Масштабные объекты требуют применения высокопроизводительной спецтехники. Карьерные, в том числе многоковшовые экскаваторы, бульдозеры, подъемные краны и т.д. необходимо перемещать с объекта на объект. Большие габариты, масса, другие технические характеристики, не позволяют им передвигаться по дорогам общего пользования. Перевозки тяжелой техники производятся специальным грузовым транспортом. Необходимость и правила транспортировки той или иной техники оговариваются российским законодательством.
В этой статье:
Особенности перевозки спецтехники
Особенности перевозки спецтехники
Проблемы при транспортировке тяжелой техники начинаются с определенных весовых, а с ними и габаритных показателей. Так, транспортировка мини погрузчика возможна в кузове грузовика, и не создает никаких трудностей. А для карьерного экскаватора требуется специальный перевозчик, внушительных габаритов.
Многие колесные и гусеничные машины могут передвигаться своим ходом, однако скорость их, как правило, очень мала. Из-за высокой нагрузки на ось колесной техники дорожное полотно деформируется. Движение гусеничных агрегатов по дорогам общего назначения недопустимо. Малая скорость и огромные габариты создают серьезные помехи остальному транспорту, вызывают заторы.
Весовые и габаритные нормы прописаны для каждого вида техники. Ключевым показателем в определении допустимой массы является нагрузка на ось. При расчете включается и масса самого транспорта. Для двухосной машины предел осевой нагрузки составляет 18 т, трехосной — 25 т., а для шестиосного автопоезда — 44 тонны. Спецтехнику также перевозят по железной дороге, на судах и по воздуху, а иногда для транспортировки особо крупногабаритной техники её частично разбирают.
Возможность заезда на платформу своим ходом часто облегчает процесс, по сравнению с обычными грузами, но ограничения тоже существуют. Особенностью нестандартных перевозок являются также необходимость согласования процесса. В частности, необходимо получить разрешение на транспортировку негабаритного, тяжелого объекта.
На транспортировщике должны быть установлены соответствующие знаки. Кроме того, части груза, выходящие за пределы габаритов буксировщика, должны также иметь специальные обозначения. Имеется в виду выступание груза спереди и сзади на 1 м, и 0.4 м по бокам.
Скорость перемещения этих нестандартных грузов не превышает 60 км/ч.
Этапы перевозки спецтехники
Этапы перевозки спецтехники
Организация перевозки спецтехники — сложный процесс, требующий согласования транспортных, дорожных, юридических аспектов, погрузо-разгрузочных работ.
- Первым этапом можно назвать выбор транспорта. Однако он происходит в тесной увязке со вторым — прокладкой маршрута.
- Зачастую, на втором этапе приходится пересмотреть применение того или иного вида транспорта. На пути следования может оказаться низкий тоннель, мост, по которому не разрешен проезд большегрузов, неприемлемая трасса с ледяными подъемами и спусками.
- Третий этап — оформление документов. Он не является простой формальностью. Проложенный маршрут нужно согласовать с УВД, МВД и ГИБДД местностей, областей по которым будет происходить транспортировка.
- Четвертый этап — погрузка. Она осуществляется с помощью грузоподъемных механизмов, или своим ходом. Возможно понадобится частичная разборка. У экскаваторов часто демонтируют ковш. Нужно максимально снизить центр тяжести груза, и надежно закрепить его на платформе.
- Транспортировка происходит со всеми ограничениями, накладываемыми правилами дорожного движения, а иногда в сопровождении машин ГИБДД.
- Разгрузка. Техника отгружается заказчику своим ходом, либо с помощью ГПМ. Работа считается выполненной после подписания соответствующих документов.
Необходимые документы
Необходимые документы
Транспортировка негабаритной, тяжеловесной спецтехники предполагает наличие у компании, предоставляющей такие услуги соответствующей лицензии. Также необходимо наличие следующих документов:
- удостоверение водителя;
- документы на ТС (перевозчик);
- техпаспорт перевозимой спецтехники;
- путевой лист;
- товарно-транспортную накладную (ТТН);
- договор с заказчиком;
- страховка;
- доверенность (при необходимости).
Отметим, что отклонение от утвержденного маршрута недопустимо.
Способы перевозки
Тяжелая, крупногабаритная спецтехника перевозится сухопутными, водными видами транспорта и авиацией.
Перевозка спецтехники автотранспортом
Перевозка спецтехники автотранспортом
Автотранспорт можно назвать самым востребованным в крупных грузоперевозках. Иногда объект доставляется только автомобилем. Но если техника перевозится по морю или на железнодорожной платформе, то доставляют на вокзал ее, как правило, автотранспортом.
Трал
Трал часто используется для транспортировки негабаритной спецтехники на большие расстояния. Тралы различаются по грузоподъемности, количеству осей, высоте платформы. Высокорамные (более 1 м.) прицепы обладают хорошей проходимостью, из-за большого дорожного просвета. Низкорамные (менее 1 м.) предназначены для более хороших дорог, зачастую имеют и меньшие колеса. Платформа располагается низко. Это позволяет легко заехать на него самоходной технике по специальным откидным пандусам (аппарелям). Грузовая платформа может быть даже занижена между собственными задними колесами и колесами тягача. Это обеспечивает дополнительное снижение центра тяжести груза. Трал такого типа называется «корыто» . Существуют также раздвижные «телескопические» тралы.
Эвакуатор
Эвакуатор для спецтехники представляет собой транспортное средство с грузовой платформой, на которой перевозится машина специального назначения. Низко расположенная рама имеет также аппарели для заезда и съезда машин. Эвакуатор имеет усиленную подвеску и увеличенное количество осей. Он оборудован средствами погрузки. Это манипуляторы, лебедки. Платформы эвакуаторов бывают:
- прямые;
- сдвижные платформы дороже, тяжелее, но они существенно сокращают время погрузки;
- ломаные наиболее универсальные. Позволяют перевозить разные виды техники, в т.ч. поврежденную.
Транспортировка на эвакуаторе ведется тремя методами:
- полной погрузки;
- частичной погрузки. Метод применяется для буксировки только автомобилей. Он предполагает погрузку транспорта передней осью. Задние колеса остается на земле;
- буксировкой на жесткой сцепке.
От других автомобильных транспортировщиков эвакуатор отличает возможность самостоятельной погрузки, компактность, маневренность, большая скорость доставки.
Эвакуатор создает меньше проблем на дороге, однако согласование маршрута, получение разрешения на перевозку нестандартного груза в ГИБДД необходимо.
Эвакуаторы спецтехники ставятся на специальный учет ГИБДД.
Железнодорожные перевозки
Железнодорожные перевозки
Доставка тяжеловесной и негабаритной спецтехники на большие расстояния по России и за ее пределами, автотранспортом может оказаться нецелесообразной. Из-за больших малогабаритных показателей автомобиль нередко должен продвигаться медленно. Это увеличивает время доставки. Транспортировка при этом обходится недешево. В случае дальнего следования груза нужно рассмотреть железнодорожный транспорт. Ответственный груз перемещается по ровному железнодорожному полотну и с большой скоростью. Существенно сокращается время и стоимость доставки.
Правила и особенности перевозок на железнодорожном транспорте
Транспортировка железнодорожным транспортом надежна. Она производится в строгом соответствии с «Правилами перевозок автотракторной техники на железнодорожном транспорте» . Документ регулирует порядок этих перевозок.
Правила подробным образом прописывают порядок подготовки груза, в соответствии с ГОСТ 26653-90 — «Подготовка генеральных грузов к транспортированию» . В документе содержатся положения о демонтаже отдельных частей техники, упаковки, крепления груза. Учтены тонкости обхождения с предметами, находящимися внутри кабин агрегатов. Прописаны моменты, относящиеся к закрыванию дверей, пломбирования кузовов с грузом, регламентировано допустимое количество топлива в баке.
Правила описывают особенности транспортировки автопоездов и контрейлеров. В частности, предусматривают обязательное сопровождение автопоездов. Отметим, что они могут перевозиться с грузом, что также является преимуществом железнодорожных перевозок.
Что еще необходимо учесть при перевозке спецтехники
Что еще необходимо учесть при перевозке спецтехники
В конструкции специальных машин есть много конструктивных особенностей. Они могут помешать погрузки и выгрузке, вплоть до повреждения агрегата и транспортировщика. Приведем основные из них:
Ширина колеи
В большинстве ширина грузовой платформы прицепа — 2.5 м. Ее может не хватить. В этом случае применяют расширители. Они увеличивают размер до 3 метров. Важно, что основная нагрузка должна приходиться на саму платформу, а не на расширители. Последние рассчитаны на поддержание веса, и могут быть деформированы в случае перегрузки. Применяются также специальные платформы для негабаритных грузов. Ширина их колеи составляет 3 м.
Угол заезда
Угол движения по наклонной плоскости содержится в технических характеристиках агрегата. При погрузке он зависит от высоты грузовой платформы и длины аппарелей.
Кроме недостаточной тяги преодолеть крутой подъем мешают длинные свесы. Машина может упереться в пандус, не доехав до него колесами. Начав подъем, она может коснуться задним свесом земли. При съезде длинный свес задевает за аппарель. Длиннобазные модели рискуют навалиться днищем на угол, образованный аппарелями и платформой. Дорожная техника с отвалом посередине также может быть повреждена при погрузке.
Изменяя массогабаритные показатели можно понизить центр тяжести агрегата, а также сократить цену перевозки. Демонтируют выступающие части конструкции, в частности колеса. Уменьшить высоту машины можно, стравить давление в шинах и пневмоподвеске.