Через сколько километров менять ГРМ? Обычно этот диапазон варьируется от 50 до 150 тысяч километров, а это 5–10 лет службы. Однако чтобы ответить на этот вопрос точнее, нужно ориентироваться на пробег конкретного автомобиля.
На что обратить внимание? Показатели функциональности ремня ГРМ зависят от двух основных критериев: марки автомобиля и модели двигателя. Зная их, а также владея информацией о первых признаках износа ГРМ и способах предотвращения обрыва ремня, вы сможете вовремя устранить неполадку или вовсе не допустить её.
Из этого материала вы узнаете:
- Что такое ГРМ
- Строение ГРМ и принцип его работы
- Через сколько километров нужно менять ремень ГРМ
- Советы по замене ремня ГРМ
- Особенности выбора деталей для ремонта ГРМ
- 4 нюанса, чтобы предотвратить обрыв ремня ГРМ
- Ремень или цепь ГРМ: что надёжнее
- Часто задаваемые вопросы о том, через сколько километров менять ГРМ
Что такое ГРМ
Газораспределительный механизм (ГРМ) – это сердце двигателя. Без этого механизма мотор просто не может функционировать. Задача ГРМ состоит в управлении важными процессами, такими как открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов. Они регулируют поступление воздуха / топливной смеси в цилиндры и вывод отработанных газов через выпускной коллектор.
Тут могла быть ваша реклама
Ключевые моменты в работе двигателя должны происходить строго в определенное время, и ГРМ необходимо обеспечивать высокую точность, так как погрешности недопустимы. Надежность деталей ГРМ играет критическую роль в обеспечении бесперебойной работы двигателя.
Строение ГРМ и принцип его работы
Инженеры в течение более чем ста лет истории автомобилей экспериментировали с различными системами газораспределения. Многие из этих концепций остались в сфере экзотики, и сегодня, например, моделей с золотниковым ГРМ практически не встретить. Двухтактные двигатели, где поршень выполняет роль клапанов, актуальны разве что на мотоциклах и спецтехнике. А перспективные варианты с электромагнитным управлением остаются в стадии экспериментов.
Чтобы максимально упростить представление о ГРМ, рассмотрим его устройство:
- Клапаны. Каждый цилиндр двигателя оснащен минимум двумя клапанами – впускным и выпускным. Открываясь, первый пропускает воздух или топливно-воздушную смесь в цилиндр, тогда как второй открывается для вывода отработанных газов. Клапаны представляют собой стержни, расширяющиеся с одного конца, образуя «тарелку», перекрывающую доступ в цилиндр.
- Распределительный вал. Он воздействует на другой конец клапана эксцентриковыми утолщениями, называемыми кулачками. Вращаясь, они заставляют клапаны открываться, передавая движение напрямую или через дополнительные рычаги (коромысла). Когда действующий кулачок перемещается на другую сторону вала, клапан закрывается под воздействием мощной пружины.
- Расположение клапанов. Современные ГРМ размещают их над цилиндрами в головке блока (ГБЦ). Один (SOHC – Single Overhead Camshaft) или два (DOHC – Double Overhead Camshaft) распредвала управляют группами клапанов.
- Привод ГРМ. Газораспределительный механизм должен работать в строгом соответствии с тактами двигателя, поэтому он связан с коленчатым валом. Привод ГРМ реализуют разными способами: зубчатой передачей, цепью, менее шумным зубчатым ремнем. Но принцип один – распредвал должен вращаться строго вдвое медленнее коленчатого.
- Элементы привода. Цепи или ремни, обеспечивающие работу ГРМ, поддерживаются успокоителями, башмаками и натяжными роликами. Эти элементы автоматически компенсируют провисание гибкого звена, возникающее в процессе нагрева и износа деталей, обеспечивая бесшумную и надежную работу.
- Фазы газораспределения – это последовательность и длительность открытия клапанов. На многих современных моторах эти параметры могут изменяться на ходу в зависимости от скорости, оборотов, нагрузки, других факторов. Сложным процессом управляет система изменения фаз газораспределения, она корректирует распредвалы для оптимизации работы двигателя.
Через сколько километров нужно менять ремень ГРМ
Определить состояние ремня ГРМ визуально – задача непростая, учитывая, что в большинстве автомобилей он скрыт под защитным кожухом. Однако неровная работа двигателя может стать верным индикатором необходимости замены. Косвенными сигналами могут служить такие признаки, как тикающие и щелкающие звуки из-под капота, выхлоп дыма из трубы, утечки масла или охлаждающей жидкости под кожухом. Эти признаки не обязательно укажут исключительно на износ ремня ГРМ, но являются основанием для немедленной диагностики в автосервисе.
Наиболее достоверными ориентирами для определения необходимости замены ремня являются пробег автомобиля и время, прошедшее с последней установки нового. Эти параметры существенно различаются не только в зависимости от марки, но и от модели двигателя. Диапазон пробега составляет 50–150 тысяч километров или 5–10 лет службы. В следующей таблице представлены примеры рекомендаций заводов-производителей:
Таблица рекомендаций заводов-производителей
Также стоит учесть, что многие современные газораспределительные механизмы используют металлическую цепь вместо армированного резинового ремня. Такие моторы применяются, например, в машинах УАЗ, Hyundai, Kia, Toyota, BMW, Mazda и других. Цепь значительно менее подвержена износу и может служить до 150 тысяч километров, а некоторые производители утверждают, что замена не потребуется весь срок службы автомобиля.
Советы по замене ремня ГРМ
Выполнение самостоятельной замены ремня ГРМ – это задача, требующая внимательного и опытного подхода, включающего частичную разборку двигателя и отсоединение навесного оборудования. Однако это также сопряжено с рядом тонкостей, таких как точное выравнивание меток на шкивах и правильная регулировка натяжителя. Без уверенных навыков предпринимать эти шаги крайне не рекомендуется: может серьезно повлиять на работоспособность двигателя.
Стоимость данной процедуры обычно варьируется от 10 до 30 тысяч рублей, включая стоимость запчастей, а весь процесс занимает всего несколько часов. Экономия на деталях здесь не рекомендуется: оригинальные комплектующие – залог долговечности. В зависимости от типа двигателя и заводских рекомендаций, полный комплект замены может включать в себя не только сам ремень, но и ролики, болты и даже помпу охлаждающей жидкости.
Если решено провести ремонт самостоятельно, следующие стратегии могут быть полезными:
- Замена комплектом. Износ роликов и шкивов часто непредсказуем, определение рабочих деталей трудно. Оставив старые компоненты, можно ускорить старение нового ремня.
- Тщательное соблюдение меток. При замене следите за ними на коленвале, распредвале и возле маховика. Их точное совпадение – залог успешного ремонта.
- Использование фиксаторов при наличии двух распредвалов. В случае замены ремня на моторе такой конструкции их применение обязательно.
- Гидравлический натяжитель. На некоторых автомобилях он используется. Перед установкой нового ремня его следует демонтировать, привести в рабочее положение и аккуратно установить обратно.
Особенности выбора ремня ГРМ
При выборе ремня ГРМ настоятельно рекомендуется придерживаться оригинальных запчастей. Это гарантирует длительный срок службы и предотвращает возможные неожиданности. Даже в случае приобретения подержанного автомобиля, чей каталожный номер оригинала неизвестен, можно определить его по VIN-номеру.
При подборе ремня ГРМ без использования каталожного номера следует обращать внимание на несколько ключевых моментов:
- Технические характеристики. Ширина, длина, количество, размер зубьев, шаг между ними.
- Разумное соотношение цена/качество. Ремень ГРМ – ключевая деталь, и экономия на недорогих комплектующих может привести к последующим дополнительным расходам.
- Производитель. Не рекомендуется покупать детали от неизвестных заводов, даже если их номер совпадает с каталогом. Качество может оставлять желать лучшего.
Помимо вышеописанного, важно приобретать запчасти только в проверенных магазинах или у официальных представителей.
4 нюанса, чтобы предотвратить обрыв ремня ГРМ
- Следуйте регулярным интервалам замены, указанным в руководстве по эксплуатации машины.
- Даже если автомобиль используется редко и километраж невысок, но прошло более 5 лет с последней замены, проведите проверку состояния ремня в сервисе.
- Обратите внимание на признаки износа: посторонние звуки, запахи, подтеки, дым из трубы, трудный старт, неровная работа двигателя. Они могут указывать на проблемы с ремнем ГРМ.
- Никогда не предпринимайте самостоятельную замену ремня, если у вас нет соответствующих навыков и оборудования. Обратитесь в специализированный сервис, используя только оригинальные запчасти.
Ремень или цепь ГРМ: что надёжнее
Теоретически, цепной привод газораспределительного механизма не требует вмешательства в течение всего срока службы автомобиля. Однако на практике известны случаи, когда эта система просила ремонта на пробегах, сравнимых с ресурсом ремня ГРМ. Все зависит от конструкции данного мотора и условий эксплуатации. В среднем цепь может выдержать до 150–200 тыс. км.
Ремень или цепь ГРМ: что надёжнее
Считается, что цепь, в отличие от ремня, не рвется внезапно, что делает ее более безопасной для мотора. Однако растянутая цепь тоже угроза: она может привести к серьезным последствиям, таким как нарушение фаз газораспределения. Поэтому, независимо от выбора, регулярный контроль состояния цепи / ремня ГРМ – неотъемлемая часть заботы о здоровье автомобиля.
Часто задаваемые вопросы о замене ГРМ
Что будет, если не менять ремень ГРМ?
Скорее всего, он в конечном итоге порвется. Это не только приведет к тому, что двигатель не заведется, но и к более серьезным последствиям. Современные моторы спроектированы так, что при обрыве ремня ГРМ сталкивающиеся с движущимися поршнями клапаны обычно приводят к разрушениям. Это может потребовать сложного и дорогостоящего ремонта, включая полную замену двигателя. То есть ремень ГРМ – не тот элемент, где стоит экономить. Надо тщательно следить за пробегом и придерживаться регламента обслуживания системы газораспределения.
Что еще может сломаться в ГРМ?
Помимо обрыва ремня или чрезмерного растяжения цепи, что является критическими неисправностями, способными привести к необратимым последствиям, возможны и другие поломки в работе ГРМ. На старых или плохо обслуживаемых автомобилях могут возникать проблемы, которые не приведут к полной остановке двигателя, но значительно ухудшат работу.
Например, изношенные сальники клапанов, также известные как маслосъемные колпачки, часто пропускают смазку в цилиндры. Это может привести к дыму из выхлопной трубы и образованию нагара внутри двигателя. Отложения на клапанах при использовании некачественного топлива могут привести к их «зависанию», что вызывает проблемы с зажиганием.
Существует риск отказа натяжителей цепей или свиста подшипников роликов ремня. Иногда возникают сбои в электронике или механизмах регулировки фаз газораспределения, что приводит к переходу системы в аварийный режим. В результате таких неисправностей двигатель может работать неровно, перегреваться, терять мощность и тягу, а также затрудняется его запуск, увеличивается расход топлива. Все это в значительной мере снижает комфорт вождения.
Через сколько километров менять ГРМ на 8-клапанной «Лада Гранта»?
Согласно регламенту планового технического обслуживания, ремень ГРМ на ней следует менять каждые 75 000 км пробега.
Эта процедура необходима для обеспечения согласованной работы коленвала и распредвала. Проблемы с этой деталью могут привести к серьезным последствиям, поэтому важно следить за ее состоянием постоянно, не дожидаясь момента обрыва.