О чем речь? Гидравлика погрузчика отвечает за функционирование основных элементов техники: подъемника, боковых опор и трансмиссии. Несмотря на некоторые отличия системы вилочного погрузчика и экскаватора, принцип работы у них идентичный, как и характер неисправностей.
На что обратить внимание? Гидравлическая система требует регулярной проверки и обслуживания. Водитель погрузчика должен разбираться в характерных признаках неисправности гидравлики, чтобы вовремя предпринять меры.
Из этого материала вы узнаете:
Устройство гидравлики вилочного погрузчика
Именно гидравлическая система подвергается наибольшей нагрузке при эксплуатации вилочных погрузчиков. Это один из самых ответственных узлов специальной техники, посредством которого происходит управление перемещением стрелы. Кроме того, гидравлика обеспечивает точность позиционирования, функционирование трансмиссии, установку боковых опор стабилизации.
Без нее не будут работать навесное оборудование и усилитель руля. В схему гидравлики погрузчика входят система фильтров масла, насос, золотники распределителей, цилиндры хода и наклона, а также устройства, предохраняющие ответственные детали от воздействия перегрузки.
Устройство гидравлики вилочного погрузчика
Принцип работы гидравлики погрузчика основан на использовании несжимаемости жидкости. В системе создается избыточное внутреннее давление, под действием которого происходит передача усилия по трубопроводам к поршням рабочих цилиндров.
Главные элементы гидравлической системы:
- Емкость для масла. Резервуар используется для аккумуляции рабочей жидкости и поддержания оптимальных параметров (температуры и степени чистоты).
- Насос гидравлики погрузчика, подающий масло и создающий давление.
- Распределители, предназначенные для остановки, изменения или задания направления жидкости по магистралям.
- Цилиндры подъёма, хода, наклона и другое вспомогательное оборудование.
- Дроссели, через которые рабочая жидкость подается на рабочие цилиндры.
Масло в системе циркулирует по шлангам, способным выдерживать высокое внутреннее давление.
Емкость для жидкости создается с определённым запасом прочности. Температура масла поддерживается в необходимом для оптимального функционирования диапазоне температур. Чрезмерно горячая рабочая жидкость подлежит охлаждению для предотвращения перегрева деталей. Резервуар оснащен фильтром, установленным в его выходном коллекторе. Регламент технического обслуживания спецтехники обязательно включает в себя такую важную операцию, как проверка уровня масла в гидравлике погрузчика.
Насос (чаще всего шестеренного типа) производит нагнетание рабочей жидкости и поддержку давления на необходимом для работы уровне.
Управление каждым отдельным элементом рабочего инструмента погрузчика осуществляется гидравлическим распределителем. В качестве рабочей жидкости гидравлики погрузчика используются минеральные и синтетические масла, масловодные эмульсии или полимеры.
Главный рабочий гидроцилиндр способствует преобразованию давления, действующего на поршень, в механическую энергию, которая двигает рабочий инструмент.
Масло нагнетается в главный цилиндр через дроссель, который предназначен для регулировки скорости перемещения поршня посредством изменения площади проходного сечения. С уменьшением просвета снижается скорость, а точность позиционирования рабочего органа увеличивается.
Отличия гидравлики экскаватора-погрузчика
Отличительной особенностью экскаватора-погрузчика является наличие в конструкции нескольких гидроцилиндров, ответственных за работу отдельных узлов: стрелы, ковша, аутригера (выдвижных опор выносного типа).
Гидравлика фронтального погрузчика управляет навесным оборудованием. Для этого в конструкции экскаватора предусмотрены два гидравлических распределителя (передний 3-секционный и задний 7-секционный), задачей которых является перенаправление масла к различным элементам системы.
Отличия гидравлики экскаватора-погрузчика
В системе жидкость циркулирует по маслопроводам высокого давления, которые могут быть как в мягком, так и твердом исполнении. Места присоединения шлангов и их стенки должны обладать высокими прочностными характеристиками и герметичностью.
Расширительный резервуар экскаватора-погрузчика служит для выполнения целого ряда важных функций:
- Хранение масла (гидравлика погрузчика работает под большим давлением, системе нужен запас рабочей жидкости).
- Охлаждение (необходимая вязкость и эксплуатационные свойства масла проявляются только при поддержании определенного диапазона температур).
- Очистка (удаление из жидкости воды, продуктов износа и распада за счет фильтрации).
Система клапанов выполняет предохранительную функцию. Различные соленоиды, золотники и датчики устанавливаются на гидравлические распределители для регулировки давления. В зависимости от того, какого действия оператор хочет добиться от рабочего органа погрузчика, система клапанов увеличивает или снижает давление, перенаправляя потоки масла по другим магистралям к тому или иному цилиндру. Сброс избыточного давления осуществляют демпферы (предохранительные клапаны), которые к тому же препятствуют рефлюксу (обратному току) рабочей жидкости.
Фильтрующие элементы относятся к расходному материалу, выполняющему ответственную миссию – очистку масла от взвеси. При эксплуатации рабочие жидкости гидравлика погрузчика неизбежно загрязняется, что приводит к тому, что не работают нужным образом целые агрегаты и узлы, а поломки отдельных деталей могут привести к отказу всей системы. Своевременная замена фильтров и масла значительно увеличивает ресурс техники.
Признаки неисправности гидравлики погрузчика
Самопроизвольное опускание стрелы под собственным весом
Из-за возникающих по разным причинам неисправностей гидравлики погрузчика отдельные узлы теряют свою работоспособность. Погрузчик состоит из шасси, платформы с кабиной машиниста, навесного оборудования (ковша, стрелы и пр.). Нормально функционирующая гидравлическая система позволяет фиксировать стрелу в поднятом состоянии даже при остановленном моторе.
Если же давление в гидроцилиндрах падает, то рабочий инструмент не в состоянии удержаться в поднятом состоянии. Поэтому мачта под собственным весом начинает опускаться, как только двигатель выключается. Возможными причинами поломки являются нарушение герметичности маслопроводов, износ манжет и сальников гидроцилиндров. Причиной падения давления в системе может быть повреждение гидравлических распределителей и соленоидов. В зависимости от серьезности поломки скорость опускания стрелы может варьироваться от нескольких минут до суток. При этом значительно снижается грузоподъемность.
Снижение основных параметров работы навесного оборудования погрузчика
Если при выполнении обычных операций скорость реагирования рабочего инструмента заметно снижается, то рекомендуется незамедлительно произвести диагностику гидравлической системы для выяснения причин неисправности. Падение производительности может быть связано с недостаточным давлением или низким уровнем масла.
Посторонние шумы при работе спецтехники
Любые звуки, возникающие при эксплуатации машины, выбивающиеся из обычного рабочего фона, свидетельствуют о том, что в механизме произошли поломки. В первую очередь нужно обратить внимание на агрегаты и узлы, в которых присутствуют движущиеся элементы. В гидравлической системе к таким механизмам относится прежде всего насос. Для того чтобы избежать разрушения ответственных деталей, при появлении любых посторонних шумов необходимо предпринять незамедлительные меры для выяснения причин и устранения неисправности.
Посторонние шумы при работе спецтехники
Повышенная температура рабочей жидкости
Гидравлическая система содержит много элементов, которые при превышении нагрузок способствуют сильному нагреву ответственных деталей. Следовательно, температура контактирующего с ними масла также повышается. Контролировать нагрев можно простым прикосновением к баку. Если стенки резервуара слишком горячие, то в гидравлике погрузчика явные проблемы. Некоторые неполадки в системе могут приводить к вспениванию рабочей жидкости. Этот опасный симптом сигнализирует о том, что необходимо срочно принимать меры.
Утечка масла
Маслопроводящие трубки и магистрали во время эксплуатации под высоким давлением испытывают нагрузки, приводящие к их износу. Толщина стенок постепенно снижается, что приводит к появлению свищей. Рабочая жидкость начинает подтекать. При малейших признаках утечки масла рекомендуется локализовать эти места и устранить неисправность, заменив изношенные элементы гидравлики погрузчика.
Причины поломок гидравлики погрузчика
У погрузчиков более 50 % всех неисправностей приходится именно на гидравлику. Одной из самых распространенных причин этих отказов является несвоевременная замена отработанного масла, которое в процессе эксплуатации загрязняется продуктами износа и теряет свои качества.
Даже смазанные трущиеся детали подвержены износу, в результате которого в масло поступают посторонние частицы, которые действуют как абразив, усиливая процесс разрушения сопряженных элементов. В результате этого значительно сокращается коэффициент полезного действия машины. С течением времени происходит снижение всех параметров гидравлической системы. А утечки масла приводят к нестабильной работе навесного оборудования.
По статистике, накопленной при длительной эксплуатации гидравлических систем, выяснилось, что более 30 % всех неисправностей возникает по причине отказов прецизионных пар, выполняющих функции регуляторов, распределителей, и некоторых других ответственных элементов. Трущиеся поверхности сопряженных деталей подвержены сильному износу, в результате которого появляются царапины и задиры.
Попадание загрязнений в системы погрузчика осуществляется следующими способами:
- Проникновение через поврежденные коррозией штоки, вышедшие из строя сапуны, изношенные уплотнения.
- Заливка некачественного масла и нерегулярная замена фильтрующих элементов. Рекомендуется хранить рабочую жидкость в плотно закрытой таре, исключая попадание в нее посторонних примесей.
- Некачественное проведение технического обслуживания и ремонта. При любой разгерметизации замкнутой гидравлической системы машин внутрь могут попадать пыль и грязь, которые приводят к снижению эксплуатационных характеристик рабочей жидкости. В результате отремонтированный агрегат будет интенсивно разрушаться и не выработает положенный ресурс.
Поэтому очень важно соблюдать периодичность ТО гидравлической системы и производить в процессе эксплуатации погрузчика замену фильтрующих элементов точно в срок и при их сильном загрязнении.
Причины поломок гидравлики погрузчика
У разных моделей специальной техники установлен свой период полной замены масла в гидравлической системе. Например, у МКСМ-800 необходимо заливать новую жидкость по истечении 3500-4000 часов работы, но не реже одного раза в два года.
Не надо предварительно заливать фильтры системы смазки и подачи топлива. Для их заполнения применяется подкачивающая помпа. Можно также провернуть вал двигателя. Следует помнить, что любые манипуляции с рабочей жидкостью гидравлики погрузчика таят в себе опасность попадания загрязнений в масло. А это может привести к серьезным неисправностям и длительным простоям в ремонтном боксе.
Соблюдайте чистоту в помещениях, где содержится и обслуживается спецтехника. Запасные части должны храниться в заводских упаковках. Технические жидкости должны находиться в специальных емкостях с крышками, препятствующими попаданию пыли и грязи.
Во время ремонта детали перед сборкой тщательно промываются и протираются чистой ветошью. Для этого в ремонтном боксе должна быть организована моечная камера.
Часто задаваемые вопросы о гидравлике погрузчика
Как визуально определить потенциальную неисправность?
Масло изменило цвет. Появились мутные молочные оттенки. Причина кроется в попадании в рабочую жидкость воды, ее концентрация превышает допустимые нормы.
Существует ли явный признак скорого отказа гидравлической системы?
Сильная вибрация рабочего инструмента. Неисправность возникает, когда выработан ресурс подшипников, повреждена муфта, мотор или насос.
Признак скорого отказа гидравлической системы
Как осуществляют техническое обслуживание гидравлики погрузчика?
ТО спецтехники, в том числе и гидравлической системы, проводится в соответствии с регламентом. Перечень и последовательность операций можно найти в инструкции по эксплуатации техники. При ежедневном обслуживании нужно контролировать состояние шлангов и магистралей, клапанов и распределителей, тщательно фиксируя утечки. При необходимости производить замену. Всегда нужно следить за уровнем рабочей жидкости и при ее недостатке осуществлять, долив до необходимых параметров.
При серьезных неисправностях, сильном скрежете и вибрации рекомендуется обратится к услугам профессионалов специализированных сервисов. СТО оборудованы современными средствами диагностики и ремонта. Для обслуживания современного навесного оборудования требуются глубокие знания и наличие специфических навыков.