04.01.2024 Погрузчики 7384 Время чтения: 14 мин.

Управление вилочным погрузчиком: требования, принципы, правила

В чем особенности? Управление вилочным погрузчиком намного сложнее, чем обычным автомобилем. Это спецтехника для выполнения множества работ, которая нередко действует в тесном пространстве.

Кто может управлять? Чтобы получить права на управление вилочным погрузчиком, нужно пройти обучение, иметь соответствующую категорию и разряд. Однако без соблюдения правил безопасности, принципов вождения и, конечно, навыков не обойтись.

В этой статье:

Кто имеет право на управление вилочным погрузчиком

Вилочный погрузчик — специальная колесная напольная техника, которая обеспечивает любые погрузочно-разгрузочные работы на открытых площадках и в закрытых помещениях. Ему не зря в народе присвоили титул самого универсального вида техники. В настоящее время сложно представить себе большой склад, гипермаркет или строительную площадку без подобного чуда техники.

Кто имеет право на управление вилочным погрузчиком Кто имеет право на управление вилочным погрузчиком

При всем широком спектре выполняемых функций управляет этой машиной всего один человек. Управление вилочным погрузчиком заметно отличается от управления простым автомобилем. Оператор вилочного погрузчика перемещает тяжелые грузы на огромных складах и в тесных помещениях с узкими проходами. Единственное условие — размещение необходимых к перемещению тяжестей на специальных поддонах с предусмотренными конструктивно местами для вставки зубцов вилочного погрузчика.

В основном этот маневренный транспорт различается по типу двигателя, габаритам (возможности работать в узких и тесных помещениях), мощности.

Необходимо иметь удостоверение тракториста-машиниста с двумя категориями для управления вилочным погрузчиком:

  1. Категория «В» — для легкой техники с двигателем мощностью до 25,7 киловатт и массой до 5 тонн.
  2. Категория «С» — для погрузчиков с мощностью двигателей до 110,3 киловатт. Представителем этой группы являются большинство складских машин.

Работать на такой технике можно, имея временное удостоверение на право управления спецтехникой.

Оператор вилочного погрузчика — не является должностью высокой квалификации и не требует обязательного высшего образования.

Удостоверение водителя с правом управления вилочным погрузчиком можно получить в тех же лицензированных образовательных организациях, где получают права на остальные виды транспорта, пройдя курс обучения.

Кто имеет право на управление вилочным погрузчиком Кто имеет право на управление вилочным погрузчиком

Обучение на категорию «В» можно пройти по достижении 17 лет, на категорию «С» — 18 лет. В справке о медицинском освидетельствовании должно быть отмечено, что человек «годен к управлению тракторами и другими самоходными машинами».

Программа обучения вождению спецтехники категории «В» насчитывает 48 академических часов и не требует наличия водительских прав. Во время обучения проходит изучение теоретической части и практических навыков управления вилочным погрузчиком. По категории «С» продолжительность подготовки больше и наличие водительских прав могут ее значительно сократить.

После прохождения обучения управлению вилочными погрузчиками будущий специалист получает свидетельство о прохождении образовательного курса и, вместе с другими необходимыми документами, предоставляет его в орган Гостехнадзора по месту проживания или местонахождению центра обучения для сдачи государственного экзамена. Успешная сдача гарантирует получение прав на управление вилочным погрузчиком и присвоение рабочего разряда.

Обычно с правами человек получает третий разряд, с которым можно самостоятельно работать на погрузчике. Но в редких случаях присваивается второй разряд. И тогда к работе слушатель допускается только под наблюдением наставника. В таком случае изначально выдаются временные права, а после прохождения двухмесячной производственной практики они заменяются постоянным удостоверением тракториста-машиниста.

Экзамен в Гостехнадзоре на получение удостоверения с правом вождения вилочного погрузчика включает в себя и теоретическую часть, и проверку практических навыков.

Управление передачами вилочного погрузчика

Основным фактором популярности погрузчиков является простота управления. Число рычагов и педалей зависит от функций, выполняемых спецтехникой. А от наличия автоматической или механической коробок передач зависит последовательность использования этих рычагов и педалей.

Автоматическая коробка передач (АКП)

Автоматический вариант коробки передач на погрузчиках более понятен и прост, чем на автомобилях. Переключение передач происходит рукояткой, находящейся на рулевой колонке слева под рулем. Для приведения транспортного средства в движение нужно переместить рукоятку в направлении «от себя», отпустить ручной тормоз, предупредить окружающих о начале движения звуковым сигналом и нажать на газ.

Задний ход предполагает выполнение тех же действий, но рукоятка перемещается «на себя». Если коробка реверсивная, то при движении и вперед, и назад количество передач будет одинаковым.

Управление передачами вилочного погрузчика Управление передачами вилочного погрузчика

Механическая коробка передач (МКП)

Рычаги переключения передач и управления движением для удобства управления вилочным погрузчиком расположены с правой стороны от сиденья водителя. Изначально они установлены в нейтральном положении.

Для начала работы нужно снять технику с ручника, выжать педаль сцепления, установить нужное положение рукоятки направления («от себя» при движении вперед, «на себя» — назад), установить первую скорость рычагом и медленно отпускать педаль сцепления, немного подгазовывая.

Управление стояночным тормозом вилочного погрузчика

Для снижения скорости движения погрузчика или его полной остановки, независимо от типа коробки передач, используется педаль тормоза. При механической коробке передач она располагается посередине внизу под рулевой колонкой, при автоматической коробке — там же слева.

Погрузчики, как правило, оборудованы системой антискат. Она блокирует колеса при покидании оператором кабины, и техническое средство не двигается, даже если стоит под наклоном. Тормозная система представлена и стояночным тормозом. Он находится на панели управления, рядом с левой передней стойкой кабины.

Для активации стояночного тормоза необходимо перевести рычаг в положение «на себя».

Рычаги управления вилочным погрузчиком

Рычаг подъема каретки

Этот рычаг обычно расположен справа на панели управления ближе к рулю. Чтобы поднять каретку, нужно потянуть рычаг на себя, предварительно убедившись в отсутствии посторонних рядом с подъемным механизмом. Набрав нужную высоту, рычаг отпускают. Опустить вилы вниз можно, надавив рычаг от себя.

При подъеме каретки скорость операции можно регулировать наклоном рычага и нажатием педали акселератора или числом оборота двигателя. Скорость опускания вил контролируется только углом опускания рычага.

Рычаг управления наклоном

Наклон мачты необходим для управления устойчивостью груза и установки паллет на стеллажи. Чаще всего, это второй по очередности рычаг справа от рулевой колонки.

Управлять наклоном очень просто, рычаг двигают в ту сторону, куда нужно наклонить мачту. Скорость наклона регулируется углом наклона рычага. В целях безопасности невозможно наклонить мачту вперед при неработающем двигателе.

Управление педалями вилочного погрузчика

Количество педалей зависит от типа коробки передач на погрузчике. Обычно их две или три, и находятся они под рулевой колонкой. Педали сцепления, акселератора и тормоза располагаются по аналогии с любым автомобилем.

Управление педалями вилочного погрузчика Управление педалями вилочного погрузчика

Педаль сцепления

Если погрузчик с механической коробкой передач, то слева под рулевой колонкой находится педаль сцепления. Она нужна для переключения передач при управлении вилочнымпогрузчиком. Во время движения водитель выжимает педаль, ставит рычаг переключения передач и направления движения в нужное положение и медленно отпускает педаль сцепления, выжимая газ.

Педаль акселератора

Педаль акселератора или газа, как ее называют в народе, находится справа независимо от того, какая стоит коробка передач. Водитель использует ее для начала движения и регулировки скорости.

Педаль тормоза

При механической коробке передач педаль тормоза находится посередине, при автоматической — слева. Используется она для замедления движения, полной остановки или экстренного торможения. Для остановки техники с механической коробкой передач нужно нажать на педаль сцепления, а затем уже на педаль тормоза. При нажатии сразу на тормоз погрузчик заглохнет. На технике с автоматической коробкой передач остановка происходит сразу после нажатия на педаль тормоза.

С электронной педалью похожая ситуация. Датчики считывают угол наклона задействованной педали и отсылают информацию для автоматического управления дроссельной заслонкой. Чем сильнее водитель давит на педаль, тем быстрее поедет техника.

Многие производители вносят изменения в конструкцию, совершенствуют машины. Например, подлокотники с пультами управления, позволяющие выполнять несколько манипуляций одновременно, не лишая удобства водителя. Но это скорее эксклюзивные модели с немалой стоимостью.

Начало работы на вилочном погрузчике

Перед началом работы водитель должен пройти медицинский осмотр, переодеться в спецодежду и произвести осмотр погрузчика. Проверяются следующие моменты:

  • уровень жидкостей (масла, воды, электролита, тормозной, гидравлической);
  • наличие утечек, трещин и видимых дефектов;
  • визуальное состояние цепи мачты;
  • состояние шин;
  • правильность функционирования тормозов, рулевого управления вилочным погрузчиком и других элементов управления;
  • исправность вил, особенно верхнего фиксатора;
  • уровень топлива или зарядку аккумулятора.

Начало работы на вилочном погрузчике Начало работы на вилочном погрузчике

Со временем такая проверка входит в привычку и отнимает намного меньше времени, чем в первые дни работы.

Правила безопасности управления вилочным погрузчиком

Чтобы исключить нарушение техники безопасности, нужно до автоматизма научиться управлять вилочным погрузчиком. От непредвиденных обстоятельств никто не застрахован, и спокойные, уверенные действия оператора могут спасти чью-то жизнь.

Во время работы необходимо помнить об особенностях вилочных погрузчиков:

  • погрузчики заднеприводные;
  • габариты техники громоздкие и вес распределен неравномерно;
  • управление нелогичное и не интуитивное.

Правила безопасности управления вилочным погрузчиком Правила безопасности управления вилочным погрузчиком

Во время работы:

  1. Когда груз располагают на вилах, техника неподвижна. После размещения вилы немного приподнимаются, слегка наклоняясь назад. Во время движения вилы приподняты над полом на 20–30 сантиметров.
  2. На вилах размещается груз, вес которого соответствует характеристикам техники.
  3. Во время движения с грузом, подъема и опускания мачты в радиусе работы техники около пяти метров не должно быть людей. Особенно при работе с объемными, ограничивающими обзор грузами.
  4. Оператору следует проявлять внимательность и аккуратность при управлении вилочным погрузчиком, особенно при движении по наклонной поверхности.
  5. Движение вверх по уклону допускается только передним ходом, особенно с грузом. При спуске по наклону можно двигаться только задним ходом, нельзя двигаться грузом вперед.
  6. Необходимо убедиться, что груз правильно штабелирован и располагается на вилах по центру. Особенное внимание уделяется негабаритным грузам.
  7. Перед поднятием оператор должен проверить надежность фиксации груза. Не рекомендуется поднимать груз выше, чем необходимо для безопасного перемещения, особенно выше грузозащитной сетки вилочного погрузчика.
  8. Перевозка пассажиров запрещена. Поднимать людей можно только в специальной безопасной корзине.
  9. Нужно избегать резкого трогания с места и торможения. Превышение скорости и внезапное изменение направления движения тоже могут иметь трагичные последствия.
  10. Разрешается управлять погрузчиком только с сиденья водителя. Запрещается высовываться из кабины во время движения.
  11. По окончании работы погрузчик оставляют на парковочном месте, опустив вилы и наклонив подъемную раму вперед.
  12. При движении в местах скопления людей необходимо подавать звуковой сигнал. Нельзя проводить работы на скользких или других небезопасных рабочих поверхностях.

Часто задаваемые вопросы об управлении вилочным погрузчиком

Что нужно для управления вилочным погрузчиком?

Для управления подобной техникой нужно иметь определенные технические навыки, чтобы обезопасить себя и окружающих и повысить эффективность производственного процесса. Необходимо уметь обслуживать погрузчики и другое оборудование во время работы. Так же желательно уметь выполнять несложный ремонт вверенной техники. Нужно уметь контролировать и проверять уровень запасов на складах, это включает в себя и умение работать с накладными.

Что запрещено делать на вилочном погрузчике?

Категорически не разрешается поднимать вилами людей и перевозить их в качестве пассажиров. Нельзя по окончании работы оставлять груз на поднятых вилах. Пытаться самому устранить неисправность, если нет разрешения или навыков выполнения таких работ, тоже не разрешается.

Что запрещено делать на вилочном погрузчике? Что запрещено делать на вилочном погрузчике?

Управление этим специализированным транспортом нельзя сравнивать с управлением автомобиля. Сложность в управлении заключает в себе наличие навесного оборудования и специфика его использования. Количество рычагов управления вилочным погрузчиком и педалей, да и вся система управления у разных моделей погрузчиков может заметно отличаться.

Теоретические знания — это хорошо, но опыт приходит далеко не сразу. Нужно самому определить оптимальные условия работы, научиться следовать правилам безопасности и выработать свою манеру управления. Доведенные до автоматизма навыки управления техникой помогут с честью выйти из любой сложной ситуации.

Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Погрузчики
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Подробнее
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Спецтехника
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Подробнее
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подъемные краны
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подробнее
Утилизационный сбор
Спецтехника
Утилизационный сбор
Подробнее
Расход топлива экскаватора: таблица и формулы расчёта
Экскаваторы
Расход топлива экскаватора: таблица и формулы расчёта
Подробнее

Есть вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер с вами свяжется в течение 15 минут

Введите корректные данные
Я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
*Необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных

Или звоните по бесплатному номеру