05.12.2023 Спецтехника 2282 Время чтения: 14 мин.

Виды грузовых автомобилей и сфера их использования

Какие бывают? Виды грузовых автомобилей делятся в зависимости от типа двигателя и состава, различаются типом кузова и эксплуатационными характеристиками, среди которых грузоподъемность, количество осей, полная масса.

Где применимы? Любые грузовые автомобили являются составной частью логистики. Они обеспечивают надежный и эффективный способ транспортировки грузов из одного места в другое. Также ни одна стройка не обходится без этой спецтехники.

Из этого материала вы узнаете:

Виды грузовых автомобилей по составу

Грузовые автомобили бывают:

  • одиночными;
  • сцепками (автопоездами).

Одиночными называются те транспортные средства, чьи кузов и кабина стоят на одном раме и являются монолитной конструкцией.

Виды грузовых автомобилей по составу Виды грузовых автомобилей по составу 

Сцепка же формируется из нескольких компонентов, соединённых между собой как вагоны поезда. Их можно разделить. Сцепка, в классификации грузовых автомобилей, – это такие виды, как седельный тягач с фурой (полуприцепом), фургон с прицепом. Но попадаются и нестандартные конфигурации вроде седельного тягача, к которому присоединены прицеп и полуприцеп. У такого транспорта объём доходит до 120 кубометров. Впрочем, сформировать автопоезд бесконечной длины не получится: закон РФ допускает сцепки не длиннее 20 м.

Типы прицепов и полуприцепов

Прицеп является самостоятельным транспортным средством, поскольку не нуждается, как полуприцеп, в опоре, чтобы сохранять равновесие.

Полуприцепом называется особая разновидность прицепа, чья передняя часть опирается на «локомотив» и присоединяется к нему с помощью седельно-сцепного устройства.

Прицепы для грузовых автомобилей бывают следующих видов:

  • тентованные прицепы;
  • самосвальные;
  • контейнерные цельнометаллические;
  • изотермические;
  • рефрижераторные;
  • бортовые.

Полуприцепы тоже делятся на категории:

  • тентованные;
  • полуприцепы-самосвалы;
  • контейнеры;
  • низкорамные тралы;
  • платформы;
  • цистерны и контейнеры-цистерны;
  • рефрижераторные.

Также существуют узкоспециализированные полуприцепы:

  • лесовоз;
  • автовоз;
  • скотовоз (для транспортировки сельскохозяйственных животных);
  • контейнеровоз (платформа, на которой перевозят морские контейнеры);
  • тракторный полуприцеп (насыпной, бортовой или самосвальный) для сельхозработ.

Типы прицепов и полуприцепов Типы прицепов и полуприцепов 

Особого внимания заслуживает такой вид грузовых автомобилей, как фура. Размеры и характеристики фур разные:

  • Еврофуры. Это самая распространённая и типичная разновидность полуприцепов. Еврофуры имеют высоту 2,45-2,7 м, а по длине не превышают 13,6 м. Их внутренний объём, следовательно, тоже разный (82-90 кубометров). Грузоподъёмность колеблется в пределах 20-24 тонн.
  • Джамбо. Длина таких полуприцепов чуть больше – 13,8 м – а полезный объём достигает 96 кубометров. От еврофур отличаются меньшим диаметром задних колёс и Г-образным полом. Высота джамбо из-за этого увеличивается до трёх метров, что означает дополнительные шесть кубометров объёма. Но перевозить длинные цельные грузы (трубы и т. п.) в такой фуре невозможно из-за «ступеньки» в полу.
  • Меги. Их высота тоже составляет три метра, а длина – стандартные 13,6 м. Но пол у таких полуприцепов ровный, а не как у джамбо, что увеличивает полезный объём до сотни кубометров. Грузоподъёмность меги – порядка 25 тонн.

Обычно седельный тягач покупается отдельно от полуприцепов.

Виды грузовых автомобилей по типу топлива

Грузовые автомобили различаются не только по назначению, но и по топливу: это может быть дизель, бензин, газ, электричество или гибридные варианты.

  • Для грузовиков, работающих на бензине, характерна более высокая скорость. Однако и расходуется это топливо, по сравнению с остальными видами, наименее экономно.
  • Дизельные автомобили более мощные. Такие грузовики лучше подходят для транспортировки грузов на длинные дистанции. Дизель более выгоден, чем бензин.
  • Автомобили, работающие на сжиженном или сжатом природном газе, ещё более экономичны грузовые. И, кстати, они довольно мало загрязняют атмосферу вредными выхлопами.
  • В гибридных грузовиках источника энергии два. Как правило, это электричество и бензин. Довольно экономичны и универсальны: ими можно пользоваться как в пределах города, так и для перевозок на дальние расстояния.
  • Грузовые автомобили на электричестве вообще не загрязняют атмосферу, так как любые выбросы у них отсутствуют. Помимо экологичности, они ещё и экономичны. А вот запас хода у них весьма скромный, как и мощность (если сравнивать с остальными видами грузовых автомобилей).

Итак, у всех основных видов грузовых автомобилей есть как свои характерные плюсы, так и минусы. Выбирать транспортное средство следует исходя из конкретных задач и потребностей.

Виды грузовых автомобилей по типу кузова

Эта классификация грузовиков – одна из главных. Кузовных грузовиков больше всего. У коммерческих машин бывают кузова трёх типов:

  • открытые;
  • закрытые;
  • кузова специального назначения.

Однако существуют и грузовые авто без кузова: это седельные тягачи, на жаргоне дальнобойщиков также называемые головами. Кузов в них заменяет седельно-сцепное устройство, на которое крепится полуприцеп. Foton Auman BJ4189 – это показательный пример такого тягача.

У большинства грузовых машин кузов закрытого типа. Такие грузовые машины подразделяются на несколько видов.

Тентованные

Делаются на основе бортовых грузовиков. В кузов устанавливается покрытый тентом каркас. Главный плюс этого вида грузовых автомобилей – малый вес: по сравнению с цельнометаллическими и другими кузовами тентовые очень лёгкие, а это значит, что грузоподъёмность транспортного средства будет выше. Тенты бывают шторными и бортовыми. В любом случае, груз всегда защищён от наружных воздействий – дождя, ветра, грязи. Способ разгрузки у тентованных кузовов бывает как задним, так и боковым, и вертикальным.

Цельнометаллические

Вся конструкция кузова (с каркасом и перегородками) изготавливается из металла. Разгружают такие грузовики только через ворот либо через специальные шторки, что делает перевозку более безопасной: практически нет возможности незаметно пролезть в кузов и что-нибудь украсть. Стенки являются ударопрочными: там, где тент может порваться от механических воздействий, металл выдержит. Поэтому в таких кузовах удобно возить сыпучие материалы, а также предметы, не требовательные к условиям перевозки.

Но надо учитывать, что цельнометаллический грузовик тяжелее, его снаряженная масса выше, а грузоподъёмность из-за этого меньше.

Промтоварные

В этих фургонах перевозят продукты питания (если у них нет особых условий хранения), промышленные товары и прочие грузы. Часто на промтоварных грузовых машинах развозят свежий хлеб и выпечку. Вес фургонов Foton поколений C и S меньше, чем цельнометаллических, а защита от пыли, дождя и т. д. – выше, чем у любых тентовых. Кузов изготавливается из фанеры, пластика либо тонких листов металла. Идеальный баланс между грузоподъёмностью и сохранностью перевозимого имущества.

Изотермические

Такие кузова тоже делают из металлических листов. Их дополнительно обшивают теплоизоляцией, чтобы внутри сохранялся определённый уровень температуры – именно тот, в котором нуждаются скоропортящиеся продукты питания. Однако это не рефрижераторы, в которых температура регулируется вручную – в большую или меньшую сторону.

В линейке грузовых автомобилей Foton есть изотермическая модель: это Auman TX1625 (BJ1163), фургон, способный перевозить до 10,5 тонн груза. Доставлять на нём товары можно как по городу, так и в другие регионы.

Рефрижераторы

Рефрижераторные кузова тоже обшиты термоизолирующим материалом, но поддержание нужной температуры обеспечивается также и холодильным оборудованием. Поэтому в этих грузовых машинах можно спокойно возить молочные, замороженные, рыбные и мясные продукты – в общем, всё, что быстро портится в тепле.

Существует шесть классов грузовиков-рефрижераторов:

  • «A»: с поддерживаемой температурой в диапазоне от 0 до 12°С;
  • «B»: от -10 до +12°С;
  • «C»: от -20 до +12°С;
  • «D»: до +2°С;
  • «E»: до -10°С;
  • «F»: до -20°С.

Цистерны

Предназначены для транспортировки жидкостей. Бывают алюминиевыми и стальными. Есть кузова-цистерны с отдельными секциями, где можно размещать несколько разных веществ так, чтобы они не смешивались. Есть, напротив, кузова с устройством, которое постоянно перемешивает вещество, или кожухом, прогревающим смесь. Это позволяет доставить в идеальном состоянии, без утраты свойств, газообразные или переливные грузы.

В этот вид грузовых автомобилей входят, например, контейнеры-цистерны.

Виды грузовых автомобилей с открытым типом кузова

Грузовики с открытым кузовом тоже делятся на типы.

Бортовые

Собственно борта у таких машин довольно невысокие, они просто служат ограждением. Главный плюс таких машин заключается в том, что материалы и вещи удобно загружать и выгружать. Но с высокими грузами (торчащими над бортом) надо быть осторожнее и надёжно их закреплять. Перевозить в открытых бортовых грузовиках можно только то, что не боится пыли, ветра и осадков (чаще всего это стройматериалы, доставляемые в пределах населённого пункта, не очень далеко).

Бортовые Бортовые 

У некоторых бортовых машин (например, у Aumark BJ 1129 и Auman TX1625 (BJ1163)) есть кран-манипулятор, с помощью которого можно грузить достаточно тяжёлые предметы и ёмкости. Водитель, сидя в кабине, просто управляет им, как обычным автокраном. Собственно, это и есть гибрид автокрана с грузовиком, удешевляющий и ускоряющий работы по погрузке-разгрузке.

Платформы

У данного вида грузовых автомобилей вообще нет бортов. На платформах возят негабаритные и очень крупные грузы вроде промышленных ёмкостей, станков, труб большого диаметра, и т. д. Помостов у такого кузова тоже нет, погрузить или разгрузить его вручную невозможно, только краном.

Тралы

Предназначены для перевозки тяжёлого транспорта и спецтехники вроде гусеничных экскаваторов. Проблема с ними заключается в том, что по закону они не могут ездить по дорогам федерального и местного значения наравне с обычным транспортом. Тралы с низкой рамой обычно имеют откидную платформу или специальные помосты, чтобы удобнее было заезжать на них. Грузоподъёмность у этого вида грузовых автомобилей обычно очень велика, а осей у них не менее четырёх.

Виды грузовых автомобилей со специальным типом кузова

Это такие грузовики, как:

  • самосвал;
  • мусоровоз;
  • эвакуатор;
  • бортовой грузовик с КМУ.

Виды грузовых автомобилей по эксплуатационным характеристикам

Классификация по числу осей

Грузовые машины оснащают разным количеством осей – от двух до пяти, а иногда их даже больше.

На большинстве общедоступных дорог в России установлены лимиты по нагрузке на ось грузовика. Это делается, чтобы сохранить дорожное покрытие. Если, к примеру, по трассе запрещено передвигаться транспорту более чем с шестью тоннами на ось, то трёхосным грузовикам, весящим (вместе с грузом) 23 тонны, придётся выбирать другие маршруты: нагрузка на ось у них составляет 7,6 тонн, а это уже превышение лимита. Зато четырёхосные машины вполне соответствуют этому требованию и могут ездить спокойно, поскольку на каждую их ось приходится не более 5,75 тонн.

Надо учитывать, как весь груз распределяется внутри полуприцепа или прицепа: если нагрузка неравномерна, то на одну ось может приходиться менее пяти тонн, а на соседнюю – все 6,5.

Классификация по колесной формуле

Есть общепринятое обозначение этого параметра: две цифры – сумма всех колёс и число ведущих колёс. К примеру, 6х4, 4х2.

Грузовой автотранспорт подразделяется на следующие типы:

  • двухосный с одной ведущей осью (4х2);
  • двухосный с обеими ведущими осями (4х4);
  • трёхосный, где все оси ведущие (6х6);
  • трёхосный с двумя ведущими осями (6х4);
  • четырёхосный, где все оси ведущие (8х8).

Классификация по грузоподъёмности

Существует несколько классов грузовиков, различающихся по критерию грузоподъёмности.

  • Лёгкими считаются грузовые машины не тяжелее 3,5 тонн. Именно на них обычно развозят товары внутри населённых пунктах, на небольшие расстояния.
  • Транспорт с грузоподъёмностью 3,5-12 тонн. Используется для транспортировки самых разных грузов на средние дистанции.
  • Машины грузоподъёмностью 12-40 тонн относят к тяжёлым. Соответственно, и грузы они перевозят массивные.
  • Есть ещё сверхтяжёлые, от 40 тонн, грузовые автомобили. Очень крупные предметы, оборудование и т. д. можно перевозить только на них.

Эта классификация в автопроме очень важна: именно по такому критерию, как грузоподъёмность, оценивают соответствие машины конкретным задачам по перевозке тех или иных грузов.

Классификация по полной массе

Полная масса, включающая, помимо максимально допустимого груза, также и сам автомобиль, дополнительное оборудование и водителя, наряду с грузоподъёмностью является одним из важнейших параметров. Вычисляется это значение по нагрузке на конкретные оси.

Существует семь типов грузовиков, различающихся по суммарной массе:

  • машины менее 1,2 тонн;
  • 1,2-2 тонн;
  • 2-8 тонн;
  • 8-14 тонн;
  • 14-20 тонн;
  • 20-40 тонн;
  • тяжелее 40 тонн.

Обе характеристики, касающиеся массы, должны соответствовать перевозимым грузам. Если нагрузить на машину слишком много, есть риск, что она не выдержит. Превышение установленных пределов веса противозаконно, за это штрафуют. Если же, наоборот, использовать очень грузоподъёмное транспортное средство для перевозки лёгкого и небольшого груза, то расходы на перевозку будут слишком велики.

Часто задаваемые вопросы о видах грузовых автомобилей

Какие виды транспорта считаются грузовыми?

К грузовым относят только те машины, которые предназначены для грузоперевозок. В США и других странах Запада слово «грузовик» – truck – обозначает пикап, или джип с открытым кузовом, поскольку грузы в нём возить тоже можно, это его прямое назначение. Поэтому грузовики – это не только крупногабаритные авто категории «С», но также и автофургоны на легковых шасси и другие небольшие машины.

Какие виды транспорта считаются грузовыми Какие виды транспорта считаются грузовыми 

Поскольку все они создавались ради транспортировки грузов, любые грузовики относятся к коммерческому транспорту. Кузов у грузовика может иметь разную комплектацию и форму, быть как закрытым, так и открытым. Грузы можно возить в прицепе или в сцепке. Главное – не путать спецтехнику с грузовиками.

На каких грузовиках обычно перевозят грузы?

Фуры – самый популярный вид грузовых автомобилей, используемых для перевозки грузов сегодня. Как мы уже знаем, фура с технической точки зрения является седельным тягачом с полуприцепом – тентованным либо шторным, смотря какая модель. Рефрижераторные установки – это тоже фуры.

Что же касается городских грузоперевозок, то в этой области самыми популярными являются тентованные грузовики типа ГАЗели с относительно небольшим тоннажем (всего 3,5 тонн). Плюсы таких машин – это их маневренность (что важно в городской среде), довольно дешёвый «вход» на рынок и никаких особых требований. Очень распространены фургоны, коммерческий транспорт в цельнометаллическом исполнении, пикапы.

Как правильно выбрать грузовик для коммерческой деятельности?

Кроме грузоподъёмности, разные виды грузовых автомобилей различаются также и по назначению, и по характеристикам. Из этого и надо исходить. Если ваш водитель будет возить товар в пределах города, это одно, а долгие рейсы – совсем другое. В первом случае следует приобрести малотоннажку (до 3,5 тонн), которая даже не потребует отдельной категории прав – водить такую машину можно с категорией «В». Во втором случае оптимальным вариантом будет дизельный большегруз. Доход от рефрижераторов выше, однако поиск рейсов более сложен. Если вы только начинаете свой бизнес, то целесообразно выбирать универсальные тентованные или крытые цельнометаллические грузовики с прицепом.

Как правильно выбрать грузовик для коммерческой деятельности Как правильно выбрать грузовик для коммерческой деятельности 

Вот мы и познакомились с различными видами современных грузовиков, используемых для логистики и грузоперевозок. У каждого – свои сильные и слабые стороны, своя сфера применения, определяемая запросами клиента, расстояниями и типом груза. И небольшие фуры, и огромные фуры большого тоннажа находят применение в процессах доставки товаров, сырья, материалов.

Какой бы грузовик вы ни выбрали, надо учесть его особенности, экологическую эффективность, уровень безопасности, чтобы логистика развивалась успешно. Подобрав правильные машины, вы не только сэкономите свои средства и время, но и поможете сохранить окружающую среду.

Утилизационный сбор
Спецтехника
Утилизационный сбор
Подробнее
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Погрузчики
Какая категория прав нужна на фронтальный погрузчик: обучение, стоимость и ответы на популярные вопросы
Подробнее
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Спецтехника
Как взять спецтехнику в лизинг: алгоритм действий
Подробнее
Виды, типы и классификация спецтехники
Спецтехника
Виды, типы и классификация спецтехники
Подробнее
ТОП китайских самосвалов в России: обзор брендов
Спецтехника
ТОП китайских самосвалов в России: обзор брендов
Подробнее

Есть вопросы?

Оставьте заявку и наш менеджер с вами свяжется в течение 15 минут

Введите корректные данные
я подтверждаю согласие на обработку персональных данных
*Необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных

Или звоните по бесплатному номеру

Позвонить бесплатно
Подобрать оборудование
close icon
Артем Родин (менеджер)

Артем Родин печатает ...