О чем речь? Устройство автокрана включает в себя несколько ключевых элементов, обеспечивающих его функциональность и безопасность. Всю конструкцию разделяют на неповоротную (нижнюю) и поворотную (верхнюю) части.
На что обратить внимание? Назначения автокрана – подъём и перемещение крупногабаритных грузов. Данная техника широко используется в строительстве, промышленности и автомобильной сфере.
Из этого материала вы узнаете:
Назначение автокранов
Автокран входит в категорию мобильной техники для строительства. Его предназначение связано с подъемом/опусканием и перемещением грузов. Устройство автокрана включает ряд основных компонентов: подвижная платформа на гусеничном или колесном ходу, выдвижная или стационарная стрела, подъемный механизм с тросами или гидравлической системой.
Назначение автокранов
Широкий выбор модификаций такой техники дает возможность решать различные задачи. Автокраны работают не только на строительных площадках, но и на промышленных объектах, в портах и даже используются в космической отрасли. Основное предназначение этих транспортных средств (ТС) связано с механизацией процессов погрузки/выгрузки и монтажа конструкций на различных объектах.
Виды автокрана
Существует несколько основных типов автомобильных кранов, которые отличаются характеристиками и функциональностью:
- Автогидрокраны: грузоподъемные машины, оснащенные гидравлическим приводом. Такой тип ТС является самым распространенным. Подъемом тяжести и манипулирование стрелой автогидрокраны осуществляют за счет гидравлической системы, что обеспечивает высокую грузоподъемность. Машины этого типа могут иметь колесную и гусеничную ходовую часть.
- Автобашенные краны: отличаются одноименной конструкцией, установленной на шасси. Благодаря высокой и удлиненной башне они способы обеспечивать хорошую высоту подъема. Такие ТС находят широкое применение на больших по размерам стройплощадках, в том числе при возведении высотных конструкций.
- Телескопические автокраны: отличаются наличием выдвижной стрелы, длина которой корректируется в зависимости от условий работы. Преимущество машин такого типа обусловлено их универсальностью. Телескопическая стрела с регулируемым вылетом позволяет выполнять работу в условиях ограниченного пространства.
- Поворотные автокраны: конструкции с возможность кругового вращения. Поворачиваясь на 360°, такая машина может перемещать грузы во всех направлениях.
- Мини-краны: малогабаритная техника для выполнения работ на небольших площадках и внутри сооружений.
При выборе оптимального типа ТС для конкретной задачи учитываются проектные требования, требуемая высота подъема, вес перемещаемых грузов, доступность участка и др.
Общее описание устройства автокрана
Конструктивно автокран состоит из металлоконструкций, соединенных методом сваривания, механических и гидравлических узлов. Все составные элементы машины объединены в две основные части: поворотную и стационарную. Общее устройство автокрана организовано в соответствии со стандартной структурой.
Достаточно перевести взгляд на такую технику, чтобы отметить наличие двух основных составляющих:
Верхняя часть
Вращающаяся рама включает механизмы для осуществления всех операций по перемещению грузов. На поворотной платформе размещены:
- Операторское место оснащено приборами для управления и контроля рабочих операций.
- Кабина подъемной машины.
- Стрела автокрана. Может быть выдвижной, башенной или решетчатой.
- Подъемный механизм для манипуляций с грузом. Этот узел управляется гидромотором, обеспечивающим передачу вращательного момента через двухступенчатый редуктор.
- Лебедка автомобильного крана.
- Гидравлические цилиндры, поднимающие и выдвигающие стрелу.
- Редуктор, оснащенный косозубыми колесами, выполненными в форме цилиндров. Этот элемент защищен чугунным корпусом, с торца его установлены гидромотор и фланец.
- Редуктор автомобильного крана.
- Противовес – это стальное отливочное изделие, предназначенное для обеспечения стабильности ТС во время подъемных операций с нагруженной стрелой.
Общее описание устройства автокрана
Нижняя часть
Неповоротный элемент конструкции автокрана (платформа) служит основанием для поворотного узла. Платформа включает несколько элементов:
- Шасси: обеспечивает возможность самостоятельно передвижения ТС. Ходовая часть может специально разрабатываться для определенного вида подъемного устройства или используется подвеска традиционных грузовых автомобилей. В нашей стране чаще всего встречаются автокраны на базе колесной ходовой части МАЗа, КамАЗа, Урала или КрАЗа. Именно такое шасси использовано для комплектации популярного автокрана «Ивановец».
Эта машина оснащается полноприводной системой с раздаткой, имеющей функцию блокировки межосевого дифференциала. Такое решение хорошо показало себя на участках с плохой проходимостью.
- Жестко сваренная рама, имеющая поперечные балки для монтажа выносных опорных элементов. Такая конструкция уменьшает нагрузку на поворотную часть, передавая ее на площадку через опоры, выполненные в виде балок с коробчатым сечением.
- Гидравлический узел, управляющий механизмами автокрана. Его конструкция включает насос, бак для технической жидкости, трубопроводы и гидросистему. Принцип работы узла в том, что насос извлекает масло из бака и толкает его к распределителю, откуда оно направляется по трубопроводам к исполнительным цилиндрам.
Автокран имеет также опорное соединительное устройство между верхней и нижней частями.
Устройство опорной рамы автокрана
Основанием автокрана выступает опорная рама, которая является жесткой конструкцией, изготовленной методом сваривания. Она состоит из балок, расположенных поперечно и продольно. Посредине опорной рамы находится элемент с приваренным кольцом, которое используется для закрепления опорно-поворотного устройства автокрана.
На поперечных балках устанавливаются выносные опоры, обеспечивающие расширение контура. Чаще это сварные детали с коробчатым сечением. На специальной обойме рамы крепится гидроцилиндр вывешивания. Его шток комплектуется головкой в форме сферы для опирания подпятника.
Внутри балок опорной рамы установлены гидроцилиндры для выдвижения опор. С их помощью эти конструкции могут устанавливаться в положение для транспортировки или для выполнения работ. Выдвижные опоры при движении удерживаются специальными механическими замками, которые предохраняют их от случайного срабатывания.
На фронтальной части рамы устанавливается надрамник, на котором монтируются опорная стрела и монтажные крепежи для гидравлического бака. В определенных типах автокранов здесь же могут располагаться крепежные кронштейны для гидронасосов. Крепление опорной платформы к раме ТС осуществляется стремянками или болтами. Для защиты от смещения рамной опоры вдоль ходовой части грузовика могут устанавливаться упоры на лонжеронах автомобильной подвески.
Опорно-поворотное устройство автокрана
Опорно-поворотное устройство автокрана закрепляется на нижней платформе и выполняет следующие задачи:
- обеспечивает соединение поворотной и неповоротной платформ;
- принимает на себя нагрузку в процессе работы автокрана и перераспределяет ее, обеспечивая устойчивость машины и предохраняя ее от опрокидывания;
- облегчает поворот платформы вокруг вертикальной оси.
Шариковое поворотное устройство автокрана конструкционно имеет вид подшипника. Оно включает внешнюю и внутреннюю обоймы, между которыми находятся два ряда шариков. Пара колец, составляющих наружную, крепятся к поворотной платформе. На внутренней обойме, которая прикручена к стационарному основанию крана, имеются специальные зубцы. Если на внешней присутствует зубчатый венец, то к недвижимой раме крепится этот элемент.
Опорно-поворотное устройство автокрана
Роликовое опорно-поворотное устройство механизма автокрана состоит из трех обойм, между которыми находятся специальные ролики скольжения. Внутреннее кольцо крепится к автомобильной раме и имеет специальный зубчатый венец, взаимодействующий с шестерней поворотного устройства. Две наружные обоймы соединяются с помощью болтов и крепятся к поворотной части ТС. Благодаря этой конструкции, все нагрузки, испытываемые краном в процессе работы, распределяются равномернее. Это решение повышает грузоподъемность роликового поворотного механизма в сравнении с шариковым.
Устройство телескопической стрелы автокрана
Телескопическая стрела автокрана представляет собой конструкцию, состоящую из основания и металлических секций, которые выдвигаются одна из другой. Этот процесс осуществляется при помощи гидравлического цилиндра, выталкивающего первый элемент. Перемещение следующих секций обеспечивают другие такие же цилиндры (в отдельных модификациях) и полиспаст. Число выдвижных элементов зависит от грузоподъемности конкретного автокрана:
- двухсекционные конструкции устанавливают на машины, предназначенные для работы с грузами весом до 10 тонн;
- стрела с тремя (классический вариант) позволяет поднимать вес до 60 тонн;
- конструкция с 4 секциями используется для грузов массой более 60 тонн.
Для расширения зоны охвата и регулировки вылета стрелы с нагрузкой применяется управляемый гусек, располагающийся на последнем выдвижном элементе.
Отдельное внимание уделяется форме профиля выдвижных элементов стрелы. Они могут быть коробчатыми, трапециевидными или овоидными. По характеристике грузоподъемности наиболее эффективны секции с профилем последнего типа. Такая конструкция позволяет увеличивать длину стрелы, добавлять выдвижные элементы из более тонкого металла. Секции из овоидного профиля получили широкое применение у производителей автокранов из Европы и используются в отечественной модели «Ивановец».
Не менее важные элементы автокрана и их назначение
Механизм привода насоса
Насос автокрана приводится в движение через карданные валы за счет устройства отбора мощности. Оно расположено на коробке переключения передач. Конструкционно оно выполнено в виде одноступенчатого редуктора. Эта деталь устанавливается на корпусе коробки передач или ее крышке. Для активации эти устройства оснащаются пневматическими цилиндрами. Включение осуществляется удаленно из кабины оператора.
Большинство производителей автокранов отказываются от конструкций с системами отбора мощности от основного двигателя, обеспечивающего передвижение ТС. Они предусматривают дополнительные моторы привода насосов. Такое решение обеспечивает увеличение срока службы основного силового агрегата и снижение негативного воздействия на экологию.
Система для изменения вылета (гидравлический цилиндр для изменения угла наклона стрелы)
Для этого используются гидравлические цилиндры. Их количество (один или два) зависит от грузоподъемности автокрана.
Поворотный механизм
Он обеспечивает вращение подвижной платформы крана и состоит из редуктора, гидромотора и зубчатого венца. Для автокранов предусмотрена возможность установки двухступенчатых соосных редукторов с цилиндрическими шестернями или планетарными конструкциями. Все они комплектуются нормально-замкнутыми тормозными системами. С двухступенчатыми редукторами используют колодочный тормоз, а с планетарными – многодисковый. Отпускание тормоза происходит сразу же при начале движения поворотной платформы.
Лебедка подъемного механизма автокрана
Это устройство, обеспечивающее подъем и опускание груза. Разнообразные конструкции таких механизмов имеют ряд общих узлов: гидравлический мотор, редуктор, грузовой барабан, тормоз.
Лебедка подъемного механизма автокрана
Для системы привода используется регулируемый аксиально-поршневой гидравлический мотор. Редуктор может быть цилиндрическим, двухступенчатым или планетарным. Устройство тормоза грузовой лебедки автокрана нормально-замкнутый колодочный или многодисковый. В некоторых случаях в качестве корпуса редуктора лебедки используется грузовой барабан.
Кабина оператора крана с приборами и элементами управления
Из нее осуществляется контроль и руководство системами ТС. Здесь размещены органы управления крановыми механизмами, приборная панель, стеклоочиститель, фонарь, вентилятор и отопитель. Внутри нее предусмотрено регулируемое кресло. Некоторые модели автокранов комплектуются кабинами оператора с гидроприводом, которые могут отклоняться назад.
Электрооборудование автокрана с системами безопасности
Перечень его включает кольцевой токосъемник, осветительные фонари, сигнализацию и устройства обеспечения ТБ. Задача первого состоит в передаче электричества между поворотной и неповоротной конструкциями автокрана. Системы безопасности обеспечивают безаварийную работу техники, защищают ее узлы и механизмы от возможных неисправностей.
Часто задаваемые вопросы об устройстве автокрана
Какие правила действуют в отношении маркировки автокранов?
Здесь более уместен термин индексация, которая включает следующие данные в установленном порядке: вид автокрана; размерный тип; шасси; конструкция стрелы; номер модели; индекс модификации; климатическое исполнение.
Когда появились первые автомобильные краны?
На этапе активного развития производства ТС в начале прошлого века появились и первые автокраны. Они стали предшественниками современной подъемной техники на автомобильном шасси. Такие ТС мобильны и способны самостоятельно передвигаться по площадке, что существенно облегчает многие производственные процессы в строительной сфере.
Как называют крюк автомобильного крана?
Этот элемент называется гак. Он закреплен на проволочном тросе, способном выдерживать большие нагрузки, который одним концом соединен с лебедочным барабаном, а другим – с оголовком стрелы манипулятора.
Крюк автомобильного крана
Устройство и работа автокрана отличаются у моделей разных производителей. В этом материале представлена информация об основных конструктивных элементах такой техники. Отдельно следует отметить, что работать на этом ТС должен опытный крановщик с соответствующим квалификационным уровнем при четком соблюдении требований техники безопасности и инструкций завода изготовителя.