27.12.2023 Грузовики 4067 Время чтения: 12 мин.

Перегруз грузового автомобиля: допустимые значения, штрафы

О чем речь? Перегруз грузового автомобиля – превышение максимальной нагрузки на ось машины. Существуют законодательные ограничения, которые регулируются на федеральном и региональном уровнях.

Что за это грозит? За подобное нарушение предусмотрены большие штрафы. Ответственность наступает при перегрузе, превышающем 2 % от максимально допустимой нормы. Кроме этого, слишком большой вес груза выводит из строя ходовую часть грузовика, ремонт которой стоит немалых денег.

В этой статье:

Суть перегруза грузового автомобиля

Большегрузный автотранспорт оказывает существенную нагрузку на дорожное полотно. Законодательством строго определены нормы максимального веса транспортного средства для того или иного покрытия. Нарушение этих требований ведет к тому, что дороги будут быстрее разрушаться. Тяжеловесный грузовик на большой скорости способен проминать под собой дорожное покрытие, в результате чего на нем образуются трещины. Сам же движущийся автомобиль может стать причиной аварий.

Перегрузом называют превышение разрешенной массы, распределенной по осям автомобиля и непосредственно воздействующей на дорожное покрытие.

Суть перегруза грузового автомобиля< Суть перегруза грузового автомобиля<

Результаты исследований показывают, что целостность полотна нарушается в 30-45 % именно по причине перегруза.

Нормативы, ограничивающие массу автомобиля с грузом, действуют на федеральном уровне, но при этом могут корректироваться для каждого субъекта РФ в отдельности. При этом используются два основных параметра:

  • суммарная масса транспортного средства с грузом;
  • нагрузка на оси грузового автомобиля.

Следует отметить, что в некоторых исключительных случаях допускается превышение установленных норм. Для этого водитель должен иметь разрешение на перегруз грузового автомобиля. При отсутствии данного документа превышение максимально допустимой нагрузки будет являться административным правонарушением. Фиксация фактической массы осуществляется на контрольно-весовых пунктах, которые устанавливаются на дорогах.

На автотрассах зачастую можно встретить знак с цифрами «3,12». Так обозначается зона действия ограничения нагрузки на ось для проезжающих мимо груженых автомобилей.

Допустимый вес груза для грузовых автомобилей разных типов

Одиночные (неделимые) автомобили

Под эту категорию подпадает грузовой автотранспорт, который не оборудован прицепными и полуприцепными конструкциями. Для таких автомобилей предельно допустимая нагрузка устанавливается Постановлением Правительства РФ №272 от 15.04.2011.

Основными параметрами в данном случае являются количество осей и номинальная грузоподъемность в тоннах. Например, двухосный одиночный тягач может перевозить груз массой до 18 т, а пятиосный — груз до 38 т. За превышение массы на физические и юридические лица налагаются штрафные санкции. Размер штрафа за перегруз грузового автомобиля определяется статьей 12.21.1 КоАП РФ.

Седельные тягачи

Сцепку из двух транспортных средств и более иначе называют автопоездом и используют для перевозки больших объемов грузов. Стандартными составляющими автомобильного поезда являются мощный седельный тягач и полуприцеп. В общем же случае существует огромное количество комбинаций таких сцепок (2+1, 2+2, 3+1, 3+2 и т. д.). Поэтому грузоподъемность автопоезда может варьироваться в широком диапазоне от 28 до 44 т.

Допустимый вес груза для грузовых автомобилей разных типов Допустимый вес груза для грузовых автомобилей разных типов

Крупнейшие российские логистические компании в качестве транспорта выбирают именно такие автомобили. Технические характеристики седельных автопоездов удовлетворяют всем существующим требованиям грузоперевозок. Транспортные компании предлагают своим клиентам также различные опции, включая распределение грузов с использованием искусственного интеллекта.

Прицепные автопоезда

Появление терминов «разрешенная максимальная масса» и «допустимая нагрузка на ось» применительно к грузовому транспорту связано со стремлением обеспечить безопасность дорожного движения как для грузовиков, так и для легковых автомобилей. Однако для более тяжелых автопоездов потребовалось введение дополнительных параметров. Эти транспортные средства в ходе постоянной эксплуатации неизбежно разрушают асфальтовое покрытие, в результате чего приходится чаще проводить дорожный ремонт.

Сцепка из тягача и прицепов может перевозить груз массой 28-44 т. Такой диапазон установлен законодательно. Суммарная грузоподъемность автопоезда определяется по его конфигурации (4+2, 3+3, 3+2 и т. д.). Любопытно отметить отсутствие в стандартной классификации схемы 4+1, несмотря на фактическое ее использование грузоперевозчиками. Данная комбинация позволяет перевозить до 40 т груза включительно.

Правила распределения веса по осям грузового автомобиля

Характер распределения груза в итоге влияет на то, какую нагрузку оказывает каждая ось автомобиля на дорожное полотно. Грузовые единицы (коробки, контейнеры, паллеты) распределяются всегда индивидуально, в зависимости от характеристик конкретной грузовой машины и перевозимых товарно-материальных ценностей.

Перед каждой отправкой автомобиля в рейс перевозчик должен учитывать следующие характеристики:

  • Масса груженой машины

Важно не превышать разрешенную нагрузку, даже с учетом допустимого перегруза грузового автомобиля. В частности, КамАЗ с тремя осями не должен весить более 25 тонн.

  • Параметры осей (количество, взаимное расположение, максимальная нагрузка на каждую из них)

С увеличением расстояния между осями повышается равномерность распределения нагрузки на дорожное покрытие, а также снижается вес на каждую ось. Практически все современные большегрузные автомобили снабжены датчиками нагрузки, которые позволяют следить за превышением в том числе допустимого перегруза на ось грузового автомобиля.

  • Категория трассы, текущее время года

В зимнее время происходит промерзание грунта, позволяющее эксплуатировать дороги большегрузному транспорту.

  • Распределение груза

Неравномерно распределенный груз приведет к тому, что на одну ось будет приходиться небольшой вес, а другая окажется перегруженной.

  • Наличие по пути следования дорожных знаков, ограничивающих нагрузку на ось

Данную информацию можно получить в ближайшем отделе Управления дорогами. Подобные подразделения расположены обычно на конкретных участках трасс (к примеру, «Москва — Тула»).

Правила распределения веса по осям грузового автомобиля Правила распределения веса по осям грузового автомобиля

На региональном уровне в определенные сезоны может вводиться запрет на передвижение большегрузной техники по дорогам общего пользования. Этот фактор также необходимо учитывать. Информация о действующих ограничениях доступна в отделе Управления дорогами конкретного региона.

Непосредственно к погрузочно-разгрузочным работам также применяются общепринятые стандарты:

  • большой объем груза распределяется по площади полуприцепа так, чтобы задняя ось полуприцепа была нагружена;
  • грузовые единицы располагаются по возможности вдоль бортов с соблюдением равномерного распределения нагрузки;
  • размещенные паллеты и коробки с грузом обязательно фиксируются ремнями, веревками и прочими элементами внутренней строповки.

Двухосные автомобили

Распределение нагрузки по осям выполняется по схеме с использованием целого набора специальных формул, которые можно найти в справочниках. Данные рекомендации проверены на практике и уже доказали свою эффективность. Для классического двухосного грузового транспорта учитываются следующие важные нюансы:

  • суммарное давление на задние и передние блоки не должно нарушать эксплуатационные требования к машине;
  • груз размещается преимущественно в передней части полуприцепа;
  • между модулями обеспечивается прижимное усилие в соотношении примерно 75 к 25.

В расчете используется огромное количество формул, зависящих от множества деталей. Поэтому каждая партия составляется под надзором опытных мастеров. Большим опытом погрузочно-разгрузочных работ должны обладать и грузчики-экспедиторы. Если в процессе погрузки и разгрузки не учитываются общепринятые рекомендации, у водителя могут возникнуть проблемы. Таких ситуаций допускать ни в коем случае нельзя.

Трехосные автомобили

Правильная загрузка грузового транспорта на трех осях выполняется в соответствии с таблицей развесовки на каждую ось. Здесь, однако, предъявляется гораздо меньше требований к распределению груза. Важно не превышать весовые характеристики тягача, регулируя суммарное давление передней его части и сцепки среднего и заднего осевых блоков.

Нарушение действующих норм может обернуться весьма крупными неприятностями для водителя, независимо от того, какой перегруз допускается на грузовом автомобиле в конкретном случае. К снижению управляемости перегруженного транспортного средства добавляется вероятность попасть на крупный штраф в ходе ближайшей проверки. Как физические, так и юридические лица в соответствии с положениями КоАП РФ подвергаются значительным штрафным санкциям.

Определение нагрузки на оси полуприцепа

Развесовка автопоезда с полуприцепной конструкцией составляется следующим образом:

  • вычисляется суммарная масса полуприцепа и размещенного в нем груза;
  • определяется максимальное давление для данного полуприцепа как 75 % от значения общей массы, полученного на предыдущем шаге;
  • эта величина делится пополам — соответственно, на переднюю и заднюю оси;
  • вычисляется максимальное прижимное усилие на передний осевой блок как 25 % от суммарного веса полуприцепа и груза плюс паспортное значение массового параметра кабины.

Способы весогабаритного контроля на дорогах РФ

Передвижение грузового автотранспорта по дорогам общего пользования требует от водителей соблюдения требований, регламентированных Приложениями к Постановлению Правительства РФ №2200 от 21.12.2020. Для перевозки грузов, превышающих нормативы, необходимо получить специальное разрешение.

Проверка перегруза грузового автомобиля осуществляется на пунктах весогабаритного контроля с помощью весов и разного рода датчиков. Там же проверяется наличие у водителя документов, разрешающих перевозить крупногабаритный груз.

Способы весогабаритного контроля на дорогах РФ Способы весогабаритного контроля на дорогах РФ

Различают:

  • Стационарные пункты. Сооружаются на определенных участках трасс. Проверка необходимых параметров осуществляется оператором.
  • Передвижные пункты. Размещаются внутри специальных автофургонов. Машина с измерительным оборудованием должна стоять на отдельной площадке, чтобы не мешать обычному автотранспорту передвигаться по дороге. Основные параметры такой площадки строго определены в документации к передвижным весогабаритным пунктам. Проверка также производится оператором, либо это может делать сотрудник Ространснадзора.
  • Автоматические пункты (АПВГК). Измерительное оборудование монтируется непосредственно в дорожное покрытие, а также устанавливается измерительная рамка, через которую проезжают автомобили. Измерение основных параметров происходит в автоматическом режиме, без участия оператора.

Последний тип пунктов весогабаритного контроля в России официально введен в эксплуатацию совсем недавно, 1 января 2021 года, после вступления в силу Порядка осуществления весового и габаритного контроля.

В настоящее время количество АПВГК продолжает расти. В течение 2023 года было открыто более 350 новых пунктов, а к началу следующего года планируется запуск еще 366 пунктов. В частности, начиная с мая данным оборудованием успели оснастить трассы Амурской области, Алтайского края и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Часто задаваемые вопросы о перегрузе грузового автомобиля

Кто несет ответственность за перегруз грузового автомобиля?

В соответствии с действующим законодательством штрафные санкции могут быть наложены на:

  • водителя;
  • сотрудника компании, отправившего машину в рейс;
  • всю транспортную компанию.

На практике же штрафуются, как правило, организации. Перегруз автомобиля чаще всего фиксируется автоматическими пунктами. А в случае фиксации нарушения камерой штраф выписывается только собственнику машины.

Какой штраф за перегруз грузового автомобиля по осям?

Величина штрафа напрямую зависит от процента перегруза. Рассмотрим подробнее возможные штрафные санкции в таблице.

НарушительПерегруз 2-10% от разрешенной нормыПерегруз 10-20%Перегруз 20-50%Перегруз более 50% от нормы
Водитель1000-1500 рублей3000-3500 рублей4000-5000 рублей либо лишение прав на срок до 3 месяцев7000-10 000 рублей либо лишение прав на срок до 6 месяцев
Должностное лицо10 000-15 000 рублей20 000-25 000 рублей30 000-40 000 рублей45 000-50 000 рублей
Собственник автомобиля100 000-150 000 рублей200 000-250 000 рублей300 000-400 000 рублей400 000-500 000 рублей

Кто вправе выписывать штраф?

Нарушение может фиксироваться на стационарном или на передвижном весогабаритном пункте:

  • На стационарных автоматических пунктах параметры проезжающих автомобилей считываются мгновенно при условии, что скорость транспорта не превышает 140 км/ч. При этом система определяет перегруз каждой машины и проверяет в базе наличие у водителя специального разрешения. Если последнее не найдено, факт нарушения с фотографией госномера автомобиля нарушителя автоматически отправляется в отдел ГИБДД. Штраф выписывает сотрудник данного подразделения, предварительно сравнив данные автомашины с имеющимися сведениями о владельце.
  • На мобильных весогабаритных комплексах совместно выполняют свои обязанности работники Ространснадзора и отдела ГИБДД. Первое ведомство отвечает за проведение проверки, а второе — за составления протокола в случае выявления нарушения. В качестве руководства для мониторинга используются Правила весового и габаритного контроля.

Как оспорить выписанный штраф за перегруз?

Оспаривание санкции возможно в случае ошибки, допущенной техники или сотрудником:

  • некорректное заполнение протокола (к примеру, отсутствие в документе класса точности или заключения эксперта, проводившего взвешивание);
  • отсутствие сертификата на оборудование;
  • наличие подтвержденных сведений об отсутствии перегруза (например, взвешивание проводилось перед отправкой машины в рейс).

На подачу возражения относительно выписанного штрафа у водителя есть 10 суток со дня выдачи постановления. Дата оформления документа имеется на сайте «Штрафы ГИБДД».

Жалоба подается при личном визите в отдел ГИБДД либо направляется почтовым отправлением. Документ необходимо составить на имя начальника подразделения, сотрудник которого выписывал штраф. Контактные данные должны быть указаны на постановлении, либо их можно узнать, позвонив по телефону в отдел.

Транспорт с перегрузом на трассе является источником аварийных ситуаций. В условиях гололедицы, сильного снега или дождя тормозной путь такого автомобиля многократно увеличивается. Резкое торможение приводит к заносу заднего моста, что чаще всего заканчивается полной потерей управления. Вне зависимости от того, что грозит за перегруз грузового автомобиля, нужно помнить об упомянутых последствиях. В конце концов от этого зависит и безопасность окружающих.

Утилизационный сбор
Спецтехника
Утилизационный сбор
Подробнее
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Погрузчики
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Подробнее
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Спецтехника
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Подробнее
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подъемные краны
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подробнее
Виды, типы и классификация спецтехники
Спецтехника
Виды, типы и классификация спецтехники
Подробнее

Есть вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер с вами свяжется в течение 15 минут

Введите корректные данные
я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
*Необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных

Или звоните по бесплатному номеру

price icon
Получить актуальный прайс
Получить прайс
Позвонить бесплатно
Подобрать оборудование
close icon

Артем Родин

Руководитель направления "спецтехника"

Артем Родин печатает ...