О чем речь? Высота подъема погрузчика – одна из нескольких главных характеристик, на которую стоит обратить пристальное внимание при выборе спецтехники. Она влияет на скорость работ, безопасность погрузочно-разгрузочных операций.
На что обратить внимание? При выборе не стоит ориентироваться на максимальный показатель от производителя, смотрите на условия, в которых будет работать спецтехника. Если это склад, то погрузчик должен поднимать груз до самой высокой его полки, а больше и не надо.
В этой статье:
Виды погрузчиков
Погрузчик представляет собой самоходную машину, основным предназначением которой являются поднятие, перемещение и укладка грузов разного характера. Обычно это сыпучие материалы, горные породы, грунт, зерно, снег, иные мелкоштучные объекты. Широкое применение погрузчики нашли при организации складских помещений, на сельскохозяйственных работах, стройплощадках и в коммунальной сфере.
Сегодня известно несколько видов таких машин, без них практически невозможно представить нашу жизнь. Вид или тип погрузчика выбирается в соответствии с тем, что требуется перемещать. Для моделей характерны свои технические данные и элементы, облегчающие труд машиниста. Ниже приведены основные типы погрузчиков и их характеристики:
- Вилочные
Эти модели считаются классикой складского оборудования. С их помощью выполняется погрузка-разгрузка материалов, их подъем, штабелирование грузов на паллетах/поддонах. При наличии специального оборудования навесного типа есть возможность работать с бочками и рулонами. Шасси таких погрузчиков чаще всего выполняется на колесном ходу, но встречаются и гусеничные варианты.
Отличительная черта этой техники – ее высокая маневренность; мини-варианты лучше использовать в условиях ограниченного пространства. Некоторые вилочные погрузчики могут поднимать груз только перед собой. Существуют телескопические модификации с поворотной стрелой. Такая техника может осуществлять боковую погрузку в стеснённых условиях.
- Платформенные
Представляют собой подъемную технику, которая оснащается специальной площадкой. С ее помощью появляется возможность безопасной транспортировки груза. Отличительной чертой таких подъемников является то, что они осуществляют перемещение товаров в большом объеме.
- Манипуляторы
Представляют собой автомобильный погрузчик, который для захвата, выдвижения, перемещения груза на заданное расстояние оснащено стрелой. Преимущество такой техники – в ее высокой грузоподъемности. Хорошая маневренность позволяет осуществлять работу на строительных площадках в сложных условиях, когда требуется подъем и перемещение массивных грузов в окружении других строений, коммуникаций. Незаменимы при демонтаже зданий и сооружений.
- Ковшовые
Как видно из названия, данные погрузчики оснащаются черпаком, с помощью которого проводится погрузка или разгрузка чего-либо. Чаще всего в качестве перемещаемого объекта выступают сыпучие материалы, такие как песок, щебень, керамзит, грунт, снег и т. д. С помощью этой техники легко производить земляные работы, рыть ямы, котлованы и др. Существуют одно- и многоковшовые модификации.
Ковшовый погрузчик
- Скребковые
Это специальная техника, предназначенная для работы с сыпучими грузами. В конструкции предусмотрено наличие больших совков спереди и специальных вытяжных желобов сзади. Первыми груз сгребается, а вторые его выдают. Чаще всего такие погрузчики задействуют на загрузке зерна в автомобильный транспорт для перевозки.
- Копновозы
Это сельскохозяйственный вид техники, которая работает в поле после окончания уборочной. С помощью таких погрузчиков осуществляется сбор и перемещение сена или соломы.
- Ленточные
Само название подсказывает, что в конструкции техники присутствует конвейерный транспортер, по которому и перемещаются грузы сыпучего или штучного характера. Можно встретить не только самоходные, но и прицепные модификации.
- Роторные
Предназначены для подъема и перемещения штучных или сыпучих материалов при помощи ковша и роторного механизма. Чаще всего такая техника задействована при уборке снега в населенных пунктах.
- Шнековые
Принцип работы заключается в том, что несколько ковшей, которые располагаются с определенным наклоном, забирают груз снизу и поднимают его наверх.
Параметры погрузчика
Основными характеристиками погрузчиков являются:
- Грузоподъемность. Это основной параметр, на который ориентируются при выборе техники для работы в тех или иных условиях. Классификация по грузоподъемности не оговаривается никакими стандартами, поэтому можно встретить совершенно разные модели. Так, существуют мини-погрузчики, которые не способны поднять груз массой более 1 тонны, а есть и сверхтяжелая техника, поднимающая более 25 т.
- Скорость передвижения занимает второе место по значимости. Как правило, средний показатель погрузчиков ограничен пределом в 30 км/ч. Существуют модели, скорость которых очень медленная, поэтому к месту выполнения работ такие везут с помощью специальной техники. Некоторые погрузчики обладают колесным шасси и способны быстро передвигаться на значительные расстояния самостоятельно.
Параметры погрузчика
Две вышеперечисленные характеристики в совокупности с другими параметрами, а именно – плотностью перемещаемого сыпучего груза или масса одного перемещаемого груза, – определяют производительность техники:
- Высота подъема погрузчика – это максимальное расстояние от поверхности до верхней точки вил или иного рабочего элемента машины при выдвинутой до конца мачте в ее вертикальном положении.
- Степень свободы рабочего оборудования. Если рассматривать технику вилочного типа, то имеется в виду возможность подъема вил, их выдвижение и наклон в вертикальной плоскости. Если речь о специализированном рабочем оборудовании, то подразумевается возможность поворота ковша/стрелы относительно корпуса погрузчика / собственной оси.
- Габаритные размеры определяют наличие возможности работать в тех или иных условиях.
- Радиус разворота погрузчика оказывает большое влияние на его маневренность.
- Масса. Является важной характеристикой, особенно в тех случаях, когда предстоит выполнять работу не на земле. К примеру, загрузка штучных грузов в крытые железнодорожные вагоны с деревянными полами. В этом случае нельзя использовать тяжелую технику, так как существует вероятность продавить настил.
Высота подъема вилочного погрузчика
Максимальная высота подъема вилочного погрузчика составляет расстояние от уровня пола или земли до верхней поверхности вил. Выбрать ее достаточно просто, так как она определяется расстоянием, на которое нужно поднять груз.
В складских помещениях, как правило, это высота установки последней горизонтальной балки стеллажа. Более корректно это расстояние определяется путем прибавки 200 мм к этой цифре, поскольку, работая со стандартными поддонами или паллетами, груз необходимо поднимать выше балки и только после этого опускать на стеллаж.
За это на вилочном погрузчике отвечает специализированная мачта, которая с помощью давления, создаваемого гидросистемой, перемещает вес на заданную высоту. Подъем каретки при выдвинутой до конца мачте – самая большая высота от уровня земли/пола до вил погрузчика. Общая высота подъема вил погрузчика – та, на которую можно максимально поднять мачту.
Вилочный погрузчик
Если мачта сложена, то при расчете высоты учитывают расстояние от пола до конца мачты в ее сложенном виде, а каретка – в самой нижней точке. Высота подъема вилочной каретки – это максимально возможная высота, на которую поднимаются вилы при полностью сложенной мачте.
Существуют следующие виды матч у погрузчиков:
- Duplex standard (двухсекционная), имеющая стандартный свободный ход.
- Duplex free lift – двухсекционная, для которой характерен специальный свободный ход.
- Triplex или трёхсекционная.
- Quadroplex — это четырёхсекционная мачта.
Мачта duplex со стандартным свободным ходом
Для нее характерно наличие двух секций и двух цилиндров подъема, располагающихся по бокам. Вилы у мачты такого типа поднимаются всего на 150 мм от уровня земли/пола, дальше подъем за счет выдвижения внутренней секции, что приводит к его увеличению. Средняя высота подъема такого оборудования – от 3 до 5 метров. Стандартное значение – 3 м, так как рост мачты в сложенном состоянии составляет 2 метра от пола. А это ниже высоты самого погрузчика, поэтому делать ее еще меньше нет смысла. Максимальная высота ограничена 5 метрами, так как высота сложенной мачты будет составлять 3,1 м, что затрудняет проезд через складские ворота.
Если нажать на рычаг подъема, то у погрузчика начинают работать гидроцилиндры, что проявляется в подъеме внутренней секции мачты, на которой располагается система полиспаст с цепями, надежно зафиксированными к каретке. Соответственно, вилы с грузовой кареткой также двигаются вверх. Согласно данным теоретической механики, скорость движения блока в два раза медленнее, чем груз, который планируется поднимать. Таким образом, появляется возможность определения высоты мачты в поднятом положении при нужной высоте подъема вил.
Мачта duplex со специальным свободным ходом
В ее составе всего две секции, как и в стандартном варианте, но здесь в гидравлическую схему добавлен еще один цилиндр, отвечающий за специализированный свободный ход. Как правило, он располагается в средней части мачты. Его основной функцией является поднятие каретки с вилами без изменения строительной высоты машины, и только после этого происходит рост внутренней секции мачты посредством двух боковых гидроцилиндров. Стандартным подъемом этой техники является расстояние от 3 до 3,3 метра.
Мачта duplex со специальным свободным ходом
У мачты дуплекс «фри лифт», которая может осуществлять подъём на высоту 3,0 м, величина свободного хода вил с решёткой ограждения груза на грузовой каретке несколько больше и составляет 1 100 мм вместо стандартных 150 мм, а без неё — 1 450 мм. Специалисты в области грузоподъемной техники знают о таких особенностях, учитывают это при покупке погрузчиков.
Наличие данной функции необходимо, если стоит задача взять груз со второго яруса стеллажей или штабеля. Поднять вилы на такую высоту нельзя: поднятая мачта будет упираться в потолок. Широкое применение мачты «фри лофт» нашли при работе в закрытом железнодорожном вагоне. Тут погрузчику надо заезжать в вагон с высотой проема 2 300 мм и поднимать вилы на высоту свыше 1 м. Это необходимо для погрузки-разгрузки паллет верхнего яруса. Поэтому неофициальным названием этой мачты является «мачта вагонного типа» или «вагонный вариант».
Процесс начинается с работы центрального цилиндра, который поднимается вместе с блоком и вилами. Затем в действие вступают боковые гидроцилиндры, отвечающие за подъем внутренней секции мачты. Погрузчик с мачтой этого типа – именно «вагонный вариант», а не «фурный», в то время как такой же принцип работы можно реализовать и в грузовом транспорте. На самом деле в фуру паллеты практически никогда не ставят друг на друга: в этом случае будет существенный перегруз, двигаться с которым по дорогам общего пользования запрещено. Установка в два яруса возможна только в случае перевозки легкого груза. Железнодорожный вагон имеет существенный запас грузоподъемности, в него допускается загрузка европалет в два уровня по всей площади.
Мачта в три сложения Triplex
Отличительной чертой ее является наличие трех секций. Такие мачты, установленные на электро- или автопогрузчики, всегда по умолчанию имеют свободный ход.
Основным достоинством стрел такого типа является то, что обладают свободным ходом вил, а их строительная высота дает возможность въезда в железнодорожный вагон, еврофуру с загрузкой паллет на высоту свыше 4,5 м. Максимальная высота свободного подъема погрузчика – 5,5 м. Диапазон подъема грузоподъемников этого типа – от 3,3 до 7 м, а рич-траки могут поднимать груз на высоту до 13,5 м. Применение такой техники приводит к увеличению емкости складского помещения примерно на 30 %, а иногда и на все 50 %. Это становится возможным за счет поднятия груза на третий или четвертый ярус стеллажей.
Мачта в три сложения Triplex
Принцип действия заключается в том, что сначала включается в работу цилиндр свободного хода, и только потом основные цилиндры подъема, отвечающие за движение второй секции мачты, которая в свою очередь посредством системы полиспаст осуществляет подъем третьей секции с кареткой и вилами. Основным качеством техники с такой мачтой является универсальность, за счёт чего она и нашла широкое применение.
Часто задаваемые вопросы о высоте подъема погрузчика
Какие характеристики у львовского погрузчика?
Высота подъема львовского погрузчика составляет 4 500 мм при общей грузоподъёмности 5 000 кг. Масса самого погрузчика – 6 300 кг.
Какая высота подъема ковша может быть у фронтального погрузчика?
Высота подъема фронтального погрузчика составляет от 2,7 до 3,3 м. Для некоторых моделей этот показатель находится в пределах от 2,8 до 3,3 м.
На каком максимальном расстоянии от пола должен быть установлен груз на вилах?
Вилы погрузчика необходимо держать на высоте 15–20 см от уровня пола или земли. Важным условием является то, чтобы груз не перекрывал зону видимости.
Какие ноши запрещается поднимать погрузчиком?
Поднимать грузы неизвестной массы, примерзшие к земле, засыпанные или защемленные категорически запрещено.