29.12.2023 Грузовики 3050 Время чтения: 13 мин.

Виды и маркировка дизельного топлива в России

О чем речь? Виды дизельного топлива определяются в зависимости от нескольких факторов. Так, в классификации, принятой Таможенным союзом, используются буквенные обозначения температуры эксплуатации дизтоплива и класс его экологичности.

На что обратить внимание? В маркировке дизельного топлива по стандартам Евро используются идентичные характеристики, но учитывается также температура фильтруемости. По данным признакам ДТ делится на сорта, виды и классы.

В этой статье:

Основные свойства дизельного топлива

Дизельное топливо — один из видов жидкого топлива для двигателей внутреннего сгорания. Его получают из нефти в процессе кипячения при температуре 180 – 360 °С, собирая пары, состоящие из газойля и керосина. Область его применения, вследствие существующих видов дизельного топлива, очень широкая, почти во всех отраслях промышленности. Из-за экономного расхода составляет достойную конкуренцию бензину.

Основные свойства дизельного топлива Основные свойства дизельного топлива

Интересно, что в Бразилии произрастает удивительное дерево Copaifera Langsdorffii, его второе имя «керосиновое дерево». Одно такое необычное растение может за год производить объем смоляной жидкости, достаточный для выработки пятидесяти литров дизельного топлива.

Основные показатели, определяющие свойства видов дизельного топлива:

  • цетановое число — отражает, насколько быстро топливовоздушная смесь воспламеняетсяв цилиндрах двигателя;
  • плотность — определяет объем топлива в генераторе, количество вырабатываемой энергии;
  • вязкость — показывает, насколько результативно распыление топлива;
  • количество серы — определяет опасность дизельного топлива для экологии и износ внутренних элементов двигателя и топливной системы;
  • предельная температура фильтруемости — показатель, при котором горючее густеет и не проходит через фильтр.

Свойства дизельного топлива и его зависимость от условий применения указываются в маркировке.

Стандарты дизельного топлива

Любое топливо, применяемое для дизельных двигателей, должно соответствовать требованиям государственного стандарта.

В 2005 году для дизельного топлива в России появился новый стандарт производства. Разработали его в соответствии с европейскими требованиями качества при экспорте и государственными правилами снижения экологической нагрузки. ГОСТ Р 52368-2005 стал полностью соответствовать европейским стандартам.

В 2011 году в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана приняты новые обозначения дизельного топлива. Регламентирует их нормативный акт ТР ТС 013/2011.

В результате одновременного использования потребителями и производителями двух стандартов на рынке дизельного топлива Российской Федерации произошло смешение обозначений.

С 1 июля 2014 года в России введен в действие ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное». Указанные виды зимнего дизельного топлива производятся с применением современного метода каталитической депарафинизации.

В Советском Союзе, а потом и России в соответствии с ГОСТ 305-82 дизельное топливо имело марки: Л — летнее, используемое при температуре воздуха не ниже 0 °С, З — зимнее, применяемое при температурах не ниже -20 °С и А — арктическое, применяемое до -50 °С. Обязательным было обозначение количества серы и температуры вспышки (для летнего топлива) или температуры застывания (для двух других марок). В настоящее время этот стандарт устарел, но иногда его еще можно встретить в запросах потребителей.

Элементы маркировки дизельного топлива

Маркировка дизельного топлива на первый взгляд дело непростое. Виды марок дизельного топлива указывают на тип дизеля, географическую область применения и сезонность, а также уровень его экологичности.

Элементы маркировки дизельного топлива Элементы маркировки дизельного топлива

В настоящее время, согласно двум вышеуказанным регламентирующим документам, маркировка топлива состоит из четырех групп знаков:

Маркировка назначения

Первая группа — принадлежность к типу горючего, в данном случае дизтопливу. Обозначается чаще как ДТ или дизтопливо.

Сезонность

Вторая группа — буквы, определяющие виды дизельного топлива по температуре эксплуатации: арктическое, зимнее, межсезонное, летнее.

Содержание серы в горючем

Это обозначение называют еще экологическим классом. Используемые в нем символы обозначают уровень содержания сернистых соединений. Сера — один из нежелательных элементов в составе дизельного топлива.

Допустимое количество содержащих её примесей строго ограничено. Их присутствие негативно влияет на экологическую обстановку и значительно снижает ресурс оборудования. Соединения серы в составе горючего вступают в реакцию с водяными парами, образуя кислоты. Как следствие, образуется сильный коррозирующий эффект и сильное нагарообразование при сгорании топлива.

Температура фильтруемости

Дизельные двигатели мощнее и экономичнее бензиновых. Но в зимнее время могут доставить немало хлопот своим хозяевам независимо от того, какие виды дизельного топлива существуют, и не завестись. Это может стать следствием плохой фильтруемости топлива. Показатель, который говорит, при какой самой низкой температуре заведется авто в морозные дни — предельная температура фильтруемости дизельного топлива. Опасность воздействия низких температур заключается в содержании парафина в составе дизеля.

Более подробную информацию о составе, видах и характеристиках дизельного топлива потребитель может увидеть в паспорте на конкретную партию горючего. Паспорт предоставляет производитель при отгрузке товара. Частного потребителя обычно эта информация не интересует.

Виды дизельного топлива по стандартам Таможенного союза

Маркировка Таможенного союза была принята в 2011 году и регламентируется ТР ТС 013/2011. Ее применяют при перевозке дизельного топлива между странами-участницами. Разрабатывалась маркировка на основании российских и европейских образцов. В результате она приобрела вид группы знаков, определяющих классификацию дизельного топлива по видам и классам.

Виды дизельного топлива по стандартам Таможенного союза Виды дизельного топлива по стандартам Таможенного союза

Конечный вид маркировки представлен буквенными или буквенно-цифровыми обозначениями установленного образца и выглядит как группа знаков: вид топлива-климатические условия эксплуатации-экологический класс.

Первое буквенное обозначение указывает на принадлежность к виду топлива — ДТ (дизельное топливо).

Дальше идет тоже буквенное обозначение, указывающее на климатические условия применения: Л, Е, З, А. Другими словами — это условный показатель температуры, при которой горючее начинает кристаллизоваться.

  • Л — летнее (A, B, C, D),
  • Е — межсезонное (E, F),
  • З — зимнее (0, 1, 2, 3),
  • А — арктическое (4).

Виды дизельного топлива по стандартам Таможенного союза Виды дизельного топлива по стандартам Таможенного союза

Таблица 1 — требования к летним сортам дизельного топлива (A, B, C, D) и межсезонным (E, F).

Виды дизельного топлива по стандартам Таможенного союза Виды дизельного топлива по стандартам Таможенного союза

Таблица 2 — требования к зимним классам дизельного топлива (0, 1, 2, 3) и арктическому классу (4).

Третью группу обозначений видов топлива дизельного двигателя составляет буквенно-цифровая комбинация. По Техническому регламенту ТС она обозначает класс экологичности продукта. Это показатели количества сернистых соединений в пересчете на килограмм готового продукта.

С 2014 года в России запрещено использование дизельного топлива экологического класса К2. С января 2015 года из внутреннего обращения выведено топливо класса К3. А с 1 января 2016 года на территории Российской Федерации разрешены выпуск и обращение дизельного топлива экологического класса не ниже К5. Но этот запрет не распространяется на производство с целью использования на нефтяных промыслах, буровых платформах и реализацию за пределы единой таможенной территории в рамках гособоронзаказа.

  • К2 — допустимая норма серы максимум 500 миллиграмм на килограмм горючего;
  • К3 — не более 350 миллиграмм на килограмм;
  • К4 — до 50 миллиграмм на килограмм;
  • К5 — всего 10 миллиграмм на килограмм горючего.

Маркировка дизельного топлива по стандарту Евро

Как и в предыдущих стандартах, первая группа обозначений дизельного топлива евровидов по ГОСТ Р 52368-2005 состоит из буквенного обозначения дизельного топлива (ДТ), но с добавлением слова «Евро», как того требует соответствие классификации Европейского союза.

Маркировка дизельного топлива по стандарту Евро Маркировка дизельного топлива по стандарту Евро

Затем идет обозначение сезонности применения топлива. По европейским стандартам это обозначение содержит в себе слово «сорт» и букву, отражающую предельную температуру фильтруемости топлива.

Соотношение предельной температуры обозначению в марке сорта и вида топлива дизельного евро:

  • Сорт А — 5 °С.
  • Сорт В — 0 °С.
  • Сорт С — -5 °С.
  • Сорт D — -10 °С.
  • Сорт Е — -15 °С.
  • Сорт F — -20 °С.

Завершает маркировку обозначение вида экологичности горючего по содержанию серы.

Классификация по содержанию серы:

  • Вид I — содержание серы не более 350 миллиграмм на килограмм.
  • Вид II — показатель составляет не более 50 миллиграмм на килограмм.
  • Вид III — минимальное содержание серы не более 10 миллиграмм на килограмм.

Примерная маркировка дизельного топлива по видам и классификации ЕВРО — «Дизельное топливо Евро, сорт В, вид I». На языке обычного потребителя это значит — «Дизельное топливо Евро, с температурой фильтрации 0 °С, содержание серы составляет не более 350 миллиграмм на килограмм».

Маркировка дизельного топлива по стандарту Евро Маркировка дизельного топлива по стандарту Евро

Если маркировка применяется к зимним и арктическим маркам топлива, то за основу берется ГОСТ Р 55475-2013, где предел фильтруемости топлива обозначается показателем «Класс» и числовым значением.

Обозначение температуры фильтруемости в марке:

  • Класс 0 — -20 °С.
  • Класс 1 — -26 °С.
  • Класс 2 — -32 °С.
  • Класс 3 — -38 °С.
  • Класс 4 — -44 °С.

К примеру, марка топлива «Дизельное топливо Евро, Класс 2, Вид III» в другой классификации читается как «Дизельное топливо зимнее с температурой фильтруемости -32 градуса и содержанием серы не более 10 миллиграмм на килограмм».

15 стандартов дизельного топлива в России

Кроме официальной маркировки, рассмотренной выше, в паспорте на партию произведенного материала указываются данные основных видов дизельного топлива согласно требованиям ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009).

  1. Цетановое число, не менее — 51,0.
  2. Цетановый индекс, не менее — 46,0.
  3. Плотность при 15 °С — 820 – 845 килограмм на кубометр.
  4. Полициклические ароматические углеводороды, по массе, не более — 8 %.
  5. Температура вспышки в закрытом тигле — выше 55 °С.
  6. Коксуемость 10 %-го остатка разгонки, по массе, не более — 0,30 %.
  7. Содержание воды, не более — 200 миллиграмм на килограмм.
  8. Зольность, по массе, не более — 0,01 %.
  9. Общее загрязнение, не более — 24 миллиграмм на килограмм.
  10. Окислительная стабильность: общее количество осадка, не более — 20 грамм на кубометр.
  11. Показатели коррозии медной пластинки — класс 1.
  12. Смазывающая способность, не более — 460 микрометров.
  13. Кинематическая вязкость при 40 °С — 2,00 – 4,50 миллиметров квадратных в секунду.
  14. Фракционный состав — в зависимости от температуры.
  15. Содержание метиловых эфиров жирных кислот, по объему, не более — 7 %.

Часто задаваемые вопросы о видах дизельного топлива

Есть ли различие между соляркой и дизельным топливом?

Главное различие между соляркой и дизтопливом в степени очистки и химическом составе. В основе любых видов и классов дизельного топлива — фракции керосина и газойля, а соляровое масло получают при перегонке сырой нефти.

Что такое биодизель?

Это топливо, созданное из чистых природных материалов, без содержания нефтепродуктов. Основой для него становятся растительные и животные жиры. Его допускается использовать в смеси с дизтопливом. Неважно, какие есть виды дизельного топлива, биодизель улучшит характеристики любого. Он чист экологически, полностью разлагается в окружающей среде, не содержит в составе серу и не имеет запаха.

Что собой представляет синтетическое топливо?

Это углеводородное топливо, отличающееся от обычного процессом производства. Как правило, его получают из твердого (уголь, опилки, сланцы) либо газообразного сырья. В настоящее время производство синтетического топлива ограничивается достаточно высокой его ценой. Одна из проблем производства: на изготовление одного литра синтетического топлива требуется до 7 литров воды.

Что собой представляет синтетическое топливо? Что собой представляет синтетическое топливо?

Производство дизельного топлива ориентировано на потребителя как отечественного, так и зарубежного. Виды дизельного топлива на заправках в основном одинаковы. Каждый регион приобретает подходящее по видам, техническим особенностям и нормативным требованиям. Россия — огромная страна, в которой разница температурных режимов и условий эксплуатации транспортных средств имеет широкий спектр. Соответственно, и дизель используется с различными характеристиками.

Утилизационный сбор
Спецтехника
Утилизационный сбор
Подробнее
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Погрузчики
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Подробнее
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подъемные краны
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подробнее
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Спецтехника
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Подробнее
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Спецтехника
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Подробнее

Есть вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер с вами свяжется в течение 15 минут

Введите корректные данные
я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
*Необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных

Или звоните по бесплатному номеру

price icon
Получить актуальный прайс
Получить прайс
Позвонить бесплатно
Подобрать оборудование
close icon

Артем Родин

Руководитель направления "спецтехника"

Артем Родин печатает ...