04.12.2023 Спецтехника 6918 Время чтения: 13 мин.

Оси грузовика: виды, количество и правила эксплуатации

Что это такое? Оси грузовика – узел, связывающий колеса машины с кузовом и кабиной. Выглядят как длинные металлические стержни, прикрепляющиеся к раме. На них приходится весь вес грузовика и груз.

Какие бывают? Основные виды – передняя, задняя, подвесная. У грузовиков разное количество осей, все зависит от мощности и грузоподъемности машины. Чем сильнее тягач, тем большее количество валов ему требуется, чтобы увести тонны груза.

Из этого материала вы узнаете:

Виды осей грузовика

Оси грузовика являются важным конструкционным элементом. Такие детали есть у многих видов автотранспорта, включая полуприцепы и прицепы. Их основная функция состоит в комплектовании и сборке подвижных деталей привода. Внешне оси грузовика выглядят, как труба из металла, прочность и надежность которой обеспечивается использованием высокопрочных сплавов в процессе изготовления такой детали.

В моделях грузовых авто высокой грузоподъемности устанавливаются оси с круглым и прямоугольным сечением.

виды осей грузовика Виды осей грузовика

На работу ходовой части оказывают непосредственное влияние средняя скорость движения и плавность набора мощности.

С учетом конструкционных особенностей и функциональности грузовика его подвеска может комплектоваться осями разного типа. Чаще всего встречаются:

  • Передняя ось: обеспечивает маневренность и управляемость автотранспорта. На ней установлены передние колеса. Данный узел обеспечивает передачу части общей массы на дорожное покрытие, участвует в совершении поворотов и управлении движением транспортного средства.
  • Задняя ось: основная балка, на которую приходится основная нагрузка. Этот узел включает задние колеса и обеспечивает устойчивость грузового авто при совершении маневров и торможении.
  • Подвесная (дополнительная) ось: располагается под днищем грузовика и при необходимости используется для повышения его грузоподъемности. Такой узел часто встречался на первых модификациях грузового автотранспорта. Его устанавливали, чтобы обеспечить возможность для транспортировки большего объема грузов.
  • Полуоси: детали подвески, обеспечивающие передачу крутящего момента от силового агрегата к ведущим колесам. С их помощью обеспечивается движение автотранспортного средства. Полуоси входят в перечень основных элементов привода.

Грамотный расчет и распределение нагрузки по осям грузовика способствуют обеспечению максимальной проходимости транспортного средства и обеспечивают его безопасную эксплуатацию.

Различия между передней и задней осью грузовика

В передней части подвески грузового автотранспорта находится ось ведущих колес, отвечающая за управление и траекторию движения. Данная деталь отличается уникальной конструкцией, обеспечивающей возможность для маневрирования на трассе и выполнения поворотов. Как правило, передняя ось грузовика (в сравнении с задними) способна выдерживать меньший процент общей массы транспортного средства, так как основной груз размещается не на ней.

Основная нагрузка приходится на заднюю часть подвески грузового авто. Именно поэтому здесь находится основная ось грузовика. Она не только поддерживает основной груз, но и является элементом, через который мощность от силового агрегата передается на ведущие колеса. В зависимости от модели и грузоподъемности транспортного средства у него может быть одна или две задние оси.

Различие между передней и задними осями проявляется и в конструкционных особенностях. Узел, который расположен впереди, способен поворачиваться и наклоняться. Эта особенность позволяет грузовику совершать повороты до 45 градусов. Задняя ось, в свою очередь, жестко зафиксирована и не поворачивается, но она функционально имеет возможность для передачи крутящего момента от мотора к колесам.

Существенно отличаются оси грузовика и по своей функциональности. Передняя балка отвечает за направление и управление движением, гарантируя стабильность и маневренность автомобиля. Сзади располагаются основные нагруженные оси, которые, к тому же, обеспечивают передачу мощности к ведущим колесам. Это позволяет грузовику двигаться, выдерживая высокие нагрузки.

Количество осей в грузовике

Численность осей грузовика зависит от его габаритов и предназначения. Транспортные средства с двумя осями встречаются чаще всего. В то же время в некоторых видах грузового транспорта их количество может достигать пяти. Предназначение грузовика напрямую влияет на количество осей. К примеру, двухосные машины обычно имеют четыре колеса, в отличие от 18-колесных, где часто пять осей. В последнем случае обеспечивается более равномерное распределение массы груза, повышается управляемость автомобиля и эффективность торможения.

Трехосные грузовики

Три оси, расположенные в задней части, характерны для трехосных грузовиков. Такая компоновка позволяет перевозить тяжелые грузы благодаря равномерному распределению массы и повышенной устойчивости. Примеры таких машин – это самосвалы, буксировщики и бетономешалки. Несмотря на более высокую стоимость, обусловленную сложностью конструкции, эти грузовики востребованы для бизнеса, связанного с перевозкой тяжелых грузов.

Трехосные грузовики Трехосные грузовики

Полноприводные грузовики и машины с приводом на четыре колеса (AWD и 4WD)

Полноприводные (AWD или 4WD) грузовики комплектуются трансмиссией, обеспечивающей одновременную передачу крутящего момента на все колеса. Как обеспечивается такой эффект? Чаще всего полноприводный грузовик комплектуется двумя осями, каждая из которых имеет отдельную трансмиссию. Это обеспечивает равномерное распределение мощности на все колеса, повышает тяговые характеристики и устойчивость автомобиля. Полный привод часто встречается на внедорожниках, хотя он нередко есть и у легковых моделей и даже у грузовиков.

Пятиосные грузовики

Конструкционно пятиосные машины состоят из тяговой машины, представленной тягачом или линейным грузовиком, и прицепа, имеющего не менее пяти осей. Эти транспортные средства используются для перевозки тяжеловесных грузов, для которых в противном случае пришлось бы использовать шести- или семиосные автомобили.

Пятиосные грузовики идеально подходят для транспортировки крупногабаритных грузов, не помещающихся в стандартную комбинацию тягача с прицепом. Для управления таким автотранспортом требуется наличие коммерческой водительской лицензии (CDL) с соответствующими отметками о допусках.

Особенности осевой нагрузки

Осевая нагрузка означает давление, которое автомобиль оказывает на дорожное покрытие. Эта характеристика входит в число наиболее важных параметров в контексте проектирования и эксплуатации грузового автотранспорта.

Статическое взвешивание

Скорее всего, вы встречали дорожные знаки, которые указывают максимально допустимый вес на ось грузовика. Их устанавливают возле статических весов перед мостовыми и другими конструкциями. В ходе взвешивания определяется нагрузка на каждую ось грузовика.

Статическое взвешивание Статическое взвешивание

Статическое взвешивание заключается в определении веса загруженного автомобиля, который останавливается на специальной платформе.

Динамическое взвешивание

Этот метод позволяет измерять вес автомобиля в движении, при условии, что его скорость не превышает 5 км/ч. Динамическое взвешивание востребовано компаниями с высоким объемом грузоперевозок.

Отметим, что такой метод имеет более высокую погрешность в диапазоне 0,5-3%.

К тому же, динамические весы требуют обустройства сложного фундамента и дренажных систем для отвода воды, хотя существуют и варианты без фундаментной конструкции, к примеру, для сезонных работ.

Условия эксплуатации осей грузовика

Каждая ось грузовика выдерживает огромные нагрузки. В частности, передняя балка испытывает «усталость» из-за динамической работы подвижных элементов рулевого управления. На нее приходится постоянная нагрузка в размере до восьми тонн. Масса груза определяет давление на ведущую ось грузовика, которая больше всего страдает из-за недопустимо большого веса. Это обстоятельство нужно учитывать при загрузке автомобиля, чтобы предотвратить внезапные поломки.

Ведущая ось грузовика может испытывать и другие дополнительные нагрузки. К примеру, резкие скачки мощности двигателя могут привести к выходу из строя редуктора и заблокировать дифференциал.

Активное использование грузовых автомобилей оказывает влияние на функционирование всех систем, включая подвеску и оси, которые могут выходить из строя из-за неправильных действий водителей.

Основное правило эксплуатации грузовика – это поддержание его в необходимом техническом состоянии и своевременное прохождение ТО. Водителям необходимо проявлять внимательность к таким важным компонентам, как оси и другие узлы грузовика, чтобы предотвратить аварии и сохранить целостность полуприцепа.

Часто задаваемые вопросы об осях грузовика

Какое количество осей у грузовика длиной 26 футов?

Как и любой другой коммерческий грузовик, 26-футовая модель стандартно оснащается минимум двумя осями. На их количество влияет длина автотранспортного средства. Без дополнительного прицепа или буксировочной тележки у 26-футового грузовика будет две оси. Потребность в третьей возникает лишь для поддержки дополнительной массы груза (когда превышен допустимый вес для двух осей).

Однако большинство грузовиков такой длины может перевозить большой груз и в двухосном исполнении. Таким образом, у стандартного грузовика длиной 26 футов две оси.

Что лучше: полный привод или 4WD?

Системы полного привода (AWD) и 4WD, распределяя мощность на все четыре колеса, повышают тягу и стабильность машины на пересеченной местности или в сложных погодных условиях. Выбор между AWD и 4WD зависит от индивидуальных потребностей.

AWD обычно более экономичен и предпочтителен для повседневного использования. Кроме того, он минимизирует риск повреждения дорожного покрытия. В то время как 4WD предлагает более высокую мощность и тягу для езды по бездорожью и в экстремальных условиях. 4WD идеален для поездок по глубокому снегу или грязи.

Какие основные требования к обслуживанию осей грузового авто?

Поддержание осей грузовика в исправном состоянии требует систематического технического обслуживания данных узлов. В противном случае могут возникнуть проблемы с управлением, ускоренный износ шин и даже ДТП.

Основные требования к обслуживанию осей грузового авто Тут могла быть ваша реклама

Основной перечень мероприятий по диагностике и обслуживанию осей грузовика:

  • Смазывание подшипников.
  • Осмотр и замена изношенных компонентов.
  • Балансировка и рихтовка оси.
  • Осмотр на предмет трещин и других видов повреждений.
Утилизационный сбор
Спецтехника
Утилизационный сбор
Подробнее
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Погрузчики
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Подробнее
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подъемные краны
Работа крана вблизи ЛЭП: правила и документация
Подробнее
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Спецтехника
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Подробнее
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Спецтехника
Система питания дизельного двигателя: устройство, принцип работы
Подробнее

Есть вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер с вами свяжется в течение 15 минут

Введите корректные данные
я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
*Необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных

Или звоните по бесплатному номеру

price icon
Получить актуальный прайс
Получить прайс
Позвонить бесплатно
Подобрать оборудование
close icon

Артем Родин

Руководитель направления "спецтехника"

Артем Родин печатает ...