О чем речь? Вес самосвала – важный параметр с точки зрения грузоподъемности техники и безопасности движения. Если грузовик будет перегружен, то владельца ждут штрафы, а регулярная повышенная нагрузка негативно отразится на ходовой части и работе двигателя.
На что обратить внимание? Для контроля веса применяется несколько методов: от взвешивания на весах до расчетов по параметрам груза и машины. Однако наиболее рациональный способ – установка бортовой системы взвешивания, которая автоматически определяет перегруз.
Из этого материала вы узнаете:
Назначение самосвала
Самосвалом называют грузовой автомобиль, оборудованный гидравлическими механизмами для самостоятельной разгрузки. Загружают транспортное средство с применением сторонней техники, в том числе автоматической. Как правило, самосвалами перевозятся сыпучие материалы и мелкоштучные грузы.
Данная спецтехника в груженом состоянии передвигается по дорогам общего пользования со скоростью, не превышающей 50 км/час. Вес пустого самосвала составляет 5–50 т в зависимости от модели, а грузоподъемность может доходить до 450 т.
Назначение самосвала
Помимо транспортировки грузов эта техника решает вторую основную задачу – самостоятельно выгружает груз без помощи человека. Водитель лишь обеспечивает процесс выгрузки, контролируя его имеющимися механизмами.
Далее перечислены основные функции спецтехники. С помощью самосвала:
- перевозятся сыпучие стройматериалы, вывозится строительный мусор со стройплощадки;
- транспортируются грузы, используемые в сельском хозяйстве (урожай, корма, удобрения, отходы);
- обеспечивается производственный процесс в горной добыче – перемещается добытая или пустая порода в нужном направлении;
- поддерживается функционирование коммунальных и дорожных служб – вывозится снег, утилизируются бытовые отходы.
Как уже говорилось, в качестве грузов самосвалов могут быть сыпучие и мелкоштучные материалы и детали:
- песок;
- грунт;
- щебень;
- снег;
- железнодорожные шпалы;
- различные механизмы;
- кирпичи на поддонах;
- цемент в мешках и т. д.
Весовые характеристики самосвала
В зависимости от веса самосвала в тоннах и грузоподъемности различают грузовики:
- малой тоннажности;
- средней тоннажности;
- крупной тоннажности.
Строгих правил причисления автомобилей к той или иной категории нет. Дополнительно по критерию грузоподъемности выделяют спецтранспорт, обладающий особо крупными размерами и предназначенный для транспортировки негабаритных и нестандартных грузов. Далее остановимся лишь на основных классах самосвалов.
Малотоннажные автомобили
Сюда относят небольшие машины, способные перевозить груз массой до 2,5 т. Нередко такая техника применяется в локальных районах или в пределах одного города. От других самосвалов малотоннажные автомобили отличаются маневренностью и более высокой скоростью передвижения.
Малотоннажные автомобили
Данные качества позволяют использовать эти грузовые машины для оперативной подачи к местам погрузки и разгрузки. Грузовики малой тоннажности в основном приобретаются небольшими предприятиями, логистическими компаниями и коммунальными организациями.
Среднетоннажные автомобили
Фактически в эту категорию включают грузовой самосвальный транспорт грузоподъемностью 2,5– 5 т. Иногда диапазон расширяется до 8 т. Такие характеристики позволяют использовать машины средней тоннажности в условиях города без опасности перегруза.
Многие компании и индивидуальные предприниматели покупают такую технику для транспортировки сравнительно тяжелых грузов с эффективной экономией топлива. Стандартная конструкция среднетоннажного грузовика представляет собой кабину и кузов, собранные на общей раме.
Эта категория самосвалов по заверениям специалистов обладает несколькими преимуществами – относительно недорогим обслуживанием, экономичной силовой установкой, удобством в управлении.
Крупнотоннажные автомобили
Самосвальная техника грузоподъемностью более 8 т попадает именно в эту категорию. Обычно такие самосвалы способны перевозить груз до 22 т. Более грузоподъемные машины принято относить уже к спецтранспорту. Хотя такое разделение не является обязательным.
Несмотря на то, что крупнотоннажная техника проигрывает двум предыдущим категориям в маневренности, она способна преодолевать сравнительно большие расстояния. Благодаря этому такие самосвалы успешно применяются в горно- и нефтедобывающей промышленности, а также в металлургии.
Крупнотоннажные автомобили
Измерение веса самосвала
В торговле крайне важное значение имеет точная масса груза. Чтобы корректно ее измерять, используют ряд методик:
- Классическое взвешивание. Выполняется для определения массы стандартного груза. Применяются, в частности, конвейерные, бункерные и прочие весы.
- Условное взвешивание. Используется, когда классическими весами измерить массу невозможно. Таким образом определяется масса нестандартного или негабаритного груза.
- Измерение высоты жидкости в цистерне. В определении массы используют такие свойства жидких грузов, как температура и плотность.
- Косвенный метод. Измеряется объем груза, а затем умножается на плотность этого груза. Как правило, метод применяется в отношении сыпучих и навалочных материалов.
- Вычисление. Сперва измеряется общий вес груза, состоящего из элементов одинаковой массы или длины. Полученное значение делится на количество или погонные метры.
- Трафаретный метод. Используется, когда заранее известны масса одной товарной единицы и количество занятых мест. Искомое значение находится простым умножением.
Точность измерения массы обеспечивается наличием исправно работающей специальной бортовой системы взвешивания. Последняя может применяться как отдельный инструмент, так и совместно с общим механизмом мониторинга. Помимо быстрой окупаемости приобретение такого устройства для взвешивания оправдано множеством преимуществ:
- Сравнивается масса груза в начале и в конце перевозки, благодаря чему контролируется объем перевозимого товара на случай вероятной утери.
- Отпадает необходимость в перевозке груза к пункту взвешивания, за счет чего экономится общее время транспортировки.
- Самосвал гарантированно не будет оштрафован по причине перегруза.
- Можно контролировать массу груза на любом этапе транспортировки и тем самым увеличивать срок эксплуатации двигателя и шин.
- Груз взвешивается в реальном времени без дополнительного применения весов.
- Данные взвешивания сразу же передаются в учетную систему через спутник.
- Оборудование обладает сравнительно низкой стоимостью.
- Имеется возможность легко создавать задания на погрузку и отчитываться по объемам перевезенного груза.
- Можно установить дополнительные системы (контроль давления, видеофиксация, освещение и пр.).
Кроме того, бортовая система взвешивания обеспечивает грузовику защиту от различных поломок и повреждений элементов и узлов, исключает варианты недоплаты и перегруза.
Измерение веса самосвала
В настоящее время на автомобили устанавливаются статические системы, выполняющие три ключевые функции:
- Контролируются деформации рессор и мостов. Для этого под кузов транспортного средства монтируют весовые датчики. Данная методика дает точные результаты только при условии, что автомобиль находится на горизонтальной поверхности. Среди прочих недостатков системы – сложность в установке, дороговизна, невозможность измерения нагрузки по осям, необходимость в конструктивных изменениях. С целью контроля давления в гидроцилиндре датчики могут монтироваться под рессоры.
- Оценивается расстояние между мостом и рамой. За этот параметр отвечает отдельный датчик. Будучи более дешевым и более простым в установке, он эффективно контролирует положение кузова. Вместе с тем данный сенсор все же отличается сравнительно меньшей точностью и меньшим сроком эксплуатации. Датчик необходимо периодически калибровать. Также он не совместим с машинами шахтного типа.
- Измеряются отдельно вес кузова самосвала, вес рамы и общая масса груза. Эту задачу выполняют специальные весовые ячейки. Такой метод универсален и пригоден для внедрения на любом виде грузового транспорта. Функция определения нагрузки на оси и массы груза реализуется по деформации мостов и осей. Компактные размеры системы позволяют устанавливать ее в любом месте машины. Погрешность измерений при условии правильной установки не превысит 2,5 %.
В бортовых системах взвешивания, имеющихся на среднетоннажной и крупнотоннажной технике, используются тензодатчики. Они находятся между рамой и кузовом. Отличаются стабильной работой и длительным сроком службы. Максимальная работоспособность датчиков будет обеспечена при условии ежегодного обслуживания.
Системы с тензодатчиками можно монтировать на самые разные подвески автомобилей. Исключением не являются и самосвалы.
Вместо тензодатчиков допускается установка датчиков давления. Такой вариант будет актуальным, в частности, для автомобилей с пневматической подвеской на обеих осях. Однако эти датчики дают сравнительно меньшую точность измерения, хотя они и дешевле.
Тензодатчики тоже обладают недостатком – сложностью в установке. Для этого приходится прибегать к замене штатных крепежных узлов автомобиля на специальные элементы с датчиками. Эту работу лучше доверить специалистам, особенно когда нет опыта самостоятельного монтажа.
Контроль веса самосвала
Для передвижения по дорогам общего пользования грузовой автомобиль должен отвечать требованиям, указанным в приложениях к постановлению Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200. Транспортировка груза, характеристики которого не соответствуют нормативам, потребует получения специального разрешения.
Существует три разновидности таких станций:
- Стационарные пункты. Возводятся на конкретных участках автодорог и функционируют под контролем операторов.
- Передвижные пункты. Представляют собой оборудованные автофургоны с измерительным оборудованием. Передвижные станции должны находиться на специальных площадках, не создавая помех безопасному дорожному движению. Измерительное оборудование снабжается документацией, где в числе прочего определены основные параметры площадки. Контроль осуществляется либо оператором передвижного пункта, либо сотрудником Ространснадзора.
- Автоматические пункты. Выполнены в виде измерительных рамок и весов, вмонтированных в дорожное покрытие. Измерение всех параметров происходит автоматически, как только автомобиль пересекает пункт.
Автоматические системы весогабаритного контроля внедрены на российских дорогах относительно недавно, и только в начале 2021 года законодательно закреплены как отдельный вид.
Контроль веса самосвала
Штрафные санкции за превышение максимальной массы или габаритов регулируются статьей 12.21.1 КоАП РФ. Суммы штрафов в 2023 году были скорректированы:
- Превышение габаритных размеров до 10 см по весогабаритной рамке допускается. Перевозчик при этом не наказывается штрафом.
- Если же такое превышение зафиксировали сотрудники стационарного или передвижного пункта, водитель штрафуется на 1000-1500 рублей. Для должностных лиц штраф в этом случае составит 10-15 тысяч рублей, а для юридических лиц – 100-150 тысяч рублей.
- При условии превышения нормативов веса или осевой нагрузки на 10-20 % владелец грузового автомобиля штрафуется на 250 тысяч рублей. Такая же санкция налагается, если габариты транспортного средства превышены на 10-20 см.
- В случае превышения нормативов веса или осевой нагрузки на 20-50 % собственник грузового автомобиля штрафуется уже на 350 тысяч рублей. Подобная санкция налагается на владельца, если габариты транспортного средства превышены на 20-50 см.
- Если превышены допустимые значения веса или осевой нагрузки более чем на 50 %, собственник грузовика штрафуется на 400 тысяч рублей. Такой же штраф выписывается на владельца, если габариты транспортного средства превышены более чем на 50 см.
- При превышении нормативов веса или нагрузки на ось до 10 % с 2022 года штраф в отношении перевозчиков не налагается.
Часто задаваемые вопросы о весе самосвала
Как определить перегруз?
Грузовые автомобили сегодня все чаще оснащаются системами контроля нагрузки. Благодаря этому водители своевременно узнают о перегрузе. При этом обеспечивается контроль нагрузки на каждую ось и суммарной массы груза.
Как правильно выбирать самосвал?
При выборе модели техники следует обращать внимание на форму кузова. Исходя из этого различают:
- Кузов прямоугольного сечения. Имеет наибольшую вместимость среди других видов. Вместе с тем чаще возникают трудности в очистке.
- Полуэллиптический кузов. Ранее был более распространен, теперь же считается устаревшим видом. Причинами этого являются сравнительно малая вместимость и слишком высокий центр тяжести.
- Корытообразный кузов. Не имеет прямых углов, что обеспечивает легкое самоочищение. При этом конфигурация стенок способствует максимальному использованию полезного объема.
Какая колесная формула больше всего подходит для самосвалов?
Самосвальный кузов имеет увеличенный объем на длинном плече. Поэтому наиболее предпочтительной считается формула 8х4. Меньшей популярностью пользуется схема 6х4 с трехосным прицепом. Здесь требуется сравнительно больше времени на разгрузку кузова. Водители вынуждены предварительно расцеплять прицеп, а затем снова его прицеплять.
Вес самосвалов КамАЗ, SHACMAN и любого другого имеет ключевое значение при выборе подходящей модели. Владельцы грузовиков стремятся учитывать этот параметр и в процессе эксплуатации, чтобы избегать перегрузов. Для этого, например, приобретаются специальные системы контроля.