О чем речь? Перемещение груза краном – одна из наиболее востребованных операций на строительных, производственных и промышленных площадках, когда необходимо поднять, переместить с места на место габаритное оборудование, конструкции, детали.
Что учесть? К этой операции предъявляются повышенные требования к мерам безопасности. Назначаются ответственные лица, подъем и перемещение выполняются по правилам и согласно утвержденной схеме.
Из этого материала вы узнаете:
Преимущества перемещения грузов кранами
Инженеры, выбирающие способ реализации такелажных работ, обычно отдают предпочтение автокранам. Что же касается перевозки тяжёлого оборудования, то для подобных задач кран – зачастую единственный вариант. Подъём и перемещение грузов кранами имеют ряд преимуществ.
Тут могла быть ваша реклама
Автокран мобилен и добирается до места выполнения работ своим ходом
Если речь идёт о работе в помещениях, то используют специальные краны с короткой базой (которые обладают тем же контуром по аутригерам, что и обычные, равные им по грузоподъёмности). Преимуществами крана являются его конфигурация и габариты (длина, высота) в транспортном положении.
Кран готов практически сразу, без дополнительных затрат времени и сил
Нет нужды в дополнительных опорных конструкциях, балках, фундаменте для сборки, лебёдке. Монтировать установку тоже не придётся – она и так уже закреплена на автомобильном шасси крана. Зона перемещения груза краном не ограничена, в то время как портал, например, способен ездить только по рельсам вперёд и назад. Достаточно 10-15 минут на раскладку крана (а гидравлический портал монтируется не менее чем за день).
Современные краны безопасны
В них встроены указатели грузоподъёмности, видеокамеры, ограничители для крюка, крена и стрелы, не позволяющие превысить допустимую высоту и нарушить порядок перемещения грузов краном. Если вы попытаетесь взять груз тяжелее максимально допустимого или слишком высоко задрать стрелу, то приборы просто не позволят вам сделать это. В некоторых компаниях принято отключать аппаратуру, следящую за безопасностью при перемещении грузов – чтобы ничто не ограничивало возможности крана – но этого делать нельзя. О тех, кто всё-таки это сделал, можно найти на YouTube много увлекательных роликов на тему «падение крана».
В современных кранах большинство таких датчиков не механические, а цифровые, поэтому крановщик видит на мониторе всю информацию с них и может контролировать каждый параметр. Сигналы, подаваемые краном, бывают не только световыми, но и звуковыми, чтобы работа не создавала опасности для окружающих. Безопасность каждого узла, поворотного механизма, стрелы в кране тщательно проверяется службой контроля качества.
Автокраны универсальны и подбираются под любые задачи
У некоторых подобных машин грузоподъёмность очень велика и доходит до 800-1200 тонн. Впрочем, обычно такелажные работы осуществляют с помощью малотоннажных (25-50 тонн) кранов.
Перемещение грузов краном процесс очень быстрый
Если все правила чётко соблюдаются, за час можно перетащить очень много грузов, а за смену – ещё больше. Хотя тут, конечно, всё зависит от опыта работников и бригадира, а также от грузоподъёмности машины.
Недостатки перемещения грузов кранами
Казалось бы, наилучший механизм для вертикального и горизонтального перемещения грузов – это кран. Зачем же нужны другие варианты такелажа? Затем, что у кранов тоже есть свои недостатки.
- Движение крана нужно особым образом организовать. Для машин с небольшой, 25-32 тонны, грузоподъёмностью, это не так критично – они имеют право ездить по городским дорогам, а вот с 50-тонными уже сложнее. Такое транспортное средство считается негабаритным, и для передвижения по городу ему нужно особое разрешение. И, кстати, противовесы для кранов придётся везти отдельно.
- Габариты самого крана не всегда позволяют ему свободно въехать на объект. Не во всякий цех или проём пролезет такой транспорт. Некоторым площадкам банально не хватает высоты, чтобы вместить опорный контур крана. Поэтому для многих производственных помещений кран, к сожалению, не подходит для перемещения грузов: высота потолка недостаточна для вылета стрелы.
- Внутри помещений возможности кранов вообще сильно ограничиваются. Ведь в некоторых из них вообще нельзя использовать технику с двигателем внутреннего сгорания.
- Могут быть проблемы с арендой автокрана, если он требуется срочно. То есть, на доске объявлений много предложений, однако большинство машин старые и неисправные (не прошли техобслуживание, у них отключены ПБ), да и с документами (от Ростехнадзора, страховой и ЧТО) тоже всё непросто. Квалификация крановщиков порой оставляет желать лучшего. Поэтому, если вы хотите найти для перемещения грузов кран, отвечающий всем требованиям безопасности, то лучше озаботиться этим вопросом заранее.
- Арендовать кран большой грузоподъёмности (свыше 50 тонн) ещё труднее, тем более в регионах. Пригонять же массивную технику из другого города – дело настолько хлопотное и дорогое, что становится нерентабельным, и проще найти другое решение для такелажных работ.
- Кран нуждается в дополнительном оборудовании: площадках, захватах, траверсах, и т. д.
- Тяжёлые, с грузоподъёмностью более 32 тонн, краны, особенно с узкой площадкой, представляют реальную угрозу для дорожного покрытия, причём любого – газона, плитки, асфальтового полотна. Тяжеловесный транспорт подчиняется особым правилам. Нужно будет оформить разрешение на проезд, заплатить пошлину, согласовать это мероприятие с владельцами дорог, по которым поедет кран. Какая уж тут оперативность, если кран потребуется на днях, а оформление документов займёт около месяца. При перемещении грузов краном необходимо соблюдать специальные меры безопасности: не устанавливать его на краях котлована и на площадках над коммуникациями и подземными этажами; помнить, что краны часто продавливают люки; при сильном ветре – порядка 15 м/c – работы надо вообще остановить.
- Персонал должен обладать необходимой квалификацией. Современный автокран – сложное оборудование, которым надо грамотно управлять, зная особенности конкретной модели, имея опыт работы с ней и аттестат. То есть, первый попавшийся водитель на эту роль не подойдёт.
Требования и правила безопасности при перемещении грузов кранами
Чтобы перемещение грузов кранов было безопасным, должны соблюдаться нормы и правила строповки:
- Следует надёжно застроповать передвигаемый груз по утверждённой схеме. Если у груза отсутствуют как приспособления (петли, рымы, цапфы) для строповки, так и её схема, то такой груз поднимают только под непосредственным наблюдением лица, которое отвечает за безопасное производство погрузочных работ.
- Если планируется подъём груза, то стропы должны соответствовать массе предмета (учитывая угол наклона и количество ветвей). Для стропов общего назначения угол между ветвями должен быть не более 90 градусов. Чем он больше, чем выше усилие в ветвях, и тут уже появляется риск превысить предельное значение. Увеличение угла также снижает надёжность строповки.
- Альтернативные варианты – замена стропов проволокой, использование обвязочной проволоки, за которую цепляются стропы – разрешены в особых случаях, только когда это технически обосновано, не запрещено отраслевыми нормами безопасности и делается точно по инструкции, которую утвердил ведущий инженер компании. Обвязывать проволокой и поднимать детали на стройплощадках в остальных случаях – там, где возможно это сделать посредством инвентарных стропов – нельзя. Мелкоштучные предметы можно поднимать и перевозить краном только в таре, предназначенной для этой цели (так, чтобы отдельные части груза не выпали).
Как убедиться, что строповка была произведена правильно? Предварительно поднять груз на высоту около 20-30 см и проверить, может ли он случайно выпасть. Если нет, то отправить сигнал о том, что можно продолжать подъём. Но если положение груза неустойчиво либо он подвешен только за один рог двурогого крюка, то поднимать его нельзя – это будет нарушением порядка перемещения груза кранами.
Даже тех, кто занимался зацепкой груза. Если крановщик, ошибившись, вдруг случайно включит механизмы, то человека может зажать между стеной и грузом. Качающийся в воздухе груз тоже очень опасен для людей, находящихся поблизости.
Эти правила распространяются и на процесс опускания груза. Их следует строго соблюдать. Нахождение стропальщика около груза при его подъёме, перетаскивании и т. д. разрешается только тогда, когда он поднят не более чем на метр над полом (землёй, платформой и т. д.).
Требования и правила безопасности при перемещении грузов кранами
Правила по кранам обязывают разворачивать груз вручную, выполняя некоторые технологические операции и ставя детали на станок. Груз при этом должен быть застропован достаточно надёжно, чтобы случайно не выпасть. Если монтируется здание, то подаваемую конструкцию или деталь монтажник может подводить к месту установки, только когда она находится на высоте 30 и менее см над проектным положением (см. п. 14.14 СНиП III-A.11–70).
Советы по перемещению грузов краном
Переносить груз горизонтально, параллельно земле, можно, лишь подняв его на полметра над всем, что попадётся на пути его следования: техникой, штабелями материала, сооружениями. Нельзя поднимать, нести и опускать груз, когда под ним находятся люди. Позиционировать груз в ходе подъёма или переноски, наваливаясь на него массой собственного тела, тоже запрещено. Равно как и поправлять стропы, пока кран тащит груз.
Правила подъёма, опускания и перемещения груза кранами запрещают оттягивать передвигаемый предмет: он может опасно раскачаться, а стропы могут внезапно расцепиться.
Чтобы повернуть громоздкий и крупногабаритный груз, передвигаемый краном, надо использовать особые крючья.
Громоздкие грузы – это те, которые могут при переноске задеть окружающие предметы (стены домов, штабеля материалов, стоящую рядом технику). Нельзя допускать, чтобы они самопроизвольно развернулись, надо подравнивать их траекторию в процессе. Имеются в виду такие грузы, как труба, бревно, доска, рельса, сортамент, и т. д.: их не только удерживают, чтобы они случайно не крутанулись, но и направляют так, чтобы они образовали штабель, когда идёт их погрузка в машину или вагон. Списки подобных грузов составляет администрация компании, и они фиксируются в инструкции для стропальщика.
На проектное место заранее укладываются прочные крепкие прокладки – так, чтобы потом легко удалить цепи и стропы, не повредив их. Укладывают и разбирают груз равномерно, чтобы не загромождать проходы и не выходить за рамки области, куда предполагается его складировать. Схема перемещения груза краном должна учитывать карты складирования, отраслевые нормативы безопасности и другие моменты.
Когда автокран поднимает оборудование или длинномерные металлоконструкции для дальнейшего монтажа, технически никак невозможно добиться того, чтобы они оставались в строго вертикальном положении. При монтаже на горизонтальных площадках грузовые канаты могут отклоняться от вертикали на угол, который указан в паспорте крана – это нормально и допустимо, даже если используются оттяжки.
Ответственные за перемещение дорогостоящих грузов кранами
На производстве и в строительстве часто возникает необходимость перевезти дорогое ценное оборудование на другой объект. Конечно, каждый случай индивидуален, и способы решения надо подбирать исходя из ограничений, условий реализации и т. д. Но кто же должен этим заниматься?
У заказчика есть знания и опыт в своей сфере, а вот в такелажных работах он может не разбираться вовсе. Это критично, если перевозить предстоит дорогую хрупкую технику. Максимальным риском сопровождается её выгрузка и доставка до места установки.
Поручить проектирование этой работы следует опытному инженеру, аттестованному Ростехнадзором и специализирующемуся конкретно на такелаже. Выбирая решение, он должен учесть все факторы, способные оказать влияние на процесс перемещения груза краном, и опасные зоны. Заказчик имеет представление далеко не обо всех из них. К таким существенным факторам относятся:
- скрытые коммуникации в помещении;
- разрешённая нагрузка на пол;
- возможная траектория движения крана в условиях тесноты;
- высотные отметки, если чертежей нет и специальных измерительных приборов тоже;
- возможность ввоза в помещение техники с большой длиной и высотой;
- правила работы с подъёмным оборудование около арок, козырьков, линий электропередач, мачт освещения, эстакад, путепроводов, трамвайных путей, железных дорог, переездов, деревьев, траншей и котлованов, мостов, и т. д.
Первым делом инженер должен осмотреть территорию, куда будут доставлен груз, и изучить документацию, а затем наметить точное место выгрузки и направление перемещения груза краном. После чего разрабатывается проект осуществления такелажных работ, где выполнение каждой задачи – от подготовительных до монтажа груза на месте – подробно расписано.
Часто задаваемые вопросы о перемещении грузов краном
Что запрещается делать при перемещении краном грузов?
Нельзя осуществлять подъём краном грузов, которые:
- находятся под другими грузами;
- прикреплены болтами;
- засыпаны строительным мусором, залиты бетоном;
- примёрзли к земле;
- с непредсказуемым или явно превышающим грузоподъёмность крана весом;
- застроплены ненадёжно или не по правилам;
- в случае, если грузовой канат натягивается косо;
- если упаковка предмета нарушена.
Когда нельзя перевозить грузы краном?
В тех случаях, когда груз имеет острые опасные кромки, сложную конфигурацию и неправильную форму, когда у него нет схемы строповки. Категорически запрещается работать на кране, если в зоне, где перемещается груз, присутствуют люди.
Когда нельзя перевозить грузы краном
Если работа с грузами ведётся на нескольких кранах, кто управляет процессом?
Координировать такое множественное перемещение грузов лично должен человек, ответственный за безопасность работ на кранах. Каждый используемый автокран должен иметь табличку, где указана паспортная грузоподъёмность, регистрационный номер транспортного средства, даты ближайших техосмотров – полного и частичного.
Если перемещение грузов с помощью крана, даже опасных, ведётся строго по правилам и нормам, то волноваться не о чем: риск несчастных случаев минимален. Оборудование будет использоваться рационально, что позволит оптимизировать время эксплуатации.