Почему важно? Давление в шинах грузового автомобиля – ключевой параметр, влияющий на безопасность движения, расход топлива, скорость износа покрышек. Необходимо поддерживать его в норме, чтобы избежать неприятных последствий.
Как следить? Для измерения используются ручные приборы, датчики, встроенная электроника машины. Давление необходимо выставлять по табличным значениям согласно рекомендациям производителя, а также в зависимости от времени года.
Из этого материала вы узнаете:
- Особенности давления в шинах грузового автомобиля
- Виды давления в шинах грузового автомобиля
- Факторы, влияющие на давление в шинах грузового автомобиля
- Способы измерения давления в шинах грузового автомобиля
- Сводные таблицы давления в шинах грузового автомобиля
- Последствия неправильного давления в шинах грузового автомобиля
- Часто задаваемые вопросы о давлении в шинах грузового автомобиля
Особенности давления в шинах грузового автомобиля
Давление в шинах грузового автомобиля влияет на технические показатели транспортного средства (ТС). Комфортность поездок, срок службы колесной резины, потребление топлива, тормозной путь и устойчивость грузовика на трассе напрямую зависят от того, как накачаны колеса.
Давление в покрышках может меняться в разное время года. Его значение увеличится ориентировочно на 0,7 бар, если температура окружающего воздуха поднимется до +20 °C. В свою очередь, когда на градуснике будет -20 °C, то показатель давления снизится на 0,6–0,8 бар. Еще больше будут изменения, если ТС перевозит тяжелый груз или находится в длительном рейсе.
Особенности давления в шинах грузового автомобиля
Опытные водители рекомендую осуществлять проверку давления в колесах грузовика, используя манометр, каждые 3–4 дня. Замер должен производиться при холодных покрышках. В такой ситуации их температура и окружающего воздуха будет одинакова. В процессе продолжительной поездки резина нагревается. Накачивать холодные шины следует до рекомендованных автопроизводителем значений. Неправильно подготовленные к поездке колеса грузовика создают угрозу на трассе и могут привести к непредсказуемым последствиям.
Виды давления в шинах грузового автомобиля
Различают три вида рассматриваемого параметра:
- Максимальный показатель: наносится производителем на боковую часть авторезины. Не рекомендовано накачивать шины до этого уровня и, соответственно, нельзя повышать давление выше него. В противном случае резина будет быстро изнашиваться и возникает риск аварий на дорогах.
- Оптимальный: можно определить по специальным таблицам, где указано давление в шинах в зависимости от веса груза. Создание такого в шинах можно назвать лучшим решением. Для поддержания оптимума нужно постоянно осуществлять подкачку.
- Рекомендованное значение: указывается производителями для каждого вида колес. Чаще всего на покрышке есть 2 показателя – для загруженного ТС или для авто без поклажи. Когда на ней есть только одна цифра, значит, она соответствует давлению в шинах пустого транспорта. Рекомендованные значения могут еще указывать в техническом паспорте авто или на табличке, расположенной на стойке дверного проема кабины.
Когда предполагается длительная поездка с тяжелым грузом, следует создать давление в шинах, которое на 0,3–0,5 атм превышает рекомендованные значения.
Факторы, влияющие на давление в шинах грузового автомобиля
Определение силы накачивания колес грузовика производится на основании ряда параметров, включая расположение оси, размер шин, а также текущие климатические условия.
Тип оси
Рекомендации о том, какое должно быть давление в шинах грузовых автомобилей на всех осях ТС предоставляет автопроизводитель. Зависимость этого показателя от местоположения объясняется разной нагрузкой на оси грузовика. В то же время давление в колесной паре не может отличаться. Недопустимо и существенное различие этого показателя для колес разных осей: это может привести к ухудшению управляемости ТС и его устойчивости на трассе.
Тип оси
Радиус колеса
Грузовые шины отличаются по своему размеру и профилю. Колеса разного радиуса отличаются по рекомендованному показателю накачивания.
Погода и температура воздуха
При накачивании покрышек грузовика необходимо учитывать климатические условия. Выше было указано, что повышение температуры на 20 °C увеличивает давление воздуха внутри покрышки на 0,7 бар. Соответственно, снижение показателя приводит к обратному эффекту. Для сильно загруженного грузовика эти изменения будут еще более заметными.
Рекомендуемые показатели указываются производителями для всех видов автопокрышек (летних, всесезонных и зимних). Резина для теплого времени накачивается слабее, чем для холода (примерно, на 0,2 атм). В условиях мягких зим многими автовладельцами используются всесезонные грузовые шины. Летом для них следует поддерживать минимальное давление из рекомендуемых показателей, а зимой – максимальное.
Способы измерения давления в шинах грузового автомобиля
Наиболее распространенным устройством для контроля давления в шинах грузового автомобиля являются специальные манометры. Измерения рекомендуется проводить ежемесячно. Хотя ответственность за проверку и накачку шин лежит на водителе, многие автотранспортные компании с определенной периодичностью проводят дополнительные контрольные поверки.
Способы измерения давления в шинах грузового автомобиля
Контроль давления в колесах грузовиков, полуприцепов и прицепов осуществляется с применением манометрических приборов следующих типов:
- механические: стрелочные или реечные;
- электронные: обеспечивают повышенную точность показателей.
Существует ряд передовых систем, которые точно и быстро измеряют этот параметр:
- Индикационные колпачки: крепятся на ниппелях для подкачки колес. Данные демонстрируются с помощью цветных дисков, встроенных в конструкцию индикатора.
- ПО, интегрированное в систему АБС.
- Электронные датчики давления в шинах для грузовых автомобилей. При их наличии показания будут представлены на экране бортового компьютера.
Неточные показания, полученные сразу после длительного движения ТС, демонстрируют как манометры, так и системы контроля давления в шинах грузового автомобиля, которые установлены заводом-изготовителем машины. Это обусловлено нагреванием воздуха внутри шин, что приводит к завышенным данным сенсоров. После непродолжительной стоянки грузовика покрышки остынут, и датчики будут демонстрировать фактические показатели.
Сводные таблицы давления в шинах грузового автомобиля
В табличной форме указаны оптимальные показатели давления для сдвоенных колес грузовиков, расположенных на задней оси, в зависимости от нагрузки в тоннах:
Радиус колес | Давление (бар) в грузовой покрышке при нагрузке на ось (т) | Максимальная нагрузка на ось (т) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
7,0 | 8,0 | 9,0 | 10,0 | 11,0 | 12,0 | 13,0 | 14,0 | ||
10.00 R20 (PR16) | 5,5 | 6,3 | 7,1 | 10,9 при давлении 7,8 бар | |||||
11.00 R20 (PR16) | 5,8 | 6,5 | 7,25 | 8,0 | 12 при давлении 8 бар | ||||
12.00 R20 (PR16) | 5,5 | 6,25 | 7,0 | 7,8 | 8,5 | 13 при давлении 8,5 бар | |||
12.00 R24 (PR18) | 4,8 | 5,5 | 6,0 | 6,6 | 7,2 | 14,6 при давлении 7,5 бар | |||
11.00 R22,5 (PR16) | 5,25 | 6,0 | 6,8 | 7,5 | 11,6 при давлении 8 бар | ||||
12.00 R22,5 (PR16) | 5,8 | 6,5 | 7,25 | 8,0 | 12,6 при давлении 8,5 бар | ||||
13.00 R22,5 (PR18) | 6,2 | 6,5 | 7,5 | 7,8 | 13,4 при давлении 8 бар | ||||
275/80 R22,5 | 6,6 | 7,4 | 8,3 | 11,6 при давлении 8,8 бар | |||||
295/60 R22,5 | 6,5 | 7,3 | 8,2 | 9,0 | 12,0 если давление составляет 9 бар | ||||
295/80 R22,5 | 5,8 | 6,5 | 7,3 | 8,0 | 12,6, при давлении 9,5 бар | ||||
315/60 R22,5 | 6,0 | 6,5 | 7,3 | 8,2 | 8,6 | 13,4, при давлении 9 бар | |||
315/70 R22,5 | 6,5 | 7,4 | 8,2 | 12,6 при давлении 8,5 бар | |||||
315/80 R22,5 | 5,2 | 5,75 | 6,4 | 7,1 | 7,75 | 13,4 при давлении 8 бар |
В табличной форме представлены показатели оптимального давления в шинах грузового ТС для одинарных колес, чаще всего устанавливаемых на переднюю ось, в зависимости от нагрузки:
Размер покрышек | Давление (бар) в шинах грузовика при нагрузках на ось (т) | Максимальная нагрузка на ось (т) | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
4,0 | 4,5 | 5,0 | 5,5 | 6,0 | 6,5 | 7,0 | 7,5 | 8,0 | 8,5 | 9,0 | |||
10.00 R20 (PR16) | 5,5 | 6,3 | 7,0 | 7,8 | 6,0 | ||||||||
11.00 R20 (PR16) | 5,8 | 6,5 | 7,0 | 7,7 | 6,7 при давлении 8 бар | ||||||||
12.00 R20 (PR16) | 5,4 | 6,0 | 6,7 | 7,2 | 8,0 | 8,5 | 7,5 при давлении 8 бар | ||||||
12.00 R24 (PR18) | 4,8 | 5,4 | 5,9 | 6,4 | 7,0 | 7,5 | 8,0 | ||||||
11 R22,5 (PR16) | 6,2 | 6,9 | 7,5 | 6,3 при давлении 8 бар | |||||||||
12 R22,5 (PR16) | 6,4 | 7,1 | 7,7 | 8,4 | 7,1 при давлении 8,5 бар | ||||||||
13 R22,5 (PR18) | 6,2 | 6,7 | 7,5 | 8,0 | 7,5 | ||||||||
275/80 R22,5 | 5,7 | 6,5 | 7,2 | 8,0 | 8,8 | 6,5 при давлении 8,75 бар | |||||||
275/80 R22,5 | 6,8 | 7,5 | 8,2 | 9,0 | 6,5 | ||||||||
295/80 R22,5 | 5,7 | 6,4 | 7,0 | 7,7 | 8,4 | 7,1 при давлении 8,5 бар | |||||||
315/60 R22,5 | 6,8 | 7,5 | 8,2 | 8,8 | 7,1 при давлении 9 бар | ||||||||
315/70 R22,5 | 5,0 | 5,6 | 6,4 | 7,1 | 7,7 | 8,4 | 9,0 | 7,5 при давлении 9 бар | |||||
315/80 R22,5 | 6,3 | 6,8 | 7,5 | 8,0 | 8,5 | 8,0 | |||||||
385/65 R22,5 | 6,9 | 7,5 | 8,0 | 8,5 | 9,0 | 9,0 |
Последствия неправильного давления в шинах грузового автомобиля
Рассмотрим риски, связанные с высоким или низким давлением в шинах, и определим случаи, когда можно отступить от норм, указанных в табличных формах. Чем грозит их превышение:
- Удлинение тормозного пути из-за сокращения площади контакта шины с дорожным покрытием.
- Снижение расхода топлива за счет уменьшенной площади контакта с дорогой. Неравномерное истирание шин быстро приводит их в негодность, что нивелирует эту экономию.
- Руль грузовика становится более чувствительным (передние колеса отзывчивее на его маневры).
- Грузовик теряет устойчивость на трассе. Больше всего это сказывается на тягачах седельного типа, которые не имеют длинной базы.
Последствия неправильного давления в шинах грузового автомобиля
Пониженное давление в шинах грузовика часто становится причиной следующих проблем:
- Резина теряет необходимую жесткость. В этом случае ходовая часть ТС будет сильнее раскачиваться, что отразится на его устойчивости в движении и прохождении поворотов.
- Передача вращательного усилия с диска на поверхность контакта с дорогой связана с повышенными энергозатратами, что снижает эффективность работы мотора; растет расход топлива.
- Как и при повышенном показателе давления, наблюдается неравномерное истирание протектора, что уменьшает срок службы авторезины.
- Повышенный износ каркаса автопокрышки приводит к невозможности ее восстановления.
Тем не менее, временное снижение давления воздуха в колесах грузового автомобиля может быть полезно для проезда по сложным дорогам: глинистая и песчаная почва, вязкий грунт (но нагрузка на ось не превышает 2 т). Тогда допустимо временно приспустить шины на 12–15 %.
Часто задаваемые вопросы о давлении в шинах грузового автомобиля
Как выбрать подходящее давление в шинах?
Чтобы проверить показатель в колесах грузовика рекомендуется:
- Получить информацию из табличной формы по данным для конкретной модели ТС с учетом плановой загрузки, диаметра покрышки и ее положения (на передней/задней оси).
- Уточнить рекомендации производителя автомобиля, принимая во внимание вес груза.
- Если предстоит поездка по бездорожью, рекомендуется приспустить колеса до рекомендованного минимального значения. Это позволяет сделать более широким место соприкосновения с покрытием трассы. При этом и сам контакт будет мягче.
- Для движения по магистралям с качественным покрытием в городской черте выбирать усредненное значение.
- Если на грузовике установлена резина с низким профилем, избегайте езды на ненакачанных колесах, – это увеличивает вероятность деформации ее или диска в результате попадания на скорости в яму или на разные препятствия.
Как определить нарушения давления в шинах?
Водитель грузовика с многолетним стажем быстро определит отклонения давления в колесах в результате осмотра их состояния. Если грузовик часто эксплуатируется с чрезмерно накачанными колесами, будет заметен ускоренный износ центральной части протектора. При постоянном использовании слабо накачанных виден износ покрышки по обеим сторонам от центра.
Как нужно регулировать давление в шинах грузового автомобиля в зимнее время?
Зимой необходимо проверять давление чаще, чем летом: минимум раз в неделю и перед каждым длительным рейсом. Советы по накачиванию колес грузовика в зимнее время:
- При регулировке давления в шинах ТС на улице следуйте таблице значений и рекомендациям производителя, так как температура их и воздуха будет одинакова.
- В отапливаемом боксе увеличьте оптимальное давление на 0,2 бара.
- Для поездок по скользким трассам слегка снизьте показатель (на 0,1-0,3 бара), чтобы увеличить площадь соприкосновения покрышки с поверхностью дороги. Это актуально и для движения по бездорожью.
Систематический контроль и корректировка давления воздуха в шинах грузовых автомобилей способствует повышению безопасности транспортировки грузов в условиях сложного покрытия на трассе, комфорту водителя в поездке (не так сильно трясет) и оптимизирует потребление топлива.