О чем речь? Требования к погрузчикам регулируются ГОСТами, к водителям – Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, а также Типовой инструкцией по охране труда. Соблюдение их – залог эффективной и безопасной работы.
Почему важно? Если сотрудники предприятия или склада обучены правильному обращению с вилочными и фронтальными погрузчиками, вероятность возникновения травм, аварийных ситуаций и нарушения законодательства стремится к нулю.
Из этого материала вы узнаете:
Общие требования безопасности при эксплуатации погрузчика
Согласно Приказу Минтруда России от 18 ноября 2020 года № 814н, который регулирует правила охраны труда при использовании промышленного транспорта, автопогрузчики должны соответствовать ряду требований:
- наличие тормозной системы, обеспечивающей остановку на расстоянии не более 2,5 метра при движении на скорости 10 км/ч;
- обязательное оснащение глушителем с искрогасителем;
- наличие зеркала заднего вида;
- обязательное оснащение стеклоочистителем, если кабина погрузчика остеклена;
- наличие звукового сигнала;
- оборудование фарами;
- при наличии в заводской комплектации – оснащение световой сигнальной системой.
Общие требования безопасности при эксплуатации погрузчика
Автопогрузчики с механическим перемещением ноши должны быть оборудованы концевыми выключателями, которые ограничивают подъем и опускание груза. Эти выключатели должны предотвратить дальнейшее движение захвата груза, когда он находится на расстоянии не менее 200 мм до верхнего предела.
Вилочные погрузчики должны соответствовать следующим требованиям:
- ширина вил должна соответствовать ширине груза;
- рабочий инструмент должен быть полностью подведен под ношу;
- груз необходимо поднять на достаточную высоту для безопасного перемещения;
- вилы следует наклонить назад для обеспечения устойчивости ноши.
Во время движения погрузчика с ношей подъемное устройство должно быть отклонено назад. Вес должен находиться на высоте, не превышающей 0,5 метра для машин с пневматическими шинами и 0,25 метра для техники с грузовыми. При этом минимальная высота равна дорожному просвету самоходной техники.
Запрещается резко тормозить, изменять наклон грузоподъемного устройства или поднимать и опускать груз во время движения машины.
При перемещении крупногабаритных грузов, которые ограничивают видимость водителя, требуется сопровождение сигнальщика, за исключением высокоавтоматизированных погрузчиков. Этот работник должен быть одет в яркий сигнальный жилет.
Для соблюдения требований безопасности при работе погрузчиков, которые транспортируют мелкие или неустойчивые грузы, вилочные захваты должны быть оснащены предохранительной рамой или кареткой для ограничения перемещения клади при движении техники.
Машины, управляемые с пола и предназначенные для штабелирования или работы с высокими грузами, должны иметь защитную раму на плите подъемника.
Для обеспечения безопасности самоходные средства необходимо окрасить в сигнальные цвета.
Требования охраны труда для водителей погрузчиков
Тракторист-машинист обязан соблюдать требования, установленные Типовой инструкцией по охране труда для водителей автопогрузчиков (ТИ М-009-2000). Этот документ определяет основные требования безопасности, включая:
- меры предосторожности перед началом работы;
- правила безопасности во время выполнения задач;
- обязательные действия после завершения работы;
- порядок выполнения операций в случае аварийных и нештатных ситуаций.
Требования охраны труда для водителей погрузчиков
Согласно пункту 8.3 ПОТ Р М-008-99 «Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта», утвержденных Постановлением Минтруда от 07.07.1999 №18, право управления транспортными средствами (ТС) предоставляется только лицам, которые достигли 18-летнего возраста и соответствуют ряду критериев. Нужно:
- иметь физические, физиологические и психологические данные, подходящие для выполнения работ на соответствующем типе ТС;
- пройти обязательное медицинское освидетельствование;
- получить навыки безопасных методов и приемов труда.
Еще необходимо удостоверение, подтверждающее право на управление транспортным средством нужной категории. Кроме этого:
- перед выездом на линию водители должны пройти предрейсовый медицинский осмотр;
- тракторист-машинист электрифицированного промышленного ТС обязан иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже второй, с ежегодной проверкой этих знаний;
- водители погрузчиков должны пройти дополнительное обучение по безопасным методам работы с грузом, включая его подъем, штабелирование и снятие с места.
Согласно п. 8.11 Межотраслевых правил, водители, работающие с грузоподъемными механизмами, обязаны пройти дополнительное обучение по программе стропальщика и получить соответствующее удостоверение, подтверждающее их право на выполнение таких работ.
Как указано в п. 1.1 Типовой инструкции по охране труда для водителей автопогрузчиков (ТИ РМ-009-2000), управлять этой техникой могут только лица старше 18 лет, которые прошли комплексное обучение, сдали экзамен, получили удостоверение на управление данной машиной.
Согласно п. 1.3 Типовой инструкции по охране труда для водителей погрузчиков (ТИ Р О-13153-ЦМ-903-2002), специалист должен иметь квалификацию по электробезопасности не ниже II группы. Эти знания должны обновляться ежегодно. По п. 1.4 этого же документа, он допускается к работе только при наличии удостоверения, разрешающего управление погрузчиком, и допуска на выполнение конкретных работ. Также необходимо пройти целевой инструктаж.
В случаях, когда водителю погрузчика поручают выполнение новых задач, он должен иметь соответствующий допуск или удостоверение. При переводе на другую работу, специалист обязан пройти дополнительный инструктаж по безопасности, ознакомиться с новыми условиями труда, оборудованием и методами его безвредного использования.
Если медицинское заключение указывает на противопоказания к выполнению прежних обязанностей, водитель переводится на место, соответствующее его состоянию здоровья.
Водители погрузчиков должны выполнять только те задачи, которые назначены администрацией и входят в их обязанности.
При погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке клади следует строго придерживаться установленной технологии. Использование методов, которые ускоряют процесс за счет нарушения безопасности, строго запрещено. При возникновении вопросов по безопасному выполнению задания, водитель обязан немедленно обратиться к ответственному за безопасность на участке.
Требования охраны труда для водителей погрузчиков
Эксплуатация неисправных погрузчиков недопустима, ответственность за это несут как водитель, так и лицо, ответственное за техническое состояние погрузчиков. Машины нужно содержать в чистоте, кабина должна быть свободна от посторонних предметов, а инструменты и детали – находиться на специально отведенных местах.
В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы рабочая зона была очищена от снега и льда. Если в темное время суток освещение проездов и зон складирования недостаточно, выполнение задания должно быть приостановлена, нужно сообщить об этом ответственному за безопасность. В случае поломки осветительных приборов следует оповестить дежурного электромонтера.
Проезд машины через рельсовые пути возможен только при наличии настила, соответствующего уровню рельсов.
Водители обязаны следить за регулярностью технического обслуживания погрузчика и сообщать о необходимости ремонта ответственному за его содержание. В течение смены необходимо соблюдать правильный режим питания, труда и отдыха. Отдых и курение разрешены только в специально отведенных местах. При получении травмы водитель обязан немедленно прекратить работу, сообщив о происшествии администрации, и обратиться за медицинской помощью.
Эксплуатация погрузчиков должна осуществляться в соответствии с паспортом, инструкцией завода-изготовителя и инструкциями. При передвижении по территории предприятия необходимо пользоваться установленными маршрутами, а скорость не должна превышать 10 км/ч на открытых участках и 5 км/ч в помещениях.
Требования к вилочным погрузчикам
По стандартам ГОСТ 16215-80, вилочные погрузчики должны соответствовать следующим техническим требованиям:
- При размещении на железнодорожных платформах машины обязаны соответствовать габаритам 1-Т. Для погрузчиков, предназначенных для экспорта, применяется габарит 02-ВМ согласно ГОСТ 9238-83.
- Не допускается утечка смазочных, топливных, охлаждающих, тормозных и рабочих жидкостей из агрегатов и узлов, кроме специально предусмотренных конструкцией мест.
- Допускается появление небольших масляных пятен и капель на местах сальниковых уплотнений, если это не мешает нормальной работе механизмов, не увеличивает их расход.
- Уровень радиопомех, которые могут создавать погрузчики, должен соответствовать допустимым значениям, установленным общесоюзными нормами, одобренными Государственной комиссией по радиочастотам СССР.
- Машины должны быть оборудованы пневматическими шинами.
- По запросу клиента для погрузчиков с грузоподъемностью от 1000 до 2500 кг можно устанавливать массивные шины, соответствующие ГОСТ 5883-89.
- Машины должны оснащаться счетчиками моточасов, иметь подключения для манометров, контролирующих давление в гидросистемах грузоподъемника и рулевого управления.
- Для погрузки и выгрузки с помощью подъемных средств предусмотрены и обозначены места для застропки.
- Новые модели машин имеют маркировку и символику, соответствующую ГОСТ 25940-83.
Эти требования помогают обеспечить соответствие современных вилочных погрузчиков установленным стандартам, повышая их безопасность и функциональность.
Требования к вилочным погрузчикам
Технические требования к фронтальным погрузчикам
ГОСТ 31555-2012 устанавливает ключевые технические параметры для таких машин, чтобы обеспечить их надежность и функциональность в различных условиях эксплуатации. Основные требования к погрузчикам на производстве:
- устойчивость на уклонах не менее 5° и способность преодолевать подъемы и спуски на твердых грунтах: до 20° для колесных моделей и до 30° для гусеничных;
- совместимость с различными рабочими органами, включая ковши двухчелюстной и для легких и тяжелых материалов, грузовые вилы, крановую безблочную стрелу, бульдозерный отвал, челюстной захват и бадью для бетона;
- погрузчики должны быть приспособлены для буксировки, строповки и закрепления на железнодорожных платформах;
- возможность надежной фиксации рабочего оборудования в транспортном положении;
- пригодность для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
- время работы без дозаправки погрузчика – не менее 10 моточасов;
- наличие приборов в соответствии с ГОСТ 28634;
- установка на погрузчике счетчика моточасов;
- система дистанционного мониторинга уровня топлива;
- устройство надежного запуска двигателя в условиях низких температур;
- система блокировки для фиксирования частей шарнирно-сочлененной рамы во время ремонта и транспортировки;
- техническое обслуживание двигателя, трансмиссии и шасси без снятия кабины;
- обеспечение возможности агрегатного восстановления;
- если обслуживание и ремонт могут выполняться только при поднятой стреле, погрузчик должен иметь механическое опорное устройство, способное выдерживать статическую нагрузку, равную рабочему давлению гидросистемы плюс масса подвижной части оборудования, увеличенная в 1,5 раза;
- применение системы групповой и картерной смазки, с возможностью использования долговременной индивидуальной смазки;
- техническое обслуживание погрузчика одним оператором каждую смену;
- соответствие погрузчика требованиям ГОСТ 27518 и ГОСТ 25044 по диагностированию, установленным для каждого конкретного типа машин.
Гидросистема погрузчика должна обеспечивать:
- соответствие стандартам ГОСТ 17411;
- герметичность работы;
- совместимость с разными сменными органами, использующими гидравлический привод.
Часто задаваемые вопросы о требованиях к погрузчикам
Какие квалификационные требования предъявляются к ответственному за безопасную эксплуатацию этих машин?
На каждом предприятии, где используется ТС только на внутренней территории, должно быть назначено лицо, ответственное за техсостояние и безвредную эксплуатацию погрузочных машин. Этот сотрудник обязан пройти аттестацию в соответствующих региональных или иных комиссиях, которые контролируются органами государственного управления в сфере транспорта.
Каковы требования к заправке погрузчиков?
Согласно требованиям Межотраслевых правил по охране труда для промышленного транспорта, запрещено заполнять автопогрузчики бензином и дизельным топливом внутри помещений закрытых складов. Кроме того, заправка транспортных средств топливом не должна проводиться на постах технического обслуживания и ремонта.
Каковы требования к заправке погрузчиков
Для этого нужно оборудовать специальный пункт заправки. На его территории строго запрещено:
- выполнять какие-либо работы, не связанные с заправкой или отпуском нефтепродуктов;
- курить или использовать открытый огонь;
- допускать нахождение посторонних лиц, не имеющих отношения к заправке или обслуживанию транспортных средств.
Какие требования предъявляются к зарядке погрузчиков в складе?
Она должна производиться исключительно в специально оборудованных помещениях. Они могут располагаться, например, на первом этаже здания склада тарных грузов, у торцевой стены.
Ограждающие конструкции должны обладать пределом огнестойкости REI 45 и относиться к классу конструктивной пожарной опасности К0. Помещение для зарядки аккумуляторов должно быть отделено от других складских площадок противопожарными стенами второго типа и перекрытиями третьего типа, а также иметь обособленный выход.
Соблюдение всех требований к погрузчикам – важное условие обеспечения безопасной и эффективной работы. Необходимо придерживаться установленных правил эксплуатации и тщательно выбирать водителей, соответствующих всем квалификационным требованиям.