О чем речь? Части самосвала определяют его характеристики и назначение. К основным относят кузов, надрамник и подъемный механизм. Они все подробно описаны в руководстве по эксплуатации той или иной модели грузового автомобиля.
На что обратить внимание? Самосвалы разделяют по грузоподъемности, сферам применения, способу разгрузки, форме кузова. Например, у донных выгрузка осуществляется через открывающееся днище, а у боковых – через борт.
Из этого материала вы узнаете:
Задачи и основные названия части самосвала
Автомобили типа самосвалов – это специализированные транспортные средства, созданные для перевозки разнообразных материалов, которые могут быть эффективно разгружены благодаря конструкции кузова, способного к опрокидыванию. Эта часть кузова, закреплённая на шарнирах, может отклоняться на заднюю либо боковую часть под углом в 45-60 градусов.
Самосвалы чаще всего используются для перевозки сыпучих грузов, таких как песок или щебень, различных насыпных материалов, полужидких субстанций вроде бетонных смесей, а также крупных камней и других объемистых грузов, для которых не требуется специальная аккуратность и осторожности при выгрузке.
Задачи и основные названия части самосвала
Части самосвала основываются на функциональности и универсальности, позволяя легко адаптироваться к различным типам грузов и условиям их транспортировки.
Среди всего числа используемых на дорогах грузовиков примерно четверть занимают самосвалы и автопоезда, предназначенные для строительных работ. Общая грузоподъемная способность этих транспортных средств приближается к одной трети от всей возможности грузовиков, находящихся в использовании на данный момент.
Производство самосвалов ведется на базе стандартных моделей шасси грузовиков, прицепов и полуприцепов. Отличительными их особенностями являются уникальная форма и размеры грузового кузова, а также наличие дополнительной конструкции: надрамника и механизма для поднятия кузова.
Каждый грузовик-самосвал обеспечивается шасси с кабиной для водителя и гидравлическим механизмом. Названия частей самосвала включают грузовой кузов, поддерживающую его раму – надрамник, и гидравлическую систему подъема, которая обеспечивает опрокидывание для выгрузки материалов.
Разберем подробнее основные части самосвала и их названия.
Кузов
Части самосвала играют ключевую роль в его функциональности, и в этом аспекте кузов занимает центральное место. Он служит контейнером для транспортировки грузов, при этом его конструкция нацелена на то, чтобы максимально соответствовать характеристикам перевозимого материала. В процессе его проектирования стремятся достичь способности адаптироваться к широкому спектру материалов и товаров.
Следует признать, что кузов – это часть, на которую приходится самая большая нагрузка в процессе работы самосвала, и именно он подвергается наибольшему износу и требует заметных затрат металла при изготовлении. Кузова бывают как со стационарными, так и с открывающимися бортами, которые облегчают загрузку и разгрузку. У вторых моделей используются либо ручные, либо дистанционно управляемые механизмы запирания. Для обеспечения безопасности и стабильности при поднятом положении кузова может применяться специальный упор.
Надрамник
Эта сварная конструкция предназначена для установки кузова и других частей самосвала (гидроцилиндра, оси опрокидывания и т.д.) на шасси автомобиля. Подрамник состоит из двух продольных лонжеронов и поперечных балок, которые закрепляются на раме автомобиля. В разных самосвалах используются аналогичные элементы, отличающиеся только типом профилей лонжеронов и поперечных балок, их размерами и расположением деталей.
Подъёмный механизм
Он обеспечивает разгрузку кузова самосвала путем его опрокидывания и последующего возврата в начальное (транспортное) положение. Механизм также фиксирует кузов в любом промежуточном положении в процессе подъема и опускания.
Подъёмный механизм
Гидравлические подъемные системы применяются на большинстве самосвалов, и их привод обеспечивается двигателем автомобиля через коробку передач. Эти механизмы отличаются компактностью, надежностью, безопасностью, плавным и быстрым действием, а также долгим сроком службы.
Виды самосвалов
Выбор подходящего типа самосвала напрямую зависит от объема и специфики работ, которые предстоит выполнить. Характеристики и изменения самосвала должны точно соответствовать намеченным задачам.
Вот несколько ключевых параметров для выбора:
Грузоподъёмность
Является важным критерием классификации самосвалов, и в зависимости от этого их можно поделить на категории:
- Легкие самоходные машины, способные перевозить до одной тонны.
- Самосвалы с небольшой грузоподъемностью, которые могут поднять до двух тонн.
- Специализированное оборудование средней грузоподъемности, рассчитанное до пяти тонн.
- Самосвалы с высокой грузоподъемностью, обеспечивающие транспортировку грузов массой от пяти до десяти тонн.
- Тяжеловесные самосвалы, предназначенные для грузов свыше десяти тонн.
Грузоподъёмность
Область применения
Применение самосвалов весьма обширно и зависит от нужд отрасли и задач, которых они должны достичь. В основных областях применения выделяют следующее:
- Строительные самосвалы необходимы на любом одноименном объекте для перевозки тяжелых сыпучих материалов. Оснащенные задней разгрузкой, они обеспечивают безопасность и эффективность работы.
- В сельском хозяйстве используются самосвалы, предназначенные для транспортировки легкого, но объемного груза, такого как корма или сено. Такие машины оснащены механизмом трехсторонней разгрузки, что ускоряет и упрощает загрузку и выгрузку.
- Карьерные самосвалы, которые часто называют внедорожниками, применяются в горнодобывающей отрасли для перевозки большого количества тяжелых грузов, например, грунта или щебня, и могут перемещать до 450 тонн. У них обычно две оси с задним приводом, что обеспечивает им хорошую маневренность.
- Подземные самосвалы применимы для работ под землей – в туннелях и шахтах. Они компактны, маневренны и обладают высоким сцеплением с грунтом, грузоподъемность может достигать 40 тонн.
- Дорожные самосвалы способны передвигаться по шоссе и общественным дорогам, что делает их незаменимыми в стройке, коммунальном, сельском хозяйстве и других работах. Они могут вмещать около 40 тонн, но их использование ограничено условиями дороги, так как они не предназначены для бездорожья.
- Самосвалы с узкой специализацией, включая те, что предназначены для перевозки минералов, также занимают свою нишу в зависимости от потребностей отрасли.
- Сочлененные самосвалы, или землевозы, имеют уникальную конструкцию с шарнирной рамой, соединяющей кабину с кузовом. Их высокая проходимость и маневренность делают их отличным выбором для сложных условий, с грузоподъемностью от 10 до 50 тонн в зависимости от модели.
Вид разгрузочных работ самосвалов
Самосвалы имеют разные типы разгрузочных работ:
- Донная – разгрузка груза через дно кузова.
- Задняя – откидывание задней части кузова.
- Боковая – открытие боковых частей кузова.
Вид разгрузочных работ самосвалов
Вид кузова
Вид кузова играет важную роль, и следует особо отметить ряд вариаций:
- Прямоугольное сечение – наиболее внушительная кубатура кузова, однако очистка может быть затруднительной.
- Полуэллиптический кузов – старомодный вариант с меньшим объемом и повышенным центром тяжести.
- Корытообразный кузов – оптимизированное самоочищение, благодаря отсутствию прямых углов и правильному расположению стенок, что позволяет эффективно применить полный объем.
По типу транспортного состава
По виду состава можно выделить:
- Обычные конфигурации самосвалов без дополнительных прицепов.
- Самосвалы с прицепами и полуприцепами.
- Автопоезда, состоящие из самосвала и нескольких прицепов, присоединенных к основному кузову. В частности, Rimpull и Terex производят данные полуприцепы с донной разгрузкой, именно они комплектуются карьерными тягачами. Такая техника в основном применяется в паре со специализированными выгрузочными механизмами.
По методу агрегатирования
Из них выделяют:
- Прицепные (землевозные) тележки, зачастую используемые совместно с тракторами, автоземлевозами и многоосными тягачами.
- Сочлененные самосвалы (автовозы) с хорошей проходимостью используются для транспортировки значительных размеров рыхлых материалов. Все они являются отличной альтернативой автосамосвалам в случае работы на бездорожье и применяются во время земельных работ, постройки магистралей, в рудничных и угольных карьерах. Наиболее проходимы и универсальны, нежели карьерные модификации.
В случае подбора самосвала самое главное принимать во внимание все характеристики, описанные ранее, и специфичность цели для определения наиболее качественного выбора.
Технические характеристики самосвала
Самосвалы различаются множеством технических параметров. Давайте рассмотрим главные из них.
- Грузоподъемность указывает на максимально возможный вес груза, который самосвал способен перевести за один раз. Обычная дорожная модель может везти от 10 до 40 тонн, в то время как более мощные внедорожные варианты способны перемещать до 450 тонн.
- Снаряженная масса сообщает о весе транспорта без груза. Обычно этот показатель варьируется от 6 до 40 тонн.
- Общая масса комбинирует вес автомобиля с весом груза. Для мелких грузовиков этот параметр обычно лежит в диапазоне от 30 до 70 тонн, а для внедорожников может составлять от 100 до 500 тонн.
- Максимальная скорость может колебаться от 40 до 70 км/ч.
- Количество пар колёс зависит от модели, но чаще всего это число лежит между 2 и 4 парами.
- Мощность двигателя варьируется в зависимости от модели – простые машины оснащены двигателями в 200-400 л.с., а внедорожные самосвалы могут иметь под капотом до 700 л.с.
- Тип коробки передач также разнообразен. Самосвалы могут работать как с ручным, так и с автоматическим переключением передач.
Часто задаваемые вопросы о частях самосвала
Что влияет на грузоподъемность самосвала?
Грузоподъемность конкретного самосвала зависит от множества факторов, включая размер машины, а также марку и модель. Разные производители предлагают модели с уникальными характеристиками. В среднем, мощные самосвалы способны перевозить от 20 до 40 тонн груза, в то время как более маленькие модели могут справиться с 6,5-7,5 тоннами. Существуют и гигантские модели, которые могут перевозить до 400 тонн.
грузоподъемность самосвала
Какая колесная база у самосвала?
Стандартный самосвал имеет восемь колес с бескамерными шинами самых больших размеров. Каждое из этих колес может выдерживать нагрузку до 105 тонн.
Какие дополнительные части самосвала могут быть установлены?
На самосвалы могут устанавливаться дополнительные системы, включая:
- систему предварительного обогрева двигателя;
- система подогрева топлива в двигателе;
- автономную систему отопления кабины;
- система подогрева кузова.
При выборе машины важно учесть все вышеперечисленные параметры, исходя из специфических потребностей задачи. Такое подходящее оборудование обеспечит наиболее эффективное и быстрое выполнение работ. Помимо этого, всегда важно быть в курсе названий части самосвала для правильного обслуживания и использования машины.
Производители постоянно работают над улучшением конструкции самосвалов, стремясь увеличить грузоподъемность, повысить проходимость и обеспечить максимальную надежность и безопасность. Важно помнить, что выбор машины должен быть основан на требованиях конкретной задачи, чтобы максимально эффективно использовать его потенциал.
Самосвалы играют важную роль в различных отраслях, начиная от строительства и горнодобывающей промышленности до сельского и коммунального хозяйства. Уникальные характеристики каждой модели и многообразие вариантов разгрузки позволяют использовать самосвалы для разнообразных задач.