27.05.2024 Экскаваторы 3184 Время чтения: 14 мин.

Техническое обслуживание экскаватора: основные виды и периодичность

Как часто проводят? Обслуживание экскаватора должно проводиться в соответствии с рекомендациями производителя. Плановое осуществляют каждые 250–500 часов работы, сезонные – дважды в год (весной и осенью), а ежесменные – каждый раз перед запуском техники в работу.

На что обратить внимание? Следует регулярно проверять уровень масла, состояние гидравлической системы и системы охлаждения. Помимо этого, во время ТО меняют фильтры и смазывают механизмы хода.

Из этого материала вы узнаете:

Виды технического обслуживания экскаватора

Для гарантии стабильной и надежной работы обязательно проведение технического обслуживания (ТО). Нуждаются в нем все типы транспортных средств (ТС), в том числе и экскаваторы – строительные машины, задействованные во многих производственных процессах. Они востребованы в любой сезон, и их сервис имеет специфические особенности.

виды технического обслуживания экскаватора Виды технического обслуживания экскаватора

Эксплуатационная инструкция подробно рассматривает регулярность и последовательность ТО при обслуживании экскаватора. Предъявляются особые квалификационные требования к оператору, предусматривающие его подготовку для грамотного управления машиной, понимания работы механизмов, умения при необходимости заменить детали и узлы.

При эксплуатации спецтехники предусматривается:

  • Ежесменное техническое обслуживание (ЕО), выполняемое перед и после рабочей смены. Иногда, при необходимости, оно нужно и во время нее.
  • Плановое техническое обслуживание (ТО). Выполняется по особому графику, установленному предприятием-изготовителем.
  • Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится дважды в год для эксплуатации экскаватора в последующий период года.

Плановые ТО отличаются периодичностью и составом работ. В зависимости от последовательности проведения технического обслуживания каждому его виду присваивают порядковый номер: ТО-1, ТО-2, ТО-3. В плановые работы с более высоким номером включаются требования предыдущих, в том числе и ежесменных.

Ремонт техники проводится для восстановления ее исправности и последующей эффективной эксплуатации. При этом делают комплекс работ, направленных на ликвидацию дефектов, повреждений систем и механизмов. Определены два вида плановых ремонтов: капитальный (К) и текущий (Т). Текущий для техники на базе тракторов проводится вместе с ТО-3, так как они совпадают по периодичности.

Завод-изготовитель устанавливает виды ТО, периодичность их проведения, определяет состав и систему выполнения работ технического обслуживания и текущего ремонта. Все это отражено в документации по эксплуатации машины.

Для выполнения планового технического обслуживания обычно выбирают время, приходящееся на выходные организаций, на которых задействованы экскаваторы. ЕО осуществляют оператор машины и его помощник. К выполнению ТО и текущих ремонтов, помимо машиниста и подручного, привлекаются специализированные бригады.

Текущий ремонт предполагает устранение неисправностей, возникших во время работы машины и негативно отражающихся на ее эксплуатации, не позволяющих эффективно решать производственные задачи. Он производится машинистом и его помощником на рабочем месте техники, а по необходимости привлекаются специалисты мастерской.

Во время текущего ремонта заменяются и восстанавливаются детали, за исключением базисных. Вопрос, снимать или нет поврежденный узел, решается при осмотре и выборе метода устранения неполадки.

Каждый вид этой деятельности предполагает выполнение определенного объема работ, причем при последующих его видах следует выполнять и задачи предыдущих. На практике текущие ремонты могут отличаться по сложности и количеству неполадок, которые необходимо устранить.

Сезонное обслуживание экскаватора

Два раза в год проводится сезонное обслуживание и ремонт экскаватора.

Весь период работы машины на ее узлах и деталях скапливалась грязь и пыль, окисляющая масло. Посторонние примеси и шлаки препятствуют качественной смазке деталей. Особое внимание при наступлении холодов надо уделить ревизии аккумулятора, так как при его замерзании машина работать не будет. Простой техники – это показатель ее неэффективной эксплуатации.

сезонное обслуживание экскаватора Сезонное обслуживание экскаватора

Обслуживание в весенний и летний период

Работа машинистов экскаватора в это время не столь сложна, как зимой. Нет необходимости в утеплителе, подогреве топлива перед началом смены, в особой жидкости для охлаждения двигателя. Однако летний сезон ставит перед экскаваторщиками другие непростые задачи. Необходимо быть готовым к повышению температуры воздуха, которая вызывает перегрев двигателя, к запыленности воздуха и т. д.

Для подготовки спецтехники к эксплуатации в весенне-летний период осуществляются:

  • Очистка систем охлаждения, смазки, топлива, всех трубопроводов.
  • Замена зимних жидкостей в гидросистеме и сортов масла на летние.
  • Смена смазки во всех рабочих устройствах. Она должна иметь высокие температурные характеристики для сохранения адгезионных свойств.
  • Замена масла в гидравлической системе.

И в завершение сервиса необходимо уделить внимание наличию и состоянию инструментов, запасных частей.

Указанный объем работ выполняют квалифицированные специалисты из мастерской соответствующего профиля с участием оператора непосредственно на рабочем месте или в сервисном центре, если владелец экскаватора примет такое решение.

Обслуживание в осенний и зимний период

Наступление холодов требует еще более внимательного и ответственного отношения к состоянию спецтехники, своевременного проведения технического обслуживания. При подготовке экскаватора к эксплуатации в условиях осенней слякоти и морозов полностью проверяют и тестируют работу двигателя, меняют солярку на зимнюю. Но прежде всего нужно:

  • Установить тепловой вентилятор или смонтировать под фильтром топлива специальное устройство, разогревающее солярку до +450 градусов Цельсия и поддерживающее температуру около +400 градусов.
  • Проверить функциональность аккумуляторной кислотной батареи (АКБ). Элементы, вызывающие сомнение в исправности, подлежат ремонту или замене.
  • Обеспечить надлежащее состояние гидравлической системы, для чего проверить трубопроводы, заменить неисправные. Особое внимание уделить мерам по предотвращению высокой вязкости масла.
  • Провести мероприятия по обеспечению работоспособности ходовой части. В их числе осмотр гусеничных лент, их элементов (пальцев, башмаков, втулок), направляющего колеса, механизма натяжения гусениц, состояния звездочки.

Тщательное осенне-зимнее техническое обслуживание экскаватора-погрузчика проводится при запланированной эксплуатации спецтехники. Если это не предусмотрено, проводятся мероприятия по консервации ТС до наступления весны.

обслуживание в осенний и зимний период Обслуживание в осенний и зимний период

Ежесменное обслуживание экскаватора

Это мероприятие обязательное и проводится в выделенное время в начале смены или в конце ее. Перед началом работы необходимо:

  • Очистить узлы и детали экскаватора от пыли и грязи.
  • Провести техническое обслуживание гидравлической системы и воздухоподготовки.
  • Проверить уровень масла в редукторах и гидробаке. При выявлении его несоответствия норме, долить его и топливо.
  • Провести наружный осмотр для проверки надежности крепежных соединений деталей и механизмов спецтехники.
  • Смазать узлы, которые вращаются, используя специальную таблицу (при условии отработки указанного разработчиками модели числа рабочего времени).
  • Осмотреть аккумуляторные батареи. При выявлении электролита на поверхности, его вытереть, выяснить и устранить причину дефекта. Проверить, прочистить вентиляционные отверстия в пробках, удалить отстой и конденсат из системы воздухоподготовки.
  • Контролировать в рабочем режиме функциональность звукового сигнала, освещения, работу контрольно-измерительных приборов, убедиться в исправности тормозной системы. Устранить возможную протечку эксплуатационной жидкости, масла или воды.
  • Проверить перед выездом из гаража или базы работу механизмов управления. Этот процесс выполняется на ровной площадке при опущенном рабочем оборудовании путем поворота колес до полного упора вправо и влево. При выявлении недостаточного угла поворота, необходимо отрегулировать его.
  • Проверить давление в пневмосистеме. Показания манометра должно быть 5–6 кгс/кв.см.
  • Проверить состояние шин спецтехники или гусеничной ленты.
  • Внимательно исследовать качество крепления контактных частей оборудования, работоспособность гидроцилиндров (на холостом ходу), осмотреть соединения трубопроводов для выявления и устранения утечки масла и топлива.
  • Проверить работу фрикционных механизмов и кулачковых муфт.
  • Удостовериться в прочности защитных заграждений и других устройств, обеспечивающих безопасность оператора.

Ежедневное техническое обслуживание экскаватора нельзя пропускать, перед запуском двигателя обязательно нужно проверить:

  • Наличие масла в редукторе привода гидронасоса.
  • Направление риски на кране сливного трубопровода.
  • Уровень эксплуатационной жидкости в баке.
  • Рабочее состояние всасывающего трубопровода (он должен быть открыт).

В конце смены:

  • Установить рычаги управления в нейтральное положение.
  • Выполнить ежесменное ТО насосов, компрессора, двигателя и других механизмов.
  • Укрепить соединения трубопроводов в местах возможного протекания масла.

Текущий ремонт экскаватора

При текущем ремонте проводят ревизию узлов и механизмов экскаватора и устраняют отдельные неисправности, особое внимание уделяя следующим работам:

  • Проверка рычажных систем механизмов управления. Процесс предусматривает переборку и ревизию их в приводе основных механизмов, выявление и замену дефектных пружин, валиков и других элементов.
  • Проверка зубчатых и цепных передач. Осмотру подвергают цилиндрические и конические зубчатые колеса, звездочки цепей. Зачищают выявленные заусенцы. Тщательно осматривают цепь редуктора и при необходимости ее заменяют.
  • Осмотр фрикционных муфт. Особое внимание – состоянию и плотности прилегания к шкивам колодок и лент, проверяют и регулируют их ход. При необходимости – прошлифовать шкивы.
  • Ответственно отнестись к ремонту гидропривода. Обязательно промыть блоки клапанов, распределительные баки. Изношенные и сборочные детали надо заменить.
  • Уделить внимание подшипникам скольжения и качения. Проверяют их состояние, работоспособность, проводят регулировку.
  • Осмотр металлоконструкций. При выявлении трещин, деформации и других дефектов устраняют их.

текущий ремонт экскаватора Текущий ремонт экскаватора

10 советов по правильной эксплуатации экскаватора

Даже при внимательном ответственном уходе за спецтехникой, своевременном ремонте и обслуживании экскаватора-погрузчика, машина периодически выходит из строя. Специалисты-практики предлагают 10 простых, но эффективных действий, направленных на поддержание рабочего состояния ТС:

  • Перед началом смены обязательно проверьте уровень эксплуатационных жидкостей, отрегулируйте положение боковых зеркал и состояние камер заднего вида при их наличии. Даже если «вчера все было в порядке», опытный оператор должен понимать, что даже у неработающей машины могут быть сбои. Поэтому проверьте систему мониторинга на предмет наличия текущих ошибок и примите меры при их выявлении к устранению.
  • Выработайте привычку раз в неделю или при переезде на другой участок проверять состояние гусеничной ленты, ее натяжение. Этот показатель необходимо учитывать при работе с разными типами грунта и при изменении условий труда. Тракт и звездочка (ведущее колесо) быстрее изнашиваются при чрезмерном натяжении ленты.
  • Не выпускайте из виду показания температуры гидравлического масла. При его перегреве не игнорируйте этот факт, надо дать системе остыть. А машинисту нужно подумать над причиной возникновения проблемы. Перегретая гидравлическая жидкость приводит к снижению эффективности работы экскаватора, он не так чутко отзывается на действия оператора.
  • Срабатывание гидроклапана ограничения давления – предаварийная ситуация. При перегрузке он обязательно взвоет. Это сигнал, что машина работает на грани возможностей. На пределе работать нельзя, дайте технике отдохнуть, пусть показатели придут в норму.
  • При высокой нагрузке на гидросистему экскаватора происходят неприятные вещи: до срока изнашиваются клапана, рвутся рукава высокого давления (РВД), заклинивают золотники. Вина лежит на повышенных нагрузках, использовании сменного оборудования и т. д.
  • Несколько слов о гидравлических шлангах. Особое внимание к ним – во время высоких нагрузок. Их меняют регулярно, вне зависимости от явного дефекта (течи или повреждения). Внимание к дате изготовления РВД. При заявленном изготовителем сроке хранения 5 лет в суровых условиях эксплуатации лучше не ставить шланги старше трех лет.
  • Современные модели экскаваторов имеют систему, контролирующую состояние воздушного фильтра. Осуществлять его проверку и предпринимать меры по очистке рекомендуется лишь в случае ее срабатывания. Чрезмерное внимание к фильтру, не всегда оправданные действия, могут привести к засорению двигателя абразивными частицами, к его преждевременному износу. Лучше в этом вопросе полагаться на систему мониторинга, которая эффективно осуществляет контроль за состоянием рабочих систем и механизмов спецтехники.
  • Проверьте масло перед заливкой в гидросистему. Оно не должно иметь посторонних примесей, а горловину следует очистить. Исключите попадание в систему воды, грязи, осадка из резервуара. Сетчатый фильтр маслоприемника задерживает лишь крупные частицы.
  • Нельзя смешивать технические жидкости. Добавлять можно лишь те, которые уже есть в системе. Это касается и антифриза, и масел. Масла разных производителей отличаются по составу и их смешивание может привести к вымыванию присадок, что приведет к изменению смазочных свойств.
  • Не выбирайте самый бюджетный вариант при покупке запасных деталей и расходных материалов. Непроверенные, некачественные элементы могут подвести в самый ответственный момент.

Опытный машинист понимает машину по звуку мотора. Не игнорируйте самые незначительные дефекты. Их выявление и своевременное исправление – залог эффективности работы ТС и возможность избежать высокозатратного ремонта.

Часто задаваемые вопросы об обслуживании экскаватора

Чем смазывать механизмы хода и рабочие органы?

Специальными материалами по рекомендации производителя. Чаще всего это смазки ЕР-2 или их аналоги.

Как правильно проверить давление в шинах или колесах экскаватора?

Манометром, действуя по инструкции производителя. Может потребоваться выпустить воздух или подкачать его.

как правильно проверить давление в шинах или колесах экскаватора Как правильно проверить давление в шинах или колесах экскаватора

Что делать, если экскаватор начал нагреваться?

Важно остановить работу и дождаться остывания двигателя. Далее следует осмотреть систему охлаждения на возможность утечек. Обратить внимание на состояние радиатора и уровень охлаждающей жидкости.

Регулярный ремонт и техническое обслуживание экскаватора, ответственный уход за ним помогут поддерживать технику в рабочем состоянии, уменьшат риски поломок и продлят срок эксплуатации.

Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Погрузчики
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Подробнее
Утилизационный сбор
Спецтехника
Утилизационный сбор
Подробнее
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подъемные краны
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подробнее
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Спецтехника
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Подробнее
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Спецтехника
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Подробнее

Есть вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер с вами свяжется в течение 15 минут

Введите корректные данные
я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
*Необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных

Или звоните по бесплатному номеру

price icon
Получить актуальный прайс
Получить прайс
Позвонить бесплатно
Подобрать оборудование