Зачем нужны? Приборы безопасности крана необходимы для предотвращения аварий во время работ. Они отслеживают угол вылета и подъема, перегруз, приближение к электрическим сетям ближе, чем положено.
Какие есть? Приборы безопасности меняются в зависимости от типа крана: башенный, автомобильный, мостовой. Тем не менее, есть ряд механизмов, обязательных для любого вида кранов.
Из этого материала вы узнаете:
Общие приборы безопасности крана
Приборы безопасности крана – это технические устройства электронного типа, которые устанавливаются в зависимости от типа крана и рода привода. Основным их назначением является сбор информации о функционировании техники, отключение механизмов в аварийных случаях, предупреждение повреждений и отказов, обеспечение безопасной эксплуатации грузоподъемной техники (ГТ).
Общие приборы безопасности крана
К таким устройствам относятся:
- Ограничители грузоподъемности – производят автоотключение привода механизма подъема груза при превышении его массы или его момента в ГТ с переменной грузоподъемностью.
- Концевые выключатели – предназначены для отключения привода, когда превышен предел перемещения движущихся частей крана.
- Определитель вылета – используются для автоматического выключения одноименного механизма стрелы при ее приближении к максимуму/минимуму рабочего показателя.
- Блокиратор высоты крюка автоматически отключает механизм подъема, когда этот грузозахватный орган доходит до верхнего предельного состояния.
- Стопор поворота вращающейся секции не дает ей крутиться более двух раз в одном направлении, оберегая от обрыва активного провода, подающего электроток к двигателю.
- Индикатор номинальной полной нагрузки устанавливается на стреловых кранах с различными расчетными значениями грузоподъемности, учитывая вылет крюка.
- Контроллер указывает максимум поднимаемой массы, позволяя избежать перегрузки.
- Прибор угла наклона размещается на стреловых самоходных и прицепных кранах, кроме рельсовых. Он используется для мониторинга положения машины. Угол наклона в любую сторону во время работы не должен быть выше показателя, который отмечен в документе на кран. Указатель наклона иногда заменяют сигнализатором его угла.
- Блокиратор служит для электрического отключения входной двери кабины крана, крышки входного люка на мостовой настил и др.
- Анемометр обеспечивает автоматическое измерение скорости ветра; при превышении допустимой цифры работа прекращается, включается аварийное оборудование.
- Автоматический сигнализатор опасного напряжения АСОН-1 предусмотрен для оповещения о приближении стрелы к электросети с напряжением более 42 В.
- При подходе к электросети в антенне возникает наведенная электродвижущая сила (ЭДС), которая передается на блок усиления.
- Противоугонные приспособления применяются в башенных и козловых кранах для предотвращения их перемещения под воздействием ветра или схождения с рельсов.
- Аутригеры применяются для повышения устойчивости мобильной стреловой ГТ.
- Тормоза используются на механизмах для снижения скорости крана, удержания груза на весу или остановки техники в фиксированном месте. Преимущественно применяются тормоза-колодки, поскольку они просты по конструкции и надежны в работе.
- Тупиковые упоры рассчитаны на предотвращение схода с рельсов.
- Буферные приспособления применяют для ослабления возможного удара об упоры и друг о друга (резиновые прокладки, деревянные брусы, пружины, гидравлика).
- Для обеспечения безопасных условий труда используются съемные ограждения. Движущиеся части (шестерни, цепи, червячные передачи муфты, валы, барабаны, ходовые рельсовые колеса, токоведущие элементы) защищены съемными ограждениями.
- Для безопасного доступа к кабине оператора, электрооборудованию, приборам и механизмам используются платформы, лестницы и передвижные заграждения.
Приборы безопасности мостового крана
Механизмы безопасности мостового крана созданы для перемещения без риска грузов в пределах производственной зоны. Визуальный осмотр участка обслуживания осуществляется с рабочего места. В цехах горячей обработки это невозможно из-за установленного оборудования, избыточного тепла и дымовых выбросов. Поэтому повысить безопасность мостовых кранов можно путем совершенствования средств защиты. На подъездных железнодорожных путях, считающихся сложным участком, из кабины крановщика плохо виден двигающийся локомотивов с вагонами, а также вертикальные подъемники у рабочих мест.
Ниже перечислены средства управления данным оборудованием:
- Беспроводные датчики дистанционного контроля и диагностики, подключенные к компьютерам цехов.
- Автоматические приводы для мониторинга интенсивности движения.
- Дистанционное управление.
- Системы предупреждения столкновений (в цехах с двумя уровнями подъемно-транспортного оборудования).
- Датчики перегрузки и положения.
Приборы безопасности мостового крана
Машины оснащены страховочными канатами и дорожками для предотвращения падения людей с высоты. Они проложены на безопасном расстоянии в длину троллей. Запрещено передвижение вдоль закрепленного страховочного каната более 2 человек одновременно, а также любое встречное. Этот способ незаменим, когда предельная высота работ составляет:
- промышленность – 1 200 мм;
- судостроение – 1 500 мм;
- строительство – 1 800 мм;
- перегрузочные работы в портах и на станциях – 2 400 мм.
Приборы безопасности мобильного крана
Названия и типы предохранительных устройств на автомобильном кране (основной перечень):
- устройство контроля перегрузки;
- ограничитель хода;
- предохранительные устройства безопасности;
- аварийные приспособления;
- механизмы, предотвращающие опасное воздействие на экологию.
При проектировании и испытании новых машин необходимо соблюдать нормы безопасности. Убедитесь, что защитные устройства находятся в рабочем состоянии. Эксплуатацию следует доверить опытным специалистам (такие услуги включены в договор поставки).
Ограничитель крутящего момента техники – это усилитель деформации с дугообразной стальной пластиной. Он преобразует продольную деформацию верхнего ремня в поперечную у стальной пластины. В итоге гибкие контакты защищают от перегрузки и предотвращения амплитуды.
Ограничитель грузоподъемности представляет из себя силоизмерительное упругое кольцо, жестко соединенное с направляющим роликом подъемного троса или плунжера. При перемене нагрузки оно растягивается и подключается к триггерам управления.
Ограничитель веса решает две главные задачи:
- Определяет скорость подъема модуля при достижении нагрузки установленного значения.
- Отключение питания подъемного контура, если усилие выше допустимого показателя для данной конструкции.
Все приборы безопасности ГТ рассчитаны на то, чтобы кран поднимал легкие грузы на высокой скорости и тяжелые грузы на низкой скорости. В ситуации перегрузки привод немедленно отключается. Регулярное техническое обслуживание грузоподъемных кранов проводится организацией, обладающей необходимыми знаниями и навыками измерений и испытаний.
Обслуживание и ремонт приборов безопасности крана
Когда требуется ТО крана? В большинстве случаев оно проводится во время осмотра и диагностики самой грузоподъемной машины. Наладчик регулирует систему с учетом действующих норм и правил. Техническое обслуживание включает в себя следующие задачи:
- внешний осмотр оборудования для определения качества монтажа;
- проверка состояния электропроводки и правильности соединений;
- очистка от загрязнений;
- регулировка систем и механизмов;
- проверка целостности металлоконструкций, электрических механизмов и других систем;
- проверка целостности пломб, исправности и работоспособности.
По окончании технического обслуживания наладчик оставляет в журнале положенную запись.
В основном требуется замена деталей и компонентов (микросхемы, датчики, платы). Ремонт – сложный технический процесс, он выполняется только профессиональным наладчиком, имеющим специальный допуск и квалификацию. При обнаружении неисправности работа ГТ должна быть приостановлена до устранения неполадок. После ремонта наладчик производит регулировку нужных параметров. Частота проверок зависит от типа ГТ, грузоподъемности, условий эксплуатации и других важных факторов.
Часто задаваемые вопросы о приборах безопасности крана
Что обязательно использовать?
Все типы грузоподъемных машин должны иметь осветительные приборы для работы в темное или ночное время. Это является основанием и при эксплуатации в местах с плохой видимостью (туман). Размещение башенного крана учитывает монтаж светильников, которые полностью освещают рабочую зону. Их включение должно производиться отдельным электрическим устройством, установленным на портале. Рабочая и аппаратная кабины, машинное отделение также должны освещаться. Это относится ко всем видам кранов (мостовые, башенные, козловые, консольные) и другому грузоподъемному оборудованию.
Можно ли считать, что автоматические ограничители автокрана обеспечивают максимальный уровень безопасной работы?
Защитные приборы способствуют 90-процентной гарантии безопасности. Но при неправильной эксплуатации автокрана безопасность не может быть полностью обеспечена. Как и всякие электрические и механические устройства, приборы могут выходить из строя или давать сбои. Поэтому главным условием безопасной эксплуатации крана является наличие опытного машиниста и профессиональных монтажников.
Устройства безопасности автокрана изначально настроены на обеспечение защиты?
Механизмы, ограничивающие работу ГТ, нуждаются в постоянном контроле и неоднократном регулировании при ТО, после ремонта или замены каких-то механизмов. Каждая настройка обязательно должна учитывать конкретные технические и грузоподъемные характеристики.
Устройства безопасности автокрана
Приборы и устройства безопасности кранов защищают от перегрузок, столкновений, травм от подвижных частей агрегата, повреждения механизмов и обрыва электрических проводов. Также они максимально повышают уровень защиты от случайного повреждения окружающих вещей и причинения вреда здоровью людей, находящихся поблизости.
Механизированные грузоподъемные работы требуют неукоснительного соблюдения правил безопасности. Помочь оператору такой машины призваны защитные устройства на ГТ.
Разновидность приборов безопасности кранов постоянно расширяется. В настоящее время существуют уже не только комплексные приборы, но и навигационные контроллеры. Говоря не только о безопасности работы, все это сильно повышает управляемость сложных и тяжёлых грузоподъёмных машин, создаёт удобство и эргономичность системы для оператора, приближает к схеме управления современным автомобилем.