения
Для тех, кто не может определиться с выбором варианта управления экскаватором-погрузчиком, некоторые производители предлагают комплектацию кабины сразу двумя системами. Возможность перехода с джойстиков на рычаги и педали обеспечивается соответствующим переключателем.
Единственными, кто оценил ее достоинства, являются владельцы полноприводных экскаваторов-погрузчиков с равномерным распределением мощности на все четыре колеса и возможностью управления всеми ними одновременно. Наличие джойстиков в этом случае особенно уместно, поскольку контроль за движением машины требует значительно больше внимания в сравнении с техникой без полного привода.
Подготовка к использованию экскаватора-погрузчика
Оператор этого ТС проводит тестовую поездку после технического обслуживания и в случае перехода на другую модель машины. Этот процесс необходим для оценки состояния основных компонентов и механизмов перед началом работы с тяжелым грузом в ковше.
Оператор, осуществляющий управление экскаватором-погрузчиком, должен всегда использовать ремень безопасности, когда находится на сиденье. Только после этого можно запускать силовой агрегат. Если ТС долго простаивало, необходимо дождаться прогрева двигателя. До этого момента использование гидравлических систем недопустимо. Расположившись лицом к фронтальному стеклу, машинист должен взять руками рычаг управления основным ковшом. Наклонив его к себе, он поднимет емкость для транспортировки. Движение обратно – опускание оборудования.
Когда ковш перемещается вправо, начинается процесс захвата земли или другого материала. Обратное движение приводит к его отводу в сторону при помощи гидравлических механизмов.
Копание является основной функцией экскаватора-погрузчика. Перед работой надо проверить все системы, используемые в этом процессе. Непосредственно из кабины оператор может провести такой контроль, используя соответствующие органы управления.
После этого ТС готово к выполнению задач. Когда экскаватор-погрузчик подъехал к месту работы, оператору необходимо проверить настройки клиренса. На втором этапе в процесс включается дроссельная заслонка, она управляет числом оборотов двигателя. Рекомендуемым значением является 850 об/мин. На заключительном этапе необходимо выставить стабилизаторы.
После выполнения предыдущих операций машинист может безопасно приступить к работе ковша. Основное правило – следовать предписанной производителем последовательности действий. Для большинства экскаваторов-погрузчиков процесс выглядит так: ковш подводится к месту, где начнется копание ямы, затем левым рычагом рабочее орудие опускается вниз.
Подготовка к использованию экскаватора-погрузчика
При движении вправо происходит захват грунта. После закрытия ковша идет его подъем вверх (все содержимое остается внутри). Затем следует переместить стрелу в сторону отвала и открыть основное рабочее орудие. В дальнейшем операции повторяются до достижения желаемого результата.
Управление экскаватором-погрузчиком
Экскаватор-погрузчик с ручным управлением оснащен универсальным рычагом. Для удобства обозначим его символом «А». С помощью рычага А оператор управляет любыми перемещениями ковша.
На его рукоятке есть специальная кнопка для оперативного отключения трансмиссии от двигателя при необходимости. Это обеспечивает передачу дополнительной мощности на лопату. Для активации добавочных функций и запуска вспомогательных органов управления используется рычаг (обозначим его символом С), расположенный справа от основного.
Управление направлением перемещения лопаты
За счет рычага A оператор может изменять ее позицию, поднимая, опуская, откатывая ее назад или вперёд. Можно перемещать рукоять А в четырех направлениях, используя простую схему «+». Оператор способен выполнять иные действия, комбинированными движениями перемещая рычаг по диагонали.
Чтобы поднять ковш, надо сдвигать рукоять А вверх. Если надо откатить лопату назад, его следует переместить влево. За счет комбинированного движения можно сразу поднять и откатить ковш. Для этого надо переместить рычаг по диагонали, влево вверх.
Управление скоростью операций
Кроме выбора направления, рычаг A предоставляет возможность регулировать темп выполнения различных задач. Для этого надо изменять дальность его перемещения. Увеличивая амплитуду сдвига рукояти А, оператор повышает скорость выполнения операций.
Управление скоростью операций
Встроенная пружина автоматически возвращает рычаг управления в исходное положение. Это обеспечивает возможность закрепления экскаватора-погрузчика в определенном положении до тех пор, пока управляющие рукояти не будут перемещены в другое направление. Важно отметить, что данный принцип не распространяется на функции планирования и возврата к копанию.
Чтобы облегчить работу оператора, на рычаге А установлена бирка с символами, которые демонстрируют движения рычага и соответствующие перемещения экскаватора-погрузчика.
Подъем ковша
Чтобы поднять лопату, нужно сдвинуть орган управления экскаватором-погрузчиком к оператору. При этом сохраняется постоянный угол наклона ковша относительно поверхности грунта.
Опускание лопаты
Чтобы это сделать, следует передвинуть рычаг А вперед. Лопата сохранит угол наклона относительно поверхности грунта.
Откатывание ковша вперед
Чтобы выдвинуть лопату вперед, необходимо переместить рычаг вправо.
Перемещение ковша назад
Чтобы отвести его, необходимо сдвинуть рычаг влево.
Плавающее положение ковша
Для перевода в этот режим, нужно переместить рычаг вперед до предела и зафиксировать его. При движении через позицию «Опускание» будет ощущаться небольшое сопротивление.
Возврат к копанию
За счет этой функции можно быстро подготовить лопату экскаватора-погрузчика к данной работе, если она уже выдвинута вперед. При этом гидравлическое давление автоматически отключает специальный переключатель, как только ковш будет под нужным углом.
Если ваш экскаватор-погрузчик обладает такой возможностью, для ее активации следует выполнить следующие действия:
- Переведите выключатель А в положение «Вкл». Теперь на переключателе, отвечающем за запуск функции возврата к копанию, будет светиться специальный индикатор.
- Переместите рычаг влево до предела. Когда он пройдет через положение откатывания, вы почувствуете некоторое сопротивление.
- Отпустите и зафиксируйте рычаг на месте, когда лопата будет способна к работе.
- Если ковш готов к действию, рычаг автоматически вернется в исходное положение.
Псле использования функции возврата необходимо отключить ее, переведя переключатель А в положение «Выкл». В этот момент световой индикатор на переключателе погаснет.
Часто задаваемые вопросы об управлении экскаватором-погрузчиком
Как осуществляется работа ТС с Easy Controls?
Некоторые модели оснащены такой улучшенной системой. В этих машинах для управления применяется правый рычаг, если режим работы выбран с помощью кулисного переключателя.
При переднем положении сиденья, рычаг управления активируется кнопкой. Для этого следует нажать ее и затем отпустить. Для отключения достаточно переместить тумблер в центральное положение. Если кнопку нажать еще раз, трансмиссия будет мгновенно отключена.
Какие вспомогательные системы используются в экскаваторе-погрузчике?
Помощниками оператора выступают современные устройства управления и мониторинга:
- TorqueLock: обеспечивает фиксацию крутящего момента, снижая потребление топлива, на 10 % повышает скорость манипуляций лопатой.
- SRS: амортизирует ковш с грузом при перемещении машины по неровной поверхности.
- Extradig и Powerslide: увеличивают производительность экскаваторных работ.
- HSC – электронный блок, регулирующий скорость перемещения гидравлической жидкости.
Что следует учитывать при управлении экскаватором-погрузчиком?
Прежде чем перевести рычаг переднего/заднего хода при движении машины, следует убедиться в отсутствии людей и предметов со стороны, обратной ее ходу. Иначе это может привести к аварийным ситуациям, так как ТС резко поедет в противоположном направлении.
Управление экскаватором-погрузчиком может осуществляться за счет механических и электронных систем. В последнее время производители техники все чаще выпускают модели с джойстиками, значительно упрощающими работу машиниста. Такое оборудование не только позволяет точнее управлять экскаватором-погрузчиком, но и повышает его производительность при выполнении различных действий.