23.11.2023 Будьдозеры 2205 Время чтения: 13 мин.

Расход топлива бульдозера и способы его снизить

О чем речь? Топливный расход бульдозера рассчитывается по специальным формулам. Конкретных норм нет, так как техника выполняет разную работу в разных условиях. Однако вычислить примерный расход вполне реально.

Что влияет? Вместе с тем во время эксплуатации нередко допускаются ошибки, увеличивающие затраты на топливо. Чтобы их сократить и даже снизить, прибегают к советам опытных бульдозеристов.

Из этого материала вы узнаете:

Расход топлива бульдозера в разных условиях

Такая техника предназначена для выполнения сложных работ. Она дорогостоящая, поэтому часто не покупается, а арендуется для осуществления конкретных задач. Бульдозер позволяет выполнять множество операций с грунтом (выкапывание траншей, разравнивание поверхностей), а также очищать территорию от мусора и снега. Эта техника активно применяется при строительных работах и может показывать разную производительность в зависимости от многих факторов.

Расход топлива бульдозера в разных условиях Расход топлива бульдозера в разных условиях

В числе последних следует упомянуть:

  • текущее состояние обрабатываемого грунта;
  • расстояние, пройденное при транспортировке почвы;
  • параметры отвала и его тип;
  • механические характеристики грунта (просадка, прочность и прочее).

Мощность двигателя бульдозера превышает 100 лошадиных сил и обеспечивает внушительную тягу. Это влечет за собой высокое потребление топлива. Вместе с тем техника в процессе работы развивает небольшую скорость (около 10 км/ч). Поэтому расход топлива бульдозера принято учитывать по часам. Показатель применительно к спецтехнике не имеет конкретных нормативов. В связи с чем часто возникает вопрос, на какое значение расхода топлива следует ориентироваться.

Современные агрегаты бульдозеров на максимальной мощности потребляют примерно 0,22 л дизельного топлива в час в расчете на 1 кВт (или 0,165 л в час в расчете на 1 л. с.). Однако на практике она в процессе работы меняется. Это учитывается специальным топливным коэффициентом, который приводится в соответствующих справочных таблицах. Стоимость одного литра горючего варьируется в зависимости от местных расценок.

Рассчитаем показатель расхода бульдозера по формуле:

Стоимость топлива в рабочий час = 0.22 x Мощность (кВт) x Топливный коэффициент x Стоимость литра топлива

или

Стоимость топлива в рабочий час = 0.165 x Мощность (л. с.) x Топливный коэффициент x Стоимость литра топлива

Данные, приведенные ниже, были вычислены аналогичным образом, но с учетом выполненных рабочих испытаний и имеющегося опыта. Под данной таблицей объяснены понятия «легкие», «средние» и «тяжелые условия эксплуатации».

Модель гусеничного бульдозераЛегкие (л/ч)Средние (л/ч)Тяжёлые (л/ч)
1150M6,8–8,79,7–11,612,5–14,5
1650M8,2–10,511,7–14,115,3–17,6
2050M12,0–15,517,2–20,722,4–25,9

Далее приведем критерии отнесения к той или иной группе:

  • Легкие условия эксплуатации:
  1. Техника передвигается без нагрузки.
  2. В значительной мере используется холостой ход.
  3. В процессе работы сжигается поросль на местности.
  • Средние условия эксплуатации:
  1. Выполняются бульдозерные работы.
  2. Работают скреперы (толкание, загрузка).
  3. Местность расчищается от поросли.
  • Тяжелые условия эксплуатации:
  1. Бульдозеры работают на склонах.
  2. Работа скреперами выполняется челночным толканием и загрузкой.
  3. Осуществляется непрерывное рыхление или валка деревьев.

Следует отметить, что показатели относятся только к гусеничным бульдозерам, выполняющим стандартные операции. Таблицу нужно рассматривать исключительно в качестве ориентира. В действительности же полевые условия работы во многом зависят от таких факторов:

  • опыт оператора;
  • тип материала;
  • вид рабочего цикла;
  • общая эффективность работы на конкретном участке.

Показатель потребления горючего имеет смысл только в соотношении с количеством и типом перемещаемого материала.

Формулы для расчета расхода топлива бульдозером

Данные механизмы принято считать специальной автомобильной техникой, снабженной рабочим оборудованием. Они бывают нескольких разновидностей:

  • спецтехника для работы в режиме стоянки (пожарные автокраны, автоцистерны, бурильные установки и так далее);
  • специальные автомобили для выполнения ремонтных, строительных и прочих работ в режиме движения (автовышки, кабелеукладчики, бетоносмесители и тому подобное).

Формулы для расчета расхода топлива бульдозером Формулы для расчета расхода топлива бульдозером

Для определения нормы расхода бульдозеров, работающих в стояночном режиме, используется формула:

Qн = (0,01 x Hsc x S + Ht x T) x (1 + 0,01 x D), л,

где:

Hsc – нормативное потребление топлива на пробег, л на 100 км.

Если предполагается возможность спецтехники помимо прочего перевозить груз, данный показатель вычисляется с учетом транспортной работы:

Hsc' = Hsc + Hw x W,

где:

  • Hw – нормативное потребление топлива на транспорт, л на 100 тыс. км;
  • W – объем выполненной транспортной работы, тыс. км.

Остальные переменные формулы определения нормативного расхода:

  • S – расстояние, пройденное спецтранспортом к месту работы и обратно, км;
  • – норма потребления топлива для функционирования специального оборудования, л/ч;
  • T – продолжительность работы оборудования, ч, или количество выполненных операций;
  • D – общая относительная надбавка или снижение к нормативу, % (в зимнее время и в горной местности это исключительно надбавки).

Норма потребления топлива спецтехники, работающей в процессе движения, вычисляется по формуле:

Qн = 0,01 x (Hsc x S' + Hs" x S") x (1 + 0,01 x D), л,

где:

  • Hsc – индивидуальный нормативный расход топлива на пробег спецтехники, л на 100 км;
  • S' – расстояние, пройденное спецтранспортом к месту работы и обратно, км;
  • Hs" – нормативное потребление топлива на пробег для выполнения работы в процессе передвижения, л на 100 км;
  • S" – пробег техники при выполнении работы в процессе передвижения, км;
  • D – общая относительная надбавка или снижение к нормативу, % (в зимнее время и в горной местности это исключительно надбавки).

Для бульдозеров с установленной специальной оснасткой нормативное потребление горючего определяется на основе норм для базовых моделей автотранспорта, но с учетом измененной общей массы.

Что влияет на расход топлива бульдозера

  1. Техническое состояние двигателя. Неисправности в силовом агрегате бульдозера могут привести к перерасходу или, наоборот, к слишком малому потреблению топлива. Поэтому перед началом работ необходимо убедиться в отсутствии неполадок в двигателе.
  2. Стиль вождения оператора. Может влиять в том числе и неправильный режим переключения передач.
  3. Погодные условия, сезон выполнения работ, особенности ландшафта. Эти факторы также способны повысить либо снизить потребление топлива спецтехникой.
  4. Характер работ. Многое зависит от того, вскрывает ли трактор грунт или осуществляет лишь планировку территории на стройплощадке.
  5. Тип обрабатываемого грунта. Сказывается на расходе топлива бульдозера в час во время движения.
  6. Высота строительной площадки над уровнем моря. Этот фактор может для некоторых показаться неочевидным. Но, в действительности, чем выше над уровнем моря находится работающий трактор, тем больше горючего он расходует.

Как сократить расход топлива бульдозера

На производительность спецтехники и потребление горючего влияет множество факторов: место проведения работ, характеристика рабочей площадки, консистенция перемещаемого материала.

Как сократить расход топлива бульдозера Как сократить расход топлива бульдозера

Бульдозеры работают в основном на максимальной мощности, используя собственную массу. Этим объясняется высокий расход топлива. Тем не менее можно сэкономить на потреблении горючего и одновременно повысить производительность техники. Существуют эффективные способы добиться этого.

Минимизация высоких холостых оборотов, глушение двигателя при простоях

Например, трактор ожидает прибытия грузовика с материалом. В это время имеет смысл снизить обороты силового агрегата до минимума путем перевода бульдозера в режим пониженной мощности. Либо можно просто нажать на педаль тормоза.

Если же техника по разным причинам простаивает без работы довольно длительное время, лучше и вовсе заглушить двигатель.

Начало обработки рабочей площадки с передней ее части

При выполнении планировочных работ важным критерием экономии топлива и повышения производительности является минимизация пробега техники с максимальной нагрузкой. Это означает, что проходить обрабатываемый участок рекомендуется с его передней части по направлению к задней. При этом обеспечивается полная нагрузка на отвал и одновременно повышается продуктивность благодаря сохранению ровности площадки.

При движении в обратном направлении путь толкания, напротив, увеличивается. Повторное разравнивание следует выполнять, контролируя отвал путем своевременного его поднятия и опускания. Это нужно для предотвращения пробуксовки гусениц.

Поддерживать полную нагрузку на отвал при этом достаточно трудно, так как ровность обрабатываемой площадки легко нарушить.

Движение сверху вниз при разравнивании грунта на склоне

По возможности следует перемещаться именно таким образом. Это даст возможность повысить производительность техники и эффективнее расходовать топливо – движению техники будет помогать гравитация.

Благодаря этому при тех же усилиях перемещается большее количество материала и сокращается время на выполнение каждого захода. Это в сумме повышает общую производительность работы.

Движение сверху вниз также положительно влияет на продуктивность благодаря задействованию массы самой спецтехники. Этот фактор особенно заметен при работе бульдозера с крупными (например, сферическими) отвалами.

Движение сверху вниз при разравнивании грунта на склоне Движение сверху вниз при разравнивании грунта на склоне

Значительное снижение потребления топлива обеспечивается в процессе подъема техники по откосу с уклоном семь градусов при движении задним ходом на второй передаче, даже несмотря на то, что первая задняя передача дает меньший расход. Дело в том, что при аналогичном потреблении топлива вторая передача позволяет пройти расстояние, большее примерно на 20 %.

Но в любом случае движение снизу вверх даст гораздо меньшую производительность, так как работа будет осуществляться против силы тяжести. Расход топлива при этом может оставаться тем же, однако каждый проход техники в данном направлении займет больше времени.

Другие эффективные методы

  • Избегание пробуксовки колес и срыва силового агрегата.

Как только колеса или гусеницы на бульдозере начинают пробуксовывать, сразу же повышается потребление топлива. Это же происходит и при срыве потока гидротрансформатора. Также при этом неравномерно изнашивается ходовая часть техники.

  • Выполнение повторного разравнивания участков, где полная загрузка отвала затруднительна.

В таких местах могут помешать, например, слишком твердый грунт или наличие скальных пород. Повторный проход в обратном направлении избавит от этой проблемы. Данная мера позволит полностью загрузить отвал материалом.

  • Минимизация просыпания грунта из отвала.

Чтобы повысить производительность работ, следует в процессе разравнивания свести потерю материала из отвала к минимуму. Этого можно добиться, используя метод нарезки траншей.

Данный способ целесообразно применять на рабочих площадках, где вероятность просыпания перемещаемого материала из отвала особенно высока. Например, нужно переместить большой объем мягкого грунта на значительное расстояние, или проходить приходится по склону вниз.

Нарезаемая траншея должна иметь глубину, не превышающую высоту отвала, а расстояние между траншеями необходимо делать примерно в половину ширины отвала.

Часто задаваемые вопросы о расходе бульдозера

В чем состоит основное отличие Т-170 от Т-130?

В своей базовой комплектации последняя модель имеет стандартный топливный металлический бак объемом 290 л. В тракторах Т-170 этот объем увеличен до 300 л. Несмотря на незначительную разницу между Т-130 и Т-170, расход топлива последнего оказался выше. За счет этого обе модели работают без дозаправки примерно одинаковое время.

Какой расход у бульдозера 130?

Эта модель с середины 1970-х годов оснащается дизельным агрегатом Д-160 более высокой мощности, достигающей 160 л. с. Бульдозер с таким агрегатом в норме потребляет 244,3 г/кВт*ч.

Как оценить расход топлива арендованной техники?

Это зависит от типа трансмиссии и модели силового агрегата. Даже техника одного класса может потреблять разный объем топлива. Данный вопрос особо актуален, когда необходимо выполнить большое количество работ в течение длительного срока аренды. Тогда рентабельность применения арендованной спецтехники будет определяться её экономичностью.

как оценить расход топлива арендованной техники Как оценить расход топлива арендованной техники

Бульдозеры относятся к технике с большим расходом топлива. Это плата за высокую мощность. Ориентировочные нормы потребления топлива можно вычислить по формулам, приведенным в этой статье. Однако фактический расход во многом зависит от внешних факторов. Сложные условия работы вкупе с ошибками оператора, допущенными при эксплуатации, приведут к увеличению потребления топлива. Тем не менее есть практические способы, позволяющие сократить расход.

Утилизационный сбор
Спецтехника
Утилизационный сбор
Подробнее
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Погрузчики
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Подробнее
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Спецтехника
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Подробнее
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подъемные краны
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подробнее
Виды, типы и классификация спецтехники
Спецтехника
Виды, типы и классификация спецтехники
Подробнее

Есть вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер с вами свяжется в течение 15 минут

Введите корректные данные
я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
*Необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных

Или звоните по бесплатному номеру

price icon
Получить актуальный прайс
Получить прайс
Позвонить бесплатно
Подобрать оборудование
close icon

Артем Родин

Руководитель направления "спецтехника"

Артем Родин печатает ...