11.03.2024 Грузовики 10354 Время чтения: 14 мин.

Давление в шинах грузового автомобиля: оптимальные значения, измерение, контроль

Почему важно? Давление в шинах грузового автомобиля – ключевой параметр, влияющий на безопасность движения, расход топлива, скорость износа покрышек. Необходимо поддерживать его в норме, чтобы избежать неприятных последствий.

Как следить? Для измерения используются ручные приборы, датчики, встроенная электроника машины. Давление необходимо выставлять по табличным значениям согласно рекомендациям производителя, а также в зависимости от времени года.

Из этого материала вы узнаете:

Особенности давления в шинах грузового автомобиля

Давление в шинах грузового автомобиля влияет на технические показатели транспортного средства (ТС). Комфортность поездок, срок службы колесной резины, потребление топлива, тормозной путь и устойчивость грузовика на трассе напрямую зависят от того, как накачаны колеса.

Давление в покрышках может меняться в разное время года. Его значение увеличится ориентировочно на 0,7 бар, если температура окружающего воздуха поднимется до +20 °C. В свою очередь, когда на градуснике будет -20 °C, то показатель давления снизится на 0,6–0,8 бар. Еще больше будут изменения, если ТС перевозит тяжелый груз или находится в длительном рейсе.

особенности давления в шинах грузового автомобиля Особенности давления в шинах грузового автомобиля

Опытные водители рекомендую осуществлять проверку давления в колесах грузовика, используя манометр, каждые 3–4 дня. Замер должен производиться при холодных покрышках. В такой ситуации их температура и окружающего воздуха будет одинакова. В процессе продолжительной поездки резина нагревается. Накачивать холодные шины следует до рекомендованных автопроизводителем значений. Неправильно подготовленные к поездке колеса грузовика создают угрозу на трассе и могут привести к непредсказуемым последствиям.

Виды давления в шинах грузового автомобиля

Различают три вида рассматриваемого параметра:

  • Максимальный показатель: наносится производителем на боковую часть авторезины. Не рекомендовано накачивать шины до этого уровня и, соответственно, нельзя повышать давление выше него. В противном случае резина будет быстро изнашиваться и возникает риск аварий на дорогах.
  • Оптимальный: можно определить по специальным таблицам, где указано давление в шинах в зависимости от веса груза. Создание такого в шинах можно назвать лучшим решением. Для поддержания оптимума нужно постоянно осуществлять подкачку.
  • Рекомендованное значение: указывается производителями для каждого вида колес. Чаще всего на покрышке есть 2 показателя – для загруженного ТС или для авто без поклажи. Когда на ней есть только одна цифра, значит, она соответствует давлению в шинах пустого транспорта. Рекомендованные значения могут еще указывать в техническом паспорте авто или на табличке, расположенной на стойке дверного проема кабины.

Когда предполагается длительная поездка с тяжелым грузом, следует создать давление в шинах, которое на 0,3–0,5 атм превышает рекомендованные значения.

Факторы, влияющие на давление в шинах грузового автомобиля

Определение силы накачивания колес грузовика производится на основании ряда параметров, включая расположение оси, размер шин, а также текущие климатические условия.

Тип оси

Рекомендации о том, какое должно быть давление в шинах грузовых автомобилей на всех осях ТС предоставляет автопроизводитель. Зависимость этого показателя от местоположения объясняется разной нагрузкой на оси грузовика. В то же время давление в колесной паре не может отличаться. Недопустимо и существенное различие этого показателя для колес разных осей: это может привести к ухудшению управляемости ТС и его устойчивости на трассе.

тип оси Тип оси

Радиус колеса

Грузовые шины отличаются по своему размеру и профилю. Колеса разного радиуса отличаются по рекомендованному показателю накачивания.

Погода и температура воздуха

При накачивании покрышек грузовика необходимо учитывать климатические условия. Выше было указано, что повышение температуры на 20 °C увеличивает давление воздуха внутри покрышки на 0,7 бар. Соответственно, снижение показателя приводит к обратному эффекту. Для сильно загруженного грузовика эти изменения будут еще более заметными.

Обратите внимание! В теплом гараже потеря давления в шинах может не проявляться, но на морозе она будет ощутимой. Зимой все измерения должны осуществляться на улице. Если погодные условия резко изменились, следует в обязательном порядке произвести дополнительную проверку давления в шинах грузового автомобиля.

Рекомендуемые показатели указываются производителями для всех видов автопокрышек (летних, всесезонных и зимних). Резина для теплого времени накачивается слабее, чем для холода (примерно, на 0,2 атм). В условиях мягких зим многими автовладельцами используются всесезонные грузовые шины. Летом для них следует поддерживать минимальное давление из рекомендуемых показателей, а зимой – максимальное.

Способы измерения давления в шинах грузового автомобиля

Наиболее распространенным устройством для контроля давления в шинах грузового автомобиля являются специальные манометры. Измерения рекомендуется проводить ежемесячно. Хотя ответственность за проверку и накачку шин лежит на водителе, многие автотранспортные компании с определенной периодичностью проводят дополнительные контрольные поверки.

способы измерения давления в шинах грузового автомобиля Способы измерения давления в шинах грузового автомобиля

Контроль давления в колесах грузовиков, полуприцепов и прицепов осуществляется с применением манометрических приборов следующих типов:

  • механические: стрелочные или реечные;
  • электронные: обеспечивают повышенную точность показателей.

Существует ряд передовых систем, которые точно и быстро измеряют этот параметр:

  • Индикационные колпачки: крепятся на ниппелях для подкачки колес. Данные демонстрируются с помощью цветных дисков, встроенных в конструкцию индикатора.
  • ПО, интегрированное в систему АБС.
  • Электронные датчики давления в шинах для грузовых автомобилей. При их наличии показания будут представлены на экране бортового компьютера.
Следует учитывать, что в ряде ситуаций данные замеров будут искажены. К примеру, неточны показатели, полученные сразу после длительного маршрута. Приборы могут показывать данные, которые увеличены на 20 % от фактического давления.

Неточные показания, полученные сразу после длительного движения ТС, демонстрируют как манометры, так и системы контроля давления в шинах грузового автомобиля, которые установлены заводом-изготовителем машины. Это обусловлено нагреванием воздуха внутри шин, что приводит к завышенным данным сенсоров. После непродолжительной стоянки грузовика покрышки остынут, и датчики будут демонстрировать фактические показатели.

Сводные таблицы давления в шинах грузового автомобиля

В табличной форме указаны оптимальные показатели давления для сдвоенных колес грузовиков, расположенных на задней оси, в зависимости от нагрузки в тоннах:

Радиус колесДавление (бар) в грузовой покрышке при нагрузке на ось (т)Максимальная нагрузка на ось (т)
 7,08,09,010,011,012,013,014,0 
10.00 R20 (PR16) 5,56,37,1    10,9 при давлении 7,8 бар
11.00 R20 (PR16)  5,86,57,258,0  12 при давлении 8 бар
12.00 R20 (PR16)  5,56,257,07,88,5 13 при давлении 8,5 бар
12.00 R24 (PR18)   4,85,56,06,67,214,6 при давлении 7,5 бар
11.00 R22,5 (PR16) 5,256,06,87,5   11,6 при давлении 8 бар
12.00 R22,5 (PR16)  5,86,57,258,0  12,6 при давлении 8,5 бар
13.00 R22,5 (PR18)   6,26,57,57,8 13,4 при давлении 8 бар
275/80 R22,5  6,67,48,3   11,6 при давлении 8,8 бар
295/60 R22,5  6,57,38,29,0  12,0 если давление составляет 9 бар
295/80 R22,5  5,86,57,38,0  12,6, при давлении 9,5 бар
315/60 R22,5  6,06,57,38,28,6 13,4, при давлении 9 бар
315/70 R22,5   6,57,48,2  12,6 при давлении 8,5 бар
315/80 R22,5  5,25,756,47,17,75 13,4 при давлении 8 бар

В табличной форме представлены показатели оптимального давления в шинах грузового ТС для одинарных колес, чаще всего устанавливаемых на переднюю ось, в зависимости от нагрузки:

Размер покрышекДавление (бар) в шинах грузовика при нагрузках на ось (т)Максимальная нагрузка на ось (т)
 4,04,55,05,56,06,57,07,58,08,59,0  
10.00 R20 (PR16) 5,56,37,07,8      6,0
11.00 R20 (PR16) 5,86,57,07,7      6,7 при давлении 8 бар
12.00 R20 (PR16) 5,46,06,77,28,08,5    7,5 при давлении 8 бар
12.00 R24 (PR18)  4,85,45,96,47,07,5   8,0
11 R22,5 (PR16) 6,26,97,5       6,3 при давлении 8 бар
12 R22,5 (PR16)  6,47,17,78,4     7,1 при давлении 8,5 бар
13 R22,5 (PR18)   6,26,77,58,0    7,5
275/80 R22,5 5,76,57,28,08,8     6,5 при давлении 8,75 бар
275/80 R22,5  6,87,58,29,0     6,5
295/80 R22,5  5,76,47,07,78,4    7,1 при давлении 8,5 бар
315/60 R22,5   6,87,58,28,8    7,1 при давлении 9 бар
315/70 R22,5 5,05,66,47,17,78,49,0   7,5 при давлении 9 бар
315/80 R22,5    6,36,87,58,08,5  8,0
385/65 R22,5      6,97,58,08,59,09,0

Последствия неправильного давления в шинах грузового автомобиля

Рассмотрим риски, связанные с высоким или низким давлением в шинах, и определим случаи, когда можно отступить от норм, указанных в табличных формах. Чем грозит их превышение:

  • Удлинение тормозного пути из-за сокращения площади контакта шины с дорожным покрытием.
  • Снижение расхода топлива за счет уменьшенной площади контакта с дорогой. Неравномерное истирание шин быстро приводит их в негодность, что нивелирует эту экономию.
  • Руль грузовика становится более чувствительным (передние колеса отзывчивее на его маневры).
  • Грузовик теряет устойчивость на трассе. Больше всего это сказывается на тягачах седельного типа, которые не имеют длинной базы.

последствия неправильного давления в шинах грузового автомобиля Последствия неправильного давления в шинах грузового автомобиля

Пониженное давление в шинах грузовика часто становится причиной следующих проблем:

  • Резина теряет необходимую жесткость. В этом случае ходовая часть ТС будет сильнее раскачиваться, что отразится на его устойчивости в движении и прохождении поворотов.
  • Передача вращательного усилия с диска на поверхность контакта с дорогой связана с повышенными энергозатратами, что снижает эффективность работы мотора; растет расход топлива.
  • Как и при повышенном показателе давления, наблюдается неравномерное истирание протектора, что уменьшает срок службы авторезины.
  • Повышенный износ каркаса автопокрышки приводит к невозможности ее восстановления.

Тем не менее, временное снижение давления воздуха в колесах грузового автомобиля может быть полезно для проезда по сложным дорогам: глинистая и песчаная почва, вязкий грунт (но нагрузка на ось не превышает 2 т). Тогда допустимо временно приспустить шины на 12–15 %.

Часто задаваемые вопросы о давлении в шинах грузового автомобиля

Как выбрать подходящее давление в шинах?

Чтобы проверить показатель в колесах грузовика рекомендуется:

  • Получить информацию из табличной формы по данным для конкретной модели ТС с учетом плановой загрузки, диаметра покрышки и ее положения (на передней/задней оси).
  • Уточнить рекомендации производителя автомобиля, принимая во внимание вес груза.
  • Если предстоит поездка по бездорожью, рекомендуется приспустить колеса до рекомендованного минимального значения. Это позволяет сделать более широким место соприкосновения с покрытием трассы. При этом и сам контакт будет мягче.
  • Для движения по магистралям с качественным покрытием в городской черте выбирать усредненное значение.
  • Если на грузовике установлена резина с низким профилем, избегайте езды на ненакачанных колесах, – это увеличивает вероятность деформации ее или диска в результате попадания на скорости в яму или на разные препятствия.
Не забывайте проверять не только основные, но и запасные колеса.

Как определить нарушения давления в шинах?

Водитель грузовика с многолетним стажем быстро определит отклонения давления в колесах в результате осмотра их состояния. Если грузовик часто эксплуатируется с чрезмерно накачанными колесами, будет заметен ускоренный износ центральной части протектора. При постоянном использовании слабо накачанных виден износ покрышки по обеим сторонам от центра.

Как нужно регулировать давление в шинах грузового автомобиля в зимнее время?

Зимой необходимо проверять давление чаще, чем летом: минимум раз в неделю и перед каждым длительным рейсом. Советы по накачиванию колес грузовика в зимнее время:

  • При регулировке давления в шинах ТС на улице следуйте таблице значений и рекомендациям производителя, так как температура их и воздуха будет одинакова.
  • В отапливаемом боксе увеличьте оптимальное давление на 0,2 бара.
  • Для поездок по скользким трассам слегка снизьте показатель (на 0,1-0,3 бара), чтобы увеличить площадь соприкосновения покрышки с поверхностью дороги. Это актуально и для движения по бездорожью.

Систематический контроль и корректировка давления воздуха в шинах грузовых автомобилей способствует повышению безопасности транспортировки грузов в условиях сложного покрытия на трассе, комфорту водителя в поездке (не так сильно трясет) и оптимизирует потребление топлива.

Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Погрузчики
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Подробнее
Утилизационный сбор
Спецтехника
Утилизационный сбор
Подробнее
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подъемные краны
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подробнее
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Спецтехника
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Подробнее
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Спецтехника
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Подробнее

Есть вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер с вами свяжется в течение 15 минут

Введите корректные данные
Я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
*Необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных

Или звоните по бесплатному номеру