13.08.2024 Грузовики 1334 Время чтения: 13 мин.

Типы грузовиков: различные классификации

Выбор правильного типа грузовика имеет ключевое значение для эффективной логистики. Существуют различные типы, каждый из которых предназначен для определенных задач.

Из этого материала вы узнаете:

Виды классификации грузовых авто

Большинство видов грузов перевозятся автомобильным транспортом. Одним из факторов, влияющих на выбор типа грузовика для конкретной задачи, является протяженность маршрутов. По этому критерию различают следующие виды перевозок:

  • международные (маршруты между разными странами);
  • межрегиональные (доставка грузов между регионами);
  • региональные (перевозки в пределах одного региона);
  • местные (маршруты в пределах области, населенного пункта).

Автомобильные грузоперевозки пользуются спросом в силу эффективности, надежности, невысоких логистических расходов (особенно в сравнении с воздушным транспортом), маневренности, вариативности, возможности спланировать оптимальный маршрут, скорости. В экономическом плане они выгодны благодаря быстрой окупаемости небольших по объемам инвестиций.

виды классификации грузовых авто Виды классификации грузовых авто

Грузовые автомобили применяются для широкого спектра задач. При этом автомобильные перевозки должны осуществляться с учетом конкретных требований, которые определяются исходя из характеристик груза (тип, вес, назначение и т. д.). На основании этих критериев классифицируют типы грузовиков по конструкции кузова.

Наиболее распространенным вариантом является бортовая платформа. С ее помощью можно производить перевозки большинства разновидностей грузов. Помимо бортовых грузовиков, существует множество других видов кузовных конструкций с уникальными характеристиками, отличающимися по размеру и способу использования (например, самосвалы для сыпучих материалов, фургоны, цистерны для жидкостей и масел, контейнеровозы и т. д.).

Важным фактором при выборе кузова грузовика является агрегатное состояние перевозимого товара (жидкости, сыпучие материалы и др.).

Классификация грузового автотранспорта по типу

Грузовики

Грузовые автомобили, или грузовики, имеют кузов, интегрированный с несущей рамой машины. Эти транспортные средства по конструкции кузова делятся на бортовые машины и фургоны.

Бортовой грузовик – это тип грузового транспорта с открытым бортовым кузовом, составляющим единое целое с автомобилем. Они обычно используются для перевозки строительных материалов и других грузов, не требующих специальных условий для доставки.

Фургон как тип грузовика отличается закрытым кузовом. Он представляет собой цельную конструкцию, изготовленную из металла или обтянутую тентом. В отличие от бортовых грузовых автомобилей, закрытый фургон обеспечивает защиту груза от осадков, пыли и грязи, что расширяет возможности по доставке различных товаров.

Тягачи

Тягач – это грузовой автомобиль, предназначенный для буксировки прицепов, полуприцепов и других видов прицепных устройств. Распространено также такое название, как «седельный тягач». Этот тип грузовиков используется для буксировки полуприцепов за счет особого устройства – седельно-сцепного механизма.

Седельные тягачи вместе имеют ряд преимуществ по сравнению с сочлененными грузовиками. Они более маневренны, могут перевозить тяжелые и длинные грузы. Седельный тягач легче заменить в случае его поломки без необходимости перегрузки содержимого полуприцепа.

Прицепы

Прицеп – это транспортное средство без силового агрегата, которое движется в составе автопоезда. В отличие от полуприцепов, такой транспорт опирается на собственные колеса. Прицепы применяются для транспортировки разнообразных грузов и бывают различных типов: бортовые, тентованные, изотермические, рефрижераторные, самосвальные и др.

прицепы Прицепы

Нередко прицепы применяются в качестве дополнения к полуприцепам. Они сцепляются между собой для увеличения объема перевозимых грузов в составе автопоезда.

Полуприцепы

Полуприцепы – это подкатегория прицепов. Их отличие состоит в конструкции, которая опирается передней частью на седельно-сцепной механизм тягача. Полуприцепы предназначены для транспортировки различных грузов. Главное преимущество перед интегрированными фургонами и грузовыми автомобилями заключается в возможности быстрой замены тягача в случае неисправности последнего без перегрузки продукции.

В сравнении с прицепом полуприцеп отличается упрощенной и более быстрой сцепкой с тягачом. Это одна из причин, почему полуприцепы выглядят предпочтительнее других транспортных средств для осуществления грузоперевозок. К их преимуществам следует также отнести повышенную маневренность и грузоподъемность. С помощью полуприцепов можно доставлять длинномерные и негабаритные грузы.

Существует классификация такого транспорта, основанная на особенностях конструкции. По этому признаку выделяют, бортовые, тентованные, рефрижераторные, платформенные полуприцепы, а также тралы, цистерны, самосвалы и другие специализированные средства перевозки.

Классификация по составу

  • Одиночный транспорт. К этому типу относят фургоны или грузовики, у которых кабина с кузовом интегрированы с общей рамой. Примерами одиночных транспортных средств могут выступать самосвалы, бортовые платформы, мусоровозы, топливозаправщики, молоковозы, промтоварные или изотермические фургоны, рефрижераторы.
  • Автопоезда или сцепки. В этом случае речь идет о нескольких соединенных между собой, подобно поезду, элементов. Такой транспорт может быть седельным, включающим тягач и полуприцеп, или прицепным, где комбинируются фургон и прицеп. Встречаются более сложные конструкции, например седельный тягач с полуприцепом и дополнительным прицепом. Объем такого автопоезда может достигать до 120 кубических метров, при этом его максимальная длина по закону ограничена 20 метрами.

классификация по составу Классификация по составу

Классификация по типу кузова

Кузов грузового автомобиля является элементом автотранспортного средства, предназначенным для транспортировки различных грузов. Он закреплен на раме автомобиля. Кузовы любых типов грузовиков разделяют на следующие.

Бортовые

Это традиционный и наиболее древний тип кузова грузовых автомобилей. Он представляет собой платформу, ограниченную со всех сторон съемными или откидными бортами, что облегчает загрузку и выгрузку грузов.

Тентованные

Данная разновидность бортовых кузовов оснащается специальными распорками для установки гибкого тента, который крепится шнуровкой. Тентованные грузовики могут перевозить разнообразные грузы, обеспечивая их защиту от атмосферных воздействий и любопытных взглядов.

Прицепы, полуприцепы и грузовики с таким кузовом могут отличаться способом загрузки. Самой распространенной является погрузка сзади. Нередко встречаются кузова с боковыми и верхними загрузками, а также с возможностью снятия всех стоек (растентовка) для удобства и ускорения погрузочно-разгрузочных работ.

Цельнометаллические

Цельнометаллический кузов отличается от тентованного наличием стенок из металла. Это значительно увеличивает прочность конструкции и защиту груза от кражи. Расплатой за такие преимущества выступает ограниченность вариантов погрузки-разгрузки.

Изотермические

Изотермический кузов представляет собой модификацию цельнометаллического. Его особенностью является наличие теплоизоляционных материалов в стенках конструкции, что помогает избежать резких изменений внутренней температуры. Это особенно ценное качество, когда груз доставляется в жаркую погоду. Изотермический кузов обеспечивает оптимальные доставки продукции, чувствительной к температурным колебаниям.

Рефрижераторы

Рефрижератор – это улучшенный изотермический кузов с интегрированной холодильной системой, обеспечивающей постоянный контроль внутренней температуры. Здесь следует уделять внимание классу кузова. Именно эта характеристика указывает на диапазон поддерживаемых температур. Все рефрижераторы разделяют на шесть классов.

рефрижераторы Рефрижераторы

Стоимость рефрижераторных перевозок выше в сравнении с доставкой грузовиками, имеющими другой тип кузова. Это обусловлено необходимостью поддержания работы холодильной установки, что увеличивает потребление топлива.

Цистерны

Цистерны используются для транспортировки жидких, газообразных, мелкодисперсных и сыпучих грузов. Обычно их производят из стали или алюминия. Алюминиевые конструкции имеют ряд преимуществ. Они легче, более устойчивы к коррозии, не требуют защитного покрытия и хорошо работают при низких температурах.

Самосвалы

Такой транспорт имеет открытый цельнометаллический бортовой кузов с гидравлической системой для автоматической выгрузки груза. Задний борт в этом случае крепится на верхних шарнирах и самостоятельно открывается при наклоне под воздействием гравитации. Самосвалы чаще всего используются для транспортировки сыпучих строительных материалов, например щебня, песка и кирпича.

Платформы и низкорамные тралы

Платформы и их разновидности, низкорамные тралы, предназначены для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов. Этот тип специализированного транспорта отличается высокой грузоподъемностью (до 200 тонн). Платформы и низкорамные тралы оборудованы специальными креплениями для надежной фиксации груза.

С учетом характеристик перевозимого груза могут использоваться разные варианты такого кузова. Так, платформы для транспортировки автотранспорта оснащены специальными подъемниками, упрощающими загрузку. К категории тралов относятся кузовные конструкции платформы, используемые для перевозки автомобилей, различной техники, оборудования, а также лесовозы, трубовозы и т. д.

Классификация грузовиков по типу топлива

В зависимости от типа используемого топлива грузовики бывают:

  • дизельными;
  • бензиновыми;
  • газовыми.

Силовые агрегаты грузовых автомобилей, работающие на дизтопливе, получили наибольшее распространение, что обусловлено их высокой производительностью и экономичностью. Бензиновые грузовики отличаются маневренностью и лучше адаптируются к низким температурам, что делает их идеальным выбором для городских перевозок. Газобаллонные моторы хотя и встречаются реже, но являются наиболее экономичными.

классификация грузовиков по типу топлива Классификация грузовиков по типу топлива

Классификация по грузоподъемности

Различают четыре типа грузовиков по параметрам грузоподъемности.

Малотоннажные

Эти транспортные средства могут перевозить до двух тонн и часто задействуются в городских и региональных перевозках, к примеру для доставки продуктов питания.

Среднетоннажные

Грузовики данного типа имеют грузоподъемность от 2 до 8 тонн (иногда до 5 тонн) и широко используются как для городских, так и для междугородних перевозок. Они востребованы компаниями любых размеров бизнеса за счет экономичности и возможности доставлять объемные грузы. Важное достоинство среднетоннажных машин заключается в том, что они могут ехать наиболее короткими маршрутами, а не только по магистралям, где разрешено движение тяжелым грузовикам.

Крупнотоннажные

Грузоподъемность такого автотранспорта составляет от 5 до 16 тонн. Крупнотоннажные авто не отличаются маневренностью, но идеально подходят для дальних перевозок и обычно оборудованы комфортными спальными местами для водителей. Такой транспорт является неотъемлемым ресурсом для крупного бизнеса, связанного с управлением складами и магазинами в разных регионах.

Конструкция крупнотоннажных грузовиков обычно не является цельной. Кабина и кузов у таких автомобилей устанавливаются на разных рамах. Это позволяет транспортировать полуприцепы с подвижными осевыми соединениями и быть частью автопоездов.

Особо крупные

Грузовые автомобили с особенно высокой грузоподъемностью способны перевозить более 16 тонн (по некоторым критериям – более 20 тонн). Часто они имеют три или четыре оси, а также могут быть седельными автопоездами с тягачом и полуприцепом. Такие машины привлекают внимание крупных компаний, которым необходимо осуществлять международные или междугородние перевозки больших партий продукции.

Как правило, особо крупные грузовики не используются для доставок внутри города. Они перемещаются по магистралям между региональными складами.

особо крупные Особо крупные

Классификация по количеству осей

Данная характеристика имеет непосредственное отношение к грузоподъемности грузовика. Чтобы доставлять максимально тяжелые грузы, требуется больше осей. Это позволяет равномерно распределять вес, что важно для обеспечения устойчивости транспортного средства. Как правило, количество осей грузовика находится в диапазоне от 2 до 5.

  • Машины двухосного типа являются малотоннажными и предназначены в основном для доставки в пределах города.
  • 3- и 4-осные грузовики относятся обычно к среднетоннажным.
  • Пять осей имеет длинномеры, осуществляющие перевозки по дальним маршрутам и спецтранспорт.

Часто задаваемые вопросы о типах грузовиков

Какие автотранспортные средства считаются грузовыми?

В категорию легковых (пассажирских) авто транспортные средства включают при условии, что расчетный суммарный вес пассажиров превышает соответственный показатель груза. В противном случае автомобиль считается грузовым.

К какому типу относят кузов грузовика?

Платформы и другие конструкции особой конфигурации, предназначенные для погрузки и транспортировки грузов, называют кузовом грузовика. Их разделяют на отдельные типы. Кузов грузового авто может быть закрытым или открытым. В зависимости от особенностей кузовных конструкций грузовики бывают бортовыми, самосвальными (открытые кузова), тентованными, а также фургонами и цистернами (закрытые кузова).

Как делятся грузовые автомобили по типу кузова?

Выделяют три основных типа кузовов грузового автотранспорта: закрытые, открытые и специального предназначения.

Отметим, что существуют и грузовики, не имеющие кузова.

Грузовой автотранспорт в сфере перевозок отличается широким спектром функциональных возможностей. Такое преимущество обеспечивается их мобильностью, скоростью и разнообразием типов грузовиков. Владелец груза всегда может подобрать оптимальный тип кузова и вид грузового автомобиля с учетом характеристики своей продукции, длительности маршрута, погодных факторов и условий перевозки. Возможность такого выбора позволяет существенно снизить логистические расходы.

Утилизационный сбор
Спецтехника
Утилизационный сбор
Подробнее
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Погрузчики
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Подробнее
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подъемные краны
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подробнее
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Спецтехника
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Подробнее
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Спецтехника
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Подробнее

Есть вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер с вами свяжется в течение 15 минут

Введите корректные данные
я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
*Необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных

Или звоните по бесплатному номеру

price icon
Получить актуальный прайс
Получить прайс
Позвонить бесплатно
Подобрать оборудование
close icon

Артем Родин

Руководитель направления "спецтехника"

Артем Родин печатает ...