14.02.2024 Экскаваторы 4091 Время чтения: 13 мин.

Тормоза экскаватора: принцип действия и устройство

О чем речь? Тормоза экскаватора необходимы для безопасной работы спецтехники. С учетом эксплуатационных нагрузок они отличаются конструктивно от аналогичного устройства в легковых автомобилях.

На что обратить внимание? Оператору и собственнику экскаватора необходимо знать наиболее частые поломки тормозной системы и признаки, которые их сопровождают. Это позволит своевременно провести дефектовку и ремонт.

Из этого материала вы узнаете:

Устройство и принцип работы тормозов экскаватора

Система тормозов экскаватора имеет свою особенность, поскольку она базируется на гидравлическом принципе действия. Суть этого механизма в том, что все важные части, которые обеспечивают остановку машины, постоянно погружены в масло. Благодаря этому они не подвергаются излишнему нагреву и износу от трения. Давайте разберемся, из каких компонентов собрана эта тормозная система:

  • основной корпус и дифференциал;
  • правый и левый чулки корпуса, правая и левая полуось дифференциала;
  • поворотные кулаки;
  • пакет дисков;
  • редуктор с бортовой крышкой.

В кабине спецтехники каждый чулок имеет свою педаль тормоза, но, чтобы упростить управление, они соединены специальной планкой. Это помогает оператору остановить машину, когда это необходимо. Если нужно выполнить какую-то специальную задачу, например аккуратно работать у обочины, можно временно отсоединить планку. Это позволит тормозить колеса с одной стороны, а колеса с другой стороны – провернуть, чтобы машина лучше маневрировала. Но делать так слишком долго нельзя, так как это может привести к тому, что тормозные системы с разных сторон изнашиваются неравномерно, и тогда они будут работать не так, как следует.

устройство и принцип работы тормозов экскаватора Устройство и принцип работы тормозов экскаватора

Диски и ось, на которых находятся колеса, соединены с частью, которая помогает распределить силу между колесами, – это дифференциал. Он важен для тормозов, напрямую связанных с колесами. Главная задача тормозных дисков – останавливать вращение колес. Их продают наборами: в одном наборе 11 дисков, в котором чередуются 6 гладких и 5 шершавых, и для обеих осей понадобится 22 диска. Когда водитель нажимает на педаль, он активирует тормозные цилиндры, которые благодаря жидкости внутри создают давление. Это давление передается на задний мост и заставляет тормозные диски сцепляться, где шершавые поверхности замедляют гладкие, останавливая движение.

На новых моделях экскаваторов, которые выпускаются с 2011 года, тормозная система была улучшена. Вместо обычных цилиндров теперь используют гидроаккумуляторы с сжатым азотом. Эти устройства мгновенно создают давление на мост и диски, что позволяет машине останавливаться быстрее.

Когда тяжелая машина тормозит, ее большой вес и скорость создают трение, которое может нагреть тормоза до высоких температур. Чтобы избежать этого и защитить детали от износа, внутрь заднего моста заливают специальное масло. Оно не только уменьшает трение, смазывая части, но и помогает поддерживать правильное давление в системе. Вот почему такие тормоза называют гидравлическими, потому что они работают с помощью жидкости. Для того чтобы система функционировала правильно, в нее нужно залить примерно 20 литров этого масла.

Еще один важный момент в уходе за тормозной системой – это регулярная проверка количества масла и его замена вовремя. С течением времени масло теряет свои свойства из-за использования: оно может выгорать и изменяться и в результате уже не сможет защищать детали от износа так хорошо, как раньше.

Если попытаться сэкономить и не менять масло, когда нужно, это может привести к тому, что детали будут изнашиваться гораздо быстрее, и в итоге придется тратить гораздо больше денег на ремонт.

Отличия старых и современных тормозов на экскаваторах

В современных экскаваторах тормозная система работает так: сначала в мост заливают от 17 до 20 литров масла. Это означает, что вся система погружена в масло и работает в герметичной среде. Когда водитель нажимает на педаль, сигнал поступает в задний мост, активируя диски тормозов и заставляя технику останавливаться.

отличия старых и современных тормозов на экскаваторах Отличия старых и современных тормозов на экскаваторах

Старые и новые модели экскаваторов отличаются по механизму тормозов. Если взять, к примеру, технику, выпущенную до 2011 года, то обнаружим, что она оснащена двумя педалями тормозов экскаватора, соединенными специальной планкой. Эта планка обеспечивает безопасность, так как исключает возможность ошибки оператора при экстренном торможении. В некоторых случаях, например при уборке снега вдоль бордюров, планку можно снять для того, чтобы можно было останавливать колеса только с одной стороны машины, что даст возможность ей эффективно маневрировать. Но такой режим работы может ускорить износ тормозов экскаватора.

В старых моделях экскаваторов под педалью тормоза экскаватора обычно находились два цилиндра, наполненных тормозной жидкостью. Они выглядят как металлические контейнеры, и задача жидкости в них – создавать давление для торможения. Когда оператор нажимает на педаль, цилиндры преобразуют это действие в усилие, которое через вакуумный усилитель передается на задний мост и тормозит машину.

Тем временем в новых моделях тормозов экскаватора-погрузчика используется более продвинутая технология. В этих машинах устанавливают энергоаккумулятор, или гидроаккумулятор, который имеет форму шара и содержит внутри себя азот под давлением в 40 бар. Когда водитель давит на тормоз, сила передается сначала к энергоаккумулятору, а затем к заднему мосту. Это обновление позволяет тормозам срабатывать быстрее, чем в старых моделях, делая остановку более эффективной и безопасной.

Причины поломок тормозов экскаватора

Если у экскаватора что-то не так с тормозами, это может быть очень опасно. Такие поломки могут привести к повреждениям.

Чтобы понять, что пора проверить тормоза, нужно обратить внимание на некоторые особенные знаки:

  • Слабая реакция на нажатие педали.
  • Заклинивание или медленное растормаживание.

причины поломок тормозов экскаватора Причины поломок тормозов экскаватора

Такие неполадки могут возникать из-за различных неисправностей в частях и деталях, которые составляют тормозную систему экскаватора:

  • Разгерметизация пневматического привода или цилиндра, а также их выход из строя.
  • Засорение соединительных трубок.
  • Проблемы с регулировкой работы механизмов.
  • Недостаточный показатель воздушного давления.

Проблемы с тормозами экскаватора-погрузчика могут возникать по разным причинам. Например, если при изготовлении использовались детали с неправильными размерами или они были обработаны неверно, это может привести к более быстрому износу, несмотря на то что машина справляется со своими задачами и проходит проверки. Иногда причиной является ошибка, допущенная во время ремонта или обслуживания. Неправильно закрепленные элементы или игнорирование правил замены могут привести к серьезным поломкам со временем.

Также важно соблюдать условия эксплуатации тормозов экскаватора, так как нарушение может привести к ржавчине и ускоренному износу. Конечно, любые детали со временем изнашиваются, ведь ни один механизм не работает бесконечно даже при тщательном уходе. Но поврежденные части можно заменить, а в крайних случаях – установить новый узел целиком.

Чтобы починить тормоза у экскаватора, сначала проверяют все детали на наличие износа. Это помогает решить, что нужно заменить, а что можно использовать снова. Так как тормоза очень важны для безопасности, лучше, чтобы их осмотром, разборкой и ремонтом занимались профессионалы с нужными знаниями. Неподготовленным людям не стоит это делать.

Наиболее частые поломки тормозов экскаватора

Неисправность главных тормозных цилиндров и износ уплотнений

Одной из обычных неисправностей, с которыми сталкиваются операторы, являются проблемы с тормозами экскаватора. Основной поломкой часто становится повреждение главных тормозных цилиндров, причем во многом виной тому – использование неправильной тормозной жидкости. Если жидкость подобрана неверно, это может ускорить износ уплотнений, поскольку некачественный состав ухудшает их состояние.

Когда уплотнения изнашиваются, они перестают герметично закрывать цилиндры, что может привести к тому, что тормоза важного механизма могут не сработать в нужный момент. Кусочки изношенных уплотнений способны даже засорить систему. Следом за износом уплотнений в главных тормозных цилиндрах возникают неполадки, о чем может свидетельствовать утечка тормозной жидкости в накопительном баке.

Если такая проблема возникает, необходимо полностью заменить как цилиндры, так и уплотнения заднего моста. После замены следует тщательно прокачать тормоза, чтобы исключить наличие воздуха в системе. И чтобы избежать повторения проблемы, важно использовать только подходящую и качественную тормозную жидкость.

Потеря функциональных свойств тормозных дисков и поломка вакуумного усилителя

Другие распространенные проблемы с тормозами у погрузчиков и экскаваторов связаны с ухудшением состояния тормозных дисков и поломкой вакуумного усилителя. В тяжелой технике тормозные диски обычно находятся в заднем мосту, погруженные в трансмиссионное масло. Если в таких машинах использовать неподходящее масло, это может привести к быстрому изнашиванию деталей, поскольку некачественные масла обычно гуще и имеют меньше полезных присадок. Это в свою очередь может вызвать перегрев заднего моста и дальнейшее разрушение тормозных и фрикционных дисков и уплотнений.

потеря функциональных свойств тормозных дисков и поломка вакуумного усилителя Потеря функциональных свойств тормозных дисков и поломка вакуумного усилителя

Чтобы выявить проблему с маслом, можно проверить уровень жидкости, открутив заливную пробку заднего моста. Если уровень повышен, это может указывать на попадание тормозной жидкости в мост. Износ дисков также может проявляться через горелый запах после работы техники и наличие примесей в слитом масле. Если наблюдаются такие симптомы, необходимо осмотреть задний мост и при необходимости заменить диски на новые: 12 тормозных и 10 фрикционных.

Наконец, проблемы с тормозами могут быть вызваны и выходом из строя вакуумного усилителя. Эта деталь не ремонтируется, и единственный способ устранить проблему – заменить вакуумный насос на новый. Для поддержания надлежащего состояния тормозной системы следует всегда использовать только высококачественные жидкости, соответствующие техническим требованиям оборудования.

Продление срока службы тормозов экскаватора

Даже самые надежные экскаваторы-погрузчики, сделанные на известных заводах, со временем сталкиваются с износом своих важных компонентов. Части машины изнашиваются, могут получить повреждения и в итоге перестают работать как следует. Кроме того, использование низкокачественных материалов часто приводит к тому, что оборудование ломается раньше времени.

Для надежной и длительной работы тормозной системы экскаватора-погрузчика важно соблюдать несколько основных правил эксплуатации:

  • Эксплуатировать качественные рабочие жидкости, какие рекомендуются производителем такого экскаватора. Речь идет о тормозной жидкости и трансмиссионном масле.
  • Вовремя выполнять смену рабочих жидкостей в соответствии с конкретным регламентом, определенным производителем.
  • Целиком и полностью сливать отработанные рабочие жидкости из тормозной системы перед использованием новых жидкостей.
  • Использовать высококачественные, желательно не аналоговые запасные составляющие, а оригинальные. В варианте, когда использование аналога неизбежно, он обязан иметь высокое качество.

Часто задаваемые вопросы о тормозах экскаватора

Как защищают тормоза от перегрузки?

Тормоза экскаватора и их общее устройство обычно касаются их защиты и использования. Чтобы тормоза не перегружались и не выходили из строя, в них устанавливают специальные предохранительные элементы, такие как неуправляемые фрикционы и тормоза, которые замыкаются автоматически. Эти устройства настроены таким образом, что при слишком большом давлении они начинают скользить, тем самым предотвращая повреждение.

Как использовать стояночный тормоз экскаватора?

Что касается стояночного тормоза экскаватора, его нужно активировать очень осторожно. Этот тип тормоза устанавливается прямо на коробку передач машины и управляется с помощью специального крана.

Важно помнить, что перед тем, как тронуться с места, необходимо отключить стояночный тормоз, используя задний пневматический кран. А вот включать его следует только тогда, когда экскаватор стоит на стоянке или его перевозят на платформе, чтобы обеспечить его неподвижность и безопасность в эти моменты.

Какое масло использовать?

Здесь есть следующие рекомендации:

  • слишком вязкое масло без нужных примесей будет нагреваться сильнее, и диски перегреются при трении;
  • в зимнее время допустимо использовать присадки, препятствующие замерзанию жидкости;
  • производитель советует заливать новое масло через каждые 1000 часов работы;
  • недопустимо использовать уже отработанное масло вместе с новым – нужно полностью слить одно и заполнить систему другим.

Оператор экскаваторной техники обязан знать, что тормозная система подобной машины обязана функционировать без перегрузок, рывков, что будет исключать опасности ее раннего выхода из строя.

Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Погрузчики
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Подробнее
Утилизационный сбор
Спецтехника
Утилизационный сбор
Подробнее
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подъемные краны
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подробнее
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Спецтехника
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Подробнее
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Спецтехника
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Подробнее

Есть вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер с вами свяжется в течение 15 минут

Введите корректные данные
Я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
*Необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных

Или звоните по бесплатному номеру