О чем речь? Грузоподъемность грузовика – характеристика, определяющая вес клади, которую может перевозить транспортное средство (ТС). Чем выше этот параметр, тем больше будет объем грузового отсека, как и габариты машины.
Какая бывает? По грузоподъемности все грузовики делят на мало-, средне-, крупно- и сверхкрупнотоннажные. В цифрах это выражается от 0,5 до 16 т и выше. Грузоподъемность фуры исчисляется несколько иначе.
Из этого материала вы узнаете:
Особенности грузовика
К грузовым относятся машины, предназначенные для того, чтобы перевозить поклажу. В некоторых странах, например, в США, грузовиками (truck) называют и джипы, имеющие открытый кузов, то есть пикапы, так как они тоже служат для транспортировки тяжестей. К этим ТС относят и автомобили категории «С», и машины меньших габаритов, например, автофургоны с легковыми шасси. Грузоподъемность грузовика, его размеры и масса могут быть разными, главное – цель: перевозка клади.
Особенности грузовика
Так как данные машины созданы для перемещения грузов, они относятся к коммерческому транспорту. Кузов их может быть закрытым или нет и иметь разную форму. Также груз может перевозиться в прицепе, использоваться сцепка. При этом не нужно смешивать понятия «грузовик» и «спецтехника». Только часть грузовых машин входит в группу спецтехники. Такой, например, можно назвать бетономешалку или крано-манипуляторную установку.
Существует группировка грузового транспорта, согласно которой выделяются классы по следующим признакам:
- полная масса;
- конструкция;
- тип кузова;
- состав транспортного средства;
- тип двигателя;
- колёсная формула.
Критериев существует ещё много, здесь приведены только основные. Такая разнородность связана с тем, что грузовики очень разнообразны. И если есть отдельные классы (так, карьерные грузовики не используются нигде, кроме горнодобывающих предприятий), то во многих случаях специализация не видна отчётливо: строительный самосвал почти не отличается от обычного.
Классификация грузоподъемности грузовиков
При приобретении машины покупатели в первую очередь принимают во внимание такую характеристику, как максимальная грузоподъемность грузовика. От этого зависит, какой объем можно будет перевозить. По этому критерию грузовые машины подразделяются на:
ТС с малой грузоподъемностью (0,5–2 тонны)
Грузовые автомобили, которые могут перевозить кладь массой до 2,5 тонн, относят к малотоннажному транспорту. Такие машины, как правило, применяют для доставки небольшого количества товара и на небольшие расстояния. Часто именно с помощью малотоннажек производители поставляют хлеб и прочие продукты питания в пределах региона.
Среди ТС с малой грузоподъёмностью выделяется такая категория, как изотермические. Их кузов имеет теплоизоляцию стен: внутри некоторое время сохраняется необходимая для товара температура. Время, в течение которого будет поддерживаться микроклимат, ограничено, поэтому перевозить продукцию в изотермических грузовиках можно только на не слишком большое расстояние.
Грузовики малой грузоподъемности – это такие автомобили, как «Газель», Hyundai Porter, Kia Bongo. Чаще всего тоннаж этих машин – до 2 т. Ещё пример – Foton Toano, нагрузка китайских грузовиков этой марки составляет 950 кг.
Конструкция малотоннажного транспорта имеет отличие от других типов грузовиков: водительская кабина и кузов находятся на одной раме. Эта особенность увеличивает маневренность автомобиля и делает вождение более уверенным. По сравнению с прочими грузовиками, малотоннажные могут передвигаться с достаточно большой скоростью, при этом сохраняя способность лавировать. Они удобны при передвижении по городу.
ТС со средней грузоподъёмностью (от 2 до 5 тонн)
К категории среднетоннажных автомобилей обычно относят машины, грузоподъёмность которых составляет 2,5–8 тонн. Иногда ограничивают верхний предел до 5 т. Грузовик средней несущей способности можно считать самым востребованным вариантом. Эти автомобили нужны и малому, и среднему бизнесу.
Самым большим преимуществом данной категории транспорта можно считать то, что он может передвигаться почти по любым городским дорогам, так как чаще всего ограничения начинаются от 8 тонн. Поэтому грузовой автомобиль такой категории перевезёт кладь коротким путём, не объезжая город по магистрали. Ещё плюсы – оптимальное соотношение достаточной грузоподъёмности и экономного расхода горючего; неплохая маневренность.
ТС со средней грузоподъёмностью
ТС средней тоннажности встречаются среди многих моделей «КамАЗ», к ним относятся «ГАЗ-33106». Грузоподъемность японских грузовиков марки ISUZU тоже находится в этой категории. Обычно эти автомобили имеют две оси и единую раму, на которой расположены кабина и кузов.
Среднетоннажные машины нравятся арендаторам благодаря экономичному двигателю и небольшой стоимости ремонта, что положительно отражается на цене найма. Также они отличаются комфортной кабиной.
ТС с большой грузоподъемностью (5–16 тонн)
В эту категорию входят грузовые машины, которые могут перевозить массу свыше 8 т. Часто к крупнотоннажным ТС относят автомобили, несущая способность которых составляет 10–20 тонн. Иногда такие машины включают в состав автопоезда. У них низкая маневренность, но они идеально подходят для дальних перевозок. Большинство крупнотоннажных грузовиков оборудованы спальным местом для водителя.
Грузовики большой грузоподъемности просто необходимы крупному бизнесу, если у него есть магазины и склады в разных регионах или странах. Для перевозки товаров на дальние расстояния необходимы именно крупнотоннажники. Наибольшей популярностью пользуются полуприцепы-рефрижераторы. Холодильная установка позволяет перевозить продукты глубокой заморозки. Рефрижераторы имеют огромное преимущество перед изотермическими фургонами, так как поддерживают нужную температуру в течение неограниченного времени. Это даёт возможность перевозки продуктов питания так далеко, как необходимо.
Крупнотоннажные грузовики обычно имеют не целостную конструкцию: кабина расположена на отдельной от кузова раме. Эта особенность позволяет осуществлять перевозку полуприцепа на подвижном осевом соединении. Как правило, у грузовиков этой категории три оси.
К грузовикам большой грузоподъемности относится, например, Scania P 280 6x2HNB. Это трёхосное ТС имеет несущую способность 10 т.
Особо большая грузоподъёмность (от 16 тонн)
Иногда выделяют ещё одну категорию, в которую входят автомобили, имеющие очень мощную несущую способность. Такие машины могут перевозить массу от 16 т (по другой классификации – от 20 тонн).
Машины с особо большой грузоподъёмностью могут быть трёх- и четырёхосными. Также сюда относятся автопоезда. Обычно это разборные конструкции. Пример – Renault Premium. Это седельный тягач, перевозящий без сцепки массу до 11, 4 т. С тентованным полуприцепом самая большая грузоподъемность грузовика составит 25 тонн.
Особо большая грузоподъёмность
Эта категория грузового транспорта используется, когда возникает необходимость междугородних и международных перевозок большого веса. Особо крупные ТС передвигаются по трассам, и в городе встретить их маловероятно.
Классификация грузовиков по полной массе
В полную массу входит вес транспортного средства, груза и экипажа. Существует следующая классификация, основанная на полной допустимой массе:
- До 2 тонн. Сюда относятся грузовые микроавтобусы и фургоны с грузоподъёмностью до 0,8 тонны. Как правило, их используют для перевозки товара в пределах города или области.
- От 2 до 8 тонн. Такие грузовики перевозят поклажу на довольно дальние расстояния. У некоторых моделей этой категории имеется оборудованное спальное место, что повышает комфорт водителя при долгой дороге.
- От 8 до 14 тонн. Такие ТС используют для междугородних перевозок. Среди них встречаются разные варианты кузова. В эту категорию входит грузоподъемность бортового грузовика, цельнометаллического прицепа, сюда относят и тенты, шасси с установленной спецтехникой и другие разновидности.
- От 14 до 20 тонн. Сюда включаются грузовые машины с двумя, тремя и четырьмя осями, седельные автопоезда и грузовые платформы.
- От 20 до 40 тонн. В этой категории находятся седельные автопоезда, в составе которых тягач и полуприцеп. Большая грузоподъёмность позволяет использовать эти ТС для международных перевозок.
- Свыше 40 тонн. Это почти всегда прицепные автопоезда, которые подходят для перевозки грузов по территории страны или в другие государства.
Классификация грузовиков по полной массе
Грузоподъемность фуры
Наиболее популярна еврофура. Она имеет размеры 13,6 на 2,45 метра, поэтому в ней идеально размещаются паллеты в 11 рядов.
Еврофуры могут иметь следующие габариты:
- Объем 82 кубических метра (длина 13,6 м, ширина 2,45 м и высота 2,45 м).
- Объем 86 м3 (длина 13,6 м, ширина 2,45 м, высота 2,60 м).
- Объем 90 кубических метров (длина 13,6 м, ширина 2,45 м, высота 2,70 м). Еврофура имеет стандартный полуприцеп с ровным полом.
- Джамбо фура. Объем – 96 кубических метров (длина 13,8 м, ширина 2,45 м, высота 2,45 м). Имеет ломаный пол и относительно небольшие колёса.
Все представленные выше фуры имеют грузоподъёмность от 20 до 24 т.
- Мега фуры. Имеют увеличенную высоту и ровный пол. Грузовик объёмом 100 кубических метров, длина и высота – как у стандартной еврофуры, но высота увеличена до 3 метров. Грузоподъёмность конструкции составляет 20–25 т.
- Автопоезд. Грузовик имеет высокий полуприцеп и колёса сравнительно маленького диаметра. Объём составляет 110 кубических метров при длине в 16 м, ширине 2,45 м и высоте 3 м. Существует разновидность автопоезда объёмом 120 кубических метров. Грузоподъёмность автопоезда составляет от 20 до 25 тонн, длина в большинстве стран ограничена (как правило, до 20 м).
От параметров полуприцепа и количества осей зависит то, какова грузоподъемность у грузовиков. У еврофуры может быть 2 или 3 задних оси. Если в конструкцию входят седельный тягач, две спаренные оси и полуприцеп, то абсолютный вес составит примерно 38 т, из которых 14 – масса тягача с прицепом. Значит, максимальная нагрузка – 24 т. Абсолютная масса состава, в котором тягач и прицеп имеют по 2 оси – не больше 36 тонн; 2+3 оси – 38 т; 3+2 или 3+3 – 37 тонн.
Если дорожное покрытие по качеству входит в последнюю категорию, грузовик имеет конструкцию, состоящую из седельного тягача и полуприцепа, а расстояние между двумя осями больше, чем 2 метра, то максимально допустимая нагрузка составит 18 тонн. Для полуприцепа с встроенными или спаренными осями допустимую нагрузку определяют в зависимости от типа дорожного покрытия. Обычно она составляет примерно 11 тонн.
Часто задаваемые вопросы о грузоподъемности грузовиков
С какой грузоподъемности машина считается грузовой?
К этой категории относятся автомобили с грузоподъёмностью от 3,5 тонн. Это может быть машина с кабиной и кузовом, фургон, самосвал, контейнеровоз и т. д. Использование грузовых ТС разнообразно: перевозка поклажи для сельского хозяйства, строительных объектов, на склады и для других целей.
Как узнать, какая грузоподъемность у грузовика?
Информацию можно найти в СТС или в ПТС. Нужно найти 2 числа:
- Разрешенная максимальная масса в килограммах.
- Вес без нагрузки в килограммах.
Разность этих чисел будет показывать грузоподъёмность.
С какой грузоподъемности машина считается грузовой
В СТС или ПТС эти же два показателя могут называться по-другому:
- Технически допустимая максимальная масса.
- Вес в снаряженном состоянии.
Независимо от названия, расчёты те же: вычитаем второе число из первого и находим грузоподъёмность транспортного средства.
Какие самые распространенные типы кузовов для перевозки груза весом до 20 тонн?
Используются такие:
- бортовой, имеющий длину от 9 м;
- изотермический фургон, объём которого не меньше 48 куб. м;
- контейнер, объём не меньше 62 м3;
- фургон-рефрижератор (от 48 куб. м);
- фургон с тентом, имеющий объём от 60 м3.
Грузовики этой категории часто используются для междугородних и международных рейсов. Как правило, в кабине имеется место для экспедитора и отсек для сна. Кузов, имеющий стандартную комплектацию, снабжён крепёжными ремнями (комплект – до 6 штук); есть возможность осуществлять погрузку/выгрузку вверх или в сторону. Иногда может быть подъёмное устройство.
Хотя сейчас на рынке представлено большое разнообразие транспорта, для перевозки грузов на любые расстояния по-прежнему чаще используют грузовые автомобили. Прежде чем приобрести такое ТС, необходимо ответить себе на вопросы: в какой отрасли будет работать машина, какие клади будет доставлять, на какие расстояния перемещаться. Это поможет выбрать наиболее подходящее транспортное средство.
Важно тщательно обдумать выбор. От автомобиля во многом зависит доставка груза в сохранности. Кроме того, транспорт должен использоваться по назначению, чтобы не нарушать законодательство и не получить штраф. А если вы правильно выберете грузоподъемность грузовика, то придётся затратить меньше средств для получения максимальной прибыли.