29.02.2024 Спецтехника 1848 Время чтения: 13 мин.

Части самосвала: основные и вспомогательные элементы

О чем речь? Части самосвала определяют его характеристики и назначение. К основным относят кузов, надрамник и подъемный механизм. Они все подробно описаны в руководстве по эксплуатации той или иной модели грузового автомобиля.

На что обратить внимание? Самосвалы разделяют по грузоподъемности, сферам применения, способу разгрузки, форме кузова. Например, у донных выгрузка осуществляется через открывающееся днище, а у боковых – через борт.

Из этого материала вы узнаете:

Задачи и основные названия части самосвала

Автомобили типа самосвалов – это специализированные транспортные средства, созданные для перевозки разнообразных материалов, которые могут быть эффективно разгружены благодаря конструкции кузова, способного к опрокидыванию. Эта часть кузова, закреплённая на шарнирах, может отклоняться на заднюю либо боковую часть под углом в 45-60 градусов.

Самосвалы чаще всего используются для перевозки сыпучих грузов, таких как песок или щебень, различных насыпных материалов, полужидких субстанций вроде бетонных смесей, а также крупных камней и других объемистых грузов, для которых не требуется специальная аккуратность и осторожности при выгрузке.

задачи и основные названия части самосвала Задачи и основные названия части самосвала

Части самосвала основываются на функциональности и универсальности, позволяя легко адаптироваться к различным типам грузов и условиям их транспортировки.

Среди всего числа используемых на дорогах грузовиков примерно четверть занимают самосвалы и автопоезда, предназначенные для строительных работ. Общая грузоподъемная способность этих транспортных средств приближается к одной трети от всей возможности грузовиков, находящихся в использовании на данный момент.

Производство самосвалов ведется на базе стандартных моделей шасси грузовиков, прицепов и полуприцепов. Отличительными их особенностями являются уникальная форма и размеры грузового кузова, а также наличие дополнительной конструкции: надрамника и механизма для поднятия кузова.

Каждый грузовик-самосвал обеспечивается шасси с кабиной для водителя и гидравлическим механизмом. Названия частей самосвала включают грузовой кузов, поддерживающую его раму – надрамник, и гидравлическую систему подъема, которая обеспечивает опрокидывание для выгрузки материалов.

Разберем подробнее основные части самосвала и их названия.

Кузов

Части самосвала играют ключевую роль в его функциональности, и в этом аспекте кузов занимает центральное место. Он служит контейнером для транспортировки грузов, при этом его конструкция нацелена на то, чтобы максимально соответствовать характеристикам перевозимого материала. В процессе его проектирования стремятся достичь способности адаптироваться к широкому спектру материалов и товаров.

Для предотвращения потери груза в процессе перевозки кузов иногда комплектуют съемными уплотнениями бортов; также возможно использование тента, защищающего от раздувания, и увеличивающих объем надставных бортов, позволяющих эффективнее задействовать грузоподъемность шасси.

Следует признать, что кузов – это часть, на которую приходится самая большая нагрузка в процессе работы самосвала, и именно он подвергается наибольшему износу и требует заметных затрат металла при изготовлении. Кузова бывают как со стационарными, так и с открывающимися бортами, которые облегчают загрузку и разгрузку. У вторых моделей используются либо ручные, либо дистанционно управляемые механизмы запирания. Для обеспечения безопасности и стабильности при поднятом положении кузова может применяться специальный упор.

Надрамник

Эта сварная конструкция предназначена для установки кузова и других частей самосвала (гидроцилиндра, оси опрокидывания и т.д.) на шасси автомобиля. Подрамник состоит из двух продольных лонжеронов и поперечных балок, которые закрепляются на раме автомобиля. В разных самосвалах используются аналогичные элементы, отличающиеся только типом профилей лонжеронов и поперечных балок, их размерами и расположением деталей.

Подъёмный механизм

Он обеспечивает разгрузку кузова самосвала путем его опрокидывания и последующего возврата в начальное (транспортное) положение. Механизм также фиксирует кузов в любом промежуточном положении в процессе подъема и опускания.

подъёмный механизм Подъёмный механизм

Гидравлические подъемные системы применяются на большинстве самосвалов, и их привод обеспечивается двигателем автомобиля через коробку передач. Эти механизмы отличаются компактностью, надежностью, безопасностью, плавным и быстрым действием, а также долгим сроком службы.

Виды самосвалов

Выбор подходящего типа самосвала напрямую зависит от объема и специфики работ, которые предстоит выполнить. Характеристики и изменения самосвала должны точно соответствовать намеченным задачам.

Вот несколько ключевых параметров для выбора:

Грузоподъёмность

Является важным критерием классификации самосвалов, и в зависимости от этого их можно поделить на категории:

  • Легкие самоходные машины, способные перевозить до одной тонны.
  • Самосвалы с небольшой грузоподъемностью, которые могут поднять до двух тонн.
  • Специализированное оборудование средней грузоподъемности, рассчитанное до пяти тонн.
  • Самосвалы с высокой грузоподъемностью, обеспечивающие транспортировку грузов массой от пяти до десяти тонн.
  • Тяжеловесные самосвалы, предназначенные для грузов свыше десяти тонн.

грузоподъёмность Грузоподъёмность

Область применения

Применение самосвалов весьма обширно и зависит от нужд отрасли и задач, которых они должны достичь. В основных областях применения выделяют следующее:

  • Строительные самосвалы необходимы на любом одноименном объекте для перевозки тяжелых сыпучих материалов. Оснащенные задней разгрузкой, они обеспечивают безопасность и эффективность работы.
  • В сельском хозяйстве используются самосвалы, предназначенные для транспортировки легкого, но объемного груза, такого как корма или сено. Такие машины оснащены механизмом трехсторонней разгрузки, что ускоряет и упрощает загрузку и выгрузку.
  • Карьерные самосвалы, которые часто называют внедорожниками, применяются в горнодобывающей отрасли для перевозки большого количества тяжелых грузов, например, грунта или щебня, и могут перемещать до 450 тонн. У них обычно две оси с задним приводом, что обеспечивает им хорошую маневренность.
  • Подземные самосвалы применимы для работ под землей – в туннелях и шахтах. Они компактны, маневренны и обладают высоким сцеплением с грунтом, грузоподъемность может достигать 40 тонн.
  • Дорожные самосвалы способны передвигаться по шоссе и общественным дорогам, что делает их незаменимыми в стройке, коммунальном, сельском хозяйстве и других работах. Они могут вмещать около 40 тонн, но их использование ограничено условиями дороги, так как они не предназначены для бездорожья.
  • Самосвалы с узкой специализацией, включая те, что предназначены для перевозки минералов, также занимают свою нишу в зависимости от потребностей отрасли.
  • Сочлененные самосвалы, или землевозы, имеют уникальную конструкцию с шарнирной рамой, соединяющей кабину с кузовом. Их высокая проходимость и маневренность делают их отличным выбором для сложных условий, с грузоподъемностью от 10 до 50 тонн в зависимости от модели.

Вид разгрузочных работ самосвалов

Самосвалы имеют разные типы разгрузочных работ:

  • Донная – разгрузка груза через дно кузова.
  • Задняя – откидывание задней части кузова.
  • Боковая – открытие боковых частей кузова.

вид разгрузочных работ самосвалов Вид разгрузочных работ самосвалов

Вид кузова

Вид кузова играет важную роль, и следует особо отметить ряд вариаций:

  • Прямоугольное сечение – наиболее внушительная кубатура кузова, однако очистка может быть затруднительной.
  • Полуэллиптический кузов – старомодный вариант с меньшим объемом и повышенным центром тяжести.
  • Корытообразный кузов – оптимизированное самоочищение, благодаря отсутствию прямых углов и правильному расположению стенок, что позволяет эффективно применить полный объем.

По типу транспортного состава

По виду состава можно выделить:

  • Обычные конфигурации самосвалов без дополнительных прицепов.
  • Самосвалы с прицепами и полуприцепами.
  • Автопоезда, состоящие из самосвала и нескольких прицепов, присоединенных к основному кузову. В частности, Rimpull и Terex производят данные полуприцепы с донной разгрузкой, именно они комплектуются карьерными тягачами. Такая техника в основном применяется в паре со специализированными выгрузочными механизмами.

По методу агрегатирования

Из них выделяют:

  • Прицепные (землевозные) тележки, зачастую используемые совместно с тракторами, автоземлевозами и многоосными тягачами.
  • Сочлененные самосвалы (автовозы) с хорошей проходимостью используются для транспортировки значительных размеров рыхлых материалов. Все они являются отличной альтернативой автосамосвалам в случае работы на бездорожье и применяются во время земельных работ, постройки магистралей, в рудничных и угольных карьерах. Наиболее проходимы и универсальны, нежели карьерные модификации.

В случае подбора самосвала самое главное принимать во внимание все характеристики, описанные ранее, и специфичность цели для определения наиболее качественного выбора.

Технические характеристики самосвала

Самосвалы различаются множеством технических параметров. Давайте рассмотрим главные из них.

  • Грузоподъемность указывает на максимально возможный вес груза, который самосвал способен перевести за один раз. Обычная дорожная модель может везти от 10 до 40 тонн, в то время как более мощные внедорожные варианты способны перемещать до 450 тонн.
  • Снаряженная масса сообщает о весе транспорта без груза. Обычно этот показатель варьируется от 6 до 40 тонн.
  • Общая масса комбинирует вес автомобиля с весом груза. Для мелких грузовиков этот параметр обычно лежит в диапазоне от 30 до 70 тонн, а для внедорожников может составлять от 100 до 500 тонн.
  • Максимальная скорость может колебаться от 40 до 70 км/ч.
  • Количество пар колёс зависит от модели, но чаще всего это число лежит между 2 и 4 парами.
  • Мощность двигателя варьируется в зависимости от модели – простые машины оснащены двигателями в 200-400 л.с., а внедорожные самосвалы могут иметь под капотом до 700 л.с.
  • Тип коробки передач также разнообразен. Самосвалы могут работать как с ручным, так и с автоматическим переключением передач.

Часто задаваемые вопросы о частях самосвала

Что влияет на грузоподъемность самосвала?

Грузоподъемность конкретного самосвала зависит от множества факторов, включая размер машины, а также марку и модель. Разные производители предлагают модели с уникальными характеристиками. В среднем, мощные самосвалы способны перевозить от 20 до 40 тонн груза, в то время как более маленькие модели могут справиться с 6,5-7,5 тоннами. Существуют и гигантские модели, которые могут перевозить до 400 тонн.

грузоподъемность самосвала грузоподъемность самосвала

Какая колесная база у самосвала?

Стандартный самосвал имеет восемь колес с бескамерными шинами самых больших размеров. Каждое из этих колес может выдерживать нагрузку до 105 тонн.

Какие дополнительные части самосвала могут быть установлены?

На самосвалы могут устанавливаться дополнительные системы, включая:

  • систему предварительного обогрева двигателя;
  • система подогрева топлива в двигателе;
  • автономную систему отопления кабины;
  • система подогрева кузова.

При выборе машины важно учесть все вышеперечисленные параметры, исходя из специфических потребностей задачи. Такое подходящее оборудование обеспечит наиболее эффективное и быстрое выполнение работ. Помимо этого, всегда важно быть в курсе названий части самосвала для правильного обслуживания и использования машины.

Производители постоянно работают над улучшением конструкции самосвалов, стремясь увеличить грузоподъемность, повысить проходимость и обеспечить максимальную надежность и безопасность. Важно помнить, что выбор машины должен быть основан на требованиях конкретной задачи, чтобы максимально эффективно использовать его потенциал.

Самосвалы играют важную роль в различных отраслях, начиная от строительства и горнодобывающей промышленности до сельского и коммунального хозяйства. Уникальные характеристики каждой модели и многообразие вариантов разгрузки позволяют использовать самосвалы для разнообразных задач.

Утилизационный сбор
Спецтехника
Утилизационный сбор
Подробнее
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Погрузчики
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Подробнее
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Спецтехника
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Подробнее
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подъемные краны
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подробнее
Виды, типы и классификация спецтехники
Спецтехника
Виды, типы и классификация спецтехники
Подробнее

Есть вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер с вами свяжется в течение 15 минут

Введите корректные данные
я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
*Необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных

Или звоните по бесплатному номеру

price icon
Получить актуальный прайс
Получить прайс
Позвонить бесплатно
Подобрать оборудование
close icon

Артем Родин

Руководитель направления "спецтехника"

Артем Родин печатает ...