О чем речь? Осмотр грузового автомобиля важен для обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортного средства. Перед выездом в путь каждый водитель обязан провести его, чтобы удостовериться в готовности машины к эксплуатации. Кроме того, законодательством предусмотрена периодичность обязательного проведения техосмотра.
Для чего осматривают сотрудники ГИБДД? Во время движения по трассе сотрудники дорожных служб имеют право остановить водителя грузовика, чтобы проверить наличие документов, талона техосмотра, страховки, бумаг на груз. И к каждому такому осмотру водитель грузового автомобиля должен быть готовым.
Из этого материала вы узнаете:
Осмотр грузового автомобиля сотрудниками ГИБДД
При осмотре транспортного средства – грузовика, фуры, самосвала – сотрудник службы имеет право обследовать кузов и салон, но он должен делать это в присутствии владельца и с его помощью. К примеру, сотрудник не может самостоятельно дотрагиваться до машины, и если ему требуется открыть багажник, то он обязан попросить водителя сделать это.
Осмотр грузового автомобиля сотрудниками ГИБДД
Досмотр – процедура более тщательной проверки автомобиля, при которой инспектор может самостоятельно открывать двери и доставать предметы из машины. Конечно, за процессом досмотра должны наблюдать двое или больше понятых, либо должна быть произведена съемка на камеру. По окончании досмотра инспектор в обязательном порядке составляет протокол. Если эти нюансы не соблюдены, досмотр считается незаконным и недействительным.
Если на дороге вас останавливает сотрудник ГИБДД, обязательно уточните, какие действия он собирается предпринять в отношении вас и вашей машины. Вследствие его планов вы вправе установить границы посягания на частную собственность в ходе проведения досмотра или осмотра грузового автомобиля.
Осмотр также включает в себя проверку документов, накладных на груз (все должно соответствовать действительности). Осмотр проводится сотрудником самостоятельно лишь в вашем присутствии и не предполагает понятых.
Осмотр грузового автомобиля проводится в том случае, если у инспектора:
- есть какие-либо обоснования, что произошло нарушение закона;
- имеется ориентировка на розыск похожего транспортного средства;
- возникают вопросы по документам на груз;
- есть сомнения по соответствию маркировкам, регистрации.
Самая распространенная ситуация, в которой сотрудник дорожной службы проводит осмотр транспорта, – это несоответствие груза и документов. В ходе проверки выясняется, что условия перевозки не отвечают требованиям как раз по причине того, что в кузове находится не тот груз, что указан в накладной. Нарушение выявляется именно благодаря осмотру.
До осмотра сотрудник представляется по форме, называет имя и звание, а также вербально уведомляет водителя о начале процедуры. Стоит сразу приготовить документы, водительские права, накладные на груз и иметь их в прямом доступе, потому что инспектор точно попросит их для проверки.
В процедуре осмотра не предусмотрено, что сотрудник ГИБДД самостоятельно прикасается к личным вещам водителя, поэтому он всегда предупреждает и просит об этом. В случае, если автомобилист отказывается предоставить доступ к грузу, инспектор имеет право переквалифицировать осмотр в досмотр, но уже при сторонних понятых или камерах.
Если водитель не намерен нарушать закон или не производит никаких противоправных действий, ему следует выполнять все поручения сотрудника дорожной службы и не противиться процессу осмотра.
В порядке работы в финале составляется акт осмотра грузового автомобиля. Он может быть составлен в свободной форме.
Досмотр грузового автомобиля сотрудниками ГИБДД
Досмотр должен проводиться более тщательно и детально, но в большинстве случаев сотрудники предпочитают не доводить ситуацию до него. Составление протокола по окончании досмотра также имеет много правил и четкую структуру. Наиболее важно при досмотре присутствие понятых из числа граждан, которыми не могут быть сами полицейские.
Инспектор может все же настаивать на процедуре досмотра в следующих случаях:
- водитель отказывается предоставить доступ к грузу, показать документы;
- инспектор располагает сведениями о совершенном или готовящемся преступлении.
Приведем пример: в полицию поступило анонимное письмо о незаконной перевозке оружия или контрабанде запрещенных веществ. Это является веским поводом к проведению досмотра автомобиля подозреваемого.
Досмотр грузового автомобиля сотрудниками ГИБДД
В таком случае можно опираться на административный кодекс, в котором описаны цели и причины досмотра: поиск орудия или предмета правонарушения.
Рассмотрим правила досмотра автомобиля. Отметим, что они обязательны для выполнения и гораздо более детальны, чем круговой осмотр грузового автомобиля.
- На досмотре должны присутствовать гражданские понятые или вестись съемка.
Понятые в приоритете – инспектор для начала постарается попросить прохожих поучаствовать в освидетельствовании. Если же таких поблизости нет (например, вас застали на трассе), то сотруднику придется включить камеру и начать видеофиксацию процедуры.
Подчеркнем, что требования к качеству картинки невысокие: снимать можно на смартфон или видеорегистратор. Но все действия сотрудника лучше записать скрупулезно, чтобы было хорошо видно. Съемку ведет сам гаишник, но и непосредственный участник досмотра тоже имеет право фиксировать все самостоятельно. Ведь запись можно предоставить суду как доказательство вины или невиновности.
Именно для судебных разбирательств съемка предпочтительнее и весомее, чем слова понятых. Тем более что сотрудникам правоохранительных органов гораздо проще вызвать гражданских в суд, нежели адвокату обвиняемого.
- Протокол в обязательном порядке составляется в конце досмотра в двух вариантах, и копия передается водителю. И оригинал, и копию непременно подписывают все участники: инспектор, проверяемый водитель и понятые.
- В протоколе отображается причина проведения досмотра. Ею является сообщение о возможности перевозки наркотиков, нелегального оружия и боеприпасов. Повод должен быть веским и доказанным, в противном случае досмотр невозможен вовсе.
- В протоколе досмотра корректно перечисляется наличие и количество подозрительного или незаконно полученного имущества.
Не забывайте о том, что вы имеете полное право получить свою копию протокола на руки. Документ потребуется лично вам или вашему работодателю и послужит защитой в случае дальнейшего выставления претензий.
Но если в салоне лежит ваш личный рюкзак, то открыть его инспектор может на основании проведения личного досмотра. Оно может быть только в крайнем случае (например, есть ориентировка на очень похожего внешне человека).
Напомним о необходимости составления отдельного протокола об итогах личного досмотра, если вы ему все же подвергаетесь. Обязательное условие состоит в том, что досмотр проводит сотрудник вашего пола. Обычно большинство инспекторов не прибегают к данной процедуре.
Техосмотр грузового автомобиля
Технический осмотр грузового автомобиля и его периодичность определяется следующим порядком:
- Водитель привозит автомобиль на станцию технического обслуживания.
- Перед началом техосмотра специалист проверяет документы на авто.
- Далее нужно сделать фото машины, чтобы занести его в общую базу. Так подтверждается факт законности ТО.
- Происходит сам осмотр и проводится тест деталей и механизмов грузового автомобиля.
- В случае выявления неисправностей ремонт и устранение поломок ложится на самого водителя. Ему дается срок на исправление и назначается дата новой проверки. Если же транспортное средство в полном порядке, то специалист заполняет диагностическую карту, в которой указывает, что грузовик исправен и на нем можно безопасно работать.
Техосмотр грузового автомобиля
Особое внимание уделено проверке обязательного оснащения, список которого определен ГИБДД и федеральными законами. Это такие вещи, как:
- тахограф;
- автомобильная аптечка;
- портативный огнетушитель;
- противооткатные упоры;
- знак аварийной остановки.
Далее автослесари испытывают систему работы дворников, стеклоомывателей. Инспекторы смотрят и на то, как выдвигается водительское кресло, работают ли стеклоподъемники.
Техобслуживание грузового автомобиля включает в себя безоговорочную проверку тормозной системы. Пожалуй, это один из самых важных критериев успешного прохождения ТО. Грузовик загоняют на смотровую яму, чтобы по отдельности протестировать тормоза на передних и задних колесах, а также ручной тормоз.
Подвергаются контролю рулевая система и двигатель. Отслеживается состояние дисков, шин, протектора, рессор, измеряется величина давления в камерах.
В финале техник проверяет исправность световых приборов. Установленные или замененные лампы должны быть одобрены заводом-производителем данных моделей. Исключение возможно лишь для тех механизмов, которые уже сняты с производства и больше не продаются.
На финальном этапе осмотра грузового автомобиля исследуется химический состав выхлопных газов.
По действующему закону ФЗ № 170 (ст. 15) все транспортные средства, перевозящие груз по трассам общего пользования, составляют три категории:
- категория № 1 – грузовые автомобили с массой до 3,5 тонны;
- категория № 2 – с массой от 3,5 до 12 тонн;
- категория № 3 – с массой свыше 12 тонн.
Машины каждой категории имеют свои временные периоды прохождения техосмотра. Важную роль играет год производства и срок эксплуатации авто. По этим расчетам получится, что грузовики с небольшой массой, то есть первой категории, выпущенные около четырех лет назад, должны проходить диагностику реже: каждые два года. Тогда как техобслуживание машин, которым больше 10 лет, должно проводиться раз в год.
Тяжеловесные автомобили второй и третьей категории проходят осмотр техническими специалистами ежегодно.
Что же касается пассажирских перевозок или транспортировки опасных грузов, то тут осмотры проводятся регулярно и с особой тщательностью. Если автомобиль используется для коммерческих рейсов и возит людей, то такую машину отправляют на ТО каждые полгода. То же относится и к транспортным средствам, осуществляющим грузоперевозки токсичных веществ.
Из данных правил становится понятно, что основной критерий проведения техосмотра состоит вовсе не в марке машины. Периодичность техобслуживания зависит от массы конкретной модели, срока эксплуатации машины, вида перевозимого груза.
Тяжеловесные автомобили второй и третьей категории
К примеру, масса цистерны наверняка превышает 3,5 тонны, значит, фура относится ко второй или третьей категории. К тому же на ней перевозят бензин или отходы сельского хозяйства. В совокупности факторов можно предположить, что ТО придется проводить два раза в год, а еще нужно оформить свидетельство Европейского соглашения о перевозке опасных грузов.
Часто задаваемые вопросы об осмотре грузового автомобиля
Какой штраф назначается за отсутствие техосмотра у грузового автомобиля?
С марта 2022 года определена сумма штрафа 2 тысячи рублей за езду без протокола ТО. Применение санкции распространяется на такси, рейсовые автобусы, грузовые машины.
Что проверяют на техническом осмотре грузовика?
Автослесарь проверяет соответствие обязательным рабочим требованиям: исправность тормозной системы, рулевого управления, двигателя, состояние шин, колес, функционирование стеклоочистителей и стеклоомывателей. В зависимости от ситуации осматриваются прочие элементы конструкции автомобиля.
Обязателен ли тахограф?
Наличие рабочего тахографа является одним из главных требований в протоколе ТО. На грузовых автомобилях массой более 3,5 тонны использование устройства, контролирующего режим труда и отдыха водителя, обязательно на территории России.
Как проводится осмотр автомобиля перед выездом на линию?
Осмотр грузового автомобиля перед выездом проводится ежедневно. Водитель самостоятельно проверяет исправность систем, внешний вид, комплектацию обязательных атрибутов. Он обследует приборы сигнализации, тормоза, крепление колес, люфт рулевого управления. Измеряет давление воздуха в шинах, а также контролирует уровень топлива, масла, охлаждающей жидкости.
Далее ему выдается путевой лист, накладные на груз. По итогам осмотра водитель готов выезжать на линию и выполнять работу качественно и безопасно с технической точки зрения.
Главная цель любого осмотра грузового автомобиля – не допустить на оживленную трассу неисправный транспорт, дабы не подвергать опасности всех участников движения. В своей работе важно не пренебрегать техническим обслуживанием, не саботировать проверки, чтобы не нарушать закон и не создавать возможные аварийные ситуации.