27.09.2024 Грузовики 1284 Время чтения: 13 мин.

Большие грузовые машины: виды и особенности

О чем речь? Большие грузовые машины предназначены для транспортировки грузов большого объема. В эту категорию входят тягачи, самосвалы и специализированная техника, например, бетоносмесители.

На что обратить внимание? На размер грузовика влияет ряд параметров: колесная формула, количество осей, грузоподъемность и снаряженная масса. К самым большим грузовым машинам относятся карьерные самосвалы, которые перемещают сотни тонн груза.

Из этого материала вы узнаете:

Суть больших грузовых машин

Одна из важнейших характеристик крупногабаритного автотранспорта – наличие подъемных механизмов и перегрузочных кранов, которые предназначены для эффективной загрузки и разгрузки грузовых автомобилей. Эти механизмы позволяют перемещать и устанавливать большие и тяжелые предметы, обеспечивая удобство в работе.

суть больших грузовых машин Суть больших грузовых машин

Крупногабаритный автотранспорт включает в себя различные типы транспортных средств: полуприцепы, тягачи, специализированную технику и т.д. Грузовики и фуры, которые относятся к этой категории, имеют усиленную конструкцию и дополнительные функциональные возможности, необходимые для транспортировки тяжеловесных и объемных грузов. Эти транспортные средства спроектированы так, чтобы справляться с повышенными нагрузками и обеспечивать безопасность при перевозке крупных предметов.

Крупногабаритный автотранспорт успешно используется в различных отраслях, таких как промышленность, строительство и логистика. Такие машины применяются для перевозки больших предметов, например, строительных конструкций, оборудования и агрегатов, которые требуют специального транспорта для перемещения и установки.

Данный вид транспорта помогает эффективно справляться с перегрузкой и доставкой больших и тяжелых грузов. Это позволяет использовать грузовые машины в самых разных сферах.

Характеристики, влияющие на размер грузовых машин

Количество осей

Количество осей у большой грузовой машины может варьироваться от двух до пяти и более. На многих дорогах существуют ограничения по максимальной нагрузке на ось, чтобы сохранить качество дорожного покрытия.

Например, если ограничение составляет 6 тонн на ось, то трехосный грузовик с полной массой 23 тонны не сможет проехать по таким дорогам, поскольку нагрузка на каждую ось составит 7,6 тонн. Четырехосный грузовик с тем же весом будет соответствовать нормам, так как нагрузка на ось составит 5,75 тонн (но это также зависит от того, как равномерно распределен груз).

Чтобы перевозить тяжелые грузы на большие расстояния, лучше использовать грузовики с тремя и более осями.

Грузовые автомобили различаются по максимальной осевой нагрузке: до 6 тонн на ось и от 6 до 10 тонн на ось.

количество осей Количество осей

Колесная формула грузовиков играет важнейшую роль в классификации таких транспортных средств. Этот показатель говорит о том, сколько всего колес имеет автомобиль и сколько из них приводные. Несколько примеров колесных формул:

  • 4х2 – 4 колеса, 2 ведущих (может быть либо передняя, либо задняя ось);
  • 4х4 – 4 колеса, все ведущие (полный привод);
  • 6х4;
  • 6х6;
  • 8х2;
  • 8х4.

Количество осей само по себе не всегда коррелирует с размером грузовика. Например, карьерные самосвалы, которые относятся к самой крупной категории грузовых машин, могут иметь всего 2 оси. Однако для транспортных средств, предназначенных для дорог общего пользования, зависимость между количеством осей и размером гораздо более выражена.

Грузоподъемность

Грузоподъемность – ключевая характеристика больших грузовых машин, определяющая максимальный вес перевозимого груза. Грузовики делятся по грузоподъемности на несколько категорий:

  • Малой грузоподъемности (0,5–2 тонны). Это небольшие двухосные автомобили, используемые для внутригородских перевозок. Они часто применяются для транспортировки продуктов, промтоваров, строительных материалов и предметов быта, таких как мебель и бытовая техника.
  • Средней грузоподъемности (2–5 тонн). Подходят для междугородных перевозок. Большое распространение такие машины получили благодаря своей экономичности и маневренности, а также способности перевозить объемные грузы.
  • Большой грузоподъемности (5–16 тонн). Эти грузовики предназначены для перевозки тяжелых и объемных грузов на дальние расстояния. Они часто оснащены спальными местами для водителя, что делает их удобными для длительных поездок.
  • Особой большой грузоподъемности (от 16 тонн). В эту категорию входят грузовые машины с тремя, четырьмя и более осями, а также автопоезда. Они используются для международных перевозок и при работе в карьерах, обеспечивая транспортировку материалов больших объемов и тяжелых грузов.

Если вам не нужно перевозить очень тяжелые грузы, то выбирать большой грузовик не имеет смысла. Например, если вы перевозите грузы по 3–5 тонн, то будет неэффективным использовать 20-тонный грузовик. Большой грузовик будет тратить больше топлива, когда он полупустой, чем маленький грузовик, который полностью загружен. Поэтому важно подбирать транспорт в зависимости от того, какого объема и веса грузы вы планируете перевозить.

Полная масса

Полная масса грузовика включает в себя вес самого автомобиля, груза, а также водителя и пассажиров. Грузовые машины разделяются на несколько видов в зависимости от полной допустимой массы:

  • От 2 до 8 тонн – небольшие грузовики, которые могут перевозить грузы на большие расстояния. Некоторые из них имеют спальное место для водителя, что делает поездки более комфортными.
  • От 8 до 14 тонн – грузовики для междугородных перевозок. Эти машины могут быть оснащены различными кузовами (тентами, цельнометаллическими кузовами, шасси с установленной спецтехникой и т.д.).
  • От 14 до 20 тонн – грузовики с разным количеством осей, включая седельные автопоезда и грузовые платформы.
  • От 20 до 40 тонн – большие грузовые машины и седельные автопоезда, состоящие из тягача и полуприцепа. Они часто используются для международных перевозок благодаря своей высокой грузоподъемности.
  • Свыше 40 тонн – это в основном прицепные автопоезда для дальних перевозок и карьерные самосвалы, которые могут весить сотни тонн.
Максимально допустимая масса указана в техпаспорте автомобиля. Превышение этого значения может привести к штрафам для водителя и компании. Некоторые грузовики могут вообще не иметь права ездить по дорогам общего пользования.

Виды больших грузовых машин

Самосвалы

Самосвалы часто используются в строительстве и для перевозки сыпучих материалов, таких как песок, грунт и щебень. Они хорошо справляются с различными типами дорог, включая труднопроходимые участки.

Самосвалы могут быть разных типов в зависимости от того, как они приводятся в движение. Некоторые из них являются седельными. Это означает, что они состоят из тягача и прицепа.

Иногда самосвалы модифицируются, чтобы добавить специальное оборудование, например, экскаваторы. Благодаря этому большая грузовая машина становится более универсальной и эффективной при выполнении различных задач, таких как погрузка и разгрузка.

самосвалы Самосвалы

Бетоносмесители

Бетоносмесители бывают разных типов:

  • Кузовные бетоносмесители – это большие грузовые машины с бетоносмесительным оборудованием, встроенным в кузов.
  • Полуприцепные бетоносмесители состоят из полуприцепа с бетоносмесителем, который сцепляется с тягачом, образуя автопоезд.
  • Самосвальные бетоносмесители могут не только смешивать бетон, но и сами разгружать его.

Седельные тягачи

Седельные тягачи отличаются от обычных грузовиков тем, что у них есть специальное седло для подключения полуприцепа или прицепа. Это позволяет им перевозить более тяжелые и объемные грузы. Седельные тягачи также более маневренны и управляемы, благодаря чему они применяются в самых разных сферах.

Такие машины могут транспортировать тяжелую технику, такую как тракторы и экскаваторы, а также использоваться в автопоездах для увеличения грузоподъемности.

Топ-5 самых больших грузовых машин

Какие грузовые машины являются самыми большими? Рассмотрим топ-5 наиболее крупных транспортных средств из этой категории.

Euclid 1LLD

Компания Euclid начала разрабатывать карьерную технику в 1930-х годах. Одной из самых популярных машин фирмы является модель Euclid 1LLD, которая была выпущена в 1951–1952 годах. Изначально это был трехосный самосвал. Позже на базе этой модели был создан автопоезд, который мог перевозить от 120 до 150 тонн груза.

Euclid 1LLD Euclid 1LLD

Terex 33-19 Titan

В отличие от Euclid 1LLD Terex 33-19 Titan, выпущенный в 1973 году, был изготовлен в единственном экземпляре. Этот гигант имел внушительные размеры: 20 метров в длину, 8 метров в ширину и 7 метров в высоту, а его собственный вес составлял 228 тонн. Titan мог перевозить до 320 тонн груза.

В конструкции данной модели использовался V16 дизельный двигатель, заимствованный у тепловозов, с объемом 169 литров и мощностью 3300 л.с. Трансмиссия состояла из четырех мотор-колес, что стало популярным решением при разработке карьерных самосвалов в последующие годы. Электропривод использовался в рулевом управлении. Колеса задней тележки могли поворачиваться на небольшой угол.

Titan продолжал эксплуатироваться до начала 1990-х годов, после чего был отреставрирован и установлен в качестве памятника в Канаде. До конца 1990-х годов Terex 33-19 оставался самой большой грузовой машиной, которая использовалась при работе в карьерах.

Caterpillar 797

Когда компания Caterpillar разрабатывала эту модель самосвалов в 1998 году, руководство рассматривало возможность использования дизель-электрической трансмиссии, но в итоге выбрали традиционную механическую. Это означало использование 7-ступенчатой автоматической коробки передач с гидротрансформатором и бортовыми редукторами.

Caterpillar 797 был не таким большим по сравнению с более ранним конкурентом: его размеры составляют 14,5 метра в длину, 9 метров в ширину и 7 метров в высоту. Однако снаряженная масса машины составляла 321 тонну, а грузоподъемность достигала 327 тонн.

В качестве силового агрегата использовались два дизельных двигателя V12, работающих последовательно и обеспечивающих в сумме 106 литров объема и 3400 л.с. В 2002 году модель 797B получила обновление: мощность была увеличена до 3550 л.с., а грузоподъемность возросла до 345 тонн.

Caterpillar 79 Caterpillar 79

В 2008 году появилась модификация 797F, в которой двигатель был заменен на 20-цилиндровый дизель с системой common rail. Это позволило увеличить мощность до 4000 л.с. и снизить расход топлива на 750 литров. Эффективность также возросла: 797F может перевозить 363 тонны породы.

В интернете встречается информацию о том, что Caterpillar 797 может перемещать до 400 тонн. Это связано с тем, что в США используются так называемые «короткие» тонны (907 кг).

Komatsu 960E

В 2008 году Komatsu выпустил самосвал 960E, оснащенный 18-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 3500 л.с., разработанным совместно с Cummins. Этот двигатель работал в паре с двумя электромоторами, что позволило самосвалу перевозить до 327 тонн груза. В результате данная модель вышла на уровень конкурента Caterpillar.

В 2016 году вышла модель 980E-4. Эта версия, сохранившая ту же силовую установку, смогла грузить до 369 «длинных» тонн.

БелАЗ-75710

БелАЗ-75710 – это огромный самосвал из Беларуси. С длиной 20,6 метра и собственным весом 390,5 тонны имеет официальную грузоподъемность 450 тонн. Для установления рекорда его загрузили на 503,3 тонны. Машина успешно справилась с задачей.

Технически это очень сложный грузовик. БелАЗ-75710 является полностью управляемой и полноприводной машиной. Для обеспечения привода всех четырех колес потребовались два мощных генератора, которые приводят в действие два 16-цилиндровых дизельных двигателя объемом 65 литров и мощностью 2330 л.с. каждый.

Часто задаваемые вопросы о больших грузовых машинах

Как правильно подобрать грузовик по размеру и другим характеристикам?

При выборе грузовика важно учитывать несколько факторов, таких как тип и вес груза, расстояния маршрутов и условия эксплуатации. Необходимо понять, насколько характеристики грузовика соответствуют требованиям для выполнения конкретных задач.

Какие современные технологии используются в грузовиках?

В больших грузовых машинах применяются различные передовые технологии, которые повышают эффективность перевозок. Речь идет о системах мониторинга рабочих параметров, управлении расходом топлива, автоматическом торможении, адаптивном круиз-контроле и других инновациях.

какие современные технологии используются в грузовиках Какие современные технологии используются в грузовиках

Как размер грузовика влияет на его топливную экономичность?

Топливная экономичность грузовика зависит от нескольких факторов, включая мощность двигателя, аэродинамические характеристики, общий вес транспортного средства и загрузку. Выбор грузовика с хорошей экономией топлива может значительно уменьшить эксплуатационные расходы и минимизировать вред для окружающей среды.

Хотя крупные грузовики успешно используются в различных сферах, важно подходить к их выбору максимально ответственно, учитывая все технические характеристики и условия эксплуатации этой техники.

Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Погрузчики
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Подробнее
Утилизационный сбор
Спецтехника
Утилизационный сбор
Подробнее
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подъемные краны
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подробнее
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Спецтехника
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Подробнее
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Спецтехника
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Подробнее

Есть вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер с вами свяжется в течение 15 минут

Введите корректные данные
я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
*Необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных

Или звоните по бесплатному номеру

price icon
Получить актуальный прайс
Получить прайс
Позвонить бесплатно
Подобрать оборудование