Под самосвалом понимается грузовой автомобиль, который может выгружать содержимое кузова за счет его наклона, или принудительно, но без привлечения сторонних машин, и рабочей силы. Речь идет о сыпучих, навалочных грузах. Это бывает песок, щебень, каменная глыба, цементный раствор, снег, или мусор. База самосвала обычно короче, чем у обычного грузовика, что придает ему маневренности. Эти автомобили классифицируются по множеству признаков.
В этой статье:
Виды и классификация
Далее мы приведем основные виды самосвалов и способы их классификации.
По способу разгрузки машины делятся на:
- Заднюю;
- боковую (одностороннюю и двухстороннюю);
- трехстороннюю, т.е. возможна разгрузка на любой борт и назад;
- донную.
Грузоподъемность – самый главный показатель для грузовика.
- До 2т. – малая грузоподъемность;
- 2 - 10 т. – средняя;
- 10 - 30 т. – большая;
- более 30 т. – особо большая.
Классификация по назначению очень важна. Она то и задает все свойства машины – сколько она должна брать на борт, по каким дорогам ехать, и с какой скоростью и т. д.
Дорожные автосамосвалы
Такие грузовики перевозят до 40 т. Предполагается, что они передвигаются по шоссе, или проселку, но не по бездорожью. Их проходимость ограничена.
Карьерные самосвалы
Карьерные самосвалы имеют гигантские размеры и грузоподъемность. Например, «БелАЗ 75510» перевозит до 450 т. за раз. Это машины повышенной проходимости. Они используют задний и полный привод, широкие колеса, вдвое выше человеческого роста. Передвигаются они медленно, и маневренностью не отличаются.
Карьерные самосвалы
Сочлененные самосвалы (землевозы)
Эта спецтехника наоборот очень маневренная. Все из-за особенности конструкции рамы. Ее сочленение соединяет кабину и кузов, при помощи шарнира. Машины быстро преодолевают бездорожье, а на борт берут до 50 т. груза.
Самосвалы для проведения подземных работ
Подземные машины тоже имеют шарнир в соединении кузова и кабины и удачно проходят повороты шахты. Они также обладают хорошей проходимостью, и отличаются необычными, приземистыми обводами. Грузоподъемность машин – до 40 тонн. Их дизельные двигатели оснащены дополнительной системой очистки выхлопных газов. Все чаще, вместо ДВС используется электропривод. Он более экологичный и позволяет разгоняться быстрее. Применение электрической тяги дает возможность лучше скомпоновать необычную по форме машину.
Есть модели, в которых предусмотрен разворот водительского кресла и органов управления на 180. Это удобно при маневрировании в тесных шахтах.
Сельскохозяйственные самосвалы
Этим машины больше перемещаются по бездорожью. Поэтому им необходима хорошая проходимость. Сельскохозяйственный груз, как правило, меньше по плотности чем строительный. Поэтому, полностью загруженный транспорт имеет еще большой запас грузоподъемности. Для рационального использования техники их оборудуют надставными бортами.
Узкоспециализированные самосвалы предназначены для перевозки одного вида груза. Это бетономешалки, мусоровозы, зерновозы и пр. Их емкости бывают саморазгружающимися, или съемными. Перевозка бетона, цементного раствора требует применения дополнительного оборудования для перемешивания содержимого.
Область применения
Каждый вид самосвала находит свою область применения.
Область применения самосвалов
Дорожные грузовики активно применяются в сельском хозяйстве, подвозят сыпучие материалы на стройку, работают в коммунальном и частном секторе.
Карьерные, подобные БелАЗу, из-за своих размеров не предназначены для передвижения по общественным дорогам и работают на горных разработках, месторождениях, где порода добывается карьерным (открытым) способом. Для транспортировки к месту проведения работ, грузовики разбирают на части. Компоненты перевозят другими видами транспорта, например, железнодорожными платформами.
Сочлененные применяются на бездорожье. Они очень надежны и обладают исключительной маневренностью. Такая спецтехника необходима на горных разработках, в карьерах. Используют автомобили в строительной области, на неподготовленных участках. Они применяются для перевозки крупногабаритных, длинномерных грузов, например труб газопроводов, стволов деревьев, удачно маневрируют на лесных делянках.
Источник: «Интервью с конструктором самосвалов: Владимир Шашков». Информационный портал «Заводы и тепловозы».
Подземные – разновидность сочлененных самосвалов. Они созданы для проведения работ в подземных шахтах.
Узконаправленные машины применяются в зависимости от своей специализации.
Технические характеристики
Область применения, конструкция каждого вида машин определяет технические характеристики самосвалов.
- Грузоподъемность. Как отмечалось выше, легкий грузовик перевозит до 2 т. груза, а максимальная загрузка доходит до 450 т. В нашей стране наиболее востребованы грузовики с грузоподъемностью до 40 т.
- Снаряженная масса – это масса машины без груза. Она находится в пределах 6-50 тонн.
- Полная масса – суммарная масса транспорта и груза достигает 500 т.
- Мощность двигателя – На большинстве машин установлены двигатели от 200 до 700 л.с. Встречаются и двухмоторные исполнения.
- Вид трансмиссии. Применяются механическая коробка и АКПП.
- Колесная база.
- Количество мостов – бывает 2;3;4 и более.
- Скорость передвижения (средняя) – 45-70 км/ч.
- Метод разгрузки.
Технические характеристики самосвалов
Формы кузовов и методы разгрузки самосвалов
Быстрая разгрузка автомобиля повышает производительность транспорта. форма кузова, как и способ разгрузки, влияет на качество и время транспортного цикла. Формы различаются в зависимости от назначения, грузоподъемности.
При изготовлении кузовов сельскохозяйственных автомобилей применяется дерево. Надставные борта вполне удерживают объемный, но легкий груз.
Емкости карьерных машин сварные, ковшового типа. Они обладают большой прочностью, так как рассчитаны на погрузку экскаватором. Щебень, уголь, камни падают на дно с высоты. Горизонтальный козырек спереди защищает кабину при загрузке породы.
В поперечном сечении кузов может быть:
- Прямоугольный.
- Полуэллиптический.
- Корытообразный.
В прямоугольный кузов помещается максимальное количество груза. Также он способствует понижению центра масс – устойчивости автомобиля.
Однако, перевозимый материал, особенно с вязкой фракцией, застревает в углах, и требует дополнительной очистки.
Полуэллиптический обеспечивает качественную самоочистку, но имеет наименьшею вместимость и увеличенный центр тяжести. Такие кузова использовали для перевозки цементного раствора и бетона. Их применение ушло в прошлое. Они были вытеснены специализированными кузовами бетономешалок.
Корытообразный профиль – емкость со скругленными бортами. Она не так уж много теряет по вместимости, при этом хорошо очищается. Этот тип кузова – разумный компромисс между противоположностями.
Фартучная конструкция открывающегося самосвального борта принципиально отличается системы, применяемой в грузовике. Борт подвешивается на шарнирах сверху. После открытия нижних стопоров и наклона кузова он открывается под собственной тяжестью. При опускании резервуара борт занимает исходное положение, которое фиксируется нижними замками.
Совковый тип обходятся без закрывающегося борта. Сзади они ограничиваются скосом. Применяется также коническая конструкция пола. Все зависит от назначения. Так, на карьерном самосвале, груженом каменными глыбами, любой борт препятствует разгрузке. Совковый кузов отличается менее рациональным использованием объема, большим весом, необходимостью сильного наклона (до 80 градусов).
Самосвалы
Если же нужно обеспечить герметичность, применяют конструкцию с глухими, не открывающимися бортами. Для разгрузки такой емкость переворачивается через борт гидравликой. Противоположный борт при этом удерживается шарнирными стопорами. Глухим герметичным кузовам свойственна схема двухсторонней боковой разгрузки. В ней применяют два гидроцилиндра, установленные на переднем и заднем торцах.
Автомобиль может иметь три стороны разгрузки (по бокам и назад). В этом случае исполнительный механизм находится под кузовом.
При задней разгрузке гидроцилиндр тоже устанавливается под днищем, либо за кабиной.
Сельскохозяйственные машины оборудуют вертикальным передним фартуком. Он предохраняет сыпучий и легкий груз от выветривания.
Большое внимание при конструировании кузова уделяется раме. Она обеспечивает прочность, жесткость емкости, имеет опорные точки крепления гидроцилиндров.
Надеемся, что наш обзор поможет вам сделать правильный выбор. Но кроме знакомства с основными конструкциями машин, необходимо конечно прочесть отзывы профессионалов. Мнения людей помогут в первую очередь выбрать хорошего производителя.