26.02.2024 Экскаваторы 2318 Время чтения: 13 мин.

Органы управления экскаватором: общие сведения, правила

Как устроены? Органы управления экскаватором – рычаги, педали и кнопки. С их помощью оператор может поворачивать корпус спецтехники, использовать передний и задний манипуляторы.

Что учесть? Принцип управления разными моделями экскаваторов одинаков, но различается некоторыми нюансами. Например, экскаватор-погрузчик, помимо стандартного ковша для копания, оснащается погрузочно-планировочным ковшом спереди.

Из этого материала вы узнаете:

Общие сведения об органах управления экскаватором

Системы управления в экскаваторах бывают разные. Отличия состоят в том, каким именно образом передается энергия к действующим механизмам. Различают машины с механическими приводами сервомеханизмами, пневматические, работающие на гидравлике и комбинированные модели (электрогидравлические, электропневматические и проч.).

Машинист экскаватора должен уметь выполнять множество разных манипуляций. Когда работы много, то в течение часа приходится осуществлять до 4000 включений. Поэтому требования к управлению одноковшовыми экскаваторами очень серьезные. Высокая производительность такой техники во многом зависит от того, насколько чутко она реагирует на манипуляции экскаваторщика.

общие сведения об органах управления экскаватором Общие сведения об органах управления экскаватором

Поэтому органы управления одноковшовым гусеничным либо колесным экскаватором должны отвечать следующим требованиям:

  • управление рычагами и педалями без больших усилий;
  • быстрота реакций на команды;
  • плавный запуск;
  • простые и надежные настройки;
  • бесперебойная работа при любой температуре (от -50° до +50°);
  • максимальное задействование автоматики.

В одномоторных экскаваторах в последнее время активно используется гидравлика. Чем хороши подобные системы управления? Они компактны, трубы, передающие усилия на отдаленные механизмы, имеют малое сечение, и тут не особо много рычагов.

Воздушные системы тоже широко применяются и для управления органами мини-экскаваторов, и на машинах большой мощности. Пневматика гарантирует максимальную плавность включения, хороший запас мощности при выключенном движке, плюс тут самая простая блокировка. Из минусов – большие и тяжелые рабочие цилиндры (потому что давление воздуха в системе не выше 8–10 кГ/см2;).

Чтобы направлять машину вперед-назад, а также задействовать рабочее оборудование, используют систему рычагов либо джойстиков. В гусеничных экскаваторах есть еще органы управления для поворотов налево-направо. Рулевым колесом вы направляете движение колесного экскаватора, а педали и краны служат для управления пневмоприводом. Гидропривод и два основных насоса позволяют одновременно осуществлять несколько движений (два или три) машинного оборудования, требуемого в тот или иной момент времени в ходе работы.

Основы управления экскаватором

На машинисте экскаватора лежит большая ответственность. Тут не обойтись без конкретного набора знаний и навыков. Ведь речь идет о довольно мощной технике, используемой в строительстве и грузоперевозках.

Прежде чем приступать к использованию машины, обязательно нужно проверить все ее системы и провести подготовку к работе:

  • Посмотреть, достаточно ли в системе топлива, масла и прочих жидкостей.
  • Проверить, все ли в исправном состоянии.
  • Осмотреть колеса и гусеницы.
  • Проверить, корректно ли работают педали, рычаги, прочие механизмы управления.

основы управления экскаватором Основы управления экскаватором

Порядок управления:

  • Расположитесь в кабине, пристегните ремень безопасности, убедитесь, что машина стоит на нужном рабочем месте.
  • Осмотрите панель управления, рычаги, педали, кнопки. Они могут быть немного неодинаковыми в разных моделях.
  • Изучите инструкцию, обязательно обратите внимание на данные производителем предостережения и указания. В целях безопасности и высокой результативности работы их непременно нужно выполнять.

Движение машины:

  • Основные движения у экскаватора следующие: поворот тележки, перемещение вверх и вниз стрелы, повороты ковша, передвижение колес либо гусениц.
  • Главное, что должен уметь машинист, – это выполнять все движения плавно и точно. То есть он должен делать все с достаточной скоростью и точностью, чтобы обеспечивать безопасность работ и не причинять вреда окружающей среде.

Рекомендации по сохранению окружающей среды:

  • Всегда уделяйте внимание данному моменту. Осмотрите рабочую зону, в ней не должно быть людей и каких-либо препятствий.
  • Особенно осторожны будьте рядом со строениями, линиями электропередач и прочими сооружениями. Их повреждения недопустимы.

Правила безопасности:

  • Используйте при работе защитную форму, выполняйте инструкции по безопасной эксплуатации экскаваторов.
  • Внимательно следите за ситуацией в рабочей зоне через зеркала и с помощью специальных систем обеспечения безопасности (вроде камер заднего вида или сигнальных датчиков приближения).

Режимы работы и органы управления гусеничного экскаватора

Пожалуй, без преувеличения можно сказать, что оснащение кабин современной дорожно-строительной техники вполне сравнимы с премиальными легковыми авто. От того, насколько комфортно чувствует себя оператор, напрямую зависит итоговая выработка. Даже если там все по максимуму компьютеризировано и подключена куча оборудования, но дорогостоящая техника не будет себя оправдывать, если человеку неудобно в ней работать.

Очень важный момент – настройка зеркал, ведь именно через них оператор ориентируется на площадке. Далее – настройка кресла. Вроде бы мелочь, однако имеет большое значение для комфорта оператора. Сиденье можно подстроить под вес, рост, длину рук и прочие параметры человека. Если настроить все правильно, то во время работы он будет меньше уставать.

Компьютеризированные органы управления современных гусеничных экскаваторов позволяют выбирать разные режимы эксплуатации. Из часто встречающихся стандартных – это экономичный, нормальный и режим повышенной мощности. В одних моделях регулировка осуществляется за счет подачи разных потоков гидравлического масла (и тогда меняется нагрузка на двигатель), а в других – осуществляется управление непосредственно мощностью силовой установки.

В некоторых моделях производители дают возможность настраивать параметры под конкретные узкие задачи. К примеру, экскаваторы Volvo CE имеют 10 разных режимов работы.

режимы работы и органы управления гусеничного экскаватора Режимы работы и органы управления гусеничного экскаватора

Два первых: Idle. Тут на 800 оборотах в минуту вы прогреваете движок, а на 1000 оборотах в минуту выполняете простые операции, для которых не нужна высокая мощность. Следующие два режима: F, обороты – 1200 и 1300 в минуту. Подходят для работ с навесным оборудованием на стреле, когда машина используется как кран-погрузчик. Давление в гидросистеме на этих режимах возрастает на 10 %. Далее – четыре режима General с мощностью 1400–1700 оборотов в минуту. Они рекомендованы для случаев, когда требуется выкапывание грунта.

Следующий режим High. Обороты – 1800 в минуту. Дальше – Power с мощностью 1900 оборотов в минуту. Здесь будет максимальный расход топлива, однако и производительности можно достигать самой высокой.

Как ориентироваться, чтобы правильно выбрать режим? Продвинуть джойстик на полный ход и смотреть на давление в системе. Если оно превышает 15 бар – режим установлен верно, а если давление меньше – то обороты слишком высокие. Для чувствительности джойстика тоже есть свои настройки, варианты – внутри меню бортового компьютера.

В современных экскаваторах есть не только предустановки, но и возможность программирования своих вариантов (до 20 штук) настроек потока и давления в гидравлической установке.

Здесь не помешает еще раз упомянуть о важности удобного расположения кресла экскаваторщика, чтобы его руки и ноги не затекали во время работы. Управление стрелой подразумевает постоянные манипуляции с джойстиками, и плохо, если кисти все время будут напряжены.

Чтобы поднять или опустить стрелу, джойстик двигают вперед или назад, а для того, чтобы открыть или закрыть ковш, нужно двигать рукоятку влево или вправо. Левым джойстиком движениями вправо-влево поворачивается платформа, а двигая его вперед-назад, вы управляете рукоятью.

Еще в современных машинах-экскаваторах на правом джойстике часто бывает кнопка усиления мощности гидравлического привода. Эту кнопку оператор использует, когда ему нужно временно (к примеру, чтобы врезаться в грунт) подать на ковш большую мощность. Расход топлива при этом не увеличивается. Поблизости размещена кнопка плавающего расположения стрелы.

Когда вы ее нажимаете, стрела аккуратно снижается под своим же весом. Это ослабляет нагрузку на пальцево-втулочные соединения, плюс идет экономия топлива. Очень подходящая опция, когда надо задействовать гидромолот. Но запомните, что если машина «отжимается» на ковше, то функцию плавающей стрелы включать нельзя! Это приведет к перевороту экскаватора.

Органы управления экскаватора-погрузчика на примере JCB 3CX

Органы управления экскаватором-погрузчиком весьма многофункциональны и рассчитаны на выполнение целого ряда операций. Конечно же, оператор должен хорошо разбираться в принципах работы с ручным управлением. Прежде чем запускать машину, нужно внимательно посмотреть, как расположены рычаги, переключатели, попробовать выполнять те или иные движения и функции.

органы управления экскаватора-погрузчика на примере JCB 3CX Органы управления экскаватора-погрузчика на примере JCB 3CX

Рычаги

Единый орган управления экскаватором-погрузчиком JCB 3CX – это один общий рычаг А. Именно он приводит в движение ковш. Тут же на рукоятке есть кнопка В, служащая для того, чтобы быстро разъединить трансмиссию и ДВС (если это понадобится) и подать усиленную мощность на лопату. Есть еще рычаг С, посредством которого запускаются дополнительные функции и органы машины.

  • Осуществление управления направлением.

Рычаг А позволяет двигать лопату вверх, вниз, откатывать ее назад или подавать вперед. Рукоятка двигается по четырем направлениям (схема простейшая в виде знака +). Причем по диагонали рычаг тоже можно перемещать, что позволяет машинисту выполнять еще и комбинированные манипуляции.

Поднятие ковша, к примеру, выполняется движением рычага вверх, а для отката лопаты назад его наклоняют влево. Если же объединить два движения и сдвинуть рукоятку по диагонали влево-вверх, то вы поднимете ковш с одновременным откатом.

  • Регулировка скорости.

Скорость осуществления тех или иных манипуляций тоже регулируется рычагом А. Она зависит от того, на сколько именно вы сдвигаете рукоятку в нужном вам направлении. Если двигаете дальше, то оборудование работает быстрее.

Внутри рычага управления есть пружина, которая каждый раз придает ему начальное положение. Благодаря такому устройству данного органа управления, экскаватор-погрузчик фиксируется до того момента, пока рычаги не будут опять приведены в движение (но на опции планирования и возврата к копанию это не распространяется).

В помощь оператору на рычаге есть наклейка-шпаргалка, где с помощью символики показано, какими движениями рукоятки какие движения можно выполнить.

Ручное управление ковшом экскаватора-погрузчика

  • Поднятие лопаты. Чтобы поднять ковш (привести его в позицию А), нужно передвинуть рычаг назад. При этом угол ковша по отношению к грунту будет сохраняться один и тот же.
  • Опускание ковша. Чтобы перевести ковш вниз (в позицию В), рычаг двигают вперед. Угол лопаты относительно грунта сохраняется постоянный, как и в предыдущей манипуляции.
  • Откат лопаты вперед. Передвижение лопаты вперед (в позицию С) выполняется движением рукоятки вправо.
  • Откат лопаты назад. Чтобы отвести ковш назад (в позицию D), нужно сместить рукоятку влево.
  • Плавающее движение. Достигается перемещением рычага в крайнее переднее положение с последующей его фиксацией. Когда ковш проходит через «опускание», должно чувствоваться, что идет небольшое сопротивление.
  • Возврат к опции копания. Это легкое и быстрое приведение уже выдвинутого ковша в положение готовности для копания. Если экскаваторщик выбирает данную функцию, то, как только ковш устанавливается под необходимым углом, гидравлическое давление блокируется (для этого есть специальный переключатель).

ручное управление ковшом экскаватора-погрузчика Ручное управление ковшом экскаватора-погрузчика

Не все модели обладают такой возможностью. Если в вашей машине она есть, то порядок работы должен быть таким:

  • установите переключатель в позицию «ВКЛ». На кнопке возврата к копанию должна загореться лампочка;
  • сдвиньте рычаг до крайнего левого положения (в момент прохождения точки откатывания должно почувствоваться незначительное сопротивление);
  • пока лопата подготавливается к работе, рычаг нужно отпустить и зафиксировать;
  • рукоятка сама станет в изначальное положение, если ковш уже готов к действию.

Если функция возврата больше не нужна, ее необходимо отключить, то есть поставить тумблер А в положение «ВЫКЛ». При этом лампочка на нем должна погаснуть.

Часто задаваемые вопросы об органах управления экскаватором

Какие основные части имеются у экскаватора?

Основные части экскаватора следующие: подвижное рабочее оборудование, а именно стрела, ковш, рукоять; силовая установка; поворотная платформа и закрепленные на ней механизмы; опорная рама; ходовая часть.

Что представляет собой рабочий цикл экскаватора, какие в нем есть этапы?

Вот операции, которые включает в себя рабочий цикл экскаватора:

  • Копание грунта.
  • Перемещение ковша с грунтом в точку выгрузки. Для этого необходимо платформу с рабочим оборудованием развернуть в нужном направлении. Если у вас неполноповоротная машина, то поворачивается только рабочее оборудование.
  • Выгрузка грунта из лопаты в отвал либо транспортное средство, предназначенное для перевозки вынутого грунта.
  • Возврат ковша к забою. Выполняется за счет поворота платформы.
  • Опускание ковша вниз для зачерпывания очередной порции грунта и продолжения копания.

Какое зрение считается слабым для управления экскаватором?

В России действует специальный приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации 302н от 12.04.11, в котором прописаны требования к проведению медосмотров. Тут не упоминается профессия экскаваторщика, но есть ограничения по зрению для выполнения работ подобного рода.

К ним не допускаются люди, у которых острота зрения ниже 0,5 (то есть меньше 50 %) по одному глазу и ниже 0,2 (меньше 20 %) по второму глазу, а также если поле зрения ограничено больше чем на 20 градусов. Если же поле зрения нормальное, а вы носите очки, в которых видите лучше, чем прописанный минимальный уровень, то допуск к работе вам должны дать.

Экскаватор – мощная, габаритная и довольно сложная техника. Чтобы нормально ею управлять, необходимо иметь достаточно практики и опыта. Оператору нужно пройти специальное обучение, плюс потребуется лицензия. При выполнении работ обязательно принимайте во внимание рекомендации производителя и соблюдайте положенную технику безопасности.

Утилизационный сбор
Спецтехника
Утилизационный сбор
Подробнее
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Погрузчики
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Подробнее
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Спецтехника
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Подробнее
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подъемные краны
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подробнее
Виды, типы и классификация спецтехники
Спецтехника
Виды, типы и классификация спецтехники
Подробнее

Есть вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер с вами свяжется в течение 15 минут

Введите корректные данные
я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
*Необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных

Или звоните по бесплатному номеру

price icon
Получить актуальный прайс
Получить прайс
Позвонить бесплатно
Подобрать оборудование
close icon

Артем Родин

Руководитель направления "спецтехника"

Артем Родин печатает ...