Какое масло заливать в дизельный двигатель? Принцип выбора не отличается от бензинового мотора: строгое следование рекомендациям производителя и принятым стандартам.
На что обратить внимание? Есть разница между выбором масла для дизеля легкового автомобиля и грузового. В последнем случае мотор работает в более сложных условиях, с большими пробегами, и смазка нужна подходящая под тип эксплуатации.
Из этого материала вы узнаете:
Виды и стандарты моторных масел
Производители автомобильных транспортных средств и самоходных машин в технической документации перечисляют более предпочтительные к применению расходные материалы и их эксплуатационно-технические характеристики для каждой модификации двигателя. Имеются и определенные каталоги, где указывают базовые стандарты масел.
Виды и стандарты моторных масел
Классификация:
- SAE. Стандарт обозначает класс вязкости. Например, если имеется маркировка 5W-40, это говорит о том, что масло может применяться при температуре от -25 градусов до +40. Притом, чем большая цифра написана перед буквой «W», тем более вязкое масло и тем выше температура его использования. Показатели вязкости определяют, насколько быстро будет передвигаться жидкость по системе смазки двигателя внутреннего сгорания и какова сопротивляемость вращению коленвала во время стартового запуска в зимнее время.
- API. Стандарт, идентифицирующий категории масла. Литера «S» обозначает, что масло рекомендовано для бензиновых моторов. «С» говорит о том, что смазки предназначены для дизелей. К примеру: API CF-4 – обозначает дизельное масло с непрямым впрыском для четырехтактных двигателей. Его можно применять в атмосферных и турбинных моторах.
- ACEA. По этому стандарту можно различать масла по категориям: «А» – для бензиновых, «В» – для дизельных двигателей внутреннего сгорания, «Е» – для мощных и тяжелых грузовиков, «С» – универсальные для бензиновых и дизельных моторов. Также на основе данного стандарта масла делятся на энергосберегающие и обычные. Аббревиатура А1, А5 – энергосберегающие бензиновые, В1, В5 – дизельные масла. Другие буквенно-цифровые значения имеют отношение к обычному смазочному материалу.
Масло универсальное
Эта категория масел применяется и для дизелей, и для бензиновых моторов. Назначение смазочного материала можно узнать по аббревиатуре стандартов АСЕА и API. Образец:
- SJ/CF – универсальное масло для бензиновых моторов и дизельных двигателей внутреннего сгорания. Преимущественно, применяется в двигателях на бензине.
- CF/SJ – универсальное масло для дизельных и бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Предпочтение отдается дизельным двигателям.
Универсальная смазка обладает низким щелочным числом, этим обусловлено ускоренное повышение кислотности и уменьшение эксплуатационного ресурса смазочного материала. Из-за этого такое масло нужно менять очень часто, главным образом в том случае, если применяете дизельное топливо плохого качества.
Масло энергосберегающее
Это масло призвано экономить топливо и увеличивать экологические показатели двигателя. Затраты горючего уменьшаются благодаря снижению трения поршневой группы агрегата. Принцип действия заключается в уничтожении масляной пленки на стенках цилиндра из-за увеличения температуры. В итоге, сокращается нагрузка на двигатель, это помогает сберечь топливо. Но есть и негативная сторона такой экономии – сильно изнашиваются подвижные детали.
Важность подбора масла для дизельного двигателя
Топливо в дизельном двигателе внутреннего сгорания не всегда преобразуется целиком, газы из камеры сгорания оказываются в картере по причине высокого давления. В результате, это приводит к стремительному окислению. Из-за этого смазочная жидкость незамедлительно становится непрозрачной, ухудшая качество. Поэтому его нужно менять регулярно.
Также плохо, что качество дизельного топлива не одно и то же даже в пределах Европы. Выяснилось, что в Западной Европе в топливе имеется 350 единиц серы, в Турции – 7000 единиц. Отсюда вывод: это масло с низким коэффициентом содержания щелочи будет эффективным в Германии, однако того же нельзя сказать о Турции.
Как вычисляется качество смазочных материалов в условиях низкокачественного топлива?
Нужно брать во внимание два показателя: щелочное число (TBN) и кислотное число (TAN). Понятно, что щелочь нейтрализует кислоту, из-за этого при наливании масла TAN падает. Но с пробегом оно снова станет увеличиваться, а TBN – снижаться. В тот период, когда кислотное число превысит щелочное, будет происходить процесс окисления. Другими словами, масло потеряет эффективность, и двигатель будет действовать во вред.
Стоит отметить, что в России качество топлива находится на высоком уровне, при условии, что заправка происходит на брендовых станциях «Лукойла», «Роснефти», «ТНК» и других. В данном случае кислотное число масла уменьшается на протяжении долгого времени, ведь кислота, которую необходимо нейтрализовать, проявляется лишь в небольшом количестве.
Важность подбора масла для дизельного двигателя
Таким образом, если человек предпочитает качественное топливо, то масло с высоким TBN ему не пригодится.
Для увеличения защитных свойств горюче-смазочных материалов изготовители применяют специальные присадки. На работу дизельных двигателей оказывает плохое воздействие накопленный нагар на цилиндрах и деталях газораспределительного механизма. Поэтому рекомендуется отдавать предпочтение маслу с диспергирующими, противоокислительными и моющими присадками. Благодаря им двигатель прослужит очень долго.
Какое масло заливать в дизельный двигатель
Если внимательно изучить приведенную выше информацию, не составит труда определить, как выбрать масло для дизеля и какое масло лучше заливать в дизельный двигатель. Для нового автомобиля, у которого еще не истек срок гарантийного обслуживания, предпочтительно использование дизельного топлива, продаваемого в сети официальных дилерских станций технического обслуживания. При самостоятельном выборе нужно искать масло, больше всего отвечающее эксплуатационно-техническим характеристикам изготовителя автомобиля по стандартам SAE, API и ACEA.
При акцентировании внимания на вязкости SAE, стоит отметить: для подбора масла в дизельный двигатель нужно основываться на региональных особенностях и температурных колебаниях. Не последнюю роль при выборе играет и состояние дизельного двигателя. Так, если налицо износ цилиндро-поршневой группы, есть проблемы с компрессией и запусками «на холодную», в этом случае рекомендуется применять менее вязкое моторное масло для дизеля.
Дизельное масло именуют зимним, летним и всесезонным. Для данного двигателя, находящегося в условиях экстремального перепада сезонных температур (например, если летом очень жарко, а зимой – очень холодно), условная «сезонность» масла играет важную роль. Мотор быстро износится при круглогодичной езде на масле, SAE которого находится далеко за пределами сообразно с реальными условиями использования. Дизелю не избежать тяжелого пуска зимой и чрезвычайного износа деталей летом в местностях с большим перепадом температур. В таком случае имеет место быть смена масла по сезону.
Какое масло заливать зимой в дизельный двигатель? В это время года масло для такого механизма должно обладать низкой вязкостью, так как в этом случае возможен нормальный пуск «на холодную». Летнее дизельное масло характеризуется большой вязкостью, которое способно образовать защитную пленку на прикасающихся друг к другу парах в жару. В других случаях последняя группа «всесезонных» масел чаще всех применяется по причине своей универсальности.
Какое масло заливать в дизельный двигатель
Лучше всего для дизельного мотора, регулярно эксплуатируемого на солярке нехорошего качества, подойдет дизельное масло с показателем щелочного числа TBN 8-10 по сравнению с универсальным маслом для параллельного применения в бензиновых и дизельных моторах, имеющего показатель 6-7. В противоположном случае интервал замены обозначенного универсального моторного масла для дизельного двигателя нужно будет уменьшить минимум в два раза.
Также нужно принять к сведению не только преодоленные километры от замены до замены моторного масла в дизеле или бензиновом моторе, но и так называемые «моточасы», которые двигатель проработал на холостых оборотах. Длительное действие мотора в порядке холостого хода характеризуется как тяжелое условие использования, приводящее к быстрому старению масла.
В случае, если машина долго простаивает с заведенным двигателем, тогда формально нужно приплюсовать к каждым 10 тысячам по-настоящему проезженных километров от 1 до 3 добавочных «условных» тысяч. Для вычисления более правдивой цифры необходимо учесть конкретные индивидуальные условия эксплуатации машины.
Выбор масла для грузового дизельного двигателя
Какое масло заливают в дизельный двигатель грузовых машин, тягачей и другой тяжелонагруженной техники? Известно, что они предназначены для работы в неординарных условиях: большие пробеги, перенасыщенность воздуха пылью, огромные нагрузки. Примечательно, что их двигатели имеют увеличенное количество тяжелых цветных металлов (олово, никель, медь, свинец, латунь). Все перечисленное плохо влияет на свойства моторного масла, способствует преждевременному старению.
Необходимо применить специальную «защиту» с определенными характеристиками:
- большее число присадок;
- огромное количество дисперсантов, помогающих во взвеси удерживать сажу, шлам и другие скопления;
- большая щелочность, приводящая к высокой зольности;
- температурная стабильность для работы двигателя на низких оборотах;
- увеличенный интервал замены масла.
Поэтому API и ACEA поделили дизельные моторные масла на отдельные классы.
Классификация по ACEA
- Е4 – масла для дизелей Евро 1-3 с большими оборотами без наличия сажевых фильтров. Им присущи большой ресурс, отличные антиокислительные свойства, высокая зольность. Масла предпочтительны для применения в жестких условиях, повышают межсервисный интервал.
- Е6 – масла, предназначенные для дизельных двигателей Евро 1-4 с системой рециркуляции и сажевым фильтром. Обладают сниженной зольностью и чувствительностью к наличию серы в топливе.
- Е7 – масла для высокооборотистых дизелей Евро 1-5 с сажевыми фильтрами, системой EGR. Обладают увеличенным ресурсом, превосходными антиокислительными и моющими качествами.
- Е9 – наиболее современный стандарт масел. Отлично подходит двигателям внутреннего сгорания, произведенным после 2010 года. Им присущи свойства Е7 и пониженный уровень зольности.
Евро 1-5 – класс экологичности топлива, обозначенный европейским стандартом EN 590.
Выбор масла для грузового дизельного двигателя
Современная классификация по API
- CH-4 – это масла для четырехтактных высокооборотных дизельных двигателей Евро 1-3. Сочетаются с топливом, имеющим серу не более 0.5 %. Увеличивают контроль износа, высокую температуру и свойства обработки сажи. Способствуют наилучшей защите от разрушения цветных металлов, окислительного и нерастворимого загущения, вспенивания и исчезновения вязкости из-за сдвига.
- CI-4 – масла для моторов Евро 1-3 с системой рециркуляции EGR, сочетающихся с топливом с наличием серы до 0.5 %. Помогают оберегать от коррозий и сажевого износа, поршневых отложений, уничтожения низкотемпературных и высокотемпературных свойств, окислительного уплотнения, утраты контроля расхода масла, вспенивания, повреждения уплотнительных материалов и потери вязкости по причине сдвига.
- CJ-4 – современные масла, предназначенные для высокооборотистых дизельных двигателей внутреннего сгорания Евро 5, а также для двигателей на биотопливе, имеющих систему нейтрализации отработанных газов. Им присущи повышенный ресурс и энергосберегающие свойства, они помогают защитить поршни от отложений и шлама, уменьшают токсичность выхлопа.
- СK-4 – масла, рекомендованные для высокооборотистых дизельных двигателей после 2017 года выпуска. Сочетаются с топливом, имеющим в составе 0.05 % серы. Способствуют увеличению долговечности выпускных систем, применяющих сажевые фильтры и другие высокотехнологичные компоненты. Обладают наилучшей защитой от окисления, сохраняют вязкость в результате нагрузок сдвига и аэрации, противодействуют износу двигателя, отложения на поршнях, почти не способны потерять низко- и высокотемпературные свойства и повышать вязкость из-за загрязнения сажей.
- FA-4 – масла, предназначенные для новых высокоскоростных дизелей. Способствуют экономии топлива из-за сниженной вязкости масла. Не сочетаются с топливом, имеющим в составе более 0.0015 % серы. Не применимы для всех двигателей. Употребление зависит от производителей двигателей внутреннего сгорания.
Согласно классификации SAE, грузовые масла также разделяются на летние, зимние и всесезонные.
Какое масло нужно применить для грузовика, чтобы оно имело как можно больший срок обслуживания? Для этого нужно иметь ввиду тип масла, условия эксплуатации и самого двигателя.
- Наилучшим маслом для тяжелой техники в умеренном климате на пробегах по шоссе является синтетическое. Из-за наличия присадок промежуток замены такой смазки равен 120 000 километров. Тогда как «минералка» портится уже после 30 000 километров.
- При обслуживании тягача в городе интервал замены масла уменьшится на 40-50 %.
- Новым грузовикам со сроком службы менее 5 лет или после капитального ремонта рекомендуется применять синтетические моторные масла.
- Технике со сроком службы более 5 лет и маленьким износом мотора лучше отдать предпочтение полусинтетике.
- Двигателям внутреннего сгорания, отслужившим более 10 лет и с немалым износом не запрещается применять и минеральные масла.
Иногда производители двигателей предписывают повышенные требования к свойствам моторного масла. Как бы там ни было, при выборе масла нужно исходить из допуска производителя, указанного в сервисной книжке транспорта.
Часто задаваемые вопросы о масле для дизельных двигателей
Способно ли масло в двигателе грузовика обрести черный оттенок?
Если расстояние, пройденное автомобилем – около 500-1000 километров, масло может почернеть. Но нельзя переживать по этому поводу, так как это вполне нормальное явление, возникшее из-за увеличения количества сажи и работы присадок.
Может ли качественное масло увеличить интервал замены?
Нет, даже в этом случае иногда не удается увеличить межсервисный интервал. Так как в российском топливе имеется большое количество серы, можно менять смазочный материал, даже не дожидаясь завершения срока.
Необходимо ли промывать дизель перед заменой масла?
Данная процедура не является обязательной, однако это может быть необходимо, если до этого времени применили плохой смазочный материал.
Чтобы не допустить ошибок при выборе масла, лучше посоветоваться с работниками сервисного центра или мастерской. Таким образом можно уберечься от многих проблем с транспортом.