О чем речь? Строповка грузов – процесс закрепления на транспортном средстве с использованием специальных ремней или цепей. Она важна для обеспечения безопасности и предотвращения повреждений, а также для эффективной перевозки.
На что обратить внимание?При выборе способа обвязки и строповки груза учитывают его габариты, вес и форму. Так, например, для труб подходит «удавка» по обеим сторонам, а для нескольких листов профнастила – мягкие стропы под углом 90 градусов.
В этой статье:
7 этапов строповки грузов
Без строповки грузов невозможно представить ни одно современное производство или иную работу, которая связана с тяжелыми и негабаритными ношами. От того, насколько правильно выбран способ строповки груза, будет зависеть его безопасное передвижение, что является гарантией предотвращения повреждений при несчастных случаях.
7 этапов строповки грузов
Строповка грузов производится в соответствии со следующей последовательностью действий:
- В первую очередь необходимо подготовить рабочую зону, благодаря чему обеспечиваются безопасные условия труда. Нужно убедиться, что площадка, на которой предстоит работать, чистая, не имеет препятствий, обеспечивается надежность опорной конструкции. Работы необходимо производить с использованием средств защиты и исправным инструментом.
- Следующим действием является оценка груза и определение его центра тяжести. Если этот параметр неправильно определен, то это может привести к таким последствиям, как перегрузка отдельных строп, потеря устойчивости и опрокидывание груза.
- Затем необходимо правильно выбрать стропы с крепежными элементами. При этом учитывается вес груза, его форма и условия эксплуатации. Для обеспечения безопасной и надежной строповки и перемещения грузов нужно пользоваться только качественными и сертифицированными материалами.
- Схема строповки грузов должна соответствовать нормативным документам. Не должно быть перекосов или провисания креплений. Если груз предстоит складывать в штабеля, то необходимо применять прокладки или защитные планки.
- Перед началом перемещения следует произвести проверку надежности строповки груза. На крепежных элементах и стропах не должно быть следов повреждений или износа.
- Перемещать груз необходимо медленно и осторожно. Недопустимы резкие движения, ускорения или удары. Вес груза должен быть распределен равномерно. В случае провисания одного стропа следует изменить схему крепления.
- По окончании перемещения груза необходимо проверить стропы и крепежные элементы на предмет наличия повреждений. Если таковые имеются, то требуется ремонт, замена стропов или оснастки.
Работая в соответствии с этой последовательностью, стропальщик будет грамотно и безопасно выполнять свои обязанности по подъему и перемещению грузов.
Подготовительный этап строповки грузов
Перед тем, как стропальщик начнет выполнять строповку грузов, необходимо выполнить подготовительные работы. Это будет гарантией надежной и безопасной работы. Ниже перечислены основные этапы подготовки к работе.
Проверка груза на наличие повреждений
Специалист должен произвести визуальный осмотр груза и убедиться в отсутствии видимых дефектов или слабых точек. При их обнаружении определить, возможно ли безопасное перемещение груза или нет.
Определение центра тяжести груза
Благодаря правильному определения центра тяжести обеспечивается равномерное распределение нагрузки на все стропы, исключается перекос ноши, который может привести к повреждению груза, автомобиля или травмированию людей.
Определение центра тяжести груза
Проверка наличия соответствующих строп и приспособлений
Размер и грузоподъемность стропов должны соответствовать грузу, который предстоит перемещать. Все стропы должны быть исправными, не допускается наличие трещин, перегибов и иных видимых повреждений.
Анализ физического состояния места, на которое планируется переместить груз
Необходимо убедиться, что площадка, на которой будет располагаться груз, способна выдержать его вес и дальнейшую транспортировку.
Определение схемы строповки грузов и способа строповки
Существует несколько схем и способов строповки грузов. Какого-то универсального метода не существует. Важно учитывать особенности каждого груза перед началом самого процесса.
Подготовка строп и приспособлений перед началом установки
Для более легкой установки и крепления строп на груз следует расстегнуть все ремни и застежки на них. Также следует убедиться в исправности всех приспособлений, которые могут понадобиться при выполнении работ.
Изучение спецификации строповки и инструкций по технике безопасности
В них содержится информация о правильном и безопасном использовании строп и приспособлений, безопасных методах выполнения работ.
Поиск оптимального способа доступа к грузу
Организация его обслуживания и перемещения в соответствии с требованиями техники безопасности
Последовательное выполнение всех этих этапов позволит правильно подготовиться к строповке и подъему груза с обеспечением необходимого уровня безопасности.
Основные правила строповки грузов
При погрузке или разгрузке любого тяжелого или негабаритного предмета используется кран, лебедка или тельфер. С помощью такого оборудования в значительной мере облегчается и ускоряется ручной труд человека.
Основные правила строповки грузов
Для обеспечения безопасных условий труда, исключения порчи перемещаемого груза и стоящих рядом объектов необходимо соблюдать определенные правила при производстве работ по строповке грузов:
- Стропальщик при строповке грузов должен работать в соответствии с установленными требованиями. К примеру, стропы должны соответствовать массе и габаритам перемещаемой ноши. Необходимо учитывать такие параметры, как угол наклона и количество ветвей. Наиболее часто на производстве применяются универсальные стропы. Их выбирают таким образом, чтобы угол между тросами был не более 90°.
- Строповку и зацепку грузов необходимо осуществлять в соответствии с типовыми схемами и нормами. На каждый перемещаемый предмет должны быть разработаны свои способы строповки грузов. Крепление выполняют с помощью специальных монтажных петель, рым-болтов и иных приспособлений.
- Если требуется поднять и переместить нестандартный груз, на который не разработаны специальные схемы, то контроль за осуществлением работ возлагается на лицо, ответственное за безопасное производство процесса. Нередко встречаются ситуации, при которых необходимо поднять ношу неизвестной массы. Для безопасной и правильной строповки грузов предполагается обязательное определение веса предмета. Только после этого дается разрешение на погрузку или разгрузку. Соблюдение этого правила позволяет правильно выбрать стропы, место хранения груза, тип подкладок и т.д.
- Стропальщики должны получать схемы строповки груза перед началом выполнения работ. В местах, где постоянно осуществляется погрузка-разгрузка, эти схемы располагаются на стенах, стендах или иных доступных местах.
- Согласно требованиям строповки грузов, крюки должны быть направлены от центра перемещаемого груза. Захватные или крепежные элементы необходимо оснащать предохранительными замками.
- Недопустимо крепление перекрученных строп или на которых есть узлы. Перед началом работ необходимо проверить целостность и исправность стропов и приспособлений.
- Если на грузе есть острые ребра или грани, то необходимо применять специальные накладки, которые предотвращают перетирание канатов. Обвязку предмета производят таким образом, чтобы обеспечивалась его устойчивость при подъеме и перемещении.
- Не допускается подъем крупного или негабаритного груза при изгибе звеньев цепи. Возобновление работ разрешается только после устранения этого недостатка.
- Если требуется поднять груз, осуществить его дальнейший монтаж на высоте, то согласно правилам строповки грузов, должна быть предусмотрена возможность дистанционной расстроповки.
- Снимать крюки с предметов разрешается только в том случае, если груз надежно установлен или закреплен. Специалисты должны уметь применять все способы строповки и зацепки грузов. Если есть необходимость погрузки предметов, на которые нет разработанных схем строповки, то ответственность за безопасное проведение работ возлагается на ответственного руководителя.
Выбор способа строповки грузов
Ниже перечислены факторы, которые необходимо учитывать при выборе способа строповки:
- Тип груза. Перемещаемые предметы могут быть тяжелыми, объемными, хрупкими и т.д., поэтому для каждого должен быть разработан соответствующий способ строповки. К примеру, при подъеме тяжелых грузов используются только стальные стропы, а хрупкие предметы перемещаются только на текстильных или резиновых стропах.
- Размер и форма ноши. При выборе способа строповки обязательно нужно учитывать эти параметры. Так, если перемещаемый груз имеет прямоугольную форму, то рекомендуется использование прямых строп, а круглые или овальные предметы следует перемещать при помощи кольцевых строп или захватов.
- Вес груза. Перед выбором способа строповки грузов, нормативные документы предписывают определить массу груза. Это связано с тем, что для каждого приспособления характерна своя грузоподъемность. При строповке длинномерных грузов большой массы необходимо использование нескольких стропов для равномерного распределения нагрузки.
- Особенности грузового транспорта, на котором будет осуществляться перемещение или складирование груза. К примеру, если предметы грузят на автомобильный прицеп, то используются одни варианты крепления, а если на платформы или в контейнеры, то другие.
При производстве погрузочно-разгрузочных работ важно соблюдение техники безопасности при строповке грузов и рекомендации производителей приспособлений.
Варианты обвязки груза
Обвязка – это один из способов закрепления груза с использованием строп или канатов без талрепов и иных закладных элементов. Всего существует два вида обвязки:
Свободная укладка
Её применяют при необходимости транспортировки нетяжелого и хрупкого груза. При использовании такого типа обвязки есть одно существенное ограничение, согласно которому его нельзя применять при наличии возможности смещения стропов вдоль груза. В некоторых случаях это можно предотвратить, если использовать специальные распорки.
Обвязка «на удавку»
В этом случае происходит стягивание ноши стропами под воздействием собственного веса. При таком способе крепления груза есть плюсы и минусы. Из преимуществ стоит отметить простоту, быстроту и удобство работы. К недостаткам относится возможность деформации поднимаемого груза, причем чем больше масса, тем сильнее будут повреждения. Также к минусам относится ускоренный износ стропов.
Типовые схемы строповки грузов
Типовые схемы строповки грузов
Схема строповки грузов – это чертеж, на котором указываются все способы и точки захватов. Специалист должен получить схему перед началом выполнения работ. При ее отсутствии запрещается выполнять погрузочно-разгрузочные работы. Существует несколько типовых схем строповки и перемещения грузов:
- Строповка строительных плит, перемычек, блоков, профилей производится путем зацепления крюками за специальные петли. Количество стропов должно соответствовать количеству петель. Благодаря этому исключается возможность повреждения конструкции.
- Круглые грузы, такие как пакеты труб, круглого проката, бревна, сваи, балки обвязываются захватом на удавку двумя УСК. При этом необходимо выдерживать расстояние от края груза до места крепления. Оно должно составлять не более ¼ длины груза. Благодаря этому создается допустимый прямой угол между стропами. Считается самым распространенным и надежным способом крепления грузов.
- Строповка пачки листов происходит на удавку с помощью универсальной двухпетлевой стропы. Крюки вставляются в свободные петли, в результате чего крепежные элементы надежно стягиваются.
- Для погрузки стальных листовых заготовок и изделий применяются струбцины или эксцентриковые захваты.
- Крупногабаритный груз должен быть оснащен петлями, цапфами или крюками, за которые происходит его крепление.
- Профнастил, металлочерепица и другие листовые кровельные материалы грузят или разгружают с использованием мягких строп, при условии выдерживании угла между ними в 90°.
Часто задаваемые вопросы о строповке грузов
Из каких материалов изготавливаются стропы?
Стропы, в зависимости от материала изготовления, могут быть цепными, текстильными и канатными.
Какими стандартами ГОСТ регламентируется строповка грузов?
Все способы строповки строго регламентированы различными нормативными документами. К наиболее распространенным документам строповки грузов относится ГОСТ 12.3.020-80, РД 11-06-2007, СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002 и т.д.
Каковы недостатки строповки грузов?
В первую очередь следует отметить тот факт, что неправильная строповка приводит к ухудшению устойчивости перемещаемого груза, следствием чего может стать его повреждение. Помимо этого, некоторые способы крепления требуют наличия специальных знаний, что приводит к дополнительным расходам на обучение персонала или привлечение специалистов со стороны.
Каковы недостатки строповки грузов?
Строповка грузов, определение места строповки грузов, проверка правильности строповки груза и т.д. – все эти мероприятия требуют наличия определенных знаний, навыков и опыта. К самостоятельной работе по этому профилю работы допускаются только обученные работники. Если таковых в организации нет, то лучше привлечь к процессу сторонних специалистов. Правильная строповка грузов является гарантией безопасного проведения работ и сохранности перемещаемого объекта.