С чего начать? Управление фронтальным погрузчиком отличается от вождения другой спецтехники. Для начала водитель должен пройти обучение и получить водительское удостоверение. Категория прав зависит от мощности погрузчика.
Как работать? Принцип управления техникой заключается в работе с рычагами – передвижения, переключения передач, рулевой колонки. Есть еще джойстик, с помощью которого активируется навесное оборудование.
Из этого материала вы узнаете:
Права для управления фронтальным погрузчиком
Порядок получения прав на управление фронтальным погрузчиком почти ничем не отличается от стандартной процедуры, которую проходят владельцы автомобилей. То есть нужно пройти обучение, состоящее из теоретического и практического курсов, и выдержать экзамен по каждой из этих частей. Разница состоит в том, что контрольным органом выступает не ГИБДД, а Гостехнадзор.
Обучение на управление специальным подвижным составом, в том числе и фронтальным погрузчиком, осуществляется в соответствии с утверждённой Министерством образования России и согласованной с Гостехнадзором программой, которая предусматривает прохождение гражданами курсов продолжительностью 40-50 суток. Этот период зависит от наличия у претендентов классического водительского удостоверения, а также от категории получаемых прав.
После окончания занятий в полном объеме соискатели выдерживают экзамен, по результатам которого выдается свидетельство об обучении. Затем выпускники курсов предъявляют документ в Гостехнадзор для проверки знаний в государственном органе. Если у человека имеется во владении техника с мощностью менее 5.5 л. с. (4 кВт), то он может ею управлять на основании свидетельства об окончании курсов, права предъявлять необязательно.
Права для управления фронтальным погрузчиком
Рассмотрим подробнее, какая из шести категорий прав нужна для управления именно фронтальным погрузчиком:
- А – транспортные средства, не предназначенные для эксплуатации на дорогах общего пользования и те, чья скорость передвижения не превышает 50 км/ч;
- В – подвижной состав мощностью до 35 л. с. (25,7 кВт);
- С – колесные тракторы с моторами от 35 до 150 л. с. (110,3 кВт);
- D – колесные тракторы мощностью свыше 150 л. с.;
- Е – тракторы на гусеничном ходу мощностью свыше 35 л. с.;
- F – комбайны, сеялки и другая специальная техника, применяемая в сельском хозяйстве.
Очевидно, что категорию прав на управление любым из классов фронтального погрузчика точно не определить, так как модельный ряд этой спецтехники отличается мощностью двигателя. Например, модификация 333Е марки «Амкодор» оснащена мотором в 135 л.с., а у ЧСДМ В-140 – мощность составляет 180 л. с. Получается, что для управления первой машины нужны права категории С (можно получить с 17 лет), второй – D.
Попытки подделать (или незаконным образом приобрести) права на управление фронтальным погрузчиком без обучения и сдачи экзаменов чреваты серьёзными последствиями. Виновника не только ждет штраф, он может быть привлечен за это административное правонарушение к наказанию в виде принудительных работ на определенный срок.
Принципы управления фронтальным погрузчиков
Знание устройства и назначения систем машины
Прежде чем начать практические занятия, необходимо изучить устройство узлов и агрегатов машины. Этот тип специальной техники имеет поворачивающуюся вокруг оси обзорную кабину, смонтированную на шасси, раму с рабочим инструментом и силовую установку, приводящую механизм в движение. Устройство всех систем погрузчика и их отличительных особенностей у разных моделей изучается на теоретической части курсов.
Правила расположения и уравновешивания грузов
Это один из основных практических навыков при работе на фронтальном погрузчике. Осуществляя подъем и перемещение объекта, нужно уметь точно и безошибочно определять его центр масс для равномерного распределения на опорах.
При этом не допускается возникновение перекосов, которые могут привести к снижению устойчивости машины, и даже к ее опрокидыванию. Следует также обращать внимание на габариты и конфигурацию передвигаемых грузов для предотвращения столкновений с другими предметами или препятствиями.
Навыки безопасного вождения и манипуляций с грузами
Управление фронтальным погрузчиком должно производиться в строгом соответствии с разработанными правилами безопасности. Водитель спецтехники обязан соблюдать ПДД. При эксплуатации погрузчика следует производить оценку погодных условий, дальности обзора, состояния дорожного полотна и других факторов. Все манипуляции с грузом нужно осуществлять с особой аккуратностью и осторожностью с целью недопущения его порчи или причинения вреда находящимся рядом людям.
Рычаги управления фронтальным погрузчиком
У современных фронтальных погрузчиков, в том числе и китайского производства, удобное управление, которое позволяет с комфортом манипулировать техникой и с механической (МКПП), и с автоматической (АКПП) коробкой переключения передач.
Рычаги управления фронтальным погрузчиком
Все узлы для осуществления движения, совершения маневров и остановки условно подразделяются на следующие категории:
Рычаги передвижения
Погрузчики с КПП механического типа имеют две рукоятки переключения, одна из которых контролирует выбор траектории, а другая позволяет делать переключение нужной передачи. Эти органы управления обеспечивают движение с заданной скоростью (2-4 передачи для перемещения вперед, 1-2 – назад). Задний ход выбирается переводом рычага в положение «R». При этом автоматически подается предупредительный звуковой сигнал и загораются фонари заднего хода или фары.
Рычаг переключения передач
Прежде чем осуществить переключение передачи, водитель нажимает педаль тормоза, при постепенном отпускании которой машина начнет медленное движение. При этом рукоятка выбора передач не должна находиться в нейтральном положении. Когда машинист контролирует обстановку, он отпускает педаль полностью.
У погрузчиков рычаг переключения располагается на рулевой колонке. Для включения передачи необходимо переместить рукоятку из нейтрального в необходимое положение.
Ручное управление погрузчиком
Ручное управление фронтальным погрузчиком с автоматической коробкой передач с механическим выбором ступени осуществляется перемещением рычага изменения направления, соответствующим подрулевому переключателю хода (для полностью автоматической КПП). Перед запуском машины рычаг должен находится в нейтральном положении, иначе техника просто не начнет движение.
Рычаг наклона рулевой колонки
Прежде чем произвести запуск мотора, машинист занимает штатное место в кресле и выполняет регулировку положения рычага рулевой колонки, а затем переводит его в положение «A». Таким образом фиксируется рулевая колонка. Не рекомендуется производить эту операцию во время движения, так как это небезопасно. Регулировку наклона руля водитель делает для достижения комфорта во время работы. Для этого нужно перевести рычаг в положение «В» и выбрать удобный угол наклона, после чего вернуть рукоятку в точку «А» и зафиксировать выбранное положение.
Рычаг наклона рулевой колонки
Стояночный тормоз
После окончания работ техника паркуется с обязательной блокировкой колес. Для этого рычаг перемещается на себя. Отключение стояночного тормоза осуществляется нажатием и фиксацией на определенное время специальной кнопки, расположенной в верхней части рычага, который при этом направляется вперед.
Рычаг подъема каретки
Перед началом погрузочных и других видов работ необходимо удостовериться в отсутствии людей рядом с машиной. Чтобы поднять вилы, нужно потянуть на себя рычаг подъема каретки, а для опускания – переместить вперед. Скорость подъема рабочего инструмента можно регулировать и повышением оборотов мотора, нажимая педаль газа. Точное управление вилами (выбор скорости их опускания) можно осуществлять только изменением угла наклона рычага. Крутящий момент двигателя никак не влияет на скорость опускания навесного оборудования.
Рычаг наклона
Работа на самоходной погрузочной технике должна производиться в соответствии с требованиями безопасности. Перед осуществлением наклона стрелы необходимо удостовериться в отсутствии в рабочей зоне людей и посторонних объектов. Направление мачты изменяется переводом рычага в положения назад/вперед. Скорость изменения наклона регулируется рукояткой и нажатием педали акселератора.
Если двигатель машины заглушен, то манипулировать стрелой для наклона вперед не получится, так как включается блокировка рабочего органа. При нажатии на рычаг подъема при неработающем моторе произойдет плавное опускание вил.
Педаль медленного хода
Выбор режима медленного передвижения при высокой скорости техники, оснащенной автоматической коробкой передач, осуществляется педалью, при нажатии на которую снижается давление в системе гидравлического сцепления. Если выжать педаль полностью, вал двигателя отсоединяется от трансмиссии и задействуется тормоз. Этот режим нельзя применять при движении по склонам, потому что пропадает возможность торможения мотором. Более полную и подробную информацию об управлении фронтальным погрузчиком можно найти в инструкции по эксплуатации, разработанной заводом-изготовителем.
Тормозная система
Для снижения скорости передвижения или с целью полной остановки транспортного средства используется тормоз. Система начинает действовать при нажатии на соответствующую педаль, при этом на технике загораются стоп-сигналы.
Тормозная система
Акселератор
Увеличение крутящего момента двигателя, а значит и скорости передвижения по местности производится при нажатии на педаль газа, при полном отпускании которой мотор начинает работать в холостом режиме. Модификации погрузчиков с бензиновым ДВС снабжены воздушной заслонкой для управления составом смеси при запуске в холодное время года.
Управление джойстиком фронтального погрузчика
Это устройство для комфортного управления помещается в кабине под правую руку оператора.
Основные операции, выполняемые при помощи джойстика:
- подъем рабочего инструмента - направление рукоятки на себя;
- опускание - джойстик от себя;
- захват грунта ковшом - рукоять влево;
- опорожнение - перемещение органа управления вправо.
Управление фронтальным погрузчиком при помощи джойстика очень удобно и просто в освоении. Некоторые современные модификации спецтехники снабжены блоком управления с мобильным устройством, которое может использоваться операторами-левшами. Такой способ манипуляций машиной значительно упрощает работу с мини-погрузчиками, водитель при этом не прилагает чрезмерных усилий, ему достаточно положить кисть руки на рукоятку и легкими движениями осуществлять управлением сложной техникой.
Правила безопасности во время управления фронтальным погрузчиком
- Оператор техники должен перед выездом ознакомиться и изучить инструкцию по эксплуатации, а также осуществить технический контроль, чтобы удостовериться в работоспособности систем машины.
- Машинист обязан производить работы в специальной рабочей одежде и обуви, применять средства индивидуальной защиты (СИЗ).
- Перед поднятием и перемещением грузов необходимо проверить вес объекта и его габариты на соответствие характеристикам машины.
- Все манипуляции с грузом нужно производить с соблюдением требований безопасности, не допускать неравномерного распределения и перекосов для обеспечения устойчивости, и предотвращения опрокидывания.
- При работе необходимо концентрировать внимание на окружающей обстановке (расположении препятствий, нахождение людей и других ТС в рабочей зоне и т. д.).
- Водитель обязан иметь при себе все необходимые документы и соблюдать правила дорожного движения и скоростные режимы.
- Нельзя доверять технику посторонним людям и работникам, не имеющим соответствующего допуска к управлению.
- В любых нештатных ситуациях или при отказе систем машины необходимо срочно прекратить работы и заглушить двигатель. Возобновить эксплуатацию техники можно после устранения причин возникших проблем.
Только строгое соблюдение положений инструкций и регламентов позволит производить безопасно все работы и обеспечит защиту от последствий вероятных неисправностей и аварий.
Часто задаваемые вопросы об управлении фронтальным погрузчиком
Какие типы навесного оборудования применяются на фронтальных погрузчиках?
Чаще всего используется ковш, с помощью которого можно производить работы по перемещению сыпучих грузов, снега. Такие машины также применяется в складском хозяйстве. Но современные модели обладают признаком универсальности, поэтому спецтехника легко дополняется вилочным модулем. Вилами очень удобно производить манипуляции с паллетами и поддонами.
Как правило, этот рабочий инструмент перемещает грузы в направлении вверх/вниз. Но есть и модификации погрузчиков с телескопической стрелой, значительно увеличивающей рабочее расстояние. Практически все модели фронтальных погрузчиков вне зависимости от спецификации и назначения снабжены удобной системой управления.
Как начать работу на фронтальном погрузчике?
После запуска двигателя необходимо дать ему поработать на холостом ходу для достижения рекомендованных температур жидкостями в системе смазки и гидравлике. Это предотвратит преждевременный износ трущихся деталей. Тем не менее, трансмиссионное масло в картере мостов достигнет необходимых температурных параметров только при движении техники. Поэтому на начальных этапах работы в текущей смене производительность машины будет чуть ниже номинальной.
Каков порядок действий по окончании работ на фронтальном погрузчике?
Кроме первоначального прогрева, не менее важно обеспечить специальную технику временем для плавного остывания ее узлов и агрегатов после окончания работ в текущей смене. Тяжелые современные машины снабжены ДВС с турбинами, частота вращения которых находится в диапазоне 40 000–50 000 об/мин. Если двигатель заглушить сразу, не дав ему поработать на холостом ходу, то турбина по инерции продолжит вращаться какое-то время. Но система смазки уже не будет обеспечивать подачу масла к подшипникам, что значительно сократит их ресурс.
Фронтальный погрузчик является достаточно универсальной машиной для производства различных по типу и сложности работ в самых разных отраслях промышленности. Главная функция подобных комплексов – подъем и перемещение грузов. Для управления этой сложной техникой необходимо получение системных знаний и определенных навыков.