Что это? CMR в грузоперевозках представляет собой товарно-транспортную накладную (ТТН) международного образца. Наличие этого документа подтверждает факт договора о перевозке груза между тремя заинтересованными сторонами: отправителем, получателем и транспортной компанией, и определяет степень ответственности каждой из них.
Зачем нужна? Осуществление международных перемещений товаров – предмет пристального контроля таможенных органов. Транспортируя груз через границу, перевозчик обязан иметь при себе определенную сопроводительную документацию, подтверждающую его право на это и позволяющую получить сведения о перемещаемом.
Из этого материала вы узнаете:
- Что собой представляет CMR
- Основные пункты транспортной накладной CMR
- Сколько должно быть копий CMR-накладной
- Обязательно ли оформление накладной CMR
- Требования, предъявляемые к CMR
- Как правильно заполнить CMR
- Необязательные данные
- Описание в CMR опасных грузов
- Страхование по CMR-накладной для перевозки груза
- Плюсы и минусы страхования CMR
- Ошибки в CMR
- Часто задаваемые вопросы о CMR в грузоперевозках
Что собой представляет CMR
Транспортная накладная CMR – это документальное подтверждение заключенного контракта на транспортировку груза между поставщиком, транспортной организацией и получателем. Не все знают, что это такое – CMR в грузоперевозках. Расшифровка термина связана с французским словосочетанием «Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route». Она содержит следующую информацию о перевозимом товаре:
- Наименование перевозчика.
- Маршрут.
- Наименование отправителя и получателя.
- Срок доставки.
- Дата и время прибытия на таможню.
- Состояние груза в момент осмотра таможенниками и получателем.
- Штампы, печати, а также написанные вручную замечания и отметки.
Что собой представляет CMR
CMR в грузоперевозках гарантирует, что если между сторонами возникнут разногласия, решаться они будут в соответствии с Конвенцией.
- Правильное оформление накладной подтверждает законность перевозки груза.
- Этот документ является универсальным, содержит данные обо всех участниках, товаре и других условиях договора.
- При передаче груза кому-либо в процессе транспортировки в накладной делают отметки.
- CMR предъявляется на каждом пункте таможенного досмотра, итоги инспектирования подтверждаются штампом.
Основные пункты транспортной накладной CMR
В соответствии с условиями Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ), каждый грузоотправитель, маршрут которого проходит через территорию других государств, должен заполнять CMR. Бланки содержат 26 разделов, в которых отражены:
- наименования, адреса и контактные телефоны юридических лиц;
- страны и подробные адреса разгрузки;
- реестр сопроводительных документов – упаковочные листы, инвойс и так далее;
- товарно-материальные ценности в соответствии с классами, включая ДОПОГ;
- описание упаковки – коробки, контейнеры, поддоны;
- госномера автомобилей и прицепов, участвующих в перевозке;
- банковские реквизиты всех сторон процесса.
Каждый информационный блок должен соответствовать тому, что есть в реальности. При заполнении документа лучше сверяться с образцом, это помогает избежать ошибок.
Сколько должно быть копий CMR-накладной
Обычная товарно-транспортная накладная CMR насчитывает от 10 до 14 страниц. Они оформляются в соответствии с инструкцией из Письма Федеральной Таможенной Службы России № 04-30/22006 от 02.05.2012 г. После окончания разработки бланка делают не менее 4 копий:
- для отправителя;
- для грузополучателя;
- для транспортной организации;
- для осуществления расчетов.
По первому экземпляру устанавливается факт отгрузки товара и проведение оплаты, второй считается гарантией доставки, третий выполняет функцию путевого листа, необходимого водителю автомобиля в дальнейшем для предоставления отчетности и как основание для начисления заработной платы.
Обязательно ли оформление накладной CMR
Статья 4 Конвенции об автомобильных международных грузоперевозках гласит, что в первую очередь товарно-транспортная накладная необходима для подтверждения факта заключения договора об оказании услуг доставки. Там же есть пометка, что неверное заполнение, потеря или утрата бумаги не влияет на сами договоренности. Это используют некоторые недобросовестные перевозчики, отправители и получатели груза и не соблюдают в полной мере установленные регламенты, воспринимая документ как простую формальность.
Обязательно ли оформление накладной CMR
Требования, предъявляемые к CMR
Разработка CMR-накладной производится в соответствии со сводом правил, представленным в Конвенции, при этом там содержится большое количество правовых терминов, не дающих полноценного понимания темы. Согласно КДПГ, в бланке должны быть разделы по:
- дате, времени и месте составления накладной;
- моменту приемки товара;
- адресу доставки;
- грузоотправителю, транспортной компании и получателю;
- характеристикам товарно-материальных ценностей;
- количеству грузовых мест;
- значениям нетто и брутто для товаров;
- первичным и добавочным расходам;
- таможенным формальностям.
Разрешено включать в документ и некоторые другие пункты, например, с обозначением заявленной стоимости товара, размера наложенного платежа, материальной ответственности участников, перечня выданных водителю сертификатов.
Но логисты с опытом, во избежание негативных последствий из-за потери или утраты, заполняют как минимум 7 бланков. Чтобы избежать путаницы, часто используют цветовую дифференциацию, присваивая каждому экземпляру свой (обычно это розовый, зеленый и желтый).
Грузоотправитель и перевозчик подписывают все оригиналы. В российском транспортном законодательстве не прописано унифицированных требований к визированию документа. Можно применять обычную подпись, печать или типографский рисунок. Но грамотные юристы все равно рекомендуют использовать обычные подписи, так как накладные нередко участвуют в судебных тяжбах, где картинки или штампы воспринимаются с большой настороженностью.
Как правильно заполнить CMR
Бланк накладной, в соответствии с Конвенцией о международных грузоперевозках, содержит 26 пунктов. Из них отправитель оформляет блоки с 1 по 15, а также 21 и 22:
- первичные данные – наименования юридических лиц, контакты, адреса, государства;
- страны и адресные справки основных зон (тех, в которых идет погрузка/выгрузка);
- реестры документов, которые прилагаются к товарно-транспортной накладной – упаковочные листы, сертификаты, инвойсы;
- знаки и классы перемещаемых грузов (в основном – товаров из категории опасных);
- упаковка – перечисление всех поддонов, ящиков, коробок и контейнеров с маркировкой;
- условия транспортировки груза, закрепленные в нормативах, указанных в International commercial terms.
Если данного набора пунктов недостаточно, то при необходимости их можно расширять, так как в КДПГ приведено лишь минимально возможное их количество.
Необязательные данные
Зачастую правила оформления и заполнения CMR в грузоперевозках на импорт товаров являются рекомендательными, но брать их за основу необходимо всегда. Исключения допустимы только после консультации с опытным юристом, который подскажет, на какие пункты можно не обращать внимания. Чаще всего это разделы:
- 19;
- 27;
- 28;
Эти пункты содержат информацию о тарифах или стоимости дополнительных услуг, а так как отправители груза часто в работе опираются не на сдельные, а на договорные ставки, то проведенные операции вторично не визируются. Кроме того, согласно российской Конвенции, в товарно-транспортных накладных обязательно нужно ставить именно подписи, а печати и штампы в таких формулярах не считаются необходимыми элементами.
Описание в CMR опасных грузов
Ответственность транспортных агентов, работающих на маршрутах за рубежом, определяется не только Конвенцией об автотранспортных грузоперевозках. Логисты и шоферы должны точно соблюдать положения правил, записанных в ДОПОГ – это регламент о транспортировке товаров и продуктов, несущими опасность для водителей, иных лиц, окружающей среды.
Характеристики их и описания в СМR-накладной есть в отдельном блоке. Там содержатся данные, касающиеся:
- взрывчатых веществ и изделий;
- горючих и легковоспламеняющихся газов;
- ядовитых и токсичных веществ;
- мощных окислителей;
- воспламеняющихся твердых предметов и жидкостей;
- коррозионных составов;
- радиоактивных материалов.
Каждый из этих объектов требует к себе очень аккуратного отношения, поэтому специалисты подготавливают специальный транспорт, оснащенный защитными средствами и устройствами, заполняют огромное количество всевозможных документов и проводят подробные инструктажи.
Страхование по CMR-накладной для перевозки груза
Страхование выполняет защитную роль для отправителей ценностей и их получателей. Согласно правилам, перевозчик отвечает за сохранность любых товаров, загруженных на фуру, тягач, прицеп или полуприцеп.
Если при осуществлении перевозки с ними что-то произойдет, то ответственность в административном порядке будет возложена непосредственно на компанию-перевозчика. Но в определенных ситуациях страховка защищает и ее. Это может быть, если:
- товар был утерян или испорчен не по вине перевозчика, например, в результате аварии, кражи, неблагоприятных погодных условий, угона автомобиля;
- ущерб транспортируемому нанесен вследствие действий таможенных органов, например, при досмотре машины на пограничном контроле дольше утвержденного времени.
Принимать во внимание пункты о страховании должны все участники процесса, иначе серьезные проблемы могут возникнуть из-за любой мелкой ситуации.
Плюсы и минусы страхования CMR
Страхование направлено на защиту интересов всех участников договора. Особенно это важно для экспедитора, который финансово отвечает за недостачу или порчу перевозимых ценностей. Положительные стороны страховки:
- Снижение рисков транспортного агента, если товар повреждается не по его вине (грабеж, ДТП, угон машины, плохая погода).
- Гарантированно возмещается материальный ущерб, связанный с продуктом. Если в проблемах с доставкой или грузом виноват транспортировщик, то расходы остальных участников контракта компенсирует компания-перевозчик.
- CMR-страховка подтверждает надежность и ответственность транспортной организации и поднимает ее статус в глазах заказчиков.
Плюсы и минусы страхования CMR
Страхование имеет и отрицательные стороны, о которых следует помнить. Это:
- Временные затраты на оформление полиса. Однако если возникнет необходимость возмещать финансовый урон, то на сбор документов часов уйдет еще больше.
- Страховка предполагает дополнительные денежные расходы.
- Если целостность и сохранность груза пострадали от действий третьих лиц, то компенсировать убытки не получится: страховая компания ущерб выплачивать не будет.
- Ответственность имеет лимитируемые законом ограничения.
Оформить страховку для защиты себя от финансовых потерь при непредвиденных ситуациях может и таможенный брокер. Если при перемещении товара наступает страховой случай, то транспортная компания выплачивает ущерб владельцу груза, а фирма-страхователь возмещает убытки перевозчику. Система страхования несовершенна, но, несмотря на это, на практике к CMR-страхованию обращаются достаточно часто, так как это помогает найти серьезных заказчиков. Для многих фирм при выборе транспортировщика этот момент играет важную роль.
Ошибки в CMR
Итогом некорректного внесения информации в накладную могут стать убытки, которые придется оплачивать отправителю (по ст. 7 Женевской Конвенции), так как он заполняет основную часть документа и от того, насколько качественно он это сделает, зависит процесс транспортировки. Важно знать, что по оригиналу CMR можно доказать право на налоговый вычет при экспорте.
Ошибки в CMR
Часто задаваемые вопросы о CMR в грузоперевозках
Какие сложности могут быть при заполнении CMR-накладной?
Как правило, все трудности при оформлении бланков обусловлены бюрократией. В документе содержится несколько крупных блоков, на которые нужно обращать пристальное внимание. Любая ошибка при их заполнении может привести к тому, что его юридическая сила будет утрачена и защитная роль станет невыполнима.
Как поступить, если CMR отсутствует?
Нужно взять шаблон и приступить к разработке документа. Иначе нормальный экспорт/импорт осуществить будет нельзя. Участники этих процессов тщательно следят за документооборотом и его соответствием всем требованиям, регламентированным законодательством.
Какая ответственность предусмотрена за неправильное заполнение накладной?
Международная товарно-транспортная накладная является значимым документом, и составлять его нужно со всей ответственностью, иначе участники сделки пострадают. Проблемы из-за неграмотного оформления бумаги могут быть даже у получателя. Этот документ часто является основным при приемке и неточности, допущенные в нем, приведут к нарушению инвентаризации.
Ответственность за неправильное заполнение накладной
Таким образом, CMR в грузоперевозках в первую очередь необходима для защиты отправителя, получателя и транспортировщика от разных негативных факторов. Документ определяет зоны контакта всех сторон процесса, и параллельно, при возникновении неприятных ситуаций, обеспечивает защиту всем участникам. Но чтобы система действовала правильно, нужно ее досконально изучить, сформировать шаблоны документов, проработать множество нормативных актов и убедить исполнителей внимательно относиться к делу.