27.05.2024 Экскаваторы 1661 Время чтения: 14 мин.

Техническое обслуживание экскаватора: основные виды и периодичность

Как часто проводят? Обслуживание экскаватора должно проводиться в соответствии с рекомендациями производителя. Плановое осуществляют каждые 250–500 часов работы, сезонные – дважды в год (весной и осенью), а ежесменные – каждый раз перед запуском техники в работу.

На что обратить внимание? Следует регулярно проверять уровень масла, состояние гидравлической системы и системы охлаждения. Помимо этого, во время ТО меняют фильтры и смазывают механизмы хода.

Из этого материала вы узнаете:

Виды технического обслуживания экскаватора

Для гарантии стабильной и надежной работы обязательно проведение технического обслуживания (ТО). Нуждаются в нем все типы транспортных средств (ТС), в том числе и экскаваторы – строительные машины, задействованные во многих производственных процессах. Они востребованы в любой сезон, и их сервис имеет специфические особенности.

виды технического обслуживания экскаватора Виды технического обслуживания экскаватора

Эксплуатационная инструкция подробно рассматривает регулярность и последовательность ТО при обслуживании экскаватора. Предъявляются особые квалификационные требования к оператору, предусматривающие его подготовку для грамотного управления машиной, понимания работы механизмов, умения при необходимости заменить детали и узлы.

При эксплуатации спецтехники предусматривается:

  • Ежесменное техническое обслуживание (ЕО), выполняемое перед и после рабочей смены. Иногда, при необходимости, оно нужно и во время нее.
  • Плановое техническое обслуживание (ТО). Выполняется по особому графику, установленному предприятием-изготовителем.
  • Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится дважды в год для эксплуатации экскаватора в последующий период года.

Плановые ТО отличаются периодичностью и составом работ. В зависимости от последовательности проведения технического обслуживания каждому его виду присваивают порядковый номер: ТО-1, ТО-2, ТО-3. В плановые работы с более высоким номером включаются требования предыдущих, в том числе и ежесменных.

Ремонт техники проводится для восстановления ее исправности и последующей эффективной эксплуатации. При этом делают комплекс работ, направленных на ликвидацию дефектов, повреждений систем и механизмов. Определены два вида плановых ремонтов: капитальный (К) и текущий (Т). Текущий для техники на базе тракторов проводится вместе с ТО-3, так как они совпадают по периодичности.

Завод-изготовитель устанавливает виды ТО, периодичность их проведения, определяет состав и систему выполнения работ технического обслуживания и текущего ремонта. Все это отражено в документации по эксплуатации машины.

Для выполнения планового технического обслуживания обычно выбирают время, приходящееся на выходные организаций, на которых задействованы экскаваторы. ЕО осуществляют оператор машины и его помощник. К выполнению ТО и текущих ремонтов, помимо машиниста и подручного, привлекаются специализированные бригады.

Текущий ремонт предполагает устранение неисправностей, возникших во время работы машины и негативно отражающихся на ее эксплуатации, не позволяющих эффективно решать производственные задачи. Он производится машинистом и его помощником на рабочем месте техники, а по необходимости привлекаются специалисты мастерской.

Во время текущего ремонта заменяются и восстанавливаются детали, за исключением базисных. Вопрос, снимать или нет поврежденный узел, решается при осмотре и выборе метода устранения неполадки.

Каждый вид этой деятельности предполагает выполнение определенного объема работ, причем при последующих его видах следует выполнять и задачи предыдущих. На практике текущие ремонты могут отличаться по сложности и количеству неполадок, которые необходимо устранить.

Сезонное обслуживание экскаватора

Два раза в год проводится сезонное обслуживание и ремонт экскаватора.

Весь период работы машины на ее узлах и деталях скапливалась грязь и пыль, окисляющая масло. Посторонние примеси и шлаки препятствуют качественной смазке деталей. Особое внимание при наступлении холодов надо уделить ревизии аккумулятора, так как при его замерзании машина работать не будет. Простой техники – это показатель ее неэффективной эксплуатации.

сезонное обслуживание экскаватора Сезонное обслуживание экскаватора

Обслуживание в весенний и летний период

Работа машинистов экскаватора в это время не столь сложна, как зимой. Нет необходимости в утеплителе, подогреве топлива перед началом смены, в особой жидкости для охлаждения двигателя. Однако летний сезон ставит перед экскаваторщиками другие непростые задачи. Необходимо быть готовым к повышению температуры воздуха, которая вызывает перегрев двигателя, к запыленности воздуха и т. д.

Для подготовки спецтехники к эксплуатации в весенне-летний период осуществляются:

  • Очистка систем охлаждения, смазки, топлива, всех трубопроводов.
  • Замена зимних жидкостей в гидросистеме и сортов масла на летние.
  • Смена смазки во всех рабочих устройствах. Она должна иметь высокие температурные характеристики для сохранения адгезионных свойств.
  • Замена масла в гидравлической системе.

И в завершение сервиса необходимо уделить внимание наличию и состоянию инструментов, запасных частей.

Указанный объем работ выполняют квалифицированные специалисты из мастерской соответствующего профиля с участием оператора непосредственно на рабочем месте или в сервисном центре, если владелец экскаватора примет такое решение.

Обслуживание в осенний и зимний период

Наступление холодов требует еще более внимательного и ответственного отношения к состоянию спецтехники, своевременного проведения технического обслуживания. При подготовке экскаватора к эксплуатации в условиях осенней слякоти и морозов полностью проверяют и тестируют работу двигателя, меняют солярку на зимнюю. Но прежде всего нужно:

  • Установить тепловой вентилятор или смонтировать под фильтром топлива специальное устройство, разогревающее солярку до +450 градусов Цельсия и поддерживающее температуру около +400 градусов.
  • Проверить функциональность аккумуляторной кислотной батареи (АКБ). Элементы, вызывающие сомнение в исправности, подлежат ремонту или замене.
  • Обеспечить надлежащее состояние гидравлической системы, для чего проверить трубопроводы, заменить неисправные. Особое внимание уделить мерам по предотвращению высокой вязкости масла.
  • Провести мероприятия по обеспечению работоспособности ходовой части. В их числе осмотр гусеничных лент, их элементов (пальцев, башмаков, втулок), направляющего колеса, механизма натяжения гусениц, состояния звездочки.

Тщательное осенне-зимнее техническое обслуживание экскаватора-погрузчика проводится при запланированной эксплуатации спецтехники. Если это не предусмотрено, проводятся мероприятия по консервации ТС до наступления весны.

обслуживание в осенний и зимний период Обслуживание в осенний и зимний период

Ежесменное обслуживание экскаватора

Это мероприятие обязательное и проводится в выделенное время в начале смены или в конце ее. Перед началом работы необходимо:

  • Очистить узлы и детали экскаватора от пыли и грязи.
  • Провести техническое обслуживание гидравлической системы и воздухоподготовки.
  • Проверить уровень масла в редукторах и гидробаке. При выявлении его несоответствия норме, долить его и топливо.
  • Провести наружный осмотр для проверки надежности крепежных соединений деталей и механизмов спецтехники.
  • Смазать узлы, которые вращаются, используя специальную таблицу (при условии отработки указанного разработчиками модели числа рабочего времени).
  • Осмотреть аккумуляторные батареи. При выявлении электролита на поверхности, его вытереть, выяснить и устранить причину дефекта. Проверить, прочистить вентиляционные отверстия в пробках, удалить отстой и конденсат из системы воздухоподготовки.
  • Контролировать в рабочем режиме функциональность звукового сигнала, освещения, работу контрольно-измерительных приборов, убедиться в исправности тормозной системы. Устранить возможную протечку эксплуатационной жидкости, масла или воды.
  • Проверить перед выездом из гаража или базы работу механизмов управления. Этот процесс выполняется на ровной площадке при опущенном рабочем оборудовании путем поворота колес до полного упора вправо и влево. При выявлении недостаточного угла поворота, необходимо отрегулировать его.
  • Проверить давление в пневмосистеме. Показания манометра должно быть 5–6 кгс/кв.см.
  • Проверить состояние шин спецтехники или гусеничной ленты.
  • Внимательно исследовать качество крепления контактных частей оборудования, работоспособность гидроцилиндров (на холостом ходу), осмотреть соединения трубопроводов для выявления и устранения утечки масла и топлива.
  • Проверить работу фрикционных механизмов и кулачковых муфт.
  • Удостовериться в прочности защитных заграждений и других устройств, обеспечивающих безопасность оператора.

Ежедневное техническое обслуживание экскаватора нельзя пропускать, перед запуском двигателя обязательно нужно проверить:

  • Наличие масла в редукторе привода гидронасоса.
  • Направление риски на кране сливного трубопровода.
  • Уровень эксплуатационной жидкости в баке.
  • Рабочее состояние всасывающего трубопровода (он должен быть открыт).

В конце смены:

  • Установить рычаги управления в нейтральное положение.
  • Выполнить ежесменное ТО насосов, компрессора, двигателя и других механизмов.
  • Укрепить соединения трубопроводов в местах возможного протекания масла.

Текущий ремонт экскаватора

При текущем ремонте проводят ревизию узлов и механизмов экскаватора и устраняют отдельные неисправности, особое внимание уделяя следующим работам:

  • Проверка рычажных систем механизмов управления. Процесс предусматривает переборку и ревизию их в приводе основных механизмов, выявление и замену дефектных пружин, валиков и других элементов.
  • Проверка зубчатых и цепных передач. Осмотру подвергают цилиндрические и конические зубчатые колеса, звездочки цепей. Зачищают выявленные заусенцы. Тщательно осматривают цепь редуктора и при необходимости ее заменяют.
  • Осмотр фрикционных муфт. Особое внимание – состоянию и плотности прилегания к шкивам колодок и лент, проверяют и регулируют их ход. При необходимости – прошлифовать шкивы.
  • Ответственно отнестись к ремонту гидропривода. Обязательно промыть блоки клапанов, распределительные баки. Изношенные и сборочные детали надо заменить.
  • Уделить внимание подшипникам скольжения и качения. Проверяют их состояние, работоспособность, проводят регулировку.
  • Осмотр металлоконструкций. При выявлении трещин, деформации и других дефектов устраняют их.

текущий ремонт экскаватора Текущий ремонт экскаватора

10 советов по правильной эксплуатации экскаватора

Даже при внимательном ответственном уходе за спецтехникой, своевременном ремонте и обслуживании экскаватора-погрузчика, машина периодически выходит из строя. Специалисты-практики предлагают 10 простых, но эффективных действий, направленных на поддержание рабочего состояния ТС:

  • Перед началом смены обязательно проверьте уровень эксплуатационных жидкостей, отрегулируйте положение боковых зеркал и состояние камер заднего вида при их наличии. Даже если «вчера все было в порядке», опытный оператор должен понимать, что даже у неработающей машины могут быть сбои. Поэтому проверьте систему мониторинга на предмет наличия текущих ошибок и примите меры при их выявлении к устранению.
  • Выработайте привычку раз в неделю или при переезде на другой участок проверять состояние гусеничной ленты, ее натяжение. Этот показатель необходимо учитывать при работе с разными типами грунта и при изменении условий труда. Тракт и звездочка (ведущее колесо) быстрее изнашиваются при чрезмерном натяжении ленты.
  • Не выпускайте из виду показания температуры гидравлического масла. При его перегреве не игнорируйте этот факт, надо дать системе остыть. А машинисту нужно подумать над причиной возникновения проблемы. Перегретая гидравлическая жидкость приводит к снижению эффективности работы экскаватора, он не так чутко отзывается на действия оператора.
  • Срабатывание гидроклапана ограничения давления – предаварийная ситуация. При перегрузке он обязательно взвоет. Это сигнал, что машина работает на грани возможностей. На пределе работать нельзя, дайте технике отдохнуть, пусть показатели придут в норму.
  • При высокой нагрузке на гидросистему экскаватора происходят неприятные вещи: до срока изнашиваются клапана, рвутся рукава высокого давления (РВД), заклинивают золотники. Вина лежит на повышенных нагрузках, использовании сменного оборудования и т. д.
  • Несколько слов о гидравлических шлангах. Особое внимание к ним – во время высоких нагрузок. Их меняют регулярно, вне зависимости от явного дефекта (течи или повреждения). Внимание к дате изготовления РВД. При заявленном изготовителем сроке хранения 5 лет в суровых условиях эксплуатации лучше не ставить шланги старше трех лет.
  • Современные модели экскаваторов имеют систему, контролирующую состояние воздушного фильтра. Осуществлять его проверку и предпринимать меры по очистке рекомендуется лишь в случае ее срабатывания. Чрезмерное внимание к фильтру, не всегда оправданные действия, могут привести к засорению двигателя абразивными частицами, к его преждевременному износу. Лучше в этом вопросе полагаться на систему мониторинга, которая эффективно осуществляет контроль за состоянием рабочих систем и механизмов спецтехники.
  • Проверьте масло перед заливкой в гидросистему. Оно не должно иметь посторонних примесей, а горловину следует очистить. Исключите попадание в систему воды, грязи, осадка из резервуара. Сетчатый фильтр маслоприемника задерживает лишь крупные частицы.
  • Нельзя смешивать технические жидкости. Добавлять можно лишь те, которые уже есть в системе. Это касается и антифриза, и масел. Масла разных производителей отличаются по составу и их смешивание может привести к вымыванию присадок, что приведет к изменению смазочных свойств.
  • Не выбирайте самый бюджетный вариант при покупке запасных деталей и расходных материалов. Непроверенные, некачественные элементы могут подвести в самый ответственный момент.

Опытный машинист понимает машину по звуку мотора. Не игнорируйте самые незначительные дефекты. Их выявление и своевременное исправление – залог эффективности работы ТС и возможность избежать высокозатратного ремонта.

Часто задаваемые вопросы об обслуживании экскаватора

Чем смазывать механизмы хода и рабочие органы?

Специальными материалами по рекомендации производителя. Чаще всего это смазки ЕР-2 или их аналоги.

Как правильно проверить давление в шинах или колесах экскаватора?

Манометром, действуя по инструкции производителя. Может потребоваться выпустить воздух или подкачать его.

как правильно проверить давление в шинах или колесах экскаватора Как правильно проверить давление в шинах или колесах экскаватора

Что делать, если экскаватор начал нагреваться?

Важно остановить работу и дождаться остывания двигателя. Далее следует осмотреть систему охлаждения на возможность утечек. Обратить внимание на состояние радиатора и уровень охлаждающей жидкости.

Регулярный ремонт и техническое обслуживание экскаватора, ответственный уход за ним помогут поддерживать технику в рабочем состоянии, уменьшат риски поломок и продлят срок эксплуатации.

Утилизационный сбор
Спецтехника
Утилизационный сбор
Подробнее
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Погрузчики
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Подробнее
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подъемные краны
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подробнее
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Спецтехника
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Подробнее
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Спецтехника
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Подробнее

Есть вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер с вами свяжется в течение 15 минут

Введите корректные данные
я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
*Необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных

Или звоните по бесплатному номеру

price icon
Получить актуальный прайс
Получить прайс
Позвонить бесплатно
Подобрать оборудование
close icon

Артем Родин

Руководитель направления "спецтехника"

Артем Родин печатает ...