11.03.2024 Грузовики 1612 Время чтения: 14 мин.

Давление в шинах грузового автомобиля: оптимальные значения, измерение, контроль

Почему важно? Давление в шинах грузового автомобиля – ключевой параметр, влияющий на безопасность движения, расход топлива, скорость износа покрышек. Необходимо поддерживать его в норме, чтобы избежать неприятных последствий.

Как следить? Для измерения используются ручные приборы, датчики, встроенная электроника машины. Давление необходимо выставлять по табличным значениям согласно рекомендациям производителя, а также в зависимости от времени года.

Из этого материала вы узнаете:

Особенности давления в шинах грузового автомобиля

Давление в шинах грузового автомобиля влияет на технические показатели транспортного средства (ТС). Комфортность поездок, срок службы колесной резины, потребление топлива, тормозной путь и устойчивость грузовика на трассе напрямую зависят от того, как накачаны колеса.

Давление в покрышках может меняться в разное время года. Его значение увеличится ориентировочно на 0,7 бар, если температура окружающего воздуха поднимется до +20 °C. В свою очередь, когда на градуснике будет -20 °C, то показатель давления снизится на 0,6–0,8 бар. Еще больше будут изменения, если ТС перевозит тяжелый груз или находится в длительном рейсе.

особенности давления в шинах грузового автомобиля Особенности давления в шинах грузового автомобиля

Опытные водители рекомендую осуществлять проверку давления в колесах грузовика, используя манометр, каждые 3–4 дня. Замер должен производиться при холодных покрышках. В такой ситуации их температура и окружающего воздуха будет одинакова. В процессе продолжительной поездки резина нагревается. Накачивать холодные шины следует до рекомендованных автопроизводителем значений. Неправильно подготовленные к поездке колеса грузовика создают угрозу на трассе и могут привести к непредсказуемым последствиям.

Виды давления в шинах грузового автомобиля

Различают три вида рассматриваемого параметра:

  • Максимальный показатель: наносится производителем на боковую часть авторезины. Не рекомендовано накачивать шины до этого уровня и, соответственно, нельзя повышать давление выше него. В противном случае резина будет быстро изнашиваться и возникает риск аварий на дорогах.
  • Оптимальный: можно определить по специальным таблицам, где указано давление в шинах в зависимости от веса груза. Создание такого в шинах можно назвать лучшим решением. Для поддержания оптимума нужно постоянно осуществлять подкачку.
  • Рекомендованное значение: указывается производителями для каждого вида колес. Чаще всего на покрышке есть 2 показателя – для загруженного ТС или для авто без поклажи. Когда на ней есть только одна цифра, значит, она соответствует давлению в шинах пустого транспорта. Рекомендованные значения могут еще указывать в техническом паспорте авто или на табличке, расположенной на стойке дверного проема кабины.

Когда предполагается длительная поездка с тяжелым грузом, следует создать давление в шинах, которое на 0,3–0,5 атм превышает рекомендованные значения.

Факторы, влияющие на давление в шинах грузового автомобиля

Определение силы накачивания колес грузовика производится на основании ряда параметров, включая расположение оси, размер шин, а также текущие климатические условия.

Тип оси

Рекомендации о том, какое должно быть давление в шинах грузовых автомобилей на всех осях ТС предоставляет автопроизводитель. Зависимость этого показателя от местоположения объясняется разной нагрузкой на оси грузовика. В то же время давление в колесной паре не может отличаться. Недопустимо и существенное различие этого показателя для колес разных осей: это может привести к ухудшению управляемости ТС и его устойчивости на трассе.

тип оси Тип оси

Радиус колеса

Грузовые шины отличаются по своему размеру и профилю. Колеса разного радиуса отличаются по рекомендованному показателю накачивания.

Погода и температура воздуха

При накачивании покрышек грузовика необходимо учитывать климатические условия. Выше было указано, что повышение температуры на 20 °C увеличивает давление воздуха внутри покрышки на 0,7 бар. Соответственно, снижение показателя приводит к обратному эффекту. Для сильно загруженного грузовика эти изменения будут еще более заметными.

Обратите внимание! В теплом гараже потеря давления в шинах может не проявляться, но на морозе она будет ощутимой. Зимой все измерения должны осуществляться на улице. Если погодные условия резко изменились, следует в обязательном порядке произвести дополнительную проверку давления в шинах грузового автомобиля.

Рекомендуемые показатели указываются производителями для всех видов автопокрышек (летних, всесезонных и зимних). Резина для теплого времени накачивается слабее, чем для холода (примерно, на 0,2 атм). В условиях мягких зим многими автовладельцами используются всесезонные грузовые шины. Летом для них следует поддерживать минимальное давление из рекомендуемых показателей, а зимой – максимальное.

Способы измерения давления в шинах грузового автомобиля

Наиболее распространенным устройством для контроля давления в шинах грузового автомобиля являются специальные манометры. Измерения рекомендуется проводить ежемесячно. Хотя ответственность за проверку и накачку шин лежит на водителе, многие автотранспортные компании с определенной периодичностью проводят дополнительные контрольные поверки.

способы измерения давления в шинах грузового автомобиля Способы измерения давления в шинах грузового автомобиля

Контроль давления в колесах грузовиков, полуприцепов и прицепов осуществляется с применением манометрических приборов следующих типов:

  • механические: стрелочные или реечные;
  • электронные: обеспечивают повышенную точность показателей.

Существует ряд передовых систем, которые точно и быстро измеряют этот параметр:

  • Индикационные колпачки: крепятся на ниппелях для подкачки колес. Данные демонстрируются с помощью цветных дисков, встроенных в конструкцию индикатора.
  • ПО, интегрированное в систему АБС.
  • Электронные датчики давления в шинах для грузовых автомобилей. При их наличии показания будут представлены на экране бортового компьютера.
Следует учитывать, что в ряде ситуаций данные замеров будут искажены. К примеру, неточны показатели, полученные сразу после длительного маршрута. Приборы могут показывать данные, которые увеличены на 20 % от фактического давления.

Неточные показания, полученные сразу после длительного движения ТС, демонстрируют как манометры, так и системы контроля давления в шинах грузового автомобиля, которые установлены заводом-изготовителем машины. Это обусловлено нагреванием воздуха внутри шин, что приводит к завышенным данным сенсоров. После непродолжительной стоянки грузовика покрышки остынут, и датчики будут демонстрировать фактические показатели.

Сводные таблицы давления в шинах грузового автомобиля

В табличной форме указаны оптимальные показатели давления для сдвоенных колес грузовиков, расположенных на задней оси, в зависимости от нагрузки в тоннах:

Радиус колесДавление (бар) в грузовой покрышке при нагрузке на ось (т)Максимальная нагрузка на ось (т)
 7,08,09,010,011,012,013,014,0 
10.00 R20 (PR16) 5,56,37,1    10,9 при давлении 7,8 бар
11.00 R20 (PR16)  5,86,57,258,0  12 при давлении 8 бар
12.00 R20 (PR16)  5,56,257,07,88,5 13 при давлении 8,5 бар
12.00 R24 (PR18)   4,85,56,06,67,214,6 при давлении 7,5 бар
11.00 R22,5 (PR16) 5,256,06,87,5   11,6 при давлении 8 бар
12.00 R22,5 (PR16)  5,86,57,258,0  12,6 при давлении 8,5 бар
13.00 R22,5 (PR18)   6,26,57,57,8 13,4 при давлении 8 бар
275/80 R22,5  6,67,48,3   11,6 при давлении 8,8 бар
295/60 R22,5  6,57,38,29,0  12,0 если давление составляет 9 бар
295/80 R22,5  5,86,57,38,0  12,6, при давлении 9,5 бар
315/60 R22,5  6,06,57,38,28,6 13,4, при давлении 9 бар
315/70 R22,5   6,57,48,2  12,6 при давлении 8,5 бар
315/80 R22,5  5,25,756,47,17,75 13,4 при давлении 8 бар

В табличной форме представлены показатели оптимального давления в шинах грузового ТС для одинарных колес, чаще всего устанавливаемых на переднюю ось, в зависимости от нагрузки:

Размер покрышекДавление (бар) в шинах грузовика при нагрузках на ось (т)Максимальная нагрузка на ось (т)
 4,04,55,05,56,06,57,07,58,08,59,0  
10.00 R20 (PR16) 5,56,37,07,8      6,0
11.00 R20 (PR16) 5,86,57,07,7      6,7 при давлении 8 бар
12.00 R20 (PR16) 5,46,06,77,28,08,5    7,5 при давлении 8 бар
12.00 R24 (PR18)  4,85,45,96,47,07,5   8,0
11 R22,5 (PR16) 6,26,97,5       6,3 при давлении 8 бар
12 R22,5 (PR16)  6,47,17,78,4     7,1 при давлении 8,5 бар
13 R22,5 (PR18)   6,26,77,58,0    7,5
275/80 R22,5 5,76,57,28,08,8     6,5 при давлении 8,75 бар
275/80 R22,5  6,87,58,29,0     6,5
295/80 R22,5  5,76,47,07,78,4    7,1 при давлении 8,5 бар
315/60 R22,5   6,87,58,28,8    7,1 при давлении 9 бар
315/70 R22,5 5,05,66,47,17,78,49,0   7,5 при давлении 9 бар
315/80 R22,5    6,36,87,58,08,5  8,0
385/65 R22,5      6,97,58,08,59,09,0

Последствия неправильного давления в шинах грузового автомобиля

Рассмотрим риски, связанные с высоким или низким давлением в шинах, и определим случаи, когда можно отступить от норм, указанных в табличных формах. Чем грозит их превышение:

  • Удлинение тормозного пути из-за сокращения площади контакта шины с дорожным покрытием.
  • Снижение расхода топлива за счет уменьшенной площади контакта с дорогой. Неравномерное истирание шин быстро приводит их в негодность, что нивелирует эту экономию.
  • Руль грузовика становится более чувствительным (передние колеса отзывчивее на его маневры).
  • Грузовик теряет устойчивость на трассе. Больше всего это сказывается на тягачах седельного типа, которые не имеют длинной базы.

последствия неправильного давления в шинах грузового автомобиля Последствия неправильного давления в шинах грузового автомобиля

Пониженное давление в шинах грузовика часто становится причиной следующих проблем:

  • Резина теряет необходимую жесткость. В этом случае ходовая часть ТС будет сильнее раскачиваться, что отразится на его устойчивости в движении и прохождении поворотов.
  • Передача вращательного усилия с диска на поверхность контакта с дорогой связана с повышенными энергозатратами, что снижает эффективность работы мотора; растет расход топлива.
  • Как и при повышенном показателе давления, наблюдается неравномерное истирание протектора, что уменьшает срок службы авторезины.
  • Повышенный износ каркаса автопокрышки приводит к невозможности ее восстановления.

Тем не менее, временное снижение давления воздуха в колесах грузового автомобиля может быть полезно для проезда по сложным дорогам: глинистая и песчаная почва, вязкий грунт (но нагрузка на ось не превышает 2 т). Тогда допустимо временно приспустить шины на 12–15 %.

Часто задаваемые вопросы о давлении в шинах грузового автомобиля

Как выбрать подходящее давление в шинах?

Чтобы проверить показатель в колесах грузовика рекомендуется:

  • Получить информацию из табличной формы по данным для конкретной модели ТС с учетом плановой загрузки, диаметра покрышки и ее положения (на передней/задней оси).
  • Уточнить рекомендации производителя автомобиля, принимая во внимание вес груза.
  • Если предстоит поездка по бездорожью, рекомендуется приспустить колеса до рекомендованного минимального значения. Это позволяет сделать более широким место соприкосновения с покрытием трассы. При этом и сам контакт будет мягче.
  • Для движения по магистралям с качественным покрытием в городской черте выбирать усредненное значение.
  • Если на грузовике установлена резина с низким профилем, избегайте езды на ненакачанных колесах, – это увеличивает вероятность деформации ее или диска в результате попадания на скорости в яму или на разные препятствия.
Не забывайте проверять не только основные, но и запасные колеса.

Как определить нарушения давления в шинах?

Водитель грузовика с многолетним стажем быстро определит отклонения давления в колесах в результате осмотра их состояния. Если грузовик часто эксплуатируется с чрезмерно накачанными колесами, будет заметен ускоренный износ центральной части протектора. При постоянном использовании слабо накачанных виден износ покрышки по обеим сторонам от центра.

Как нужно регулировать давление в шинах грузового автомобиля в зимнее время?

Зимой необходимо проверять давление чаще, чем летом: минимум раз в неделю и перед каждым длительным рейсом. Советы по накачиванию колес грузовика в зимнее время:

  • При регулировке давления в шинах ТС на улице следуйте таблице значений и рекомендациям производителя, так как температура их и воздуха будет одинакова.
  • В отапливаемом боксе увеличьте оптимальное давление на 0,2 бара.
  • Для поездок по скользким трассам слегка снизьте показатель (на 0,1-0,3 бара), чтобы увеличить площадь соприкосновения покрышки с поверхностью дороги. Это актуально и для движения по бездорожью.

Систематический контроль и корректировка давления воздуха в шинах грузовых автомобилей способствует повышению безопасности транспортировки грузов в условиях сложного покрытия на трассе, комфорту водителя в поездке (не так сильно трясет) и оптимизирует потребление топлива.

Утилизационный сбор
Спецтехника
Утилизационный сбор
Подробнее
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Погрузчики
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Подробнее
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Спецтехника
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Подробнее
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подъемные краны
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подробнее
Виды, типы и классификация спецтехники
Спецтехника
Виды, типы и классификация спецтехники
Подробнее

Есть вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер с вами свяжется в течение 15 минут

Введите корректные данные
я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
*Необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных

Или звоните по бесплатному номеру

price icon
Получить актуальный прайс
Получить прайс
Позвонить бесплатно
Подобрать оборудование
close icon

Артем Родин

Руководитель направления "спецтехника"

Артем Родин печатает ...